Предварительное обсуждение работ конкурса

Век Искусства
УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА
ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «МОСТ в БУДУЩЕЕ–2014»,
выдвинутые жюри в качестве возможных победителей
(после обсуждения будут определены лауреаты)

В 2014 году отменена система оценки по баллам. Тексты всех участников были прочитаны членами жюри. Из их числа были выдвинуты авторы, которые могут претендовать на победу. Я, координатор конкурса Диана Доронина (вхожу в состав жюри), кратко обосную свой выбор. В этом году не имею возможности прорецензировать все присланные тексты, и напишу рецензии только на предварительно отобранные мной работы конкурсантов.
Также хочу отметить, что мы решили особое внимание уделить авторам, которые участвуют в наших конкурсах детской литературы в третий-четвёртый раз, но ещё не побеждали.
Поскольку конкурс проводится издателями, у которых есть свои литературные предпочтения и которые желают выпускать в свет сборники определённой направленности, отобранные тексты отвечают этим интересам: природа, животные, родные и близкие люди, краеведение и история, фантастика; рассказы и стихотворения, которые просто затронули душу и сердце.

1.Марина Батова (Ижевск, Удмуртская Республика)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Марина участвует в конкурсе не в первый раз. Но вот это её стихотворение («Сторожка») удачное, очень душевное, тёплое. Мне всё это близко, так как уже много лет я предпочитаю жить в окружении природы. И напомнило мой исход из большого города, от которого очень устаёшь, в котором постоянно болеешь, нервничаешь.
Приятно читать о собаке (тем более у моего пса тоже белые лапы) и о кошке. Все они есть в хозяйстве! Без них стихотворение не было бы таким притягательным, как и сама жизнь.
Ну и написано, на мой взгляд, всё хорошо. Всё сложилось!

3.Бекир Аблаев (посёлок Нижнегорский, Крым, Украина)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Рассказ Бекира «Оставьте после себя добрый след…» я отобрала из-за актуальности проблемы и потому, что автор участвует в наших конкурсах уже не впервые. И всегда его рассказы обращают на себя внимание, однако не «дотягивают» до победы.
Сейчас в рассказ вкрались канцелярские выражения, они очень портят стиль, точнее лишают текст авторского стиля, делают его шаблонным. Есть и спорные утверждения, на мой взгляд, автор не всегда тщательно обдумывает то, что говорит читателю:
«Слава Богу, все мы живем в цивилизованном и обустроенном мире, который стремительно развивается. Наверное, каждый из нас считает себя современным и культурным человеком» – лично мне непонятно, почему жить в цивилизованном мире – это «слава Богу». Что за цивилизация и почему она так хороша? Это философские вопросы. Когда автор без объяснения бросается такими фразами, получается канцелярский текст, не подтверждённый фактическим материалом. Считать себя современным и культурным – как одно понятие соотносится с другим? Почему если современный, то культурный? В общем, совершенно ненужная двусмысленность в самом начале текста не даёт адекватно отнестись к самому главному здесь. Автор не так подаёт «блюдо». Поэтому бедным птицам места почти не отводится.
И вообще, первый абзац будто списан из какого-то учебного пособия! А далее идёт вполне нормальное изложение, причём видно, что автор интересуется и разбирается, но читать уже неохота.
«Ещё совсем недавно Нижнегорск круглый год наполнялся пением прекрасных, верных и любвеобильных птиц – горлицы кольчатой. Сейчас их постигла та же участь. Надежда только на то, что весной прилетят из других мест новые пары» – прилетят новые пары, чтобы и их перестреляли? Хороша человеческая надежда.
Так что рассказ я отметила, но нужно над ним ещё поработать!

10.Оксана Оносова (Тольятти, Самарская область)

Номинация «Короткая проза для детей (сказка)».

Сказку «Щенок» Оксаны Оносовой я отметила за доброту. И мне понравилось окончание. Однако не могу сказать, что это сказка. Это просто рассказ, сказка стилистически совсем по-другому создаётся.
Есть замечания:
«Восемь маленьких тёплых комочков…» – вот это шаблон. Маленькие тёплые комочки – ну, какие же они комочки, щенки-то?
«…едва научились ходить на непослушных мохнатых лапках» – почему у щенков лапы мохнатые? Не насекомые же они всё-таки.
Нужно обратить внимание на пунктуацию.
Текст я отметила, но вряд ли буду голосовать за него.

13.Софья Венда (Санкт-Петербург)

Номинация «Детские и юношеские произведения других жанров».

В этой номинации предварительно отмечаем всех участников, в том числе и Софью. Стихотворение «Река времен». Будем обсуждать.

15.Натали Светлова (посёлок Золотуха, Архангельская область)

Номинация «Короткая проза для детей».

Рассказ Натали Светловой «По грибы» я отметила, потому что и сами любим ходить в лес, и написано чётко и по существу.
Вот только что же Букета сразу не угомонили? Мы своего пёску сразу воспитываем. Если заяц ему не нужен, нечего его гонять.
А насчёт дружбы с лосем – по-моему, это опасно. Даже в шутку.
Посмотрим, что скажут другие члены жюри.

16.Натали Светлова (посёлок Золотуха, Архангельская область)

Номинация «Стихи для детей».

А вот стихотворения «Лягушкина считалочка» и «Ожил каждый бугорок» совсем хороши! Особенно второе – там такой ритм приятный!

21.Глеб Ушаков (Киселёвск, Кемеровская область)

Рассказ «Пушистик» Глеба Ушакова отметила за душевность и доброту. И за то, что есть результат – щенка взяли домой. Как раз недавно обсуждали, как животные пристраивают своих детёнышей.
Автору удалось в краткой форме сказать о многом: и что осень на дворе – скоро станет холодно, и щенку лучше бы пристроиться, и о животных, которые разумны, и о людях, которые тоже разумны, раз взяли собаку в дом, и даже о деревенских женщинах – они продают молочные продукты на трассе, и читатель может представить, каково жить в деревнях сейчас.
К тому же Глеб участвовал в наших конкурсах.
Считаю, что нужно его поощрить. Тем более он – из самых маленьких авторов. Если не ошибаюсь, Глебу семь лет.

22.Арнур Кайыркеш (село Кенес, Республика Казахстан)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Рассуждение Арнура Кайыркеша «Спасибо, мама!» привлекло ещё в момент размещения на странице конкурса, но потом вчиталась внимательно и поняла, что вряд ли автор может рассчитывать на то, что я проголосую за него. Дело в том, что в тексте много общих фраз, и они стоят в самом начале, портя общую задумку и впечатление.
Я бы рекомендовала автору переработать текст: в самое начало поставить выражение о матери, которое бытует у казахов, и развивать сюжет, но только по существу, на конкретных примерах.
Только вот эти слова живые: «Каждая мать, лелея свое чадо, хочет, чтобы ее ребенок был здоровым и сильным. Поэтому мы должны избегать вредных привычек, заниматься спортом. Не доставлять матери лишних хлопот. Должны уважать непосильный труд наших мам. Ведь это малая толика того, что мы можем сделать для своих матерей. В заключении, хотелось бы произнести от чистого детского сердца два простых и искренних слова: «Спасибо, МАМА!»

27.Юлия Хмара (Новомосковск, Украина)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Рассказ без названия о псе и коте – мне показалось, что он о взаимоотношениях людей. В переносном смысле, разумеется. А также призывает людей быть внимательными, когда в их доме живут собака большого размера и кот, или просто дружат соседские. Дело в том, что разнокалиберные животные действительно могут попасть в описанную ситуацию. Может собака кота слегка прикусить, может кот собаку укусить или поцарапать. К сожалению, иногда животные, в том числе и люди, ведут себя бестолково и бездумно.
Наш кот тоже любил донимать пса, когда тот спал, – выпустит когти и хватает за лапы. А собаки очень не любят, когда их за лапы трогают. Пришлось нам кота воспитывать, объяснять ему и разводить животных на ночь: собака – существо дневное, кошка – ночное.
Хотелось бы, чтобы люди были внимательнее к себе подобным и к другим животным.
Однако голосовать за текст не стану. Во-первых, непонятно, почему хозяева вот так попустительски отнеслись, а потом шмыгают носом, мол, кот издох. Укусы лечатся. Если опять переносить на людей, то можно было бы рассудить так, что кота расстроило отношение друга, его состояние ухудшилось, он страдал – и умер от раны душевной на самом деле. Но если речь идёт о псе и коте, то не думаю, что кота терзали подобные душевные муки, а рану телесную вполне могли вылечить люди. Рекомендую подумать над финалом.
Во-вторых, есть пунктуационные ошибки, их нужно исправить.

31.Антонина Тарновецкая (Бийск, Алтайский край)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Тексты Антонины всегда приятно читать (она участвовала уже в наших конкурсах, а её рисунок напечатан на обложке журнала «МОСТ», том 38-39), но не все удачные. Рассказ «Бабушка» понравился. И бабушка очень понравилась! Восхитительная! Я тоже считаю, что всё должно быть красиво.
Немного сомневаюсь, отдавать голос или нет, так как для меня прозвучал этюд. Это ещё не готовый текст, а фрагмент чего-то большего. Требуется ещё написать о бабушке, более конкретно о гостях и нарядах. Оставьте воспоминания о бабушке, как можно больше записывайте и фотографируйте.

32.Антонина Тарновецкая (Бийск, Алтайский край)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

В одном из конкурсов победило стихотворение Антонины «Парэо», и вот сейчас она снова представляет очень симпатичные, талантливые стихи. Простое, но такое жизненное стихотворение «Обещание». Философское и красивое стихотворение «Поцелуй». Задорное, но грустное стихотворение «Тает рыжая карамель».
На мой взгляд, всё на своих местах, всё чётко, грамотно выстроено.
Отдаю свой голос.

36.Есения Макаренко (Корсаков, Сахалинская область)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».
 
Стихотворение «Беречь, лелеять и любить!» отметила благодаря тематике. Призыв сберечь нашу Землю и всю её красоту, жизнь. Стихотворение наполнено добром, восхищением, заставляет задуматься, всё логично, все переходы плавные (это очень хорошо, так как не все умеют следить за нитью своего повествования), но стилистически можно было сделать сильнее, интереснее. Учитываю, конечно, что Есения ещё только учится, – и желаю творческих побед и удачи!
Пока несколько замечаний: поработайте над речью, меньше шаблонов употребляйте.
Над этими строчками поразмышляйте:
«И сопки взору мимолетно
Мне кажутся – богатыри!...»
Что здесь не так?

«И смок, как мглою все укроет!» – смок ли?

И обратите внимание на знаки препинания.

49.Ирина Филиппова (посёлок Уемский, Архангельская область)

Педагог: Елена Викторовна Езофатова – учитель русского языка и литературы. МБОУ «Уемская СОШ».
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Стихотворение «Ты не масса, ты индивидуален» содержит правильные призывы, но это больше для конкурса лозунгов или стенгазет. Если говорить о литературе, то хотелось бы прочесть какую-нибудь конкретную историю с определёнными выводами.
Елена Викторовна Езофатова и её ученики участвуют в конкурсе второй раз. И вот я отобрала именно это стихотворение, но могу его только отметить.

53.Владимир Чекайда (Москва)

Номинация «Стихи для детей».

Стихотворения «Воронёнок» и «Канарейка» детям разных возрастов будут понятны. Отмечаю.

58.Леонид Медведев (Курск)

Номинация «Разные жанры (торобанчики – стихи, в которых главные слова записаны наоборот)».

Как всегда, в номинацию «Разные жанры» присылают мало текстов, поэтому каждый автор тут наперечёт. Поэтому предварительно отмечаю стихотворения Леонида Медведева «В лесу» и «Город дорог».

61.Дарья Гальцова (село Старый Курлак, Воронежская область)

Номинация «Детская и юношеская проза».

«Филологический этюд» Дарьи заинтересовал разбором слова «здравствуйте». Выбрала за любовь к слову и родному языку. Но чего-то мне не хватает в этом рассказе, так что ещё надо подумать, выдвигать ли автора в лауреаты.

62.Ольга Исаева (Карталы, Челябинская область)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Что-то вроде сказки «Подсолнух Ваня и фея Анжела». Отметила за фрагмент о берёзовой роще, но этого недостаточно. И ещё мне показалось, что текст правили взрослые, от этого он утратил свою прелесть, появилось много канцеляризмов, как это обычно бывает, когда взрослые правят детей, им почему-то кажется, что ребёнок написал криво, на самом деле – это они правят криво и делают текст обыкновенным, а зачастую вообще нечитабельным.
Поэтому проголосовать не могу.

65.Григорий Терещенко (Сертолово, Ленинградская область)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Отмечаю только «Буриме». Второе стихотворение забавное, но не очень удачное, я поработала бы над ним ещё.
Может быть, есть смысл автора выдвинуть в дополнительные лауреаты. Вопрос этот будет решён позже.

71.Егор Медведев (Барнаул, Алтайский край)

КГБОШИЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей».
Руководитель: Колпаков Владимир Юрьевич.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

КГБОШИЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей» участвует в третьем нашем конкурсе, поэтому мы решили, что нужно поощрить и ребят, и их педагогов. Они каждый раз присылают добротные стихи, но нельзя сказать, что стиль необыкновенный, запоминающийся. Да, можно овладеть формой, хорошо рифмовать, ритм держать, но нужна изюминка.
Поэтому мы отметим несколько стихотворений нескольких участников, а потом будем определять, кого выбрать в лауреаты.

Мой путь

Только Любовь — мой путь.
Лишь бы с пути не свернуть...
Ночью любви звезда
Путь освещает всегда.

К счастью меня приведи,
Не обмани, не пади.
Нежность, любовь свою
Миру всему подарю...

72.Зинаида Арцемович (Барнаул, Алтайский край)

КГБОШИЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей».
Руководитель: Торконяк Татьяна Васильевна.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

***
Хочу на чувство такта плевать.
Хочу, как стена: всегда прямо.
Если человек дрянь — так и сказать,
В лицо ему впившись упрямо.
Чтоб взгляд за себя кричал,
Слова не запрятывали чувства.
Уж если скучал — так скучал.
Уж если «люблю» — так до безумства.
Открытие тонких губ
Чтоб было по теме и цели.
Слишком много и так тех, кто глуп,
Но без конца что-то «умное» мелет.
Надоела мне лесть, как зной.
Пусть сочтут меня неуместным.
Я нормальный и вовсе не злой.
Просто хочется быть честным.
Сейчас время такое. Так что ж?
Не природу — себя в бетон заливали.
Нам открытая, грубая ложь
Кажется нормой морали.
Попробуй — правду метни в лицо,
Не пуская в глаза человеку пыль, —
Тебя тотчас нарекут подлецом
Или психически больным.
Если страшит впереди одиночество —
Отрекись от собственных дум и идей.
Современное, черт дери его, общество
Отвергает
Честных
Людей.

73.Алина Романовская (Барнаул, Алтайский край)

КГБОШИЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей».
Руководитель: Торконяк Татьяна Васильевна.
16 лет.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

***
Скоро земля разобьется о воду под музыку Дэвида Боуи,
И все станет морем, и ливнем и каплей одновременно.
Под синими солнцами бой обернется прибоем.
Нам стоит молчать, как рыбам, и ускользать постепенно.

Исполинские руки волн, пальцы в пене, песок как лед.
Все станет подводным миром, аквариумом со льдом.
Когда земля разобьется, грудью вдохнув водород,
Все станет морем. Давай станем морем вдвоем?

74.Тимофей Побежимов (Барнаул, Алтайский край)

КГБОШИЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей».
Руководитель: Мызникова Екатерина Андреевна.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Аквариум

Зима.
Я сижу у окна.
Возникает мираж:
Я вижу бамбуковый лес.
Я иду сквозь него,
как по дну океана,
как рыба-клоун...
Вот пустыня.
Там ветер и пыль.
Миражи и печаль.
Я — рыба-клоун.
На окне узоры.
Я сижу окна.
Зима.

75.От Ники (Марракеш, Королевство Марокко)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Автор с псевдонимом От Ники участвовал в наших конкурсах много раз. И даже баллы были довольно высоки, но всё-таки не получалось выйти в победители. Я предложила членам жюри поощрить автора, тем более он – один из самых юных участников. Отобрали одно стихотворение – «Котёнок и ребёнок».

83.Нина Агошкова (станица Медвёдовская Краснодарский край)

Номинация «Разные жанры».

Как уже писала, в номинацию «Разные жанры» прислали мало текстов, поэтому предварительно отмечаю всех.
«Лимерики про школу» Нины Агошковой забавны, но не всё удачно, и нужно исправить все пунктуационные ошибки.
Обратите внимание на эту строчку:
«Дед Морозу письмо написала…»

84.Ирина Расулова (Тарту, Эстонская Республика)

Номинация «Стихи для детей».

У Ирины Расуловой всегда хорошие, качественные тексты. Отмечаю стихотворения «Яркие краски» и «Сон хомячка Тимошки».

85.Ирина Расулова (Тарту, Эстонская Республика)

Номинация «Разные жанры (грамматическая сказка)».

Следом отмечаю и грамматическую сказку в стихах «Слышит, дышит Леший».

87.Алина Чигак (Павлодар, Республика Казахстан)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».               

Стихотворения Алины отметила за актуальность темы. Стихотворение «Про птичек» перекликается с рассказом Бекира Аблаева (смотрите выше). Правда, я бы дала другое название стихотворению. Нужно исправить пунктуационные ошибки. И пересмотреть строчку:
«-Пусть в лесу дремучем гнёздышки их вьются».
Над стилем в общем, конечно, надо бы ещё поработать.

В стихотворении «Давайте Землю беречь!», к сожалению, много общих слов. Немного запутывает сюжет со звёздочкой – сначала думаешь, к чему она тут. Но переход сделали образный, это хорошо.

Ещё будем обсуждать, выдвигать ли автора в лауреаты.

91.Эльвина Габидуллина (село Новая Отрадовка, Республика Башкортостан)

Номинация «Разные жанры».

Рассказ «В память о Бобе Марли» Эльвина почему-то отнесла к «Разным жанрам». А надо бы разместить в номинации «Детская и юношеская проза». Далее – очень мало мы узнаём о Бобе Марли из данного текста, а всё больше – о намерениях автора. Я бы дала другое название.
Текст я отметила не потому, что считаю его выдающимся. Мне понравился фрагмент про улыбки, которые героиня решила дарить окружающим.
И я хотела сказать про миссионерство и волонтёрство. Здесь выражен идеалистический взгляд. По моим сведениям, вся эта деятельность не отличается искренностью, там большие деньги, которыми ворочают не очень хорошие люди. А тот, кто верит в свою миссию, работает, хочет помогать людям или животным от той или иной организации, просто не понимает смысла всего этого бизнеса. Например, у меня был опыт общения с разными организациями по вопросам помощи животным. Оказалось, что все они грантососы, животные у них для рекламы, в приюты они никого не принимают, если обратиться к ним за помощью, когда сам не можешь взять животное. Мы брали свою собаку в подобном приюте, вернее, у людей, которые к этому приюту прислонились – вот они реально собак собирали, брали на передержку, кормили, пристраивали, отслеживали, кто собак берёт и для чего, но им просто нужно было соблюдать юридические правила – по их мнению, а у приюта был статус юрлица. По сути подобное волонтёрство не требует никаких особых формальностей, главное действовать во благо животных, не отдавать их всяким уродам. Вот и пришлось нам действовать самостоятельно – пока мы не создали свою организацию помощи животным, надо всё продумать, чтобы реально помогать, а не думать, что помогаешь.

95.Татьяна Башкирова (Магнитогорск, Челябинская область)

Педагог: Нафикова Юлия Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 18».
Номинация «Детская и юношеская проза».

Рассказ «Фантазии на тему Космоса» отметила потому, что он фантастический. Мне очень нравится фантастика, особенно нравится, когда дети пытаются работать в жанре фантастики – это такая редкость! Но голосовать за рассказ дальше не буду, так как меня не удовлетворяют некоторые стилистические и мировоззренческие моменты. Не понравилось панибратство в диалоге при знакомстве героев. Не понравилось, что героиня пинает инопланетянина, толкает инопланетянку так, что у неё глаз выскакивает, слизняков давит. Извините, где уважение к другой цивилизации? Откуда такое пренебрежение? Вы хотите, чтобы и к Вам так относились? Слизняки же не виноваты, что их хозяева продают инопланетян, чтобы прокормить этих своих питомцев. Пусть бы героиня предложила другой способ решения проблемы, а то люди только и знают – давить, толкать, пинать всё, что им неизвестно и не так, как у них принято. Получается, что и инопланетян такими же представляют. Видимо, поэтому инопланетяне до сих пор с нами в контакт не вступили – боятся. Если уж люди друг к другу и к животным так плохо относятся, то к ним, инопланетянам, и подавно отнесутся враждебно, постреляют их всех.
Рекомендую Вам почитать рассказы и романы Саймака, поучиться доброте и широте интеллекта, которым человек наделён, но, как видим, не всегда умеет пользоваться.

106.Марина Попова (посёлок Алексеевск, Республика САХА (Якутия))

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Понравились «Северные зарисовки в стиле Басё». Я не специалист по восточной поэзии, трудно сказать, всё ли тут соответствует канонам. Но вот просто приятно читать о природе. И всё так точно подмечено. Например, о траве, по которой идёшь босиком – и вдруг вторжение человека: стекло набросали. Как часто такое сейчас в лесу происходит – мусор вокруг, бутылки бьют. О пушных зверях, которые у людей только и ассоциируются с шубами, – а ведь красота как раз в живом животном заключена, шкурка без души – вот такой и мир, вот таких людей большинство, никогда они не видели зверей в лесу, не могут понять красоту и гармонию мира.
Сама часто наблюдаю всё, о чём у автора.
Я голосую за эти стихи!
          
119.Семён Стоякин (Кушва, Сведловская область)

Педагог-организатор: Каржавина Наталия Валентиновна, учитель начальных классов. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением отдельных предметов.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Честно говорю, было интересно прочесть стихотворение и узнать, что это за «Мисс Яся». Но только потому, что дочку мы сокращённо называем Ясей. Приятно, что стихотворение о кошке. Видно, что автор любит её. Но вот над стилем нужно ещё работать.

123.Елизавета Горбунова (Видное, Московская область)

Мне 15 лет. Я учусь в 10 гуманитарном классе гимназии.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Елизавета уже несколько раз присылала свои стихи на наш конкурс. На этот раз мы получили «Щенка». Очень хорошо, складно, душевно. И главное результат – щенок был пристроен! Спасибо людям, которые занимаются пристройством! Спасибо людям, которые забирают собак к себе! Думаю, стихотворение будет мотивировать других поступать так же.
Голосую за Елизавету и её стихотворение!

125.Елизавета Горбунова (Видное, Московская область)

Номинация «Детские и юношеские произведения других жанров».

«Зелёную историю про любовь (опыты с полисемией)», разумеется, тоже отмечаю, так как в этой номинации крайне мало участников. Да и вообще забавно получилось.

126.Дмитрий Кислов (Саратов)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Редко беру во внимание стихотворения о войнах и героях, не буду расписывать, почему, многие обижаются, так как у меня однозначное отношение к войнам: любая война – зло, героев в войнах нет, а есть глупость человеческая.
Но «Монолог погибшего солдата» чем-то зацепил. Может быть, ритмом. Может быть, правдивостью. Солдат правда думал, что он поступает правильно, так его воспитали – и ничего тут не сделаешь. Тем более трогают строки:
«Просто вспомните. Просто поймите,
Мне не надо большого внимания.
Эту жизнь за меня проживите…
Жизнь не терпит немого прощания…»
Как бы я лично не относилась к войне, но понять других людей можно, а вспоминать – нужно!
Не знаю, проголосуют ли другие члены жюри, посмотрим.

127.Антон Дранников (Луганск, Украина)

Педагог-организатор: Ембакова Тамара Юрьевна. Коммунальное учреждение «Луганский учебно-воспитательный комплекс школа-лицей №24»
Номинация «Детская и юношеская поэзия»

Стихотворение «Письмо с фронта» идёт прямо следом, так получилось. И его я тоже отметила. Есть у нас одно такое письмо, ощущение от него схоже с тем, что даёт стихотворение Антона.
Возможно, добавим Антона в дополнительные лауреаты. Но только это стихотворение отберём. Второе слабее.

144.Елизавета Зюзя (Зеленогорск, Красноярский край)

Педагог-организатор: Степанова Любовь Евгеньевна, руководитель детской литературной студии ЦДОД «Перспектива».
Номинация: «Детская и юношеская проза».

Рассказ «Котята» о детдомовцах. Как я понимаю, это списано с натуры. Да, надо было сдержаться, потом поплакать, мне кажется. Но с другой стороны: может, эти эмоции полезны деткам в качестве примера.
Ну и требуется продолжение: ещё раз была в детдоме? И требуется разъяснение: кто организовал этот поход? С какой целью?
Недостаточно этого рассказа. Не хватает подробностей.

153.Татьяна Валенко (Зеленогорск, Красноярский край)

Педагог-организатор: Степанова Любовь Евгеньевна, руководитель детской литературной студии ЦДОД «Перспектива».
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Из всех стихотворений Татьяны Валенко, представленных на этом конкурсе, я обратила внимание только на эти: «Может быть» и «Всю ночь». Теплой веет. Но не сказала бы, что стихи выдающиеся.
Отмечу, может быть, выдвинем в дополнительные лауреаты.
Вообще, Татьяна, продолжайте работать. У Вас уже есть удачные тексты. Не бойтесь экспериментировать.

156.Камила Мускенова (село Коныр Озек, Республика Казахстан)

Педагог-организатор: учитель русского языка и литературы Павловская СОШ Варава Рита Петровна. ГУ «Павловская СОШ».
Номинация «Детская и юношеская проза (эссе)».

Приятно читать рассказ «Чистые глаза моего детства». Но тут видно, что текст редактировался, да не до конца дело доведено было. Во-первых, встречаются канцеляризмы: «прописано» (о национальности).
Потом кое-где нелогичные переходы:
«…хотя во мне течет кровь насильно изгнанной со своей земли в военные годы прабабушки немки, кровь украинских и русских переселенцев, кровь бесстрашных воинов – казахов. Вот такая у меня большая и дружная семья, живущая в разных уголках Казахстана» – речь шла о предках, внезапно переход на семью, которая сейчас живёт в Казахстане.
Особое спасибо за рассказ о Ноорузе – вернули в детство и юность! Я родилась и выросла в соседней Киргизии.
Над эссе ещё поработайте.

158.Анастасия Степанищева (село Коныр Озек, Республика Казахстан)

Педагог-организатор: учитель русского языка и литературы Павловская СОШ Варава Рита Петровна. ГУ «Павловская СОШ».
Номинация «Детская и юношеская проза (очерк)».

Очерк «Мои любимые лошади».
Хорошо было бы растолковать, что такое СВА и КХ. Да для жителей России и про акимат не мешало бы поточнее рассказать, вернее, перевести на русский, в скобках допишите, пожалуйста.
Большой человек – Ваш дед! Молодец, что организовал ферму.
Очень интересна история Сиротки.
Голосую за Ваш очерк.

159.София Заграчёва (село Тасеево, Красноярский край)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Я отметила только второе стихотворение Софии «Посмотрите!..». Первое слабенькое.
Стихотворение-призыв, но окончание – угрожающее. Я бы как-то по-другому сказала, но это дело автора.

161.Анна Стадник (Красноярск)

Педагог-организатор: Владышевская Илона Кенсариновна. МБОУ Лицей №2 г.Красноярска.
Номинация «Детская и юношеская проза».

Рассказ «Маруся». Мне очень понравились вот эти слова: «Когда была жива Маруся, мы словно обе были под ее опекой, обе были ее дочурками – старшенькой и младшенькой. Теперь же вся ответственность за меня легла на плечи бабушки, и она сделалась еще старше и взрослее. Иногда, когда после очередной ссоры я заявляю о своих правах, глаза бабушки вдруг становятся глазами Маруси. Тогда я стыдливо опускаю голову и понимаю, что Маруся никуда от нас не ушла и осталась жить в бабушке, чтобы заботиться и о ней, и обо мне…»
Но в остальном я бы ещё пересмотрела текст, кое-что поправила бы.

168.Валентина Милевская (Качканар, Свердловская область)

Педагог-организатор: Татьяна Ивановна Молостова. МОУСОШ №7.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Новогодние стихи обычно не отмечаю, не встречала ещё достойных, все очень похожи, как будто друг у друга списывают, образный ряд абсолютно одинаковый на протяжее всех конкурсов. Но вот стихотворение «Новогодняя ночь» Валентины Милевской затронуло. Симпатичный Новый год!

170.Елизавета Солоницына (Качканар, Свердловская область)

Педагог-организатор: Татьяна Ивановна Молостова. МОУСОШ №7.
3Б класс.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Отметила одно стихотворение – «Мама». Там всё точно описано. А уроки-то можно и самой сделать!

172.Екатерина Бобровенко (Москва)

Педагог-организатор: Зимнухова Маргарита Васильевна. ГБОУ СОШ 1912.
Я обычный подросток 14 лет, учусь в 8 классе школы #1912 г. Москвы. Обожаю рисовать, путешествовать, очень люблю своих собак (у меня их три).
Пишу свои рассказы для детей и их родителей. Пишу для тех, кто любит животных, для неравнодушных и добрых людей.
Все мои произведения вы можете найти на литературном портале Проза.ру. Некоторые рассказы были опубликованы в печатных и электронных журналах России и Чехии.
Номинации «Детская и юношеская проза».

По-моему, хорошо сделан рассказ «Ночная дорога». А что предлагаете делать водителям? Не ездить по ночам?
Конечно, хорошо было бы, если бы мир был без всяких этих машин вообще…
Просто Ваш текст заставляет задуматься не только о лягушатах, но и о других, кого могут сбить машиной.

174.Александра Осенняя (Санкт-Петербург)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Стихотворение «Лорелея» показалось просто приятным. Есть ошибки, нужно исправлять.

184.Екатерина Андросова (Палласовка, Волгоградская область)

Педагог-организатор: Зайцева Елена Александровна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №11 г. Палласовки Волгоградской области.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Отметила стихотворение «Берегите природу, друзья!», хотя оно простоватое. Но учитываю юный возраст автора.

187.Екатерина Шафранова (Москва, Зеленоград)

Педагог-организатор: Мацевич Галина Борисовна. ГБОУ СОШ № 1912.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Стихотворения «Кто-то спросит меня…» и «Моя жизнь…». Второе понравилось больше. Хотя удивило: в 13 лет уже столько натерпелась в жизни? Интересно, чего именно? Действительно, бывает, что у детей нелёгкая жизнь – родители пьют, их бьют, они голодают. Или болезнь, плохо поддающаяся лечению. Или ребёнок остался сиротой. Что-то такое глобальное. А всё остальное – ну, не заслуживает страданий. А тут автору даже и не вспомнить порой, чего же там пришлось натерпеться. Да ещё и решать ничего не хочет – от этого и проблемы.
205.Анна Семенова (Санкт-Петербург)

Мне 14 лет, учусь в лицее № 150.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Честно сказать, отметила стихотворения «Аничков мост» и «Октябрь» только потому, что участников от Петербурга, как всегда, мало.

207.Наталья Штыркова (село Варварино, Пензенская область)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Из трёх присланных стихотворений обратила внимание только на «Превратятся мысли в зверя…». Со всеми бывает.

210.Марк Акимов (село Арзгир, Ставропольский край)

Своё стихотворение я посвятил любимой воспитательнице детского сада, Ольге Александровне  Бледной, которая заботилась обо мне долгие годы и многому меня научила.
Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Стихотворение «Любимой няне» - да, рано Вы в садик пошли. По-моему, искренне написано.

214.Вадим Борзунов (село Родино, Алтайский край)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

«Борьба с самим собой» – текст для песни? Ещё многое перегорит у Вас, многое пересмотрите. Перестанете на систему внимание обращать – где Вы, а где та система? Зачем она Вам нужна, что Вы её даже в тексте славите? Сейчас прямо так и прёт максимализм. Возвратили в юность, спасибо.

219.Виктория Черкасова (Кумертау, Республика Башкортостан)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Стихотврения «Настоящее богатство» (о важности семьи), «Так прекрасно жить» (о здоровом образе жизни), «Всего лишь люди» (об отношении к животным и к самим себе) – все резковаты, имею в виду отрывистый стиль, будто автор сочиняет во время какой-то гонки. Но внимания заслуживают.

223.Ксения Давыдова (Павлодар, Республика Казахстан)

Номинация «Детская и юношеская поэзия».

Стихотворение «Новый день» несёт хороший призыв заглядывать почаще в себя – и исправлять что-то в себе, а не в окружающих. Но много шаблонов употребляете, простовато получается, не запоминается.

229.Анастасия Руссу (Черновцы, Украина)

Номинация «Детская и юношеская проза».

Рассказ «Надежда» душещипательный, но со счастливым финалом. Настроение выдержано и передаётся читателю. Есть ошибки, нужно исправить.
Пусть у всех остаётся надежда, выздоровления всем деткам! Однако надо ВЕРИТЬ!