Роль искусства

Лейсан Имангулова
Я учусь в техническом университете. Бывают моменты, когда хочется рисовать, писать рассказы, стихи, придумывать что-то, или просто читать, а должна сидеть, рассчитывать, чертить. Причём, парадокс - чем больше загружают, тем больше посторонних мыслей, и наоборот. Но картинка внизу всё-таки нарисована на каникулах.

Любое сходство мужчины (а это мужчина) с кем-либо - случайно; борода и длинные волосы у него появились только из-за нежелания уделять внимание шее, плечам, губам и подбородку - рисую я не часто. Да, руки тоже женские, рисовала со своих. На этом оправдания закончились.

Я пересмотрела своё отношение к искусству. Вспомним, как нас приобщали к культуре. Когда мы читаем рассказ, смотрим на картину, чтобы понять их в полной мере, мы должны получить некоторые сведения о биографии автора, историческую справку, тенденции в искусстве того времени, и предположить, что хотел этим сказать автор. Определяем эстетическую ценность, морально-этическую мысль, высказываем мнение. Тем самым повышаем эрудированность, прививаем вкус или представление о ней, понимаем разницу между "хорошо" и "плохо" и учимся рассуждать, получаем эстетическое удовольствие. То есть, культура делает нас. Одновременно с помощью продуктов искусства, мы узнаём (но не всегда понимаем) о прошлых временах с минимальным количеством посредников. На этом стандартное среднее представление о предназначении искусства исчерпано.

Почему ни разу не намекнули, что продукты искусства можно рассматривать так же как продукт бессознательного, хоть и достаточно "покоцанного" сознанием? Причём, как индивидуального, так и коллективного бессознательного.
Это помогло бы написать "историю болезни" человечества, структурировать симптоматику, поставить диагноз, назначить терапию, или хотя бы предупреждать "психозы" и "депрессии".

При чём тут бессознательное? Поясню мысль. Подумаем в духе К.Г.Юнга, что оно из себя представляет. Бессознательное по отношению к сознанию занимает комплементарную позицию. Отношение возникает потому что: 1) содержания бессознательного обладают пороговым значением (слабые элементы остаются в бессознательном) 2) поскольку сознание обладает определённостью и направленностью, она осуществляет "цензуру" содержания бессознательного, отправляя несовместное с ней обратно. 3) сознание представляет собой процесс актуальной адаптации, а бессознательное содержит в себе забытый материал индивидуального прошлого и т.д. 4) в бессознательном содержатся не достигшие порогового значения комбинации фантазии, которые при определённых условия вступят в сознание.

Сознанию, как направленному процессу, свойственна односторонность. Позиции в сознании налична контрпозиция в бессознательном. Она безобидна, пока не обладает повышенной энергией. Но вследствие чрезмерной односторонней направленности напряжение между противоположностями возрастает, и в критический момент, который обладает наивысшим энергетическим потенциалом, происходит разрядка и запускается бессознательное содержание.

То есть пока в мире всё стабильно - это признак того, что "сознание" выполняет свою "сдерживающую" функцию, исторический процесс происходит равномерно, все новые суждения пристрастны и строятся на основании имеющихся знаний и выбранного направления. Но как только происходит что-то из ряда вон выходящее, значит - не выдержала "перегородка". ((смена формаций, открытия, революции, новые течения, взгляды.) Обращаю внимание, что это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия)

Интересно, что многим событиям свойственна стихийность и умение, " не сговариваясь", возникать в разных местах. Так же стоит обратить внимание на механизм превращения ненормального в общепринятое. А так же на сложность внедрения чего-нибудь нового. Сейчас я намекаю и на общественно-политические явления, и на события в мире науки и искусства. (Примеры: из общественной жизни - акты расстрела, которые устраивают по непонятным причинам обычные люди. Общественно-политические - легализация однополых браков. Искусство - сама вероятность существования разных течений среди людей, претендующих на неповторимость. А в науке имеют место споры на тему: "Кто первым придумал и кто успел запатентовать".)

То есть этим списком мы выяснили наличие внешнего проявления внутренних процессов в мировом масштабе. Наличие коллективного и индивидуального бессознательного мы уже давно не отрицаем.
Сознание и бессознательное равноценны по отношению к друг другу. Значит необходимо оформить содержание бессознательного и понять его смысл, и вследствие сближение противоположностей и разбирательства между ними должна возникнуть и установиться трансцендентная функция. А именно новая установка, на этом этапе руководство от бессознательного переходит к сознанию.
Для чего это нужно? Разбирательство должно отклонять динамическое воздействие аффектов, то есть предотвращать "шизофрению" мира.

Встаёт следующий вопрос. Что взять в качестве материала для трансцендентной функции? Ответ предсказуем: продукты искусства. Все творения в той или иной степени создаются в состоянии вдохновения (кроме икон, где наития отождествлялись с происками дьявола), то есть в изменённом состоянии сознания.
 
В этом плане здорово потрудились сюрреалисты, их "сны наяву", идеи бессознательного творчества - это что-то гениальное. А также символисты.

Для реализации данной мысли существуют много вопросов и проблем: 1) Формализация принципов понимания и принципов выразительности, недопущение переоценки и недооценки данных. 2) Что именно будет представлять интересы бессознательного и сознания, и то и другое в историческом процессе сродни надписям вилами по воде. Проблема разграничения. 3) Опасность суждения согласно теоретическим и моральным предрассудкам.

(Отмечу тонкой строкой, что бессознательное в глобальном масштабе активно используется, вопрос - насколько осознанно?)

Очевидна необходимость создания эмпирических формул, которые будут совсем не просты, сродни инженерным системам.

Кто-то скажет, что это бессмысленно, невозможно. Для меня невозможны существование ракет, машин - да вообще всей техники. Я не сконструировала и не построила ни одного самолёта. Но они существуют и прекрасно работают. Науке неведома истина - она оперирует моделями, которым на время присваивается ярлык истины.

Мне кажется, время для глобальной интеграции наук давно уже подошло. История, психология, искусство, медицина, естествознание, обязательно технические науки должны сойтись воедино.
Это новый уровень в историческом процессе. Это задача, которая стоит перед человечеством. Идея создания нового, действительно разумного человека.