Омарский перевал. к 20-летию боев

Илана Шалэхет
В январе - феврале 2014.года исполняется 20 лет боям за Омарский перевал и Кельбаджарский район


В феврале исполняется 20 лет трагическим военным событиям в Кельбаджаре и на Омарском перевале. Это самый кровопролитный эпизод Карабахской войны ; по неофициальным данным, во время этих боев в заснеженных горах Кельбаджара погибли около 4000 азербайджанских и 2000 армянских солдат, многие из которых до сих пор числятся пропавшими без вести. В бой были брошены тысячи молодых, необстрелянных призывников ; численность азербайджанской армии к тому времени было доведено до 100 000, а армянской армии – до 30 000 человек. Однако, печать молчания, наложенная на трагические события той суровой зимы 1994. года, действуют и сегодня.

Кельбаджар (Карвачар, арм. – крепость-рынок или место продажи камня ; еще с античных времен входил в гавар Вайкуник провинции Арцах Великой Армении ) – город в верхнем течении реки Тертер, правого притока Куры - был занят Армией Обороны Нагорного Карабаха 3. апреля 1993. года ; сейчас Кельбаджарский район входит в Пояс безопасности Нагорного Карабаха, находящийся за пределами собственно НКР, но контролируемый армянскими силами с 1993. года.

15. декабря 1993. года азербайджанская армия начала широкомасштабную наступительную операцию по всему фронту. Одним из основных направлений удара был Кельбаджарский район ; целью наступления было восстановление контроля над утраченными в 1992. – 1993. годах территориями Карабаха. В ночь с 31. декабря 1993. года на 1. января 1994. года 2 бригады Национальной армии Азербайджана, 130 и 701, среди которых, по воспоминаниям азербайджанских участников событий, было много необученных новобранцев, начали переправляться через Муровдагский хребет и нанесли  удары по позициям более малочисленных ВС Армении, удерживавших перевал и вошедших в Кельбаджар после того, как его взяли военные формирования НКР. 701. бригадой командовал подполковник Валех Рафиев ; бригада состояла из 5 батальонов, общей численностью 2500 человек. Мотострелковый батальон начал наступление со стороны Зивлан Дашкесанского района и к 3. января 1994.года перешел Муровдагский  хребет через Агдаг Зивлан. Остальные подразделения бригады перешли через Омарский перевал и начали продвижение вглубь Кельбаджарского района. Это был рискованный план операции и не все командиры азербайджанской армии поддержали его. Наступление развернулось в условиях жестокой зимы на опустошенной территории, которую покинуло все гражданское население.

Поначалу наступлению азербайджанцев сопутствовал успех ; им противостояли необученные призывники недавно сформированной армянской Ванадзорской дивизии. Азербайджанским войскам удалось взять 12 населенных пунктов (Бозлу, Текегайа, Бабашлар, Ганлыкенд, Чеплы, Сусузлуг, Касымбинеси, Йаншагбине, Йаншаг, Багырсаг, Гамышлы и Багирли ; по другим источникам, азербайджанцами были взяты 14 сел - также Лев и Чопурлу), важную высоту Чичакли, перерезать дорогу Агдере – Кельбаджар. Однако, в середине января со своей должности был снят командир 701. азербайджанской бригады подполковник Валех Рафиев, который был против дальнейшего продвижения вглубь Кельбаджарского района ; по плану одновременно должно было начаться азербайджанское наступление со стороны Тер-Терского района, откуда азербайджанские войска должны были взять под контроль дорогу Тер-Тер – Кельбаджар и соединиться с наступавшими подразделениями 701. бригады. Но несколько атак со стороны Тер-Тера были отбиты армянскими войсками. В этих условиях командир 701. бригады В.Рафиев посчитал, что без установления контроля над дорогой Тер-Тер – Кельбаджар дальнейшее продвижение вглубь Кельбаджарского района нужно приостановить. Однако прибывший в эти дни на фронт генеральный прокурор Азербайджана Али Омаров и ряд лиц из президентского аппарата требовали не останавливать наступление и через несколько дней поступил приказ министра обороны Азербайджана Мамедрафи Мамедова о снятии В.Рафиева с должности командира бригады. На его место был назначен подполковник Салех Ильясов и 10. января азербайджанские войска продолжили наступление, выйдя на линию Надирханлы – Кылычлы – Алчалы.
24. января 1994. года (по другим данным, 21. - 22. января) был окружен и почти полностью уничтожен армянский Эчмиадзинский батальон 9. Укрепрайона численностью 250 -300 солдат (по азербайджанским данным), попавший в засаду около поселка Чарплы. Лишь единицам удалось вырваться из окружения. В конце января азербайджанские войска продолжали движение вглубь Кельбаджарского района и в первой декаде февраля им удалось приблизиться к райцентру Кельбаджар на 30 км. Однако азербайджанцы углублялись в территорию, с 3 сторон занимаемую армянами : с востока был контролируемый армянами Агдеринский район, с запада – Варденисский район Армении , с юга – контролируемая армянами территория Кельбаджарского района. Наступление велось в чрезвычайно тяжелых условиях – низкие температуры, глубокий снежный покров, сильный ветер. Они сильно оторвались от своих тыловых частей, оставшихся по ту сторону Муровдагских гор ; снабжать несколько тысяч солдат зимой через перевалы, по обледеневшим дорогам, при частом сходе лавин, было очень тяжело. К концу января наступление захлебнулось.

В январе 1994. года командование армянскими войсками в Кельбаджарском районе принял первый заместитель министра обороны Армении генерал Грач Андреасян. Он решил нанести удар во фланг наступающей азербайджанской группировке, с заходом в тыл и перерезанием коммуникаций. С этой целью он с 3. декады января в районе сел Вагуас и Агдабан начал сосредотачивать ударную группировку.
Проведя перегруппировку войск и подтянув более закаленные в боях, боеспособные части из Карабаха, 12. февраля под сильным снегопадом армяне перешли в контрнаступление, нанеся удар по левому флангу со стороны села Агдабан, где оборонялся Бардинский батальон под командованием Герая Асадова ; одновременно был нанесен удар и в правый фланг Кельбаджарской группировки НАА со стороны села Эльясарылал. Наносившие удар со стороны села Агдабан армяне в первый же день прорвали фронт и расчленили  азербайджанские войска. Под армянский контроль перешли село Багырлы и высота Буздух.
13. февраля армянские войска взяли села Яншак и Касымбинасы, а также полностью взяли под контроль дорогу с Омарского перевала в Кельбаджар и часть самого Омарского перевала. Таким образом, была перерезана основная линия коммуникаций, по которой шло снабжение азербайджанских войск в Кельбаджарском районе.
14. февраля  армянскими войсками была перерезана дорога на участке между селами Гамышлы и Чаплы. Тем самым была полностью окружена 130. бригада ААН. 15. февраля была предпринята попытка деблокирования окруженной бригады ; 130. и 701. бригады должны были нанести встречные удары и соединиться около местечка Айдеван, однако операция закончилась неудачей. Попавшая в окружении бригада пыталась с боями самостоятельно прорваться на север, однако попала под шквальный огонь армянских войск. Некоторой части бригады все же удалось вырваться из кольца. Одновременно 14.– 15. февраля азербайджанской стороной были предприняты попытки снова взять под полный контроль Омарский перевал и восстановить связь с частями, находившимися в Кельбаджарском районе, однако все атаки азербайджанцев были успешно отбиты армянами.
16. февраля (по другому источнику, 15. февраля) 1994. года был отдан приказ всем азербайджанским частям выходить из Кельбаджарского района.  К 18. февраля азербайджанцев отбросили к Омарскому перевалу, однако только одной бригаде частично удалось отойти на Муровдагский хребет, а остальные батальоны оказались в окружении и в результате снежных обвалов были полностью отрезаны от остальных частей. По другим сведениям, в связи с тем, что Омарский перевал был под контролем армянских войск, азербайджанцам пришлось выходить из Кельбаджарского района через узкий перевал Сусузлук-Текягая-Агдаг и далее в Дашкесан. Вся тяжелая техника была выведена из строя (по азербайджанским данным) и оставлена.

Попавшие в окружении батальоны пытались с боями прорваться на север через узкий перевал, но не смогли. Азербайджанские бригады были сформированы из молодых людей, многих из которых насильно уводили прямо с улиц азербайджанских городов и забрасывали в самый центр боевых действий (что, впрочем, делалось также и в Армении). Армяне обрушили на окруженные части шквальный огонь ракет “Град”. В результате недельных боев (с 12. по 20. февраля 1994. года) азербайджанские батальоны были почти полностью уничтожены, многие молодые солдаты погибли под снежными лавинами и от обморожения, пропали без вести. От холода некоторые солдаты жгли свои бушлаты, чтобы согреться ; не хватало еды, умерших от обморожения не подбирали. На помощь этим частям была брошена бригада, которая дислоцировалась в Ханларском районе, но она так и не смогла прорваться к ним.

К 18. февраля весь северный участок фронта, включая Омарский перевал, был под контролем армянских формирований ; Кельбаджарский район целиком перешел к армянам. В связи с ситуацией в Ханларский район выехало руководство Минобороны Азербайджана. Чтобы остановить армянское наступление, на Муровдагский хребет перебросили резервы с Агдамского и Агдеринского районов. Ценой больших усилий азербайджанцам удалось линию фронта стабилизировать по Муровдагскому хребту.

К 20. февраля азербайджанские части вышли через Муровдагский хребет. Не сумевшие или не успевшие выйти из Кельбаджарского района части 130. и 701. бригад вели бои до конца февраля 1994. года.

Спустя несколько лет те, кто посещал Кельбаджарский район, находили в горах замерзшие трупы. Позже армяне собрали сотни военных билетов молодых азербайджанских солдат, погибших на Омарском перевале. Сьемочная группа армянского телевидения засняла одну из самых щемящих иллюстраций той войны : ворох красных военных билетов, вываленных на длинный деревянный стол, - единственное, что осталось от погибших солдат …

* * * * * * *

Воспоминания участников Кельбаджарских боев.

Перелистав множество статей в интернете, мне, к сожалению, не удалось найти ничего с армянской стороны ; поэтому здесь приведены воспоминания лишь азербайджанских участников боев.
Буду благодарна за дополнения или поправки.

… Тейяр Мухтаров, родом из Кельбаджарского района. В том страшном 1994. году ему довелось участвовать в наступлении на Кельбаджарский район. Большинство его товарищей погибли даже не от пуль и снарядов, а в результате обморожений на высоте около 3000 м над уровнем моря. Мухтаров испытал на себе весь кошмар медленного отступления по снегам. “Мне тогда было 20 лет и я учился на 1. курсе Строительного Института. Как и многие мои сверстники, я тоже попал в облаву и был направлен на линию фронта. 31. декабря наш полк под командованием полковника Герая Асадова и 3. Кельбаджарский полк перешли в наступление. Мы на каждом шагу встречали ожесточенное сопротивление, но 10. января уже стояли у местечка Мейданчай у подножья горы Муровдаг в 40 км от районного центра. Каждый день кто-то погибал в нашей роте. Среди наших солдат ходили упорные слухи о том, будто нас бросили на произвол судьбы и больше не будут снабжать продуктами и боеприпасами.
Мы полностью покинули Кельбаджарский район 6 – 7 марта. До сих пор не могу забыть обмороженные тела моих товарищей, которых пришлось оставить на Муровдаге, даже не похоронив. “

Участник боев, заместитель командира взвода воинской части 701 старший сержант Вагиф Аббасов, которому в ту пору едва исполнилось 19. "12. февраля пошел очень сильный снег. 13. февраля нам поступил приказ отойти на северные позиции на склоны Муровдага. 18. – 20. февраля противник смог окружить 2 наши бригады. Мы пытались к ним пробраться, но нам помешали снежные обвалы. Многие солдаты погибли под обстрелом “Градов” и под снежными лавинами."

Участник боев, рядовой Заур Мамедов : "Бездарность командиров оказывали тяжелое впечатление на рядовых солдат. Обеспечение личного состава боеприпасами и оружием было на очень низком уровне. К нам забрасывали многих ничему не годных молодых ребят, которых полиция ловила в вагонах метро и отправляла на верную гибель в Карабах. Помню, как один новобранец пытался зарядить автомат калибра 7,62 патронами калибра 5,45. В первом же бою он был убит пулей снайпера из-за своей неосторожности."

Вот как описывает выход азербайджанских войск из Кельбаджарского района участник событий подполковник Интигам Мирзоев:"Нельзя было садиться на землю или останавливаться. Присесть означало умереть. Солдатам было приказано максимально двигаться, потому-что, если бы они останавливались или садились на землю, то замерзли бы. Мороз буквально резал лицо. От мороза некоторые солдаты сходили с ума. Можно было видеть, как сошедшие с ума солдаты, напевая песни, бросались в холодную реку или раздеваясь заходили в воду. Кто присаживался на землю, на месте замерзал. Если человек останавливался и садился на землю, то начинал засыпать, а это означало смерть. Был приказ ни в коем случае не останавливаться."

… Просто поражает интервью экс-министра обороны Азербайджана Мамедрафи Исмаил оглы Мамедова :
«Переходить в наступление в зимнее время в горном районе Кельбаджар — это уму непостижимо. В январе 1994 года я был на Муровдаге, на самой вершине. Вокруг снег, непроходимые дороги. Как можно вести в такой местности боевые действия? Я выступил против данной операции. Однако некоторые руководители сумели убедить Совет обороны в успехе наступления на Кельбаджар. Я в присутствии многих лиц заявил на Совете обороны, что операция обречена на провал. Но мои доводы не были приняты во внимание… Каковы были потери, сказать затрудняюсь — просто не помню ( !!!!!!! ) точное число, но поверьте, у меня болит и будет болеть душа до конца жизни за погибших солдат и офицеров, прослуживших под моим руководством. Операцией руководил, если можно так сказать, основным «заводилой» был Али Омаров, в ту пору генеральный прокурор республики, имевший прямой выход на президента страны. Он утверждал, что ничего не стоит взять Кельбаджар».


октябрь 2013 - февраль 2014

фотографии - Карабахская война ; Муровдагский хребет ; из интернета, спасибо авторам