Итоги января. Сергей Фаустов

Большой Литературный Конкурс
Высшее назначение БЛК состоит не в простом выборе лучших стихов по множеству субъективных параметров, а в поиске ответа на вопрос - что происходит? Происходит ли вообще что-то?

Так каждый новый лонг-лист, отражает не только просходящие перемены в тех, кто пишет, но и перемены в тех, кто читает.

Эксперты приходят со своими мерами, шаблонами, калибрами и оценивают произведение. Это как если бы человеку поручили дать оценку качеству новых замков по имеющейся у него связке старых ключей. Подходит, открывает, значит хороший замок, нет - плохой. И все этому верят, потому что нет других критериев.

Лонг-лист этого месяца напоминает большую поэму.

Поэм сейчас никто не пишет, поэтому ностальгию по ним можно утолять большими подборками, чему как раз в данном случае в лонге, присланном мне Павлом Самсоновым, помогает отсутствие фамилий авторов - кажется, что это все одно произведение, в котором смена ритма, стиля, настроения, содержания - все это обусловлено замыслом и творческими задачами некоего большого поэта.

Вот начало содержит в себе суровую гражданственность - "кто украл мои слезы тот, наверно, богаче всех ротшильдов в мире" ("Параджанна"), продолжающуюся в "Катарсисе": "просто времени теплый наручник запотел на холодной руке", далее уходящее в личное "Воспоминание о воспоминаниях"...

Поэма длинная, заканчивается стихотворением "Креозот" с двумя эпиграфами и таким началом: "Электровоза сильное существо жжётся калёным железом про естество, про «несгораемый ящик разлук моих, встреч».

Как и в каждой поэме в ней есть красная линия, проходящая от начала до конца:

 

"Смотрело небо цвета горькой сливы,

Как ангелы ко мне входили в дом",

 

"на блок-посту у скифской нашей пустыни

составленной из неба без воды",

 

"Я стучал в небеса

и несли голоса:

журавли и былинные пашни",

 

"Солнце в небо труда

поднималось всегда",

 

"- Оно на небе варит конфеты.

- А, правда, что небо – улыбка Бога?",

 

"Декабрь. Небо. Звёздная цинга.

Рвут календарь, как рвал одежды Ездра",

 

"Словно трубы органа, уносятся в небо стволы.

Словно клавиш ряды – невысокие скромные камни",

 

"И летит в помутнелое небо

Где расправила крылья беда…",

 

"Шептала жарко в темноту,

Что буря мглою небо кроет",

 

"тихо на небе, не дрогнет

воздух, деленный на дозы",

 

"я посмотрюсь в ночное небо Аустерлица".

 

Несомненно, что небо здесь является олицетворением высокого, к которому обращается поэт, чтобы не только подчеркнуть, что высокое и низкое могут быть очень близко и даже сливаться, но и то, что в небе есть еще один образ, который помогает переменное настроение лирического героя показать через переменное состояние небесного светила.

 

"рыдало солнце, как побитый раб

лизало ваш загадочный хиджаб",

 

"солнце всходит сначала в Москве,

а затем уж у нас, в Киселёвске...",

 

"Луч солнца, бывает, игриво проникнет

Под мягкий покров...",

 

"изгородь свежего снега 

знаком небесной хоругви

солнце скрывает".

 

Вот еще два отрывка про солнце из разных стихотворений и разных авторов, но будто взяты они из одного и написаны они одной рукой:

 

"есть время перемены декораций

есть солнце, злое, как последний галл", и

 

"Обесславь, убей, но гори, гори

злым осколком солнца в моей горсти.

Каждый галл желает разрушить Рим".

 

Интересно, что при этом возникает картина атмосферного явления, называемого "гало" и появляется интерес к этимологии.

Очень настойчиво дает о себе знать еще один образ - железной дороги, которая в русской литературе так же неисчерпаема, как атом или электрон.

 

"шёл поезд на разрушенный вокзал",

 

"Оказалось - похоже-похоже,

что вот бронепоезд пыльцой изничтожен",

 

"Сесть в настоящий скорый поезд

Как человек среди людей",

 

"Стал пассажиров поезд скорый

Плевать брезгливо на перрон",

 

"путеводитель вечера поезда огоньков

водит смычком по сердцу – запахом креозота",

 

"У окна вечерней электрички

Занял место",

 

"У паровозного причала

Стояла девочка-яга".

 

Тут весьма примечательные и важные свидетельства того, что окружает лирического героя, его среды и ее деталей. Надо сказать, что возникает весьма емкий и объемный мир, в котором и Плиний, и Эвклид, и Гоголь, и Фолкнер, и много других.

Но поэзия не будет поэзией, если она будет описывать только то, что есть и было. Для многих авторов характерено описание не того, что есть, а того, чего нет. Вот примеры.

 

"Шумел о том, что не был виноват

.........

Но ангелов в них не было и нет".

***

"...но нет там, спаси, Господь(!),

последнего, третьего, Храма,

ни нашего, ни моего".

***

"Но в гамме пейзажа отсутствует медь

или золото. Впрочем, и гамма отсутствует тоже..."

***

"Ни шахмы, ни пути, ни распутья..."

***

"Не все мечты тебя покинули,

не все надежды исчерпал..."

***

"Я тебе смолчал и себе солгал -

никакого Рима на свете нет".

***

"И нет ни времени, ни места".

***

"нет тотошка это не канзас

это даже близко не похоже".

***

"Но вот - ни радости, ни пыла".

***

"в Судетах, где нет Судет,

и времени больше нету".

***

 

Вспоминаю начало поэтической деятельности Наты Сучковой, когда она в поэме "Ланолиновый блюз" в одной ее части 84 раза использовала частицу "не", и с помощью ее изобретала неологизмы для описания кручины сердечной и душевной боли, что очень усиливало нерв повествования.

Итак, прочитана поэма, написанная коллективом авторов. Она мне понравилась, половина полученного удовольствия составляло ожидание того, что будет дальше. Она мне напоминает некую рок-оперу. Павлу Самсонову предложу  издать книжку с либретто на нее, на обложке которой будет написано: Опера "Поэма" и коллектив авторов из 31 имени. Абсолютно серьезно.

Серьезно, потому что искусство все больше становится неуместным. Очень часто оно становится не нужным, избыточным в своей иррациональности и метафоричности. Искусство без искусства. Поэзия без поэзии.

В последнее время развернулось очень широкое изучение так называемого "bad art", его изучают больше, чем настоящее искусство. "Плохое искусство" часто более содержательно и лучше описывает состояние и понятие "сегодня". Но об этом когда-нибудь потом.

Сегодня в искусстве вообще, а в поэтическом особенно, произошли изменения значительно большего порядка, чем это принято признавать. К ним относятся не только самоутверждающая манифестация субъективности, спонтанное рождение нового экспрессионизма, пренебрежение массовой культурой, принявшей новые формы дезинтеграции, например, по географическому признаку, но и увлеченность различного рода конкурсами, призванными установить хотя бы локальные правила игры.

Растерянность первых лет третьего тысячелетия, вызванная сменой поколений, была очень похожа на кризис, но в то же самое время была генератором идей и временем рождения ряда новых ярких имен.

Трудности правильной оценки ситуации усугубляется еще и тем, что сегодня отдельная личность в поэзии важнее школы, более того, школы выродились, а вектор творчества все в  меньшей степени стремится убеждать, а все в большей удивлять.

Доступная свобода привела не только к окончательной потере уже потерянной идеологии, но и к непосредственно последовавшему за этим исчерпанию возможности отдельной личности, творца в искусстве, поэта в поэзии. Поэтому часто поэтов стало невозможно отличить.

С другой стороны возникло стремление обойти всеобщие привычки и навыки, или просто бежать от них, что переносит поэзию в разряд экспериментальной. Например, появляются стихи с зачеркнутыми строками, потому что зачеркнутое важнее всего, даже курсива. Даже болда.

Отмечу также в заключение, что если неудачное суждение, вызванное каким либо конкретным недостатком в аргументах, и остается артефактом проблемы, то только в эстетике. Она разрешает.

Все выше написаное - преамбула к окончательному выводу, который по правилам, требуется сделать. В самом начале я не знал, по какому критерию отбирать стихи. После прочтения все стало совершенно ясно. Потому что фактическое содержание произведения всегда содержит в себе методы «распаковки» стихотворения. А это означает, что следует теперь отметить те стихи, которые еще не были процитированы, которые отпали от общих черт, и тем интересны.

Все десять размещены в порядке возрастания от 10 к 1 месту, а Павел Самсонов наверное, надеюсь, вставит авторов и ссылки.

 

 

ЛЁША ИСХАКОВ "Болшево"
http://www.stihi.ru/2013/12/15/6305 отборочный тур для резидентов

 

Там сосны – это единственное, что я знаю…

                М. Цветаева

 

 

Как же так... как меня сюда занесло?

Перелилось моё вино, на столе и рубашке пятна

образуют архипелаг, бормоча невнятно

выделяешь какое-то слово или число

нечитаемо, невычисляемо, всем назло

собираешься в ночь, хоть куда-нибудь, но обратно

 

Проводница за чаем читала мою судьбу

на подушечки пальцев сканируя код ладони

ничего не сказала, смотрела в окно как гонит

чей-то посох деревьев осеннюю голытьбу

возле станций переходящую на ходьбу

оставляя худые тени на головном вагоне

 

Ледяные дожди,с юго-запада тянет Москвой

постаревшим Арбатом, Останкинской телебашней

иногда часы здесь показывают вчерашний

неудавшийся день, ты идёшь провожать конвой

и забытая чайка, кричавшая над Невой

узнаётся на Яузе маленькой и уставшей

***

 

АЛЕКС АМУР "Перевод"
http://www.stihi.ru/2013/11/06/4023 отборочный тур для резидентов


Переведи меня через ноябрь,

Пока моя душа переводима.

По белым, по заснеженным полям

Она как зверь прольет свои чернила.

 

Иди по следу, верь или не верь,

Охотник мой, мы равные по рангу,

Мы равные по качеству потерь,

Поставив равнозначную приманку.

 

И потому прощаешь хрипоту

Постылой осени предсмертного оргазма,

Пока ведешь рукою по хребту

Безумия имеющего разум.

***

 

ФЕЛИКС АКСЁНЦЕВ "Река"
http://www.stihi.ru/2010/05/31/1129 номинатор Сергей Богомолов


Тут лежит река на боку.

Вдоль реки - берега текут.

 

И цветы молчат у реки,

На плечах раскрыв лепестки -

 

Чуют, как за речкой сверчок

Соловью зажёг язычок,

 

Как звенят в зрачках у совы

Фонари на пол-головы.

 

На реке застыл сонный плот.

И висит над рекой пилот.

 

И блестят стрекозьи глаза.

Облака по крыльям скользят.

 

И костёр погас на плоту.

И пилот уснул на лету.

***

 

ДВАЖДЫДВА «когда бы не стихи»
http://www.stihi.ru/2013/11/06/5710 отборочный тур БЛК


О, лысый богомол, блестящие одежды,

бубенчиковый сон - дин-дон - табу глухих.

Из двух радушных зол мне утешаться тем, что

неслышно выйти вон когда бы не стихи

 

Когда б не звонкий лес в брусочке деревянном,

не лист берестяной с отметиной строки

простился б разве след на правом безымянном

печати лубяной когда бы не стихи

 

Достойны ли сверчка повадки богомола?

Займутся ли дрова в рисованном огне?

За медленную казнь, замоленную словом,

ату его! - и в ад когда стихи бы не…

***

 

ИГОРЬ БРЕН "и-о-на-ни-не"
http://www.stihi.ru/2013/11/09/2051 квота Главной редакции


 
-  много дано вам, но большего хочется?

  в след, за содомом с гоморрою, в очередь! -

 

  судьбы исчислены, время окончено

  малых жертв.

 

-  ты переполнила гневом, ниневия,

  чашу...

 

-  восход?!

      в этот час?

          ты уверена? -

 

  близится с запада, юга и севера

  алый серп.

 

-  стойте, на ниве невинных не много ли?

  молнией - дерзких,

  заблудших - пророками, -

 

  бросили голубя в львиное логово,

  чад,

  что мечами и стенами долгими

  ограждён.

 

  он пролетает под тяжкими арками,

  над алтарями гееново-жаркими,

  множится стаей,

  чернеет

  и

  каркает:

-  кар-ра ждёт!

  ***

  тени неровны под сводами гулкими,

  птица сородичам кажется пугалом.

***

 

НАИЛЬ МЕЛИХАНОВ «Сова зимой»
http://www.stihi.ru/2014/01/01/2928 отборочный тур БЛК

          Дочери.

 

Снег шёл всю ночь. Девятый, литерный и веский.

Так траченный левкас летит с довизантийской фрески,

иль пепел вспыхнувшей и выгоревшей Бетельгейзе

до-тла.

 

Ось колеса (уи-уильм) увязла и обод вниз ушёл по ноль-меридиану,

оставив свет, чьи млечные осколки медлительнее пуль Киану,

а мы – два Мумми - Па-и-Мю –  равновелики мыслящему океану

Ле-ма.

 

Мы, потерявшие дома улитки, ползём наискосок по склону

и тянем две глубокие строки к подвешенному паутиной трону

Чурляниса. Всегда права, и в два крыла скользнёт навстречу стону, –

со-ва.

 

pspspspspspspspspspspspspspspsps

Ничего личного: 

К. Воннегут, У.Фолкнер, Т.Янссон, Б. и А.Стругацкие, М.К.Чюрлёнис.

***

 

ОРЛОВАИ «Какой-то странный этот Ким Ки-Дук...»
http://www.stihi.ru/2013/06/20/7492 отборочный тур БЛК

 

Какой-то  странный  этот  Ким  Ки-Дук...

То  смотрит  мудро  и  печально,  как  больной  орангутан.

А  то  заплачет,  закричит,  затянет  "Ариран",

как  будто  помешался  вдруг.

И  этот  человек,  не  молодой  уже,

полуседой  неряха  некрасивый

пленил  -   и  умных,  и  наивных,  и  спесивых...

Он  просто  навязал  катарсис  их  душе.

Заставил всех  сидеть,  уставившись  в  экран.

И,  даже  толком  не  поняв,  что  значит  "Ариран",

мы  с увлечением  следим  за  странным  действом:

как  он, стирая  пятки  в  кровь,  влачит  свой  тяжкий  «крест»  корейский.

.......

Потом  в  своём  домишке,  Богом  позабытом,

серьёзный  депрессивный  господин

ведёрочко  лапши  умнёт  задумчиво с  отменным  аппетитом

и  скажет:  «Ай  да  Ким Ки-Дук!»  и   

                «Ай  да  сукин  сын!»

***

 

СЕЗОННЫЕ МИГРАЦИИ «одноглазая»
http://www.stihi.ru/2012/12/14/3988  отборочный тур БЛК (квота Евгении Костюковой)


 

В  МОЙ  ЧЕРНО-БЕЛЫЙ  СОН  ВЛЕТЕЛА  РЫБА

КРЫЛАТАЯ

С  ХВОСТОМ  ЭЛЕКТРОШОКЕРОМ

КОНЕЧНО  ЖЕ  ЧЕРНО-БЕЛЫЙ

Я  ЖЕ  НЕ  СУМАСШЕДШАЯ

ЭТО  ШИЗОИДНЫМ  СНЯТСЯ  ЦВЕТНЫЕ

И  РЫБА  ТОЖЕ  БЫЛА  ЧЕРНО-БЕЛАЯ

ОПРЕДЕЛЕННО -

С  ОДНОЙ  СТОРОНЫ  БЕЛАЯ

С  ДРУГОЙ  СТОРОНЫ  ЧЕРНАЯ

ТАКАЯ РАЗНОСТОРОННЯЯ  ПЕВЧАЯ  РЫБА

Т.Е.  Я  ХОЧУ  СКАЗАТЬ -

ОНА  ПЕЛА

ТОЧНЕЕ  МУРЧАЛА,  ОТИРАЯСЬ  ПОДЛЕ  МОИХ  НОГ

ПРИЩУРИВАЯ  ОТ  УДОВОЛЬСТВИЯ  ЗЕЛЕНЫЙ ГЛАЗ:

НАПИШИ  ЭТО  КАПСОМ,  НАПИШИ,  НАПИШИ  КАПС-ОМ,  ООМ

ООО!  И  БУДЕТ  ТЕБЕ  СТИХОТВОРЕНИЕ

 

написала и сразу пожалела об этом -

рыба сгинула, как в воду канула

а я ведь не успела заметить

был ли у нее второй глаз?

***

 

БЕЛЛА ГУСАРОВА "В операционной"
http://www.stihi.ru/2014/01/14/10914  -   номинатор Ё.Ё. (Татьяна Ладошкина)


 

Хочу, чтобы репортаж о процессе транслировался в интернет...

Я скоро избавлюсь от нечеловеческой скуки

Смотреть на себя как на эксперимента предмет.

Холодные руки хирурга

В перчатках,

Холодные руки

Разрежут меня, нежнокожую,

Потревожат скелет.

 

Я буду лежать под наркозом на левом боку

Без всякой реакции, дозой слоновьей убита.

Бинтами красиво обтянуты ноги.

И в красном бикини...

Мне жаль, что хирург не воспользуется ситуацией...

 

И в мягкую-добрую-спящую. Добрую. Спящую.

Живую! меня

инструменты проникнут.

Резекцию сделают грамотно, сделают чисто.

Подвинуты рёбра вернутся на место потом.

И рану пятнадцати-

сантиметровую ножевую,

зашьют – повезло мне! – холодные руки хирурга,

но не –

умелые тёплые – таксидермиста.

 

***
 

ВЛАДИМИР ШЕМШУЧЕНКО "Увели их по санному следу..."
http://stihi.ru/2005/04/26-1096 номинатор Павел Самсонов



Увели их по санному следу,

Возвратились – забрали коня.

Ни отцу не помог я, ни деду,

Вот и мучает память меня.

 

Хватит, сам говорю себе, хватит.

Раскулачили – значит, судьба.

Только пусто в душе, словно в хате,

По которой прошлась голытьба.

 

Нынче всякий и рядит, и судит,

Прижимая ко лбу три перста.

Дед с отцом были русские люди –

Ни могилы у них, ни креста.

 

За отца помолюсь и за деда,

И за мать, чтоб ей легче жилось –

У неё милосердье комбеда

На разбитых губах запеклось.

***

 

Стихотворение "Увели их по санному следу" - самое главное на этом конкурсе. Потому что оно касается и меня тоже, как и сотен тысяч других, чьи деды были раскулачены и отправлены в сталинский ад. Это стихотворение против тех, кто мечтает о том, чтоб забылся быстрей и тот ад, и "Архипелаг Гулаг", и его автор. Но этому не бывать!

Вот на этом пафосе негодования и заканчиваю.