Лыжные прогулки

Макарча
Сто лет не стоял на лыжах, а тут… внук – первоклассник приехал на каникулы, ему лыжи купили естественно  современные, пластиковые. Ветер подует – они уже едут, недаром все коньком стали бегать, нормальной лыжни не найдёшь. На лыжах внук никогда не стоял, поэтому – как корова на льду, а уж если хотя бы маленький пригорок, то, вообще, беда.
 
Все мамаши из своих чад почему-то хотят сделать обязательно каких-нибудь вундеркиндов, олимпийских чемпионов, а когда у детей не получается, травмируют психику ребёнка. Да вокруг, оглянитесь, 95% людей – обыкновенные!  Нет, таланты есть почти в каждом человеке, только их развивать надо не «родительским бульдозером».

Ходим с внуком по замёрзшему руслу реки; снежку, жаль, маловато, палки на льду…не упрёшься, но постепенно он привыкает, и уже не бежит, а скользит. Привыкнет, все с этого начинают. А там и пригорки, и горки, и горы, если надо.

Вышел с лыжами сегодня из подъезда, а в голове странная мысль: лет тридцать тому назад в этом же дворе видел, как вставал на лыжи дядя Лёша, уважаемый мною человек в теперешнем моём возрасте. «Вот молодец!» - думал тогда я, а дяди Лёши вскоре не стало. Опять же я последние дни взялся переводить свои цветные слайды в компьютер, а их многие сотни. Не так давно  один мой замечательный друг-москвич занимался этим же и не успел… . Какие параллели!

Маленькая внучка подходит и показывает: «У меня за шшёкой жуп выпал». Эх, у меня тоже, милая, но мне бы твои проблемы. Где же моё детство? Неужели всё?

Довоенное не помню. Остались в памяти голубые стеклянные ручки на окнах, но после войны мы жили уже в другом доме, и я специально ходил в знакомый двор (это рядом), чтобы посмотреть на них. Господа офицеры, как я в шутку про себя их называл, часто играли в крокет и я до тонкостей знал все правила игры, но… меня не приглашали. И ещё они выносили в полисадник огромную радиолу, под музыку играли в карты или домино, а мы, мальчишки с обратной стороны заборчика сидели в траве, слушали и завидовали.

Как-то мне отец рассказал, что до войны, когда меня выпускали погулять во двор, мужики спрашивали: «Ты кто?» Я с трудом выговаривал: «Акамнин». «Да нет, ты – Хруль!» «Ты сам…» - отвечал я под хохот мужиков. Мальчишки букву «р» в три года не выговаривают.

Зима нынче без снега. Уже половина февраля, может март наверстает. Хотелось бы посетить могилу Онегиных, добежать мимо музея деревянного зодчества до последнего пристанища Анны Керн на Прутенском погосте и простится с лыжами, зимой и романтикой.

Опять я с внуком на лыжной прогулке. Этой ночью зима решила потрясти свои мешки. Идёт снег, наконец-то. Еду и вспоминаю… Мы в лаборатории получали снег, выпуская газообразную углекислоту из баллона в толстый мешок, чтобы потом растворить её в спирте и получить низкие, ниже -50 градусов по Цельсию температуры.

Однажды толстолистовой металл подали на сварку без нашего контроля, понадеявшись на сертификат. Сварили платформу для транспортировки космической ракеты к пусковому столу и, видимо, заказчик решил проверить ударную вязкость металла при  минус 50 градусов. Изготовили образцы, лаборанты получили спирт … Звонок из лаборатории механических испытаний: просят спуститься вниз. Вхожу, у всех круглые глаза, лаборант Николай Фёдорович – отставной офицер, награждённый в войну редким орденом Суворова за  взятие Будапешта, взводит маятник копра, кладёт образец и… маятник практически не встречает никакого сопротивления. Это не ударная вязкость а  «стеклянная хрупкость». Заставляю химиков сделать химанализ – всё в норме, соответствует марки стали. Руководство не согласно. Еду  на Калининский вагонзавод, там ещё более мощная ЦЗЛ. Результаты те же. Исследуют микрошлиф. Металловед говорит: - Слишком крупное зерно, скорее всего при прокате металл переохладили. Приглашаю заказчика, знакомлю с результатами. Он мрачно разводит руками и изрекает: «Ваше изделие может работать от Кушки и южнее, а те кто его делал – от Магадана и севернее».
 
Да, чего только не случалось в жизни. Кончатся у внука каникулы, уедет, а мне надо ещё походить на лыжах, если зима позволит. Может  что ещё вспомню.


Кушка – самая южная точка СССР в Туркмении.