В Степановском

Лада Мир
Как-то в детстве я гостила в деревне у бабушки и дяди Егора. Тогда их земельные владения от соседских отделял невысокий плетень. Соседка эта всей деревне давала пищу для толков. Будучи не замужем она растила дочку. И селянки нет-нет, да и прилипали озабоченными взглядами к чертам лица ребёнка. Как жили мать и ребёнок можно только догадываться. Женщина не работала , воровала и спекулировала, гнала самогон...

И вот, однажды вечером я лежала на русской печке.На улице было темно. Надо сказать, что фонари тогда хоть и стояли, но светили только возле сельсовета и сельпо. Бабушка поджидала дядю Егора, сидя за столом, на котором стояла крынка с молоком и лежала краюха серого ноздреватого хлеба. Хлопнула калитка, бабушка встрепенулась. Пришёл дядя, и я стала свидетелем следующего эпизода.

----Горк, опять кто-то слеги ворует.

-----Да будет тебе, мать.

-----Ну-к что ты всё будя да будя. Нонеча слыхала. Думаеца мне... Натаха это Асютина. Давеча у крыльца зашуршало, а выйти-то боязно, темно, мало ли что, а тебя нет. Села на лавку к окну. А тут луна вышла, аккурат в окно и светила. Горк, хм... я ведь было тебя за вора приняла.

-----Мам, хватит караулить, иди спать. Навожу я ещё слеги.

-----А ну как это Натаха?

----- Ну и что?

------Ну-к что ж, теперича вози, вози. Она привыкла чужим трудом жить. Всю жизнь не работает.

----- Да ладно, мам, ну унесёт она пару штук...

-----Тс-с... гляди, гляди - опять. Вон она, надо её припугнуть.

Заскрипела входная дверь.

-----Эй, бесстыдница, положи на место, не тебе припасли.

-----Гавриловна, по ночам спать надо, а не за людями подглядывать.

-----Да какой ты человек - бесстыдница и нахалка. Эвон заграбастала. Я на тебя председателю пожалуюсь.

------Спасибо, что предупредила, пойду самогонки поставлю.

------Дурка-баба, тебя же за неё в тюрьму посодют.

------Гавриловна, я же с председателем пить-то буду и участкового приглашу.

Дядя Егор зевая вышел из-за стола.

-----Мам, ну хватит. Отвела душу - заходи в избу. Поздно уже , давай стелиться спать.

-----Какой ты добрый, всё отдай. Вот я её ужотко чапельником-то уважу. Может и плетень уберёшь? У неё скотины нет, так она сама хуже всякой скотины огород вытопчет. Надысь грозилась кур завести... Горк... аль спишь уже?

Вот так и закончился этот эпизод.

Детство моё далеко позади. Уже внуки под стол пешком пошли. А деревенские картинки босоногого прошлого помнятся как сейчас. Давно не езжу в ту деревню, не к кому. Но слышала, что дочь бабушкиной соседки выросла, вышла благополучно замуж. Живёт в Москве. А с Натахой случилось несчастье. Покосилась, осела её изба, придавив при этом хозяйку. Женщина выжила. Её сестра, с которой они не общались, и которой совхоз за ударный труд выделил комнату, взяла Натаху к себе

Говорят, что теперь в селе Степановском важные люди настроили коттеджей. и всё там перекроили под себя. Завалили бетонными плитами родник. Барский пруд превратился в болото. Теперь только в памяти своей можно видеть всё как прежде.

Вот я в речушке,что вытекала из родника, иду вдоль берега с корзиной и чувствую, как в ней бьются карасики - мой улов; или на спор бегу босая по колючей стерне; или стою на верху огромной скирды сена, маленькая, как кукла. А вот, загорелая до черноты, собираю колоски вместе с такой же ребятнёй как я. Да многое ещё что вспоминается, чего нет, и уже никогда не будет.