Масленица. Представление 2006

Вениамин Шматов
Празднование Масленицы в Кузьминках

Место проведения:    ПКиО «Кузьминки»
Время проведения: март 2006 года.


Обоснование:

Масленица на Руси издревле изобиловала ярмарочными гуляниями, исполнением песен, хороводными игрищами, раёшными вертепными и балаганными представлениями. Сложившаяся культура проведения Масленицы оставила уникальный след в жизни и укладе русского народа. Сегодня, следуя национальной идее и воскрешая Великорусские традиции, мы прокладываем путь к исторически необходимому единению россиян. Режиссёрско-постановочной группе, декораторам и исполнителям предстоит создать духовную среду древнего праздника окончания зимы с использованием пиротехники и лазерных проекций, а так же – большое представление на центральном поле ПКиО «Кузьминки» - с задействованием технических средств.

Литературный сценарий представления:

Пролог. Танцевальный номер танц в исполнении фольклорного и детского коллективов – под условным названием: «Борьба добра и зла»

Одновременно на возвышении появляется «Сказитель», вводящий публику в суть представления.

Сказитель:
Мы сегодня расскажем про те времена,
Когда древность легенды рождала,
Неизвестная ныне родная страна
Солнца свет и тепло догоняла.
Для грядущих людей и народов Земли
Наши пращуры в страны далёкие шли…
С той поры перелётные птицы летят
Возвращаясь на родину предков, назад.

Время то ни один не припомнит старик:
Там сметал города наших предков ледник.
Только эпос хранит, да наш русский язык
Как пробился весной новой жизни родник
И откуда такая бескрайняя грусть
У славян, что отстроили матушку – Русь,
И к чему мы приветствуем солнца приход,
Хоть традиций начала не знает народ?


По окончании номера -
 униформисты медленно накрывают центр поля и сам танцевальный коллектив белой материей.
Свет Хаотично скользит по площадке.

Детский и фольклорный коллективы бегают под материей с фонариками.

Сказитель:
Может, будет немного неточным рассказ,
Но, как водится, не обойтись без прикрас,
Но, как водится, времени краток запас,
Уж простите за это заранее нас.
С книг забытых мы сдуем столетнюю пыль.
Нам легенды подскажут про древнюю быль,
Происшедшую тысячелетья назад,
Но преданья поныне о ней говорят.

На большом прозрачном экране над полем – лазерная проекция открывающейся книги. Со страницы скатывается «яйцо». Из яйца – лучи. Солнце.

Материя, накрывшая коллективы на поле -  открывается, выпуская наружу заряженные под ней коллективы: «Семейные традиции» и «Времена года». Происходит игра в снежки, катание на санках, маленькие хороводы. Униформисты бегают с «масляницами».
На завалинке появляется старый Баян. Дети окружают его.

Баян:
Может, будет немного неточным рассказ,
Но, как водится, не обойтись без прикрас,
Но, как водится, времени краток запас,
Уж простите за это заранее нас.
С книг забытых мы сдуем столетнюю пыль.
Нам легенды подскажут про древнюю быль,
Происшедшую тысячелетья назад,
Но преданья поныне о ней говорят.

Дети обращаются к Баяну:
- Расскажи ты нам, Баян - дедушка,
Сказку страшную, дюже весёлую
Чтобы ратные в ней были подвиги
И ещё про Кощея Бессмертного!

- Расскажу, пожалуй. Чего - ж молчать?
Расскажу не сказку – былинушку
А былина тем отличается,
Что кругом то в ней правда – матушка!

Начинается выход танц. коллектива на «Танец гиперборейцев». (готовится к танц номеру «Возрождение»)

Баян:
Всё, что я расскажу – было в дальних краях
В небывало далёких, иных временах
Не пеняйте, коль я кое в чём ошибусь
Всё ж рассказ мой про Масленицу и про Русь.

В зонах вокруг основного поля представления - поднимаются декорации: «Белые стены древнего города», с заряженной на них пиротехникой.

Баян:
В Беломорье, на севере. Там, среди скал
Белокаменный город когда-то стоял,
А вкруг города жил превеликий народ
Как и ныне он в праздник вставал в хоровод
Там играл на жалейке, да радовал слух
Юный Крышень – затейник, проказник, пастух.

Баян и дети – исчезают. Вверху появляется Крышень. Спускается с подиума в центр хоровода. Танец гиперборейцев с Крышнем. (Номер 2 коллектива «Возрождение»).

Веселился вечно светлый
Белостенный древний град
Лишь один Кощей Бессмертный,
Чёрный Бог – тому не рад.


Наверху подиума появляется Кощей. Машет факелом над головой.
Участники номера расступаются. В центр поля вклиниваются красные униформисты с факелами.

Кощей:
- Зло меня безмерно душит
Так что, прямо скажем, страсть!
Я хочу людские души
Захватить себе во власть.

Солнце закатывается вниз экрана. С боков наползают тучи. Клубятся. В клубах зарождается «Чёрный квадрат» Малевича.

Клин униформистов расходится, освобождая центр поля. Танцевальные коллектив убегает за кулисы.  В Центре появляются 4 пиромэна.

Кощей:
Я хочу не рыбу в сети,
Человеков заловить,
Чтоб главенствовать на свете,
Контролировать, судить!

Злобой против человека
Я великой обуян
Генетически от века
Ненавижу я славян!

«Чёрный квадрат» Малевича растёт, дорастая до размеров всего экрана. По чёрному экрану бьют молнии.

Происходит пиротехническая вспышка.

Баян:
- Неуёмный чёрный гений
Всё терпенье утерял:
Стадо Крышеня оленей
Злобный, жадный царь украл!

Номер Пироменов – с факелами и огненными предметами длится примерно 6 минут. Декорация  «Стены города» - освещается красным светом. После номера пироменов – работает батарея «Римские свечи».

Лада:
Где вчера журчал родник
Лишь сосульки леденеют.
Надвигается ледник
На страну Гиперборею!

Надвигается не вдруг
Он придёт и не растает
Ночью чёрной с ветром вьюг
Стены белые сметает.

Белые стены начинают колебаться, гореть и рушиться. Работает пиротехника на «Стенах Гипербореи». После чего – настоящий «Пожар».

Свет пригасить. Завывание ветра.

Лада:
Лёд не ведает преград
Он приходит как лавина
И растаял белый град
Только снег кругом, да льдины!

С боков на центр поля движутся «Ходячие айсберги». Выйдя на центр, они сплющиваются. Свет на айсберги. Когда айсберги сплющатся, затемнить поле.

Лада:
- На белом краю Алатырь – горы
В белом саване, будто в инее
Плачет светлая Макошь – Матушка,
Макошь грозная, мать – сыра земля!

На подиуме появляется «Макошь – Матушка». Внизу униформисты сотрясают одежду айсбергов, незаметно выносят каркасы, Фольклористы бегают под материей с фонариками. Танец снежинок замедляется. Пушку на Макошь. Поле затемнено.

Макошь:
- Взвились в небушко птицы разные
Птицы сделались перелётными
Полетели вслед солнцу красному,
Понеслись путями высотными.

Мы за вами вслед не угонимся!
На кого ж вы нас тут покинули?
Где теперь от стужи схоронимся?
Как во льдах дома наши сгинули?

Вы куда летите – ли, знаете?
Неужель не жалко вам родины?
Так куда же вы улетаете?
Нет родней Земли своей вроде бы…

Но на юг летят птицы здешние!
Чернобог унёс ясно – солнышко!
Плачут женщины безутешные
Чтобы выплакаться до донышка!

Дать свет на поле. Униформисты резко открывают выстроенных участников следующего номера.

Фольклорный номер: «Плач» примерно 3 минуты. Эстрадное освещение номера.

Баян:
Не стерпел тут Крышень плача. Плача женского
И вскочил он на коня, да на ретивого,
За Кощеем, да с дружиной молодецкою
Поскакал за Чернобогом, чтоб найти его.

Полетел быстрее ветра, шибче молнии
Мимо стран чужих – без звания, без имени
Перескакивал леса, вершины горные
И догнал, таки, злодея где-то в Индии.

Крышень взбегает от основания подиума - вверх. Машет факелом. Кощей машет факелом внизу.
Запуск кордовых авиамоделей с прикреплёнными к ним зарядами пиротехники.
Факел Крышеню, факел Кощею. Зажечь пиротехнику на кордовых авиамоделях. Пушкой отследить Крышня. Второй – отследить Кощея. Остальной свет убрать.

Баян:
Ухватил его за бородищу сивую
Удалой рукой, да хваткой сильно цепкою
А потом со всею богатырской силою
Как приложит головой о гору крепкую!

Из горы тогда случилось извержение
И теплом на землю Русскую повеяло
А Кощей уполз домой в изнеможении
Потому как сил у Крышеня немеряно!

Авиамодели летают 80 секунд. Вторая батарея римских свечей обстреливает самолёты.

«Победа».  Номер танцевального коллектива. Эстрадное освещение номера. Начинает готовиться «Центральная фигура» - пиротехники.

Баян и Макошь в красном сарафане появляются наверху подиума и начинают двигаться к зрителям. Пушки отслеживают Баяна и Макошь. Остальной свет – на собирающихся к центру артистов.



Баян:
За капелью еле слышен
Топот множества копыт:
То везёт весну нам Крышень
Он торопится, спешит!

Подъём «Центральной фигуры». Униформисты несут от краёв к центру площади трёх масляниц. Зажигают их в центре.  Фольклорный и танц коллективы окружают их общим хороводом.

Макошь:
Будет всегда
Чаша полна
Солнце взойдёт,
Здравствуй, весна!
И на века
Правда жива!
Славься, народ!
Славься, страна!

С запуском «Центральной фигуры», свет и пушки – пригасить.

Он отнял у Чернобога
Стадо светлое своё
И лежит его дорога
В наше вечное житьё!

Там, где мы тропою прави
Славим пращуров своих,
Он навек остался с нами
Средь былин – досель живых!

И пускай на новом месте
Расцветёт наш белый град
Вспомним мы в весенней песне
Корни русские стократ!

Постепенно просыпайся,
Наша Матушка – Земля!
В хоровод, народ пускайся!
Сказка кончилась моя!

Под залихватскую музыку все бросаются в хоровод, который пляшет до окончания работы «Центральной фигуры, а звучит до окончания высотного фейерверка.

Возгорание «Центральной фигуры», по окончании действия которой – начинается высотный фейерверк.

КОНЕЦ