Невесть откуда

Андрей Румянцов
"Концерт негодный, абсолютно не исполнимый. Пассажи фрагментарны, бессвязны,
разрозненны и так жалко сочинены, что никакими улучшениями их не спасти. Само
сочинение скверно, тривиально и вульгарно. Одно или другое место стянуто у
известных. Одна, много две страницы возможно стоят того, чтобы их сохранить;
остаток же нужно уничтожить или всё заново сочинить".
Кто знает, о чьем и каком концерте этот уничтожительный отзыв? А отзыв этот
одного из самых значительных людей 19 в. Кстати, этот человек и заказал для
себя этот концерт. С одной стороны, чтобы поддержать молодого автора, а с
другой чтобы расширить свой репертуар. Он относился к автору по-менторски,
помогал ему материально, потому что тот нуждался. Этот человек был очень
важной фигурой в тогдашней культурной жизни России. Он основал Московскую
Консерваторию, он был выдающимся пианистом-виртуозом и дирижером. Да, это был
Николай Григорьевич Рубинштейн, а разгромленный фортепианный концерт принадлежал
Чайковскому. Тот самый концерт, который составит славу всей концертной
фортепианной музыке. Который не оставит без внимания ни один значительный
пианист или дирижер. Его первые торжественные и мощные аккорды сразу же
узнаваемы, как космические позывные. Десятки последующих композиторов, как
Рахманинов,  учились на нем. Он стал символом мирового превосходства русской
музыки. Как же так получилось, что один гений не узнал другого?
А все дело в том, что Н.Рубинштейн прав и не прав. Как опытный музыкант и сам
сочинявший (правда, скорее салонную музыку), он увидел внешнюю, квази
дилетантскую сторону сочинения. И просмотрев душу произведения, осудил его
сгоряча по внешности. Позже он переменит свое мнение и станет одним из лучших
исполнителей этого концерта. В этом вся тайна нашего дорогого
соотечественника — Петра Ильича. Это тайна истинной русской ненавязчивой, без
всякой рекламы души. Профессиональные композиторы как Ломакин, у которого в
хоре пел мальчик Чайковский, его непосредственный учитель Кюндигер, его
одноклассник по консерватории критик Ларош - никто не заметили дарования
нашего национального гения. Даже его брат Модест говорил о дилетантском
уровне своего (в будущем великого) родственника.
И я сам замечал с удивлением, как Чайковский пользуется  почти примитивными
правилами школьной гармонии в своих великих симфониях. И разработка в его
сонатных аллегро, действительно в своем принципе стянутая у Бетховена, по
внешности казалась неорганичной и не вписывающейся в русский строй души. Да,
в России не было подобной западной школы профессиональной музыки. Первый ее,
как с Луны свалившийся гений-дилетант М.В.Глинка, ездил на поклон в Германию
(учить контрапункт, будучи уже автором Ивана Сусанина), где искусство
композиции  было отточено веками и узнало свой пик в творчестве Баха,
Моцарта, Бетховена и др. Вот в этом и чудо России, что без всякой
многовековой школы вдруг, как по мановению волшебства, являются такие
величины как Мусоргский (повлиявший на Дебюсси и этим на всю новую музыку
Франции), Чайковский, Танеев, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, и,
наконец, Шостакович, Стравинский и Прокофьев. Как объяснить это явление?
Рационально это не возможно. Приходится опять вспоминать Тютчева: умом Россию
не объять. В этом залог нашего выживания и спасения — в этом "вдруг", в этом
"невесть откуда", "как с Луны".
Но вот еще один отзыв:
 «Это один из заурядных композиторов…; он пишет гладко, ловко, чисто, но без
малейшего проблеска самобытного дарования… бездарный, полный претензий,
лишённый творчества человек. Его музыка не согрета истинным чувством, в ней
нет поэзии, но зато громадная претензия на глубину… Мелодической
изобретательности у него очень мало; музыкальная мысль никогда не
досказывается до точки… Меня злит, что эта самонадеянная посредственность
признаётся гением…»
О ком это? Снова о Чайковском? Кто автор этого отзыва?
Может, кто-то узнает слова Чайковского о великом Брамсе.
Что же это такое? Недавно он сам подвергался уничижительной критике.
Возгордился он? Испугался конкуренции и спешит ее обезоружить? Скрытая
зависть?
Чайковский был непростой человек. Он мог и матком покрыть и быть очень
резким. Но нельзя ему отказать в одном (как впрочем и нашему гению
Достоевскому), это в глубоком проникновении в мир души человека. 
Я тоже Брамса не очень люблю. И по той же причине.

_______________________________
Lang Lang performing Tchaikovsky's Piano Concerto No.1
http://www.youtube.com/watch?v=ZN7XO5pYXqM

Brahms: Symphony No.4 - Giulini/SKB(1996Live)
http://www.youtube.com/watch?v=wUe6r9UcIkw&feature=kp