Ушёл, сжигая все мосты

Катрина Севидж
Ираида осторожно толкнула дверь квартиры. Первой мыслью было – позвать на помощь, но что-то заставило её передумать. Она достала из сумки подаренный сыном газовый баллончик и взяла его наизготовку.

Всего лишь двадцать минут назад она сама закрыла дверь и пошла в магазин. Сын – в университете, дочь – в школе, и если даже один из них внезапно вернулся, то всё равно не оставил бы дверь открытой. Поэтому единственной её мыслью было, что это ограбление. Получается, специально подождали, когда она уйдёт, и залезли в квартиру?! Только там особо ценного-то ничего не было.

В это время она услышала шум со стороны кухни. Это сбило её с толку: зачем вору кухня? И всё же, крепко держа баллончик в руке, она осторожно направилась вперёд. Её взору открылась картина: мужчина, стоя к ней спиной, достал из холодильника маленькую кастрюлю и поставил её на зажжённую газовую плиту. Баллончик замер у неё в руке: до чего же знакомая картина! Только этого не может быть! На всякий случай она ущипнула себя, подумав: вдруг это видение? Но нет, это оказалась действительность.

– И как это понять?

Мужчина резко обернулся, и она узнала в нём того, о ком и подумала. Он выглядел немного растерянным, видимо, не ожидал её встретить. Хотя, как это может быть, если она здесь живёт? Или его сбила с толку внезапность?

Он молча смотрел на неё. Ирина заметила, что бывший муж значительно постарел, появились морщинки вокруг глаз, седина в волосах, но это ничуть не уменьшало его привлекательность.

– Итак, я жду ответа! – с трудом выговорила она.
– Какой может быть ответ? Я вернулся домой!
– Ой ли?
– Почему бы и нет? Я здесь пока прописан!
– Ну и что? Выпишешься!
– С чего бы это?
– Потому что это не твоя квартира, и я благотворительностью не занимаюсь и не могу, в отличие от некоторых, привечать у себя чужих мужей!
– Я уже ничей не муж.
– Даже так? И что, ты ей стал уже не нужен?
– Это неважно.
– Ты прав, это неважно – важно то, что ты вспомнил о нас, когда тебя выгнали.
– Никто меня не выгонял!
– Часто, чтобы выгонять, не нужны слова – можно просто показать, где дверь.
– Как ты сейчас показываешь?
– Можно сказать, и так.
– А ты изменилась!
– Учусь на ошибках. Кстати, откуда у тебя ключи?
– Сын дал.
– Максим? – удивлённо спросила Ирина. Это объясняло многое, так же, как и говорило об отношении сына к отцу. Ей даже стало обидно.
– Именно он.
– Убери с плиты кастрюлю, сгорит! – не дожидаясь ответа, она вышла из кухни.

Они развелись с Михаилом три года назад. Ирина очень тяжело переживала этот развод – Михаил предал её любовь, изменил с её лучшей подругой и ушёл к ней же. Ирина до сих пор не могла отойти от этого. В её жизни появился другой мужчина, но она не могла ему довериться до конца, как не могла и забыть бывшего мужа. Ну, вот он вернулся, и что? Всё будет так же? Как его простить после этого? И, главное, как забыть и как вычеркнуть из памяти всё пережитое? Но мнение сына она не могла игнорировать.

Она услышала, что позвонили в дверь, и поняла, что это Максим. Но не вышла из комнаты – пусть Миша откроет. Не прошло и минуты, как в комнату постучались; это оказался сын.

– Привет, мам!
– Привет, сына, как дела?
– Это я хотел спросить!
– Разве это важно?
– Очень.

Ирина молчала.

– Что будешь делать?
– Я что-то должна делать? – теперь молчал сын. – Думаю, ничего, просто, жить, как жила.
– Я спросил, что ты собираешься решать с отцом?
– Сына, я ничего с ним не собираюсь решать! Он всё за нас решил три года назад, кажется, ты забыл, а я нет.
– Мама, прости его!
– Что? – возникла пауза. – Ты понимаешь?..
– Я очень прошу, мам!
– Ты просишь невозможное!
– Каждый может ошибиться!
– Тот, кто предал однажды, предаст и во второй раз.
– Нет, мам, он раскаивается!
– Давай договоримся: ты не будешь вмешиваться! Я хочу, чтобы он уходил!
– Ему негде жить!

Ирина резко встала

– Как негде, а его квартира?
– Он оставил её этой кикиморе. Ты же не выгонишь его на улицу? – с надеждой в голосе спросил Максим.

Да, сын прав: на улицу она его точно не выгонит, а надо было бы. Ирина впервые поняла, что она уже не любит его. Ей всё казалось, что она всё ещё его не забыла, но сегодня поняла, что ошибалась: Михаил для неё давно уже ничего не значит. Получается, что она попала в безвыходную ситуацию: сын настаивает, да и дочь тоже пожелает, чтобы папа жил с ними. Как ей самой тогда быть? Что она скажет Алексею? Как она ему всё это объяснит? Да и поймёт ли он её?

Алексей давно просил её руки, но она всё ещё не могла решиться. А теперь уже поздно. Одно она знала наверняка: простить бывшего мужа она не сможет, но ради детей можно попытаться. Ведь он подарил ей таких детей, как Макс и Настя, из-за этого стоит попробовать. Можно пожертвовать собой ради детей, она же мама, значит, должна.

Прошло около месяца. Как она и думала, Настя была в восторге оттого, что папа будет жить с ними. Было бы ложью считать, что всё было отлично, и другие члены семьи это хорошо понимали.
Тем не менее, нельзя сказать, что у них всё так уж безнадёжно, – подумала Ирина. Только Алексей её не понял, и когда она попыталась ему это объяснить, он ушёл и больше не объявлялся.

В дверь позвонили, она открыла: за дверью стояла её бывшая подруга.

– Где этот козёл? – с порога начала кричать Люда. Ирина молчала; Люда, не дожидаясь приглашения, прошла в квартиру. – Не ищи зря – козлов я дома не держу, и козам тоже здесь не место. Будь добра, покинь мою квартиру!
– Ириша!
– Я уже давно тебе не Ириша! Ирина Николаевна – да.
– Хорошо, Ирина Николаевна, пусть будет по-твоему! Тогда запомни: этот козёл мне на фиг не нужен, но я не позволю, чтобы он вернулся к тебе!
– Ты удивишься, но мне он тоже не нужен! Можешь забирать: я, в отличие от некоторых, чужих подачек не беру. Просто пожалела, как пожалела бы бездомное животное, только и всего.
– Даже так?
– Как видишь.
– И все равно, ты его не получишь! – сказав это, бывшая подруга захлопнула дверь и ушла. Если Ирина и расстроилась, то никому о происходящем не сказала.

На следующей неделе она увидела Мишу с собранными вещами.

– Ты куда-то уезжаешь? – он выглядел как-то странно. Ирина по его поведению поняла, в чём дело. – Ты хорошо подумал?
– Мне иногда кажется, я не умею думать!
– Тебе не кажется, что уходить во второй раз – это слишком? – он молчал. – Хорошо, тогда что мне сказать детям?
– Что хочешь.
– Знаешь, по идее я должна тебя ненавидеть, но мне тебя даже жаль!
– Бывает, – грустно ответил он.
– Подожди! – он с удивлением остановился; может, подумал, что бывшая жена не хочет его отпускать? Но Ирина сказала совсем не то, что Михаил хотел услышать в глубине души. Возможно, он остался бы, попроси она его об этом.
– Ты понимаешь, что назад тебе дороги не будет?

Он понимал это так же, как и знал, что после ночи обязательно наступит утро, что бы ни случилось. Михаил на это раз вполне осознанно переступил порог её квартиры и уехал. Ирина долго стояла у порога; сама она не жалела ни о чём.
Возможно, она его никогда и не любила, но дети? Что она им скажет? Как она всё объяснит? Они расстроятся, может быть, сын этого не покажет, но Настя любит отца всей своей детской любовью.

Боже, зачем им такое испытание? Разве мало им было, когда он ушёл в первый раз? Иногда судьба повторяет некоторые события, но разве одного раза им не хватило? Но, к сожалению, это не от них зависит. Не дети выбирают.

Прошло почти четыре месяца, в их жизни всё наладилось. Дети привыкали к тому, что папа с ними больше не живёт. Настя уже не так часто о нём спрашивала, и это радовало Ирину, но радость было не долгой.
Вскоре она узнала, что бывший муж подал на неё в суд заявление на раздел квартиры. «Почему?» – она не понимала. У него же есть своя квартира!

При разводе они решили, что ему остаётся его квартира, а ей – та, в которой она сейчас проживает с детьми. Тем более, эта квартира была её собственная, правда, приобретённая во время брака, вот именно этот момент и был решающим. Поэтому при разводе адвокат посоветовал ей на всякий случае свою долю подарить сыну, она так и сделала. При этом муж как был прописан у неё, так и не выписался.
А теперь оказалось, что именно по этому факту он может отсудить свою долю. Получается: так как он прописан в квартире, то она не имела права без его разрешения дарить свою часть кому бы то ни было. На то, что она подарила свою часть собственному сыну, он, видимо не обратил внимания. А как это по-предательски выглядит, не выразить словами.

Она родила ему двоих детей, вырастила, а в последнее время, вообще, была одна, и как он её отблагодарил?
Ну, хорошо война так война. Некоторым людям нужно отвечать так, как они и заслуживают, ибо по-другому они не понимают. Но, несмотря на это, суд до конца выиграть не удалось. Он там прописан, квартира приобретена во время совместного проживания, а она без его согласия подарила долю сыну – вот эти три основных момента всё и решили.

И в итоге, оказалось, что бывший муж отомстил не ей, а сыну. Так как дочь несовершеннолетняя, её доля осталось нетронутой, и доля, подаренная ею сыну, тоже; просто Михаил отсудил от собственной доли сына третью часть. Вот это и было самое обидное для него, как для отца – он-то хотел отсудить у неё, но не получилось.

Когда Ирина вышла из зала суда, то увидела, что Михаил сидит на скамье, обхватив голову руками. Ирина в очередной раз поняла, что не может его ненавидеть – для этого он слишком низко пал. Чтобы ненавидеть, нужно чувство, пусть и негативное, но в её глазах он заслуживал только жалость.

– Мама, ты идёшь? – спросил сын, увидев, что она встала напротив него.
– Иди, Макс, я через минуту подойду.

Услышав голос сына и бывшей жены, Михаил поднял голову, но не успел ничего сказать, так как подошла Люда.

– Как я и говорила, – торжественно объявила она Ирине, – тебе он не достанется! А ты, Мишенька, забирай у неё свою долю и катись к чертям собачьим! – сказав это, она гордо ушла.

Ирина молча смотрела на него. «Как он изменился! – подумала она. – Когда они жили вместе, Миша не был таким!»

– Я сожалею! – только и сказал он.
– Сожалеть мало! – Ирина хотела уже идти, но остановилась. – Если захочешь увидеть детей, выбирай для этого нейтральное место. А захотят ли они видеть тебя, это уже другой вопрос! – она направилась к выходу, с грустью воспоминая строки Хайяма:

 – Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
     Два важных правила запомни для начала:
     Ты лучше голодай, чем что попало есть,
     И лучше будь один, чем вместе с кем попало.