Быть женственными...

Летнее Утро
Быть женственными нынче не в чести:
Хранить любовь и верность, вроде, глупо.
И с милым рай — в коттедже, не в халупе.
А девственность? Кому ее блюсти?


Свобода воли — мера всех вещей:
«Ноу проблем», «Все о’кей!», «Ты этого достойна!».
Рожать детей? — Но это ж трудно, больно!
Купить? — У «суррогатных» «матерей»!


…Вот лики в кружеве старинных рам:
Принцессы Аликс* и Елизавета**…
Судьба не обласкала этих дам —


Отвергли мнимые «богатства» света,
Исполнив жизнью жертвенной обеты.
Их преданность Любви*** — завет всем нам.


23.02.2014


* Аликс — Александра Феодоровна (Алиса—Виктория—Елена—Луиза—Беатрис Гессен-Дармштадтская) (1872–1918) — российская императрица, супруга императора Николая II (c 1894 года, в этом браке родилось пятеро детей: дочери Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия и сын Алексей). Четвертая дочь великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. Окончила философский факультет Оксфордского университета. Оставила удивительные дневниковые записи о воспитании детей и семейной жизни.
Императрица была шефом лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, 5-го гусарского Александрийского полка, 21-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, Крымского конного полка и Прусского 2-го гвардейского драгунского полка.
   Занималась благотворительностью. Под ее покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестер милосердия, убежищ, приютов и др. В том числе Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Ее Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Александрийский приют для женщин.
   В марте 1917 года была вместе со всей Императорской Семьей арестована в Царском Селе (хотя ее родственники предлагали ей покинуть Россию и уехать за границу, но Александра Феодоровна не захотела оставить мужа и его, ставший родным и ей народ, и ответила: "Лучше я буду последней поломойкой, но — в России"), сослана в Тобольск, затем в Екатеринбург. Расстреляна (вероятнее всего — ритуально убита вместе с Супругом и Детьми) 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Святая Августейшая Семья канонизирована в 1981 году Русской Зарубежной Церковью, в 2000 году – Архиерейским собором Русской Православной Церкви.

http://www.kabinet-auktion.com/action/15460/


** Елизавета — вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, принцесса Гессенская Елизавета-Александра-Луиза-Алиса (в
семье ее звали Эллой), внучка английской королевы Виктории. В 1884 году она выходит замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата царя Александра III, и становится Великой княгиней Елизаветой Феодоровной.


"Ни одна из невест гессенского дома не была счастлива в России", — говорила королева Виктория, сомневаясь, отдавать ли Эллу замуж за русского Великого князя. Ее слова оказались пророческими, но лишь отчасти.

«Счастье, — писала своим воспитанникам, Марии и Дмитрию, преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова, — состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым. Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».

http://digest.subscribe.ru/woman/interv/n875043652.html

 При дворе великого герцога Гессен-Дармштадтского (как и в семьях русских царей) было принято воспитывать детей в строгости. "Принцессы ничуть не лучше и не выше всех остальных людей", — эту мысль внушали им с детства.
Младшая сестра Эллы, Алиса, позднее, в ноябре 1894 года, стала русской императрицей Александрой Феодоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II. В 1884 году наступает переворот в жизни Эллы: она выходит замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата царя Александра III, и становится Великой княгиней Елизаветой Феодоровной.

Она рано поняла, что значат страдания и смерть, и это воспитало ее характер. Научило утешать других.
"Я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером, у меня нет ни ума, ни таланта — ничего у меня нет, кроме любви к Христу. Преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей — именно так мы отдадим Ему свою жизнь", — писала Великая княгиня.

Отзывы современников о Елизавете Феодоровне, разных по складу ума, характеру и
положению, были очень схожими. Вот один: "Редкая красота, замечательный ум, тонкий юмор, ангельское терпение, благородное сердце". Ее в то время считали одной из двух красивейших женщин Европы.

Она вышла замуж за члена русской императорской фамилии, перешла в
православие и стала учредителем и попечителем нескольких
благотворительных организаций и комитетов сначала в Петербурге, а затем
и в Москве, куда в 1891 году был направлен ее муж. Особой ее поддержкой
пользовались организации благотворительного, церковного и
научно-просветительского характера. Во время русско-японской войны она
возглавила патриотическое движение, охватившее все общество:
организовала швейные мастерские для нужд армии, где работали женщины
всех сословий; на свои средства отлично оборудовала несколько
санитарных поездов; ежедневно посещала госпитали; заботилась о вдовах и
сиротах погибших. 

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь
Елизаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб
Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва
Елизавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую
человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в
снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо
любимого и живого еще несколько минут назад мужа. В час тяжелого
испытания Елизавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На
следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря,
где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елизавета
Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему
ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном
преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю
прошение о помиловании убийцы.

Вскоре после гибели мужа она продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (это не был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой).


Отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха Елизавета Феодоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Ф.Э. Дзержинского. Патриарх Тихон пытался добиться ее освобождения, но тщетно — она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. Одна из петроградских газет того времени — «Новый вечерний час» — в заметке от 9 мая 1918 года так откликнулась на это событие: «…мы не знаем, чем вызвана ее высылка… Трудно думать, чтобы Елизавета Феодоровна могла представлять опасность для Советской власти, и ее арест и высылка могут рассматриваться скорее как… гордый жест по адресу Вильгельма, брат которого женат на родной сестре Елизаветы Феодоровны…». Историк В.М. Хрусталев полагал, что высылка на Урал Елизаветы Феодоровны являлась одним из звеньев общего плана большевиков по концентрации на Урале всех представителей династии Романовых, где, как писал историк, собранных можно было бы уничтожить, лишь найдя для этого подходящий повод. План этот осуществлялся в весенние месяцы 1918 года.

В мае 1918 года Елизавету Феодоровну вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области, современный адрес — перекресток улиц Ленина и Вайнера), а затем, через два месяца, отправили в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Феодоровна находилась в заточении в здании Напольной школы. До сих пор возле этой школы растет яблоня, по преданию, посаженная Великой княгиней.

В ночь на 5 (18) июля 1918 года Великая княгиня Елизавета Феодоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 километрах от Алапаевска. Вместе с ней погибли: Великий князь Сергей Михайлович; князь Иоанн Константинович; князь Константин Константинович (младший); князь Игорь Константинович; князь Владимир Павлович Палей; Федор Семенович Ремез, управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича; сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).

Все они, кроме застреленного Великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле Великой княгини Елизаветы Феодоровны, была перевязана частью ее апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Великая княгиня Елисавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей).


*** «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»  (1 Ин. 4:16).
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств» (Кол. 3:14).