Валерий Ободзинский. Что-то случилось

Альберт Голиков
Статья обновлена в феврале 2024 г.

Валерий Владимирович Ободзинский родился 24 января 1942 года.

Валерий Ободзинский родился в Одессе на знаменитой Малой Арнаутской улице. Это было время, когда фашисты уже оккупировали город и установили там свои порядки. Поэтому уже через полтора года после рождения мальчик едва не погиб. Его 5-летний дядя умудрился украсть у немецкого офицера колбасу и съесть её в один присест. Немца это так взбесило, что он выхватил из кобуры свой "вальтер" и приказал воришке и его полуторагодовалому племяннику встать к стенке. На счастье, здесь же оказалась бабушка нашего героя. Она бросилась в ноги к немцу и буквально стала целовать ему сапоги. Это и спасло мальчишек от смерти. Ещё несколько минут поиграв пистолетом, немец успокоился, прорычал привычное "швайн" и пошёл прочь".

Фёдор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 232

В 60–70-х годах Валерий Ободзинский был одним из самых популярных певцов Советского Союза. Он ворвался на эстрадный олимп, оставив далеко позади признанных корифеев советской песни — Иосифа Кобзона, Эдуарда Хиля, Вадима Мулермана, Юрия Гуляева. Его песни «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Колдовство» помнят и любят до сих пор.

Валерий Ободзинский не просто пел про любовь. Он её проповедовал.

Автор: Алексей Баринов

В 1949 году Валера пошёл в школу, однако учился с трудом: на голодный желудок задачи и примеры в голову не шли. Вместе с дворовой шпаной почти ежедневно ходил «на дело». На одесских пляжах собирались толпы отдыхающих, и шайка ловко «чистила» карманы публике, причем Валере отводилась роль «отвлекалы». Обладая прекрасным голосом, он пел популярные шлягеры тех лет, аккомпанируя себе на контрабасе, который освоил самоучкой. Зрители «развешивали уши», и этим успешно пользовались юные воришки. Добычу делили поровну. Именно воровская среда приобщила Ободзинского к алкоголю. Впервые он сильно напился в 15 лет и с тех пор долго не мог отвыкнуть от пагубной привычки.

«Мы с Валерием познакомились во второй половине 50-х на Приморском бульваре, — рассказывает народный артист Украины, известный конферансье Михаил Бакальчук.
— Он частенько приходил туда с гитарой, собирая толпу однолеток. Цуна — такая у него почему-то была кличка — выделялся своей неординарностью. Попал в бродячую группу, каких тогда было много. Играл на контрабасе и пел. Говорят, занимался в Костромском музучилище, не знаю, закончил ли…»

После школы Валерий Ободзинский какое-то время работал кочегаром на пароходе, затем стал массовиком на затонувшем впоследствии «Адмирале Нахимове». В начале 60-х он отправился в Томск, где поступил в музыкальное училище по классу контрабаса, затем устроился в местную филармонию. Тогда же впервые начал выступать с концертами как профессиональный певец. Несколько лет В. Ободзинский работал в концертных бригадах Томска и других городов Сибири. В 1961 году познакомился с Нелей Кравцовой, дочерью капитана «Азербайджана». Она стала его женой и родила ему двух девочек — Анжелику и Валерию.

Произошедшая в 1964 году встреча с Павлом Шахнаровичем круто изменила жизнь Ободзинского.

«Я работал в оркестре Олега Лундстрема. Однажды, находясь по делам в Норильске, увидел в одном из концертов мальчика, который играл на контрабасе и очень приятно пел. Это был Ободзинский, которого никто тогда не знал. Я, приехав в Москву, порекомендовал его Олегу Лундстрему. Работа в оркестре Лундстрема научила певца многому, но главное — она сделала его профессионалом. Кроме того, он завёл массу новых знакомств в столичной музыкальной тусовке. Правда, маститые композиторы наотрез отказывались работать с «безродным» певцом, поэтому в основном ему давали свои песни молодые авторы.

Первый успех пришёл к Валерию Ободзинскому в Болгарии с песней «Луна на солнечном берегу». Три года спустя Валерий принял предложение перейти в Донецкую филармонию. В том же 1967-м он отправился в двухмесячное гастрольное турне Красноярск — Томск — Хабаровск — Владивосток, концерты проходили с неизменным успехом. Тогда его узнала вся страна».

Песни Ободзинского «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Колдовство» помнят и любят до сих пор.

Единственным певцом, который мог хоть как-то конкурировать с Ободзинским, был Муслим Магомаев.

Рассказывает администратор певца Павел Шахнарович: «Приведу для сравнения такие цифры: в Запорожье у Магомаева 8 концертов, на круг 89 процентов заполняемости зала. Мы даем за 10 дней 14 концертов, аншлаг, плюс ещё процентов 20 продаём входных. Официальная концертная ставка у него была 13 рублей 50 копеек плюс всякие надбавки. В итоге получалось около 40 рублей за концерт. В зените своей славы Ободзинский зарабатывал в 10 раз больше секретаря обкома партии. Причём часть концертов оформлялась официально, а часть — из «фондов» местной филармонии. Конечно, такие вещи не поощрялись. Поэтому вместо заслуженного артиста России ему дали заслуженного артиста Марийской АССР».

Первая пластинка Валерия Ободзинского вышла в конце 60-х годов тиражом 13 миллионов. И тут же стала раритетом. Государство на ней заработало порядка 30 миллионов полновесных советских рублей, авторский же гонорар певца составил 150 рублей.

С ростом популярности его всё чаще критиковали в официальных изданиях. Не нравилось, что Ободзинский поёт о любви, причём о любви не к партии и не к советской власти, а ещё ведёт себя на сцене слишком уж по-западному, то есть раскованно. В 1971 году концерт Ободзинского посетил министр культуры РСФСР Попов. Его возмущению не было предела: «И это называется советский певец! Я такого западничества не потерплю!» Тут же соответствующим инстанциям было дано распоряжение ни в коем случае не разрешать концерты Ободзинского в пределах Российской Федерации.

Длился этот запрет около года, пока в дело не вмешался заведующий Отделом культуры ЦК КПСС Шауро, которому нравилось творчество Валерия. Вскоре Ободзинский вновь стал «въездным» в Россию. И всё же недоброжелателей у певца было гораздо больше, чем друзей. Начальник горуправления культуры Москвы, узнав, что в Театре эстрады в течение месяца будет выступать Ободзинский, позвонил директору и потребовал сократить концерты до недели. «Столько концертов у нас даже Райкин не даёт! — гремел в трубке голос разгневанного чиновника. — А тут какой-то Ободзинский с пошлым репертуаром!» Негативно относилась к певцу и министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

«Давайте замечать хорошее»

Единственным человеком, который не побоялся сказать несколько добрых слов в адрес опального певца, причём не в приватной беседе, а в газете «Советская культура», оказался мэтр отечественной эстрады Никита Богословский. Статья, опубликованная 22 марта 1974 г., называлась «Давайте замечать хорошее».

«Валерия Ободзинского мы давно не слышали на столичных площадках. Несколько лет назад он был справедливо подвергнут серьёзной критике, в основном за дешёвую манеру исполнения, за легковесность репертуара.

Последний концерт сказал о многом. Артист явно пересмотрел свои творческие позиции. За исключением двух-трёх произведений репертуар его отмечен хорошим вкусом, постепенно складывается индивидуальный творческий почерк певца, своя манера. Во всём ощущаются самокритичность, требовательность к себе.

Второй год творческим спутником певца является вокально-инструментальный ансамбль «Верные друзья» (руководитель — Юрий Щеглов). Одиннадцать музыкантов, составляющих этот коллектив, отлично владеют несколькими музыкальными инструментами (почти все они с высшим музыкальным образованием) и тактично помогают вокальным аккомпанементом солисту. Они прекрасно исполнили русскую народную песню «Пойду ли, выйду ль я» и песню Д. Тухманова (слова В. Харитонова) «Как прекрасен этот мир».   

Валерий Ободзинский спел в концерте более 15 песен. Отрадно, что большинство из них удачные. Не могу не отметить и того, что песни, как правило, написаны на хорошие стихи и что артист доносит до слушателя все сложности оттенков и поэзии, и музыки.

Что хорошо, то хорошо. Так давайте же замечать хорошее!»

Что-то случилось…

Вплоть до 1975 года такого количества концертов и таких аншлагов, пожалуй, не было ни у кого. На концертах экзальтированные поклонницы бросали в Ободзинского огромные букеты, подарки, украшения. И он принимал это как должное. Но что-то случилось, и… всё в одночасье рухнуло.

Павел Шахнарович: «С нами тогда стал работать конферансье Алов — наркоман и пьяница, который так и говорил: «Самый счастливый день у меня будет, когда ты выпьешь водки». И этот день наступил, вернее, ночь. Во время встречи Нового, 1976 года Ободзинский заявил: «Я сейчас выпью водки». Стали его умолять, жена плакала. Но он выпил. И покатилось…»

Михаил Бакальчук: «Мы работали вместе в Запорожье, в Донецке, в российских городах — уже после каких-то скандальных моментов, связанных в его биографии с Москвой. Валерий был не очень частым, но всегда желанным гостем в Одессе. Выступал в филармонии, в зале Русского театра. Не люблю вспоминать негативные моменты, но… Уже тогда Валерий был… никакой. В Запорожье первое отделение прекрасно отработали «Красные маки». Антракт, во втором должен петь Ободзинский.
Вхожу в его гримуборную и говорю: «Валера, готовься: через 15 минут — выход». Он смотрит, не реагирует. Я повторил — ноль эмоций. Встряхнул его, а он в ответ: «Миша, ну посмотри, я же даже не кололся. Ну посмотри…» Я приводил его в чувство пощёчинами, а он повторял одно и то же. Очевидно, таблеток наглотался».

Павел Шахнарович: «В Омске я положил его в психушку под чужой фамилией. На концерты его привозила медсестра, затем увозила ночевать в больницу. Я следил, чтобы он не выходил на сцену пьяным, сидел с ним в гримёрной. Но однажды вышел ненадолго. Смотрю — он вышел пьяным на сцену. Как-то оставил его в гостинице, номер запер на ключ, а вещи перенёс в свой номер, чтобы он не сбежал. Прихожу — он пьяный. Оказалось — стал стучать, пришла горничная, он и велел принести ему коньяк».

Всё чаще и чаще запои случались во время гастрольных поездок. Объявив: «Я уезжаю к бабушке в Одессу» (он говорил это всегда, когда напивался, даже когда бабушка умерла), — Валерий Ободзинский исчезал. Его всё перестало интересовать. Он деградировал на глазах. Звонил знакомым, говорил какие-то странные вещи.
Однажды позвонил Шахнаровичу: «Я звоню тебе из Сергиевой лавры. Я — святой».

В конце концов Шахнаровичу всё это надоело и он ушёл. Вскоре разбежались музыканты…

Аркадий Астафьев, трубач, долгое время выступавший с Ободзинским: «Мы приехали в Йошкар-Олу — там было два концерта, успех сногсшибательный! Увы, это был финиш. Возвратились в Москву, сели в аэропорту «Быково». Вся группа вышла, а Валерий не мог покинуть салон самолёта. Я его тащил на себе, затем вызвал такси и довёз домой… В 1983-м Ободзинский осилил всего один концерт в Москве, а в 1986-м ушёл со сцены и исчез».

«Владимирыч, дёрнем по 100?!»

Нет, он не исчез. Жил в Москве. Точнее, существовал. Квартиры у него к тому времени уже не было, семьи — тоже: жена ушла. Жил он во времянке на галстучной фабрике, где работал… сторожем. Пил почти каждый день. Пока в июле 1991 года судьба не послала ему встречу с одной из самых верных и преданных поклонниц — Анной Есениной. «Как только узнала, где он находится, тут же поехала к нему на склад. Когда увидела его, была в шоке. Если бы встретила на улице — не узнала.
Его утро начиналось так: «Эй, Владимирыч, дёрнем по 100 грамм?!» И ещё, ещё, ещё. Он как будто забыл, что был певцом. Говорил: хочу быть простым мужиком. Ему нравилось, что его никто не трогал».

Несмотря на безумную популярность Валерия Ободзинского, Анна долгое время понятия не имела, что это за певец. С детства она любила Петра Лещенко, Вадима Козина, Марио Ланца, Лолиту Торрес. А современной советской эстрадой никогда не интересовалась. И когда однажды в середине 70-х подружка позвала её в Театр эстрады на концерт какого-то Ободзинского, воскликнула: «Ты в своём уме?! Чтоб я слушала какого-то советского певца?!» Но всё-таки пошла на концерт. И с того дня начала ходить на все московские концерты Ободзинского. И каждый раз вне зависимости от времени года дарила ему розы.

Анна Есенина: «Когда я нашла его, мы посидели, выпили. А через два дня он сам мне позвонил: «Деточка, выручай!» Я взяла водку, закуску — и снова на склад!
Так я стала ездить к нему регулярно. Потом Валера стал закрывать склад и на ночь приезжать ко мне. А осенью он решил, что ему ни к чему мотаться туда-сюда и вообще ни к чему там работать. Я тогда ездила в качестве костюмера на гастроли с Борисом Рубашкиным. Деньги у меня были. И Валера зажил у меня, как в раю.

На самом деле я нисколько не стремилась, чтобы он жил со мной. И даже некоторое время сопротивлялась этому. Но он хорошо мной сманипулировал. «Вот ты всем помогаешь, — сказал он, — а мне помочь не хочешь». И тут я сломалась. Он ведь совершенно никому не был нужен. Даже собственным дочерям. Младшая Лерка его толком и не знала. Когда в 1979 году Валера разводился с Нелей, она только родилась. Уже потом я их с Анжелкой, его старшей дочерью, сюда приволокла».

«Прошло время…»

Она мечтала, чтобы Валерий Ободзинский снова начал петь. Звонила на радио, телевидение, в Рос- и Москонцерт. Но от неё отмахивались, как от сумасшедшей.
Один лишь «Маяк» откликнулся: поздравил Валеру с 50-летием и дал в эфир три его песни. После этого все вдруг вспомнили, что был такой певец Ободзинский. И процесс, как говорится, пошёл. Посыпались всякие предложения. Но он далеко не на все соглашался. Например, ни за какие деньги не пел в ночных клубах. И даже слышать не хотел ни о каких поездках в Америку или в круиз вокруг Европы. Даже когда ему предложили за 500 долларов спеть всего две песни, отказался.

Отвергалось им и большинство песен, которые ему предлагали. В итоге Валерий Ободзинский обратился к творчеству Вертинского. Записал две его песни. А потом и целую аудиокассету.

Анна Есенина: «Иногда Валера забрасывал работу и уходил в загул. Объявлял мне, что навеки со мной расстаётся, хлопал дверью и отправлялся гулять. В округе к Валере все относились с почитанием. Когда не было денег, он мог пойти в кафе, и его бесплатно кормили. А уж наливали ему все кому не лень».

В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» состоялось первое (после семилетнего перерыва) выступление Ободзинского. Был аншлаг. После первой же песни зал взорвался аплодисментами. Никто не мог поверить в то, что человек, прошедший через пьянство и наркотики, сумел сохранить в чистоте свой голос.

В последние годы жизни Валерий Ободзинский возобновил гастрольную деятельность, дал несколько концертов в разных городах России. В своём последнем выступлении по телевидению в программе «Золотой шлягер» Валерий Владимирович сказал: «Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски… Прошло время».

Мог прожить ещё 50 лет

УМЕР певец 26 апреля 1997 года. Ему было всего 55 лет.

Анна Есенина: «Случилось это внезапно. Никаких серьёзных болезней, от которых он мог умереть, у него не было. В 1995 году я уехала на гастроли, и Валера без меня оторвался по полной программе. После этого я заставила его пройти полное медицинское обследование. У него нашли только незначительный процент сахара в крови и кисту на почке. Доктор сказал: «Валерий Владимирович, если вы будете себя нормально вести, то проживете ещё 50 лет». Прописал ему диету и какие-то лекарства для поддержания организма. Валера месяц соблюдал его предписания. А потом швырнул мне эти лекарства и сказал: «Хватит делать из меня больного!»

А 25 апреля 1997 года ему вдруг стало плохо с сердцем. Мы с Леркой (младшая дочь Ободзинского) вызвали врача. Но Валера не захотел ехать в больницу.
Наверное, чувствовал, что уходит, и хотел, чтобы это произошло дома. Часов в 8 вечера он меня позвал и сказал: «Я умираю». А нечто подобное он говорил регулярно. Как я начну что-нибудь орать, он бултых в кровать и начинает: «Ой, мне плохо. Я умираю». «Да ладно тебе! — отмахнулась я. — Нам через три дня в Петрозаводск на гастроли ехать». Мы с Леркой всю ночь сидели на кухне. Только под утро легли спать. И в это время он умер».


 В  заключение  хочу  привести  стихи  Игоря  Шаферана  к  песне  ( музыка  Давида  Тухманова )  "Вечная  весна":


Для тех, кто утро будит голосами,
Кто видит мир влюблёнными глазами,
Для тех, кто обойти готов полсвета,
ЛЮБИМЫХ ПОВТОРЯЯ ИМЕНА,

Три месяца лето, три месяца осень,
Три месяца зима и ВЕЧНАЯ ВЕСНА.

Три месяца лето, три месяца осень,
три месяца зима и ВЕЧНАЯ ВЕСНА.


Пускай дожди идут сплошным потоком,
Пускай в узорах белых стёкла окон,
Пускай сбивают с ног порывы ветра,
НО ЕСЛИ СЕРДЦУ МОЛОДОСТЬ ДАНА,

Три месяца лето, три месяца осень,
Три месяца зима и ВЕЧНАЯ ВЕСНА.

Три месяца лето, три месяца осень,
три месяца зима и ВЕЧНАЯ ВЕСНА.


Три месяца лето, три месяца осень,
три месяца зима и ВЕЧНАЯ ВЕСНА. 


 Задача  данной  статьи - выяснить,  как  заложена  ранняя  смерть  замечательного  певца  ВАЛЕРИЯ  ОБОДЗИНСКОГО  в  его  код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.stihi.ru/2012/03/16/8123

                Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.
 
  15   17    32   37  46   56   70   88   99  109 119    122 123 135 141 158 168 178    181 193 194 199 209 222 232 249 264 267 277 301
  О     Б     О    Д    З     И    Н    С    К     И    Й       В    А    Л     Е     Р    И    Й       В    Л     А    Д    И    М    И     Р    О    В    И    Ч
 301 286 284 269 264 255 245 231 213 202 192    182 179 178 166 160 143 133    123 120 108 107 102  92   79   69   52   37   34   24


  3     4    16   22   39   49   59      62   74   75   80   90  103 113 130 145 148 158 182     197 199 214 219 228 238 252 270 281 291 301
  В    А    Л     Е     Р    И    Й       В    Л    А     Д    И    М    И    Р    О     В    И    Ч        О     Б    О    Д     З    И     Н    С    К    И    Й
301 298 297 285 279 262 252    242 239 227 226 221 211 198 188 171 156 153 143     119 104 102  87   82   73   63   49   31   20   10

                ОБОДЗИНСКИЙ  ВАЛЕРИЙ  ВЛАДИМИРОВИЧ  =  301.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  301 = ОБО(рвалась) (неожи)Д(анно) (жи)З(нь) + ИН(фаркт) + СК(ончавш)ИЙ(ся) + В(нез)А(пно) (останови)Л(ось) (с)ЕР(дце) + (умерш)ИЙ + В(незапно) (произош)Л(а) (остановк)А (сер)Д(ца) + И(нфаркт) М(иокарда) + (нарушен)И(е) (п)РО(водимости) В(нутр)И(желудо)Ч(ковой).

  301 = ОБО,,  ,,Д,,  ,,З,, + ИН,, + СК,,ИЙ,, + В,,А,,  ,,Л,,  ,,ЕР,, + ,,ИЙ + В,,  ,,Л,,  ,,А  ,,Д,, + И,,  М,, + ,,И,,  ,,РО,,  В,,И,,Ч,,.


Код  ДНЯ  СМЕРТИ:  86-ДВАДЦАТЬ  +  89-ШЕСТОЕ  +  84-АПРЕЛЯ  =  259.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант:

  259 = Д(ыхание) (прер)В(ано) + (остановк)А (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + (проис)ШЕСТ(вие) + О(становка) (с)Е(рдца) + (внез)АП(ный) (инфа)Р(кт) (с)Е(рдца) + (сконча)Л(с)Я.

  259 = Д,,  ,,В,, + ,,А  ,,ДЦА + ,,ТЬ + ,,ШЕСТ,, + О,,  ,,Е,, + ,,АП,,  ,,Р,,  ,,Е,, + ,,Л,,Я.


  301-код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ  =  259-ДВАДЦАТЬ  ШЕСТОЕ  АПРЕЛЯ  +  42-(инфарк)Т  МИ(окарда); (остановк)А  СЕР(дца).