Бюллетень МНС-10 от Bor G

Конкурс Самовыражение 2
БЮЛЛЕТЕНЬ МНС-10 ОТ
Bor_G
------------------

Прошу простить. Времени категорически не хватает. Поэтому буду краток. Почти как тосты на охоте, особенно если охота немедленно выпить.

1. Вечный вопрос Высоцкого и Шекспира

Симпатичный такой амфибрахий. Схема рифмовки ААБВВБ. 4 стопы в строках А, В; 5 стоп в Б, все обрезаны до строго мужских рифм. Ритмика нормальная. Вторая оценка вполне тянет на 5. Но есть шероховатости по рифмовке: пленён-сражён (слабая глагольная рифма, ибо образуется только глагольным суффиксом), плоть-кость (хотелось бы точнее), даже обряд-стоят (не дотягивает уровень рифмы до уровня стиха, всё же сильное содержание). А вот сложить-заслужить – это хоть и глагольная, но сильная рифма.

Оценки: 4, 5.

2. Мечты у дворников не в моде

Интересная бытовая зарисовка. Очевидная (и вполне уместная) аллюзия на Михайлу, нашего, Ломоносова с его питанием юношей науками. В принципе, хотелось бы какой-то большей вычурности или хотя бы наполненности сюжета – но что вы хотите от бытовой зарисовки. Ряд рифм подкачал: питают-отвлекают, чём-кувырком, неё-споёт.

Оценки: 4, 4.

3. ДЫМ

В принципе можно было бы прицепиться к каким-то мелочам (скорее из области фонетики), но не буду.

Оценки: 5, 5.

4. Метель

Неплохой стих. Но нуждается в доработке. И с точки зрения сюжета-содержания (метель вроде наличествует, и огни мегаполиса, и ещё что-то – но картины нет), и с точки зрения техники. Рифмы: портрет-снег, огни-синевы, круговерть-потерь. «Через» в ямбовый размер не помещается – получается «черЕз». И т.п.

Оценки: 3, 3.

5. Дед

Хороший в принципе стих. Всё сделано симпатично. Просится немного что-то ещё в конце, ещё такой себе ностальгический (или ещё иной) выворот сюжета – ибо всё слишком просто.

Оценки: 5, 4.

6. Моя любовь

М-да. Хорошо задуманное, искреннее стихотворение. Но исполнение – мягко скажем, не очень. Скрип песка – по стиснутым зубам? Это как. Опять же получается, что он ещё и гладит. Но даже если не гладит. Гуляющий туда-сюда размер – ладно, это имеет место, куда деваться. Рифмы. Где-то есть, где-то нет в принципе. Сбои ударения. «Тащат» – это вообще шикарно. Над стихом ещё работать и работать.

Оценки: 2, 3.

7. Проникаю в тебя тихой памятью

Ну, что тут скажешь... Я уже не раз говорил, что пятистопный анапест – это страшная сила. А если ещё и очень хорошее исполнение. И задумка. И реализация. Шикарная рифма: терпят-встреплют. Почти афоризмы: «Память тела сильна обессивностью внутренних мук», «География мыслей похожа на карту планеты, где играют любовь и мечты в города и слова».

Оценки: 5, 5.

8. Плюшевый сон

Симпатичная такая полу-аллюзия на поэзию 19 века. Но «про наше». В принципе весьма неплохо. Разве что сбой во внутренней рифме: полёта-потомков.

Оценки: 4, 5.

9. Он улетел, но обещал вернуться...

Однако неплохо. Очень даже. Совсем немного фонетика по мелочам цепляет. Например, представляется, что лучше было бы «Пускай не красива, но только ли в этом суть». Немного цепляют первые строчки первых двух строф. Нашла-пообещал – спорная рифма, однако интересная, наверное, слабой считать не стоит, даже наоборот.
 
Оценки: 4, 5.

10. Та ночь

Зарисовка про ночь. И дождь. И любовь, разумеется. И про то, как он долго уходил. Но даже с учётом этого рифма «лил-уходил» – как-то не очень. А зарисовка в картину не превращается. Чего-то нет. И последняя строчка. Усечённая. Это модно – усекать последние строчки. Но это должно быть обоснованно. Даже если усекаются в рифму. Здесь же не в рифму. Может быть, надо додумать то, чего там не достаёт?.. Какое-то слово. Или словосочетание. Честно говоря, приходит в голову только что-то вроде «рожая» или «без урожая».

Оценки: 3, 4.

11. Портрет драматурга

Какой-то громоздкий получился портрет. И по исполнению. И фонетически. Тем более фонетически, кое-где почти что скороговорки для развития речи получаются. Да, вносить-плодоносить – это однокоренная рифма. И, что самое главное, собственно портрет за всей этой словесной громоздкостью и трудночитаемостью – как-то теряется.

Оценки: 4, 4.

12. «Январское»

Интересная зарисовка. Автор (ну, или ЛГ), судя по обстоятельствам места и природы, находится где-то в бассейне Средиземного моря, юг Турции или Израиль, скорее всего второе, опять же это объясняет беспокойство за Каир и Киев. Но теперь к исполнению. Внутренние рифмы то появляются, то пропадают. Тем более в таком коротком стихе – это не очень как-то. «Штормит – не спит» – это слабая рифма. Доработать бы стих.

Оценки: 4, 4.

13. "Самайн"

Что тут скажешь... Один из лучших стихов на конкурсе. И по замыслу, и по исполнению. Четырёхстопный (изначально) дактиль с усечённой до двух стоп чётной строкой. Вот где усечение уместно и обоснованно. Разве что совсем мелочь. Строчка «Ночь для любви твоей горькой и сладостной». Дело в том, что в трёхсложных размерах, если на два безударных слога выпадает отдельное слово, то неявное ударение в нём просится на первый слог. Так и здесь просится «твОей». Я бы это слово заменил. Впрочем, это мелочь.

Оценки: 5, 5.

14. Питер

Однако... Однако, очень интересно исполнено. Так, для оценки изыска – ритмический рисунок здесь такой:
-!-!
-!-!- -!-!-!
И что тут получается? Каждая нечётная строка – двустопный ямб с мужской рифмой. Каждая чётная – вроде тоже ямб, и вроде пятистопный. Хотя нет, две части как бы: две стопы (с как бы намёком на женскую внутреннюю рифму) и три стопы, с рифмой мужской. Но самое прелестное – это внутренняя рифмовка чётных строк не по пятому слогу, а по первым трём. И всё это в комплексе с прекрасным содержанием. Единственное, к чему можно прицепиться – это к рифме «стылая - остыла и». Рифма красивая. Но всё же однокоренная. Я бы исправил. Впрочем, качество стиха перевешивает.

Оценки: 5, 5.

15. Полусон? Полуявь?

Интересный стих. Интересное исполнение, хоть по виду тривиальный ямб. Интересная рифмовка. Если с учётом внутренних рифм – то такая. Первая строфа: АБАВГБГВ. Вторая строфа: АБВГАБВГ. А вот третья строфа: АБВГАБАГ. Не знаю, мне понравилось.

Оценки: 5, 5.

16. "Под розовой фатой тумана"

Неплохой такой стих. «На четвёрочку». Можно было бы ещё снизить первую оценку из-за ряда слабых рифм – но не буду.

Оценки: 4, 4.

17. Новобранец

Тема серьёзная. Даже очень. Тем более важно здесь исполнение. Соблюдение рифмы, размера. И содержание. И просто грамотность. Тем более в записи, где, например, принято отделять запятые от последующих слов пробелом. Но даже и без этого... Если бы не серьёзная тема – оценка была бы ещё ниже.

Оценки: 3, 3.

18. Она

Хороший стих. Очень хороший. В принципе, первую оценку всё же решил снизить из-за некоторых фонетических шероховатостей: «к ключице», «потом к хранилищу», даже «так тебе». На таком небольшом «теле» стиха это заметно всё же, особенно на фоне остального.

Оценки: 4, 5.

19. Наивные детские сказки

Действительно, сказки несколько наивные. И по содержанию, и по реализации.

Оценки: 3, 4.

20. Утешусь мудростью своей

Перефразируя известную шутку – тиха та буря, что в стакане, но симку надо перепрятать. А так – в принципе ничего.

Оценки: 4, 4.

21. Зимняя любовь

Хороший такой стих. Правда, немного стандартный, одномерный, что ли. И по исполнению, и по содержанию. Отсюда и оценки.

Оценки: 4, 4.

22. Встреча с океаном

Можно в принципе только повторить всё то, что и в комментариях к предыдущему стиху 21. Можно ещё прицепиться к рифмам, например: увижу-нанижу, никогда-навсегда – ну, да ладно...

Оценки: 4, 4.

23. В принципе неплохой стих. По содержанию. Но смущает сбой (лишняя стопа) во второй строчке и несколько пунктуационных ошибок.

Оценки: 4, 5.

24. "Умер дед...

Зарисовка с натуры. Реалистичная. Неплохое исполнение. Можно было бы ещё развить тему. Или хотя бы вставить пробелы после знаков препинания перед словами.

Оценки: 4, 4.

25. Мой дьявол талантливый

М-да, талантливо, дьявольски талантливо... И даже игра с укороченными строками, и вообще всё построение, если хотите – архитектоника. Разве что можно прицепиться к рифме «боюсь-проснусь». Но не буду. Хотя всё же подправил бы.

Оценки: 5, 5.

26. «О любви»

Неплохой стих. Со смыслом. Но немного тяжеловесный, что ли. И по содержанию, и по фонетике даже. Хочется немного облегчить, что ли. Причём и изнутри, и снаружи. Такое впечатление, что стих уже читал раньше (может быть даже оценивал). И тоже отмечал эти моменты.

Оценки: 5, 4.

27. ДЕНЬ СУРКА

Что тут скажешь... Даже пространный такой размер – всё же желательно соблюдать. Ну, и даже обилием вспомогательных и малозначимых слов не заполнить пробелы содержания. Хотя в принципе, если над стихом поработать, то может хорошая вещь получиться.

Оценки: 3, 3.

28. "Ностальгия"

Хорошая такая, качественная, узнаваемая ностальгия. Чуть-чуть бы подправить кое-где, рифмы там, фразы рихтануть – и вообще отлично будет.

Оценки: 4, 4.

29. Красный джемпер

Почти классика. Любовь и производственная тема. И немного трикотажа. В принципе неплохо. Узнаваемо. Даже где-то хорошо.

Оценки: 4, 4.

30. Коррида

В каком-то смысле эпическое, даже батальное произведение. Классическая рифма кровь-любовь. Слабая рифма смеялась-красовалась. Совсем не рифмы: бой-кровь, цена-рога. Запятые «приклеились» к последующему слову, даже порой оторвавшись от предыдущего. Это там, где они есть – а есть далеко не везде, где надо. Ритм пляшет и гуляет. Видимо, в такт сюжету. И это на 12 строк, трёхстопным анапестом (во всяком случае, изначально просматривается этот размер). Да, в корриде вроде участвуют только особи мужского пола, сиречь быки. Но это так, к слову. И просто вопрос: а о чём этот стих, собственно? Точно, что не о любви и не о корриде. Тогда о чём?..

Оценки: 2, 2.

===================================================