Вера и религии

Евгений Ефрешин
Евгений Космос
Развитие физико-математических наук и философии отверга-
ет идею Бога как надмирного Отца-Вседержателя, как лич-
ностного Творца всего сущего, как персонифицированную
первопричину Вселенной. Причина Вселенной в ней самой, в ее
безначальном и бесконечном развитии, она в своем существова-
нии самодостаточна и не нуждается в чем-то, а тем более ком-то
потустороннем.
Человек был сотворен по образу и подобию Божьему?
Нет, это человек в своем развитии стремится к постижению выс-
ших, божественных истин Вселенной, которые существуют безна-
чально и реально, без милости Всеблагого. Но человек не может от-
рицать идею Бога как идею извечной борьбы Добра и Зла, как стрем-
ление к высшим целям и ответственность за все содеянное в земной
жизни, ибо не все ею исчерпывается.
Современная наука доказывает, что смерть физического тела
еще не конец человеческий: совокупность его биополевых оболо-
чек сохраняется некоторое время, причем периоды их полураспа-
да (7±2 суток) и распада (42±4 суток) с переходом во вселенскую
лептонно-элетромагнитную субстанцию соответствует христиан-
ским представлениям о душе. Вспомним 9 и 40 день поминовения
усопших, перед тем как душа отлетит на небеса. Книга Р. Моуди
«Жизнь после жизни» и целый ряд других исследований измени-
ли представление о смерти и занимаются изучением посмертных
14 15
состояний. Нельзя отдавать религиям и сектам исключительное
право говорить о смерти и том, что после нее.
Наука утверждает также, что ЛЭМ-эйдосы людей одной веры
объединяются и образуют великое целое. Объясняется и возмож-
ность прорыва отдельных людей к энерго-информационному
полю Вселенной: интуиция, прозрения, пророчества. Древнегре-
ческий философ Плотин, основатель неоплатонизма, высказы-
вался так: «Когда мы видим Бога, то видим его не разумом, а чем-
то высшим, чем разум».
Поэтому отрицать религию и веру, как это делают ортодок-
сальные атеисты-материалисты, не представляется возмож-
ным. Необходимо чуткое, трепетное отношение; внимательней-
шее, глубокое изучение. Как говорит сама Библия, «отделение зе-
рен от плевел».
Нам, читающим, пишущим, думающим на русском языке, наи-
более близко христианство. Да что там близко! Русское искусство,
литература, мировоззрение, непредставимы без Христа и Благой
Вести. Поэтому сделаем попытку, — нет, не анализировать, не пре-
парировать! — а вникнуть в сокровенные глубины, воспарить
к небесным откровениям, причаститься Святых Тайн; с глазами
без церковных повязок, с разумом без догм, с открытой душой.
Истоки христианства в первой книге Ветхого Завета «Бытие»,
где говорится о заключении Авраамом Завета (союза, соглаше-
ния) с Богом. Авраам кочевал с небольшим пастушеским племе-
нем из Месопотамии по Сирии и Палестине. Они шли через пу-
стыни в поисках богатых пастбищ и вышли в благодатную землю
Ханаанскую: «И явился Господь Аврааму и сказал ему: потомству
твоему отдам Я землю сию. И создал там Авраам жертвенник Го-
споду» (Быт. 17:7).
Не очень благовидный союз: у хананеян отбирают род-
ную страну и отдают ее невесть откуда взявшемуся пришельцу,
а за это Авраам отвергает прежние верования, покоряется ново-
му единственному богу и приносит ему жертвы. Вот каковы исто-
ки иудейского монотеизма: торговая сделка, причем очень нечи-
стоплотная, а проще сказать, грабительская. А между тем главной
заслугой Библии считается провозглашение Единого Бога, уход
от язычества. У любого человека, кроме разве что участника сдел-
ки, такая плата за единобожие называется взятка.
А сейчас оставим Библию и рассмотрим проблему политеизма
и монотеизма более пристально, и в свете других религий, и с по-
зиций философии.
Несомненно, что уход от сонма языческих богов, наделенных
многообразными, противоречивыми свойствами к Богу Единому
знаменует собой новый, очень важный этап в развитии религи-
озной мысли человечества. Но если обратиться к истории, иудеи
не были в этом первыми. Задолго до них в Древнем Египте фараон
Аменхотеп (муж царицы Нефертити) повел борьбу против много-
божия и магических культов. Он (в отличие от библейского Авра-
ама) запретил жертвоприношения, повелел уничтожить всех идо-
лов, запретил их почитание и даже просто упоминание во имя но-
вый истинной религии. Аменхотеп пророчествовал о едином Боге,
видимым воплощением которого было Солнце.
В отличие от Авраама он не провозглашал египтян народом
исключительным, богоизбранным, которому союз с богом дает
власть над всеми другими народами. Очень важное отличие: Бо-
жественное Солнце равно светило всем племенам и народам.
Во времена беспрестанных войн, когда победители или поголовно
истребляли побежденных, или оставляли часть их рабами, Амен-
хотеп впервые провозгласил равенство всех людей перед Богом.
За восемнадцать лет своего правления он не сумел воплотить свои
великие начинания, но попытка их гениальна и должна быть всег-
да в памяти человечества.
В X веке до н. э. в Восточном Иране (Персии) жил пророк За-
ратустра (Зароаст). Европейские ученые XIX века считали его ле-
гендарным персонажем, современная наука признает его истори-
ческим лицом.
Теперь считается, что Заратустра родился в Мидии, в двадца-
тилетнем возрасте отрекся от мира для самосовершенствования
и углубленных медитаций, после чего начал свою проповедь. Его
учение изложено в священном писании — Авесте. Высшим еди-
ным богом провозглашался Митра (бог Света). Он олицетворял
жизненные силы Вселенной, Природу, омываемую лучами Света,
16 17
Жизни, Добра. Мифы повествуют о том, что Заратустра в своих
странствиях пересек священный поток и попал в небесный мир Ор-
музда (Ахурамазды), где получил ответы на вопросы о смысле жиз-
ни и поведении человека на Земле. Потом пророк побывал в Аду,
где злой дух Ариман пытался отвратить его от светлого учения.
Но Заратустра вернулся на Землю и изложил людям свое учение.
Все сущее делится на мир добра и мир зла, царство небесного света
и царство тьмы. Подобно сияющему светилу Ормузд царит на небе
и земле, тогда как все зло в мире представляет собой только тень.
«Необходимость зла в мире равна физическому закону света и те-
ней, но подобно тому как источник света находится во вне, а тень
отбрасывают лишь непрозрачные предметы, так и зло существует
в мире лишь вследствие наличия в нем «непрозрачных душ», кото-
рые не пропускают через себя божественный свет».
Люди должны встать на сторону Ормузда, мирового Добра;
постоянно следить за чистотой своих мыслей, слов, дел, чтобы
преодолеть мировое Зло.
Зороастризм впервые приписывает человеческой природе
тройственную сущность: материальную, энергетическую, духов-
ную — тело, душу, дух. Для человека главными являются два на-
чала — «Урван» (душа) и «Фраваши (дух)». «Тану» (физическое
тело) для души и духа подобно инструменту или коню, на кото-
ром скачет всадник: куда направит всадник, туда движется конь.
Душа и дух не принадлежат смерти, во время гибели физического
тела они отделяются от него.
Таковы основные положения священного писания Авесты,
которое как определяют современные ученые возникло около
1000 лет до н. э.
А приблизительно еще за 1000 лет до этого с того же Иранско-
го нагорья происходило великое переселение народов в Северную
Индию. Они известны во Всемирной истории под именем ариев.
Среди них были вдохновенные поэты риши, слагавшие религиоз-
ные песнопения — мантры. До наших времен дошел сборник рели-
гиозных гимнов ариев Риг-Веда. В поэтической форме там изла-
гаются пророчества и откровения, высшие небесные знания. Само
слово «веда» и означает — ведение, знание. Оно понятно нам без
перевода, потому что русский язык родствен древним индоарий-
ским и входит в современную индоевропейскую семью языков.
Веды очень сложны и часто противоречивы для восприятия,
в них чередуются духовные взлеты с самыми грубыми порывами,
злыми чародействами. Но если отбросить древнейшие примитив-
ные представления, в Ведах поднимаются серьезнейшие вопросы
о причинах и целях существования мира, о назначении в нем че-
ловека. Усилия человека должны быть направлены на то, чтобы
за всем многообразием и сложностью мира постичь единое боже-
ство. В Ведах наряду с гимнами в честь тысяч богов обозначается
понятие Риты — единого миропорядка.
Веданта послужила основной для развития всех дальнейших
религиозно-философских учений в Индии: брахманизма, тан-
тризма, кришнаизма, даже буддизма. Хотя о буддизме разговор
совершенно особый, его учение развивалось во многом как раз
на борьбе с авторитетом Вед, отрицании единого бога. Поэтому
буддизм и получил название «атеистической религии», которая
стала одной из трех мировых религий. Теперь ее исповедуют бо-
лее полумиллиарда людей, ее влияние огромно. Но в данной ра-
боте останавливаться на тонкостях разветвленных направлений
буддизма нет особого смысла.
Ведизм имеет особую значимость для русского мира. Его
взгляды и идеи воплотились в русском фольклоре (начиная с дет-
ских сказок), отразились в той или иной форме в учениях вели-
ких писателей, мыслителей, достаточно вспомнить Льва Толсто-
го, Николая Рериха, Константина Циолковского. Ведизм, как бы
это ни показалось странным, оказал большое влияние на право-
славие. Сама древняя вера руссов еще до Крещения Руси имено-
валась православием. Наши предки издревле были православ-
ными, потому что славили Правь, т. е. следовали стезей Правды.
Они знали Пра-Веды (Книга Велеса).
Но вернемся к христианству, точнее, к его истокам — Ветхому
Завету, Пятикнижию Моисееву. Легендарный Моисей вывел сынов
израилевых из «Дома рабства» в Египте. После долгих, опасных
скитаний они остановились у горы Синай, где, согласно Библии,
был заключен договор (союз) с Богом: «Если вы будете слушаться
18 19
гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете моим уделом из всех
народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством свя-
щенников и народом святым» (Исх. 19:5–6). Так, по мнению изра-
ильтян, они становятся Народом Завета, Народом Божиим. При-
чем, в отличие от времен Авраамовых, им за это в награду отдается
не одна земля Ханаанская, а все земли без исключения.
Моисей на горе Синай после глубокой медитации получает
озарение свыше, божественное откровение. Всему миру оно из-
вестно как десять заповедей. В них, кроме условий союза с иудей-
ским богом Ягве (Иеговой), звучат впервые для человечества бо-
жественные, высшие истины. Вот великая суть их: почитай отца
и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси
ложного свидетельства на ближнего своего, не желай дома ближ-
него своего, ни жены его, ничего, что есть у него. Заповеди на пер-
вый взгляд простые, но сколько в них глубокого смысла и велико-
го значения для всего человечества! Неоценима заслуга Моисея,
который провозгласил их в те далекие, дикие, жестокие времена.
И даже можно понять слепое преклонение перед иудейским богом
Ягве, ведь народу для их восприятия был необходим знак непо-
средственного присутствия Бога.
Моисей в Египте был жрецом бога Озириса и проходил об-
ряд сурового тайного посвящения, называемого Пастос, или Ри-
туал положения во Гроб. Он производился следующим образом.
Посвящаемый выдерживал очень длительный строгий пост, затем
ему давали особый напиток, состав которого точно не известен,
и помещали в ритуальный храм. Находясь в сверхглубоком тран-
совом состоянии, жрец медитировал, «путешествовал в неземных
мирах». Аллегорическая церемония Смерти и Воскресения выра-
жаются формулой: «Ум потрясен во время смерти так же, как при
посвящении в мистерии» Не все воскресали после такого посвя-
щения, но выжившие становились жрецами, обладавшими досту-
пом к тайным, эзотерическим знаниям.
Египетские жрецы разрабатывали систему троякого изло-
жения мысли. Слова имели обычный смысл, символический
и священный (трансцендентный). Поэтому Пятикнижие Мо-
исеево имеет три уровня понимания, и глубинный смысл его
доступен немногим избранным. Скрижали с записанным Зако-
ном — первый уровень. Далее следует сокрытая часть вероучения
иудеев — «Мишну» (Душа Закона). Душа Закона, раскрывавшая
сущность и назначение человека, была ведома только жрецам —
раввинам — и передавалась «из уст в ухо». Самая секретная часть
религии иудеев — «Каббала» (Душа Души Закона). Первоначаль-
ными книгами Каббалы являются «Книга Творения» (Сефер Ие-
цира) и «Книга Величия» (Сефер Зогар). Далее к ним прибавилась
«Книга Откровения» (Апокалипсис). Каббалисты занимались
и занимаются толкованием сокровенного значения Священного
Писания. Эта тайная доктрина включает в себя герметическое уче-
ние египетских жрецов, эзотерические знания вавилонских халде-
ев, ведические откровения, мудрость древнеиранских магов. Каб-
балу изучали не только религиозные мистики, но и великие уче-
ные, философы. Среди них Парацельс, Якоб Беме, Ван Гельмонт,
Исаак Ньютон, Лейбниц, Френсис Бекон, Спиноза и многие дру-
гие. Известны несколько римских пап-чародеев, несть числа епи-
скопам и священникам рангом поменьше, владевшим оккультны-
ми знаниями. Около 1460 года в Германии Христиан Розенкрей-
цер основал закрытый орден, который разрабатывал религиозно-
мистическое учение на принципах Каббалы.
Орден розенкрейцеров имел различные степени посвящения
своих адептов, соблюдал строгую иерархию и секретность. В на-
стоящее время его идеи скрытно продолжают во всем мире масо-
ны. Это движение изначально предполагает тайну, как устройства
и организации, так и неизреченную тайну первоначальных осно-
ваний, тайну власти над миром природных стихий, над челове-
ком и обществом. Масонство космополитично, это историческое,
духовно-религиозное, культурное и политическое явление необы-
чайной сложности. В нем уживаются гуманистические направле-
ния с сатанизмом, отвлеченные от земных дел духовные поиски
с политической агрессией и жаждой мирового господства. Кстати,
«Волшебная флейта» Моцарта является кодированным гимном
масонства. Но оставим неисчерпаемую тему масонства, к тому же
завуалированную бесчисленным множеством мистификаций,
обывательских спекуляций, и вернемся к Библии.
20 21
В ветхозаветной религии особая роль принадлежит царю Дави-
ду. Он известен как коварный и кровавый завоеватель и как основа-
тель общеизраильской столицы на горе Сион — Иерусалима. С пе-
ренесением туда ковчега Завета Иерусалим становится Святым
Градом народа Божия, а в дальнейшем христианской церкви. Бог
заключает с царем народа Божиего очередной завет. От Давида тре-
буется строгое исполнение законов и страх божий, а в награду Бог
исполнит обетование, предсказывающее идеального царя из рода
Давида, который станет основателем Царства Божия на земле,
Спасителем, Мессией. Когда через тысячу лет среди людей явится
Иисус Назарянин, он и будет назван Христом, Спасителем мира.
Вера в пришествие Мессии была отличием благочестного еврея,
мессианизм — один из главных догматов религии иудаизма.
Жизнь и вероучение Иисуса Христа изложены в Новом Заве-
те, в четырех Евангелиях: «От Матфея», «От Марка», «От Луки»,
«От Иоанна». Они канонизированы церковью и почитаются Бого-
духновенными. Известно, что два Евангелия написаны близкими
учениками Иисуса Христа — апостолами, два других — ученика-
ми учеников. Время написания Евангелий определяется периодом
40–90 лет новой эры, то есть по Рождеству Христову. Но, без сомне-
ний, в дальнейшем Евангелия подвергались многократным прав-
кам, заинтересованным редактированиям. Кроме четырех канони-
ческих Евангелий, существует не признанные церковью апокрифы.
Младенца Иисуса родила Дева Мария в маленьком городке
Вифлееме недалеко от Иерусалима. Так было предписано в Вет-
хом Завете: Мессия появится в Вифлееме. Дабы избежать безу-
много гнева царя Ирода — «избиения младенцев» — семья Иису-
са скрылась в Египте. После смерти Ирода они вернулись на ро-
дину и жили в городе Назарет, Иисус (Иешуа) рос среди про-
стых людей, занятых работой на полях и виноградниках, ухо-
дом за стадами, различными ремеслами. Муж Марии Иосиф был
плотником и обучал своему делу Сына. Больше всего Иисус лю-
бил слушать молитвы и проповеди в синагогах, внимать словам
о Боге, готовясь сказать всему миру Свое Слово.
После сорокадневного поста и искушения дьяволом в пу-
стыне Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо
приблизилось Царство Небесное» (Матф. 14:17). Он учил в мо-
литвенных домах и просто в беседах, исцелял пораженных са-
мыми разными болезнями, бесноватых, парализованных, прока-
женных, даже по свидетельству Евангелий, воскрешал из мерт-
вых. Кроме наставлений и поучений, Он говорил афоризмами
и очень часто иносказательно — притчами. По пути Иисус выби-
рал учеников (будущих апостолов), а множество народа следова-
ло за ним в надежде чудес и исцелений. Главную суть своего уче-
ния Иисус Христос открывает в Нагорной проповеди: «Блаженны
нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие,
ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Бла-
женны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые
сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут
наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо
их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас
и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и ве-
селитесь, ибо велика ваша награда на небесах: Так гнали и пророков,
бывших прежде вас» (Матф. 5:3–12)».
Комментировать святые истины, великие мысли неумно
и недостойно, но все же через всю их святость проходит безропот-
ная покорность любому злу на земле и лишь надежда на воздая-
ние на небесах.
Далее следует: «Не думайте, что Я пришел нарушить за-
кон, или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо
истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна
йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнит-
ся все» (Матф. 5:17–18).
Вообще, Евангелия в точности соответствуют ветхозаветным
пророчествам: и тому, что Мессия должен быть из рода Давидо-
ва (отсюда номинальный отец Иосиф); и даже тому, что он въе-
дет в Иерусалим на осле (пророк Захария). То есть в точности
должны исполняться любые заблуждения, анахронизмы (кро-
вавые жертвоприношения, обрезания мужчин и т. д.) и явно
агрессивно-националистические откровения Моисея и других
ветхзаветных пророков. А когда хананеянка умоляла помочь ее
22 23
больной дочери, Иисус сказал в ответ: «Я послан только к погиб-
шим овцам дома Израилева».
Думается, с этим согласится только ортодоксальный иудей,
у любого другого человека на Земле такие призывы и взгляды вы-
зовут естественное неприятие.
Впрочем авторы Нового Завета впоследствии понимают это
и спохватываются. В послании к колоссянам святого апостола
Павла читаем: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необ-
резания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Хри-
стос» (Кол. 3:11).
Такие мысли появляются в Библии на новом историческом
этапе, когда христианство стало активно распространятся во все
известные земные пределы и христианское вероучение должно
было адаптироваться к условиям, когда Новый Завет стал пред-
назначен не только для иудеев, но и для всего мира. Так что идею
о Богодухновенности Священного Писания оставим служите-
лям церкви, которые ее сами создали и без которой они, посред-
ники между людьми и Богом, существовать не могли. А еще сто-
ит помыслить о Христе церковно-книжном и о Иисусе Христе —
человеке живом. Историчность Иисуса теперь редко кем ставит-
ся под сомнение, но нельзя олицетворять проповедника и под-
вижника из Назарета с Христом авторов Нового Завета. Человек,
принявший страшную, мученическую смерть на кресте за свои
божественные убеждения и попытку ликвидировать лживость,
фарисейство иудаизма, и богочеловек Евангелий имеют мало об-
щего. Нельзя забывать и об иносказательности Библии, сокро-
венный смысл ее доступен немногим, существует эзотерическое
христианство.
Вернемся к Нагорной проповеди Иисуса Христа. Он обра-
щается к вечным заповедям Моисея и находит силы углубить
и дополнить высшие истины. Если в десяти заповедях говорит-
ся «не убивай», то Иисус Христос изрекает: «А Я говорю вам,
что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит
суду» (Матф. 5:22). Таким образом, Иисус призывает людей из-
гнать из самих себя ненависть — источник всех преступлений.
Он борется с корнями зла, с причиной, а не следствиями.
Вот что говорится о верности брака: «Вы слышали, что ска-
зано древними: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий,
кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал
с нею в сердце своем; если же правый глаз твой соблазняет тебя,
вырви его и брось от себя…» (Матф. 5:27–29).
Ветхозаветные заповеди требуют соблюдения клятвы, а Хри-
стос утверждает ненужность ее: «Но да будет слово ваше: «да, да»,
«нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого».
Впервые для человечества звучит призыв: «Вы слышали, что
сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я гово-
рю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас...» (Матф. 5:43–44).
Какая поразительная мысль! Нелепая на первый поверхност-
ный и ограниченный взгляд и полная особой, парадоксальной
глубины!
И дальше: «И если вы приветствуете только братьев ва-
ших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и языч-
ники? Итак будет совершенны, как совершенен Отец ваш Небес-
ный» (Матф. 5:47–48).
Иисус провозглашает: «Не собирайте себе сокровищ на зем-
ле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут;
но собирайте себе сокровища на небе…» (Матф. 6:19–20).
Подобные призывы, конечно в иной форме, звучат, как это
ни странно, совсем в другую эпоху, в идеях отрицающих хри-
стианство, в идеологии коммунизма. Моральный кодекс стро-
ителя коммунизма, сознательно или нет, во многом исходит
из Нагорной проповеди. Воспитание, формирование нового че-
ловека является одним из основных условий построения ком-
мунистического общества. И задача эта, как доказывает совре-
менная история, в обозримое время, увы, недостижимая. Чело-
вечество с древнейших времен истово и реально поклоняется
Мамоне, богу наживы. А Библия говорит, что «нельзя служить
двум богам».
Самые сокровенные, самые пронзительные чаяния Иису-
са Христа остались только благородным призывом, не нашли
25
воплощения на земле и погребены мирской суетой не без помощи
христианской церкви.
Христианство, как и любая религия, развивается, и есть люди
и идеи, которые приводят в никуда, а есть привнесение живого,
стремление к Свету, Гармонии, Истине.
Религия — сила невообразимой мощи, концентрирующая
в себе энергию миллионов и миллионов людей. Искренняя вера
творит чудеса, недоступные обыденному разуму. И пусть разви-
ваются любые религии, которые не на словах, а на деле прибли-
жают царство Добра и Гармонии, активно противостоят дьяволу,
сатанизму, хаосу и разрушению. Им нечего между собой делить,
ведь цель у них одна, и именно она будет критерием истинности
религии. Нельзя гордиться, превозносить исключительность сво-
ей и только своей религии, ведь гордыня по той же Библии — са-
мый страшный смертный грех, из-за которого произошло отпаде-
ние от Бога дьявола. Можно не верить в Бога, но нельзя не верить
в высшие, божественные истины, не стремиться к ним, памятуя
о том, что христианские нравственные ценности — великое дости-
жение человечества.