Вышел месяц из тумана

Ирина Дмитроченкова
                В соавторстве с Людмилой Новиковой


             Узнав  о том, что компания Леснедра раздает лимоны по первому требованию

всем желающим, два местных бурундука, Чип и Дейл, со всех лап поспешили к ним в

головной офис.

            Чтоб никто не обогнал.

            Один назвался Президентом, а другой -  Премьер-министром. Сказали, что

у них большие возможности и они могут решить все проблемы компании с аборигенами.

            За это они потребовали всего-навсего тридцать (да не сребряников! а зелёных

лимонов). В противном случае они пообещали сжечь оборудование компании. Когда

испуганная секретарша спросила: «Чем?»  Чип спокойно вынул из кармана зажигалку и

надвинул ею шляпу на глаза.

            Финансовый директор по письменному распоряжению генерального тут же

отсчитал и вынес требуемое в двух пакетах с логотипом Леснедр.


            Пританцовывая и размахивая этими чёрными пакетами, вымогатели, напевая

детскую песенку «Какое небо голубое», направились к автомобилю, который любезно-

безвозмездно предоставила им добрая компания...


 
            Мораль: Ставьте перед собой реальные цели.




ССЫЛКА: Итоги пресс-конференции по событиям на Хопре. Позиция WWF, Гринпис, Альянса Зеленых

23 декабря 2013 в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная событиям на Хопре, подробностям уголовного дела якобы о вымогательстве средств у Уральской горно-металлургической компании, возбужденного против жителей Прихоперья и по социально-экологическому конфликту вокруг добычи никеля на Хопре.


На пресс-конференции была представлена позиция ведущих экологов и ученых по этим вопросам, среди них — Игорь Честин, директор WWF Россия; Сергей Цыпленков, директор Гринпис России, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека; Олег Митволь, Председатель Центрального Совета партии «Альянс Зеленых — Народная партия», Юрий Медовар, Институт водных проблем РАН, кандидат геолого-минералогических наук.

Игорь Честин, директор WWF России: «Ситуация, которую мы видим в связи с уголовным делом в хоперской истории, к сожалению, становится типичной в конфликтах экологов с интересами бизнеса. Мы не в первый раз видим, как бизнес использует силовые структуры для защиты своих частных интересов против экологов, защищающих интересы общественные. В случае с УГМК мы можем наблюдать театральную постановку, по-видимому, с целью дискредитировать местных жителей, которые защищают свою землю от нашествия офшорных компаний. Мы знаем, что арестованные люди не могли остановить протест – это было известно и самой компании УГМК, и Следственному департаменту МВД, который ведет данное дело, взятку этим людям давать было не за что. Сейчас продолжается давление на активистов, равно как и протесты против добычи никеля в Прихоперье. С большой вероятностью уголовные дела могут быть возбуждены против отдельных активистов, в связи с чем есть риск получить новых экологических беженцев. Очень важно, чтобы эта история постоянно находилась в центре внимания СМИ и населения. Я не знаю, что двигало следователями которые взялись за такую грязную работу, только внимание со стороны независимой общественности сможет привести в их чувство и заставить действовать в интересах общества и закона».

Сергей Цыпленков, директор Гринпис Россия: «Осенью 2012 года Институт социологии РАН проводил в Новохоперском районе опрос, который показал, что больше 90% населения против проекта по добыче никеля. Я думаю, УГМК бы разорилось, покупая 90% населения. Другие события показывают, что верить в то, что наша правоохранительная система отработает хорошо, было бы наивно. Сейчас важно внимание СМИ и общества. Совет по правам человека при Президенте РФ, куда я вхожу и возглавляю в нем Комиссию по экологическим правам, несколько раз обращался к этому вопросу. Надо было провести референдум, реальную оценку воздействия на окружающую среду, учесть результаты независимой общественной оценки, которая была проведена по инициативе Общественной Палаты. Мы призывали руководство области не делать ошибок и как можно быстрее воспользоваться законодательным инструментарием. Это не было сделано. Те, кто затеял эту театральную постановку, и власти должны понимать, что такого рода масштабные проекты не могут не нести отрицательные экологические последствия. И если думать о будущем и развитии страны, то государство обязано проводить независимую оценку последствий и принимать решение только после того, как такая оценка будет сделана. В любом случае, власти нужно будет разбираться в этой ситуации, чтобы не допустить экологической катастрофы».

Олег Митволь, Председатель Центрального Совета партии «Альянс Зеленых — Народная партия»: «Расчет компании УГМК на то, что вопросы решены, активисты скомпрометированы и теперь можно вызывать ЧОП и всех разгонять совершенно недальновиден. Компания не понимает, что все равно в в обозримом будущем в Прихоперской зоне добывать никель не получится. Тем более мы с вами знаем, насколько пока в этой отрасли металлургии применяются грязные технологии. Я считаю, что компания активно занимаясь пиаром, не решает таким образом проблемы с угрозой загрязнения рек Хоперской группы, заповедных земель, большой площади почв. Есть серьезная проблема, которая нас всех заставляет объединиться – это то, что некоторые компании считают, что такими методами можно решать экологические проблемы. Мы будем ждать окончания следствия, но у меня как у юриста есть ощущение, что это была провокация. А провоцирование на взятку – это тоже уголовное преступление. Будем надеяться на честное следствие и на то, что крупнейшая российская олигархическая компания даст спокойно следователям работать. Очень хочется перед Новым годом в это поверить, как в Дед Мороза. Мы будем все внимательно следить за ситуацией на Хопре и с уголовным делом. Потому что ситуация, когда экологов за то, что они пытаются бороться за здоровье наших детей, сажают в тюрьму и пытаются давить силовыми методами недопустима ни в одной цивилизованной стране — как это сейчас, например, происходит с Евгением Витишко».

По словам сотрудника института водных проблем РАН, кандидата геолого-минералогических наук Юрия Медовара, разработка месторождения принесет только беды для местных жителей и крайне негативно скажется на водообеспечении населения и сельском хозяйстве, а также на здоровье людей. По мнению ученого, ресурсы в виде чистой природы и плодороднейшего чернозема, способные на протяжении веков быть основой развития местного сообщества, за 30 с небольшим лет, на которые рассчитывается добыча, будут утрачены.

Татьяна Каргина, директор по развитию движение ЭКА, член совета движения «В защиту Хопра» рассказала о текущей ситуации на Хопре, о давлении на активистов со стороны УГМК и передала позиции адвокатов задержанных.

Ниже приводятся комментарии адвокатов арестованных Игоря Житенева и Михаила Безменского.

А также описание текущей ситуации на Хопре, ситуации с уголовным делом и истории конфликта между компанией УГМК и местными жителями.

Комментарий Алексея Ветринцева, адвоката Игоря Житенева:

«Обвинение, предъявленное атаману Игорю Анатольевичу Житеневу, безусловно является незаконным. Ни о каком вымогательстве речи быть не может. На протяжении двух лет в Новохоперском районе Воронежской области происходят законные протестные акции против разработки ООО «УГМК-холдинг» никеля в Еланском и Елкинском медно-никелевых месторождениях. Такое положение вещей не устраивало компанию, планировавшую добычу никеля. В мае 2013 года Житенев И.А. был жестоко избит работниками охранных структур, имеющих отношение к ООО «УГМК-Холдинг», в результате чего он получил серьезные травмы, длительное время находился на лечении. В возбуждении уголовного дела по данному факту было отказано, несмотря на наличие состава преступления, а также большого количества доказательств.

ООО «УГМК-Холдинг» предпринимала действия, направленные на попытку подкупа участников протестных движений, в том числе атамана Житенева И.А. Следует отметить, что Житенев И.А., будучи глубоко честным и порядочным человеком, был согласен прекратить участие в протесте против добычи никеля. Его мотивацией было недопущение кровопролития с любой стороны. При этом он ничего взамен даже не просил, тем более не вымогал. Многочисленные доказательства этого очень важного обстоятельства имеются в материалах уголовного дела, однако следствие их не замечает, называя попытку подкупа вымогательством.

Стороной защиты в настоящее время предпринимаются все необходимые действия, направленные на защиту интересов атамана Житенева И.А.».

Комментарий Анны Каретниковой, зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии г.Москвы:

«29 ноября я посетила Михаила Безменского в изоляторе временного содержания, где он находился в тот момент. Безменский передал, что у него есть адвокат по назначению, однако он просит нанять ему другого, независимого адвоката».

Комментарий Руслана Чанидзе, адвоката Михаила Безменского:

«Поскольку члены Общественной наблюдательной комиссии передали просьбу Михаила Безменского нанять ему независимого адвоката, ко мне обратились знакомые Безменского, с которыми я заключил адвокатское соглашение. 6 декабря я предоставил в Следственный департамент МВД ордер адвоката и ходатайство о вступлении в дело. С тех пор я дважды пытался попасть в CИЗО «Водник», где содержится Безменский, и оба раза меня не допустили. В первый раз, 10 декабря, в СИЗО сослались на устный запрет следователя Сильченко, который в телефонном разговоре сообщил мне, что моих документов нет в деле и ордер не поступал. Это уже является нарушением закона об адвокатской деятельности, поскольку для посещения человека в СИЗО необходим лишь адвокатский ордер и удостоверение. Во второй раз меня также не пустили, на сей раз следователь сообщил, что Безменский якобы написал заявление, с просьбой не допускать к нему иных адвокатов, кроме тех, которые уже есть в деле. Поскольку нет оснований не доверять словам членов ОНК, которые подтверждают, что Безменский просил независимого адвоката, я считаю, что в данном случае имело место давление на подозреваемого. В настоящий момент никакого доступа к Безменскому у нас нет, я получил официальный отказ на мое ходатайство о вступлении в дело, основанием для отказа было указано отсутствие заявления самого Безменского о том, что он нуждается в услугах адвоката. Единственный способ для Михаила Безменкого как-то донести свою позицию – через членов ОНК, и через членов ОНК он передал, что адвокат ему нужен. Сейчас он лишен возможности на защиту независимым адвокатом, и может пользоваться лишь услугами адвоката по назначению. Это является грубым нарушением прав Михаила Безменского и позволяет судить о том, как в принципе ведется это дело».

21 января 2015, Тверской суд в Москве продлил срок содержания под стражей двум жителям Прихоперья, обвиняемым в мошенничестве вокруг экологических протестов в Воронежской области. Игорь Житенев и Михаил Безменский останутся в следственном изоляторе, как минимум, до 22 марта.
Прокурор, как и в ходе предыдущих заседаний, выступил против продления срока заключения под стражей, обратив внимание на то, что статья с особо тяжкой (Вымогательство) переквалифицирована на тяжкую (Мошенничество), это позволяет изменить меру пресечения. Адвокат Михаила Безменского заявил, что впервые сталкивается с тем, чтобы прокуратура выступила против следователя, за смягчение меры пресечения, притом в третьем судебном заседании подряд. По мнению защитника, это говорит о хрупкости обвинения.
Сам Михаил Безменский заявил, что ему угрожали в СИЗО, и он боится не дожить до суда.
Следствие по Михаилу Безменскому и Игорю Житеневу продолжатся уже больше года. Недавно стало известно, что обвинение в вымогательстве оказалось несостоятельным, и теперь жители Прихоперья обвиняются в мошенничестве и покушении на мошенничество.