35... Начало поэмы Фантомы

Гавриил Тишков
Всеволод Тишков




ПОЭМА-БУФФ

ФАНТОМЫ






Севастополь
2011
 
К ЧИТАТЕЛЮ               
Всеволод Тишков известен читателям в первую очередь как автор лирических стихотворений, но его перу принадлежат и крупные поэтические произведения, к числу которых относится и предлагаемая вашему вниманию поэма-буфф "Фантомы".
Необычные и яркие образы, неординарная ритмика поэмы приоткрывают нам богатый внутренний мир ее создателя. В "Фантомах" ярко проявляется способность автора разглядеть под окружающей нас реальностью глубокие сюрреалистические пласты, живущие своей сложной  и неоднозначной жизнью. Следует упомянуть, что творчество Всеволода Тишкова существует и развивается в тесном контакте с мировым культурным пространством, в ткань поэмы-буфф органично вплетаются образы скандинавской, греческой, армянской, мордовской, индийской, славянской мифологии, фольклорные мотивы и литературные аллюзии. Причудливая вязь реминисценций отлично сочетается с яркими, выпуклыми образами, созданными фантазией автора, порождая многослойный, но удивительно гармоничный мир "Фантомов".
Всеволод Тишков одним из первых в русской литературе применил анапест для создания крупной поэтической формы, которым написана поэма-буфф. То, что поэтом использован двустопный вариант этого размера, превращает поэму в уникальное явление русской литературы. Трехсложный размер и различная наполненность строк, которые могут включать в себя от одного до семи слов, создают богатый ритмический рисунок поэмы, придают ее звучанию эпичность и многообразие.
Поэма-буфф очень многообразна стилистически, в ней органично переплетаются возвышенный слог, наполненный архаичными словами и формами, и разговорный язык, звучащий вокруг нас каждый день, строгость терминов и многогранность современного сленга. Всеволод Тишков очень внимательно относится к соединениям слов, зачастую именно за счёт неожиданных словосочетаний и необычных созвучий проявляя в обыденных фразах давно забытые или совершенно новые смыслы.  Автор не только использует всё лексическое богатство русского языка, но и не боится создавать новые слова, которые также находят свое место в произведении, заставляя блистать новыми красками даже привычные образы.

Член Международного
сообщества писательских союзов 
Колесов М.С.
 














 
        I

То не в небе орлы,
Не в заливах дельфины  – 
В отдаленье малы,
Как в анналах дофины.

То не гнус над тайгой,
Не комарья порода:
Шлейфом, воплем, тугой  – 
След проклятого года.

Задымившись, рои
Созидают соблазны,
Хмурят хари свои,
Достопамятно разны.

Набегая волной,
Всё бушуют пожары  – 
Ужас грёзы ночной,
Боль заслуженной кары.

Но откуда, куда
Мчат (когда их не ждали!),
Затопив города
И безлюдные дали?

Всколыхнулись огни,
Обезумели звери.
Иль в сияньи брони
Приближается пери?

Прометея дары?
Или порох Пандоры?
(Интерес детворы
Вызывает который).

Иль гишерамайрер,
Злей фаланг Македонца,
Выходя из пещер,
Алчут в сумерках солнца?

Полыхают вблизи
Злато-алые змеи,
Хоть хвали, хоть грози:
Им слова, как камеи,

Не избегнуть потерь,
Ряд картин иссекая...
Открывается дверь,
Видит сон Навсикая.

Пусть вода и огонь
Дышат свежестью нарда.
Нам по-прежнему конь
Предпочтительней лярда.

Но не то, всё не то!
Нас рефлексия сгрызла.
Посмотрев в решето,
Не узрел ты в груди зла.

Тьму внутри прозевал,
И колонною пятой
Хлынул сумрачный вал,
Самый страшный  –  девятый.

Словно мухи на труп  – 
Разнородные твари:
Там  –  вожатый карт-групп,
Се  –  гарсон-карбонарий,

Дальше  –  гид-ростовщик,
Превзошедший Иуду,
Близ  –  тот "вьючный" старик,
Что скитался повсюду.

Некто, тленен и хил,
(Только зуб не сиротский!)
Миллионы могил
Понаделал, как клёцки.

Он, питаемый мглой,
Словно листик желтеет,
И весной, и зимой
Тенью ужаса веет.

Даже Фрейя, кривясь,
Крепко плюнула к югу,
На великую грязь
С неба кинула вьюгу.










Только катрены (без прозы):
строк 72, слов 221, знаков без пробелов 1252.

Продолжение (2-я гл.) : http://www.stihi.ru/2017/04/27/28














С/а, "Д", приближаю к чистому 2-ст. анапесту; можно смягчить смысл, уместно делать прикладные словари, исследовать синтаксич.конструкции отдельных стихов.
 
        I

То не в небе орлы,
Не в заливах дельфины  – 
В отдаленье малы,
Как в анналах дофины.

То не гнус над тайгой,
Не комарья порода:
Смерчевидной тоской 
Проклятущего года.

Задымившись, рои
Созидают соблазны,
Хмурят хари свои,
Достопамятно разны.

Набегая волной,
Нарастают пожары  – 
… (сущ.ед.ч) ночной,
Отвратительной кары.

Но откуда, куда
Мчат (когда их не ждали!),
Затопив города
И безлюдные дали?

Всколыхнулись огни,
Обезумели звери.
Иль в сияньи брони
Приближается пери?

Прометея дары?
Или порох Пандоры?
(Интерес детворы
Вызывает который).

Иль гишерамайрер,
Злей фаланг Македонца,
Выходя из пещер,
Алчут в сумерках солнца?

Полыхают вблизи
Злато-алые змеи,
Хоть хвали, хоть грози:
Им слова, как камеи,

Не избегнуть потерь,
Ряд картин иссекая...
Открывается дверь,
Видит сон Навсикая.

И вода, и огонь
Дышат свежестью нарда.
И по-прежнему конь
Предпочтительней лярда.

Но не то, всё не то!
Иль рефлексия сгрызла?
Посмотрев в решето,
Не узрел ты в груди зла.

Тьму внутри прозевал,
И колонною пятой
Хлынул сумрачный вал,
Самый страшный  –  девятый.

Словно мухи на труп  – 
Разнородные твари:
Там  –  вожатый карт-групп,
Се  –  гарсон-карбонарий,

Дальше  –  гид-ростовщик,
Превзошедший Иуду,
Близ  –  тот "вьючный" старик,
Что скитался повсюду.

Некто, тленен и хил,
(Но клычок не сиротский!)
Миллионы могил
Понаделал, как клёцки.

{Искажённый Ахилл,
(И клычок не сиротский!)
Миллионы могил
Понаделал, как клёцки.}

Испытуемый мглой,
Неприглядно желтеет,
И весной, и зимой
Тенью ужаса веет.

Даже Фрейя, кривясь,
Крепко плюнула к югу,
На великую грязь
С неба кинула вьюгу.