42 Приумножение

Александр Выженко
  № 42  ПРИУМНОЖЕНИЕ

~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~
~~~~~    ~~~~~
~~~~~    ~~~~~
~~~~~    ~~~~~
~~~~~~~~~~~~

Последний сноп - Божий сноп.
Дар хлебодара; дарение хлебодару.
Приумножение пространства.

1 ЗОЛОТОЙ МАНОК
Жнец за жнецом, сноп за снопом, венец за венцом…
Радость.

2 ЖУЖЖАНИЕ ПЧЕЛЫ
Сказки косы приумножают косы и серпы.
Животворящая радость.

3 УЛЕЙ
Разбрасывающий камни - еще один учитель жизни.

4 ДАРЕНИЕ МЕДОМ
Пора орать. Плуг Орла.

5 ГОЛУБОЙ НЕБОСВОД
Жемчужины на вспаханной земле. Подходящий момент приобщить разбрасывателя камней.

6 ЗВЕЗДА В НОЧИ
Орел бьет крыльями по глазам. Будто падает небо, и земля расступается под ногами. Последний  экзамен жнеца.
Терпение приумножает радость. Слава!


№  42 ПРИУМНОЖЕНИЕ
   
ЖМОТ И ДАН

   Пусть моя сказочка Чуром станет на защиту вашего духа, пусть укрепит она вашу веру в здравый смысл.
   Жил-был юноша, сирота (назовем его Даном). Бедно жил Дан, но никогда не жаловался, потому как у него была природная сноровка. Про таких, как он, говорят: «Метко стреляет в мир, как в копейку; что ты ему не делай, а он всегда возле своей цели».
   Вот влюбилась в него молодая панночка, а он в нее. Искренняя между ними любовь, но про свадьбу не думай и не гадай. Не позволят родители единственной дочке за бедного замуж пойти. Только искреннее чувство берет свое - обвенчались молодые без позволения, без родительского благословения.
   Погневались родители, узнав о поступке дочери, погневались, а потом и говорят: «Пошла ты, доченька, против нашей воли, а это страшный грех. Но уже ничего не поделаешь. Так забирай же все, что готовили мы тебе на приданое, и иди за своим избранником хоть на край света, лишь бы этот безотцовщина не мозолил нам глаза, да чтоб не было нам от людей позорного осуждения».
   Раз так, то и так. Перебрались молодые в другое село. Там и хату купили. А как покупали, - забыли они народную мудрость: «Не покупай себе дом, а купи себе соседа: дом купишь, а соседа не продашь», «Нет большей беды, чем лихие соседи».
   А сосед, надо сказать, попался им лихой, завистник и страшный скупердяй. (Назовем его Жмотом).
   Глядит Жмот, что его сосед в хозяйстве роскошествует, и плохо ему от того, как собаке от блох. И стал он тогда каждый день в молитвах просить Господа: «Опусти, Боже, беду на моего соседа, чтобы от его счастья не осталось и следа». Старательно молится Жмот, а Господь  - как не слышит. И решил он тогда сам наделать соседу шкоды; взял и украл у него петуха.
   Вот приходит он утром.
   - Желаю здравия, Дан!
   - И тебе того же, Жмот!
   - Как живешь-хозяйничаешь?
   А тот отвечает:
   - Далеко, широко лужок скошен, большая неправда на меня положена.
   - Что-то случилось?
   - Случилось.
   - Что имено?
   - Кто-то этой ночью украл у меня петуха.
   - Нещастливая у тебя судьба. Какой чудесный был у тебя петух. Пел, ну как орган!
   - Хороший был петух, нечего и сказать. А если с другой стороны посмотреть - вреднее его разве что черт; что ни посей, - все повыгребает и склюет. Так что, будет петь петух или нет, а день будет. У меня вон свинья есть, корова, конь… Что-то да будет. Еще и мудрые люди говорят: «Дай нам, Боже, что нам нужно: как умрем - на небо пойдем».
   - И то верно.
   Пошел Жмот домой да и говорит сам себе: «Что ты, соседушка, скажешь, если я у тебя свинью украду?»
   И украл ночью свинью.
   Вот приходит он утром.
   - Желаю здравия, Дан!
   - И тебе того же, Жмот!
   - Как живешь-хозяйничаешь?
   А тот и отвечает:
   - Далеко, широко лужок скошен, большая неправда на меня положена.
   - Что-то случилось?
   - Случилось.
   - Что имено?
   - Кто-то этой ночью украл у меня свинью.
   – Несчастливая у тебя судьба, Дан, - жалобно так виводит Жмот. - Какая чудесная была у тебя свинья. И что же ты теперь будешь делать?
   Дан и говорит:
   - Жаль мне моей свиньи, конечно. Вон и праздник близко. Думал - зарежу хавронью, свежатина будет, шкварок нажарю. Но если посмотреть с  другой стороны… Был я давеча у лекаря, так он мне и сказал: «Подорвал ты, Дан, свое здоровье. Если хочешь в радости жить, ни в коем случае не употребляй мяса, а только фрукты, овощи, масло и сыр». Так я и думаю: фрукты, овощи у меня есть, масло и сыр корова моя даст. Нет, не буду горевать. Может, оно и к лучшему, что у меня свинью украли. Никакого тебе искушения.
   – Может, и так…
   Пошел Жмот домой злой такой, что под ребрами колет. «Ничего, ничего, - думает себе, - что ты, Дан, скажешь, если я у тебя корову украду?» И украл ночью корову. Только солнышко взошло - он тут как тут.
   - Здравия желаю, Дан!
   - И тебе тогоже, Жмот!
   - Как живешь-хозяйничаешь?
   - Далеко, широко лужок скошен, большая неправда на меня положена, - говорит Дан.
   - Снова что-то украли?
   - Ага… корову.
   - Пускай того злой дух одолеет, кто такое творит! Что же это за бес такой, что повадился все у тебя красть?
   - Если бы знать.
   - Что делать будешь, Дан? Сам говорил: молочко, маслице, сыр тебе надо употреблять.
   - Запой, пташечка, на зеленом деревце, не буду печалиться, нет, не буду, - отвечает Дан. - У меня вон конь есть, воз новый. Буду каждый день на базар ездить; одному подвез, другому подвез, - глядишь, и заработаю копейку: и на масло, и на сыр… еще и на рючомку вина хватит.
   Пошел Жмот домой, а в голове только одна мысль: «Украду коня, а воз побью-покрошу. Что он тогда запоет?»
   Как задумал, так и сделал.
   - Здравия желаю, Дан! - приветствует утром соседа.
   - И тебе того же, Жмот.
   - Почему ты такой невеселый?
   - Коня моего украли, а воз в щепки разнесли.
   - Несчастливая у тебя судьба, Дан, - поет уже знакомую песню Жмот. - Чем же ты будешь жить, дорогой друг? Чем жену свою кормить будешь?
   - Есть выход, - говорит Дан. - Пойду с женою к ее родителям прощения просить. Люди они мягкосердечные, отходчивые, простят нам наше непослушание, и все, что надо, дадут: и петуха, и поросенка, и телицу, и коня…
   Как вы понимаете, Жмоту оставалось только… Верно. Переманить Данову жену. И ему это удалось.
   - Что ты теперь будешь делать без жены, Дан? - спросил как-то Жмот.
   - А что? Все к лучшему. Развязал ты, любезный сосед, мне руки. Вот возьму да нарежу из липы ложек, продам их, а вырученные деньги отнесу на монастырь, еще и сам монахом стану. Такая уж, наверное, моя судьба: в тихой келии от земных грехов спасаться.
   - Вот и хорошо.
   Симпатичен мне этот человек Дан. Такого, как он, с толку не собьешь, в печаль не вгонишь. Для такого и вред на пользу. Одно лишь меня интересует: знал ли он о такой мудрости: пожалуй соседу корову, Бог даст тебе двух? Наверное, знал.
   Вот прибегает как-то Жмот, и трудно его узнать: весь побитый, душа на распашку, по щекам текут горькие слезы.
   - Что же ты, - говорит он с упреком, - Дан, ничего мне про свою жену не сказал?
   - А что?
   - Она же у тебя бешеная женщина, злая, бьет меня денно-нощно… Сумасшедшая, не иначе. А вот сегодня кипятком меня ошпарила. Никакой жизни, ей-Богу!
   А Дан ему:
   - Э, брат, да где же были твои глаза?
   - Видать, бес меня попутал. Забери ее, прошу слезно! А если не сделаешь этого, останется мне одно - наложить на себя руки.
   - Хорошо, - сказал Дан, - жену свою я приму.
   - Еще скажу. Провинился я  перед тобой, ох как провинился. Это же я у тебя и петуха украл, и свинью, и корову, и коня, я и воз разбил. Верно говорят люди: не завидуй соседу, может, из того беда выйдет. А еще говорят: на чужом коне не наездишься, чужим добром не нахвастаешься. Знал я об этом, но не верил, в толк не брал. А теперь… Забирай весь свой скот назад; еще и мое хозяйство возьми: двор мой и все, что в нем.
   - Хорошо, - молвил Дан, - возьму: и свое, и твое. - А потом и спрашивает: - А ты что же будешь делать?
   - А я, - сказал Жмот, - пойду в монахи постригусь. Ибо только этого и желал. Говорю тебе - точно. Бог милостив, может Он меня и простит.
   - Может, и простит…
   Вот и все.
   Силу к этой сказке подсказал мне великий Руми:

   «Дурной, кто лишь печется о начале.
   Разумный - перспективу рассчитает.
   Взявшись за дело, он конец охватит взором,
   И никогда не будет он позором».