По конкурсу Пародии. ч. 2

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2014/01/23/4646 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2014/02/24/4752 Итоги конкурса

Продолжаю комментировать пародии, номинированные членами жюри. Начало см.. http://www.stihi.ru/2014/02/26/9096 

В этой части статьи рассмотрим пародии по Источникам 3-7.

ИСТОЧНИК 3. ГЕННАДИЙ БЭР.  РОЖДЁННЫЙ ПОЛЗАТЬ.

РОЖДЁННЫЙ ПОЛЗАТЬ ЛЕТАТЬ НЕ ГРЕЗИТ.
К ЧЕМУ НАПРАСНО ПОРХАТЬ, КАК ПТИЦА,
ВЕДЬ, ЕСЛИ НАДО ЧЕГО ДОБИТЬСЯ,
РОЖДЁННЫЙ ПОЛЗАТЬ ВЕЗДЕ ПРОЛЕЗЕТ.

Ключевое слово здесь «рожденный» - его удобнее всего взять в качестве сцепки с источником. Написано произведение в форме афоризма с отсылкой  на известное произведение М.Горького. От пародиста требуется остроумно и по-своему описать ситуацию, где используется конструкция «рожденный (кем? что делать? когда?)», причем, постараться написать пародию так же афористично и  не по конкретному человеку или событию,  а обобщенно - с философским размышлением,  обязательно -  остроумно. Вот как сделали это пародисты:

Номинированные пародии:

5. Кип Смайлинг

Рожденный ползать пролазит ловко
В любые щели без тренировки
А будет грезить душа полётом -
Тогда пролезет на самолет он!

Особого остроумия я тут не увидела, авторская мысль повторяет мысль Источника, причем, худшим языком. Слово «пролазит»  - из разговорного языка (литературно «пролезает»). На афоризм это изречение тоже не потянет. Но в целом задумка неплохая.

8. Сергей Целиков

Рожденный ползать стал важной птицей
И даже в небе теперь кружится
Включаю телек - он на экране
А следом стерхи на заднем плане...

Не нравится не существующее слово «телек» (Источник написан литературным языком!), кроме того, я не уверена, что произведение выполнено в жанре пародии:  здесь выражено частное мнение с  обращением к конкретному человеку. Это больше напоминает эпиграмму, чем пародию.

13. Ольга Ступенькова

Рождённый ползать счастливей птицы!
Ему не рухнуть и не разбиться.
И к приключеньям он не стремится,
Спокойно место под поясницей.

Связь с Источником есть, но остроумия нет, нет и авторской мысли: это скорее пересказ Источника в более приземленном варианте. Хотя по сравнению с другими пародиями пакета - неплохо.

15. Александр Шустов-Васильев

Рождённый ползать -летать мечтаю.
Ползу и всюду я пролезаю.
Заметь - и в небо пролезть не струшу,
И буду змеем я там воздушным.

Понравилась самоирония - в целом неплохая пародия, хотя в ней не столько афористичное обобщение мысли, сколько сарказм по поводу специфических качеств «умеющих ползать». Мне понравилось по замыслу, но хочется большей отточенности лексики: повторы однокоренных слов в столь коротком стихотворении (ползать, ползу, пролезаю, пролезть) портят все впечатление. И знаки пунктуации - не те.

69. Алкора               

Рожденной  кошкой, не быть  пантерой,
Вот и  мурлычу   домашней киской…
Сколь ни пытайся,  не стану Бэром:
Ну, разве только ответно  пискну!

Себя комментировать не буду. Но Бэру понравилось - он выбрал лучшей пародии в группе. Хотя  на афоризм она тоже не тянет,  самоирония, но вряд ли - пародия.

79. Евгений Аксельрод

«Рождённый ползать» повсюду лезет,
во всё суётся нахальным рыльцем.
«Ходить рождённый» живёт и грезит,
где от ползущих ему укрыться.

Эта пародия мне понравилась  наличием противопоставления «рожденный ползать» и «рожденный ходить». Звучит афористично.

93. Елена Севрюгина 3               

Ты не умеешь летать, как птица?
Вопросом этим себя не мучай!
Ведь в восемнадцать всё может сбыться:
Заставят ползать! Летать научат!

Стихи прекрасные, единственно, мне показалось, что они далеко ушли от Источника, живут своей жизнью от него…


ИСТОЧНИК 4. ГЕННАДИЙ БЭР. Я ДОМОЙ С РАБОТЫ ТОПАЛ.

Я ДОМОЙ С РАБОТЫ ТОПАЛ,
СЛЫШУ, СЗАДИ БЬЮТ КОГО-ТО
И КАКАЯ ТО ВОЗНЯ.
ОГЛЯНУЛСЯ - БЬЮТ МЕНЯ!

Парадоксальное стихотворение в духе Бориса Заходера. Изюминка текста - странность ситуации, нелепица, которую нужно обыграть по-другому, но в то же время сделать узнаваемой, связанной  с Источником. Я выбрала  его для пародирования  в качестве  задания  повышенной сложности, даже не представляя, какие тут возможны  варианты.  И вот что было предложено пародистами:

Номинированные пародии:

2. Людмила Громова 1 
            
Кто с Петровичем и Васей
Целый день сегодня квасил,
Нализался, как свинья?
Пригляделся – это ж я!

Пародия, отмеченная Геннадием Бэром, как лучшая в группе. Действительно, здесь соблюдены все условия: и наличие нелепицы использования «пригляделся» по отношению к «я», и остроумие, а главное - авторское видение  темы.

47. Нина Пупкина

Больше пить не буду, точно!
Как иду с работы ночью,
Так под каждым под кустом
Черти бьют меня хвостом.

Не совсем поняла, почему номинировали. Парадоксальности (нелепицы) не вижу, тема нетрезвости и то, как ее исполнили,  смешной мне не показалась, сцепки с Источником не заметила. Однако, судьям понравилась.

52. Ирина Ваганова 2

Я стихи читал однажды,
Восхищался: "Лепо! Важно!
Что за автор? Нету глаже..."
Посмотрел - так это я же!

Все условия пародирования соблюдены, тема обыграна интересно и по-своему.  Хорошая работа!   

64. Людмила Старченко

Когда пришёл с корпоратива,
С большим трудом попал в квартиру.
С замком промучился два дня.
Открыл. Квартира – не моя!

Тоже неплохой вариант, хотя Источник почти не проглядывает в пародии. Парадоксальности здесь никакой  нет - описано логичное завершение сборища на работе  - и не более, но - смешно.

70. Алкора

По странице  долго лазил:
Столько разных безобразий!
Не поэзия - фигня!
-Что за автор?! - Глянул  - …я….

Та же идея, что и у автора 52, но с другим знаком…  Комментировать подробнее не буду - оценивайте  сами.


ИСТОЧНИК 5. Геннадий Бэр. Зоо аналогия.

ОБЫЧНО ЖЕНЩИНА ДО СТОНА
МЕЧТАЕТ БЕЛОЙ БЫТЬ ВОРОНОЙ;
ПРЕКРАСНОЙ И НЕПОВТОРИМОЙ,
ОДНОЙ-ЕДИНСТВЕННОЙ-ЛЮБИМОЙ.

МУЖЧИНЫ ЖЕ ХОТЯТ БЫТЬ ЛЬВАМИ
СО ВСЕМИ ЛЬВИНЫМИ ПРАВАМИ.
НЕРЕДКО ИХ НЕОДОЛИМО
ВЛЕЧЁТ ЕЩЁ К ДРУГОЙ ЛЮБИМОЙ.

СЕМЬЕ, В КОТОРОЙ ЗВЕРЬ И ПТИЦА,
КОНСЕНСУС МОЖЕТ ТОЛЬКО СНИТЬСЯ.
ПРИРОДА ПРЕДЛАГАЕТ НАМ:
ВОРОНАМ - ГНЁЗДА, ПРАЙДЫ - ЛЬВАМ

Новый тип Источника - философский: разновидность притчи или  басни, где под образами животных спрятаны  характеры людей.  Этот прием олицетворения животных людскими качествами - та самая сцепка, которую пародистам нужно было использовать. Сопоставление  женщин и мужчин в данном случае - не главное: важно сравнить  любых два типа поведения людей и выразить это через образы животных (подсказку дает название Источника) - найти СВОЮ  зоо аналогию.

Номинированные пародии:

39.Лариса Ладыка

Когда в гнезде бесцеремонно
Сидит самец, король-ворона,
То, чтоб вороне прокормиться,
Выходит на охоту львица.

Но почему же «по закону»
Львом хочет значиться ворона?
Ведь если птичья голова,
Так значит – птичьи и права!

Я вижу, ты согласен сам:
Воронам – гнёзда, воля – львам.
Осталось лишь договориться,
Кто будет зверем, а кто – птицей.

Пародия отвечает условиям жанра, жаль только, что сюжет почти  повторяет тему Источника. (те же львы и птицы и тот же антагонизм полов!) Не понравился странный оборот речи «хочет значиться», неудачна и звуковая  смычка «а кто» (звучит как Акто). Вообще - лексика стихов недоработанная, написано наспех…

43. Татьяна Федорова Голубева

Кто видит в женщине ворону,
неважно, белой, чёрной масти,
а сам напялил льва корону,
мол, волен я и этим счастлив,

с тем не ищи консенсус, детка,
зачем тебе такие страсти?
Льва сразу в прайд, не стоит в клетку,
с подобным строй семью для счастья.

Да, есть, конечно, исключенья,
представь, хотя бы, образ сфинкса...
Но разве это не мученья -
всю жизнь разгадывать и злиться?

Здесь все то же самое, что я написала под пародией выше. Неплохо, но нет авторского решения на других примерах, и лексика самая удачная. Рифма «сфинкса-злиться» тоже не радует.

57. Алкора 

Партийный лидер силится до дрожи
На злого Волка быть во всём похожим:
Чтоб называли санитаром леса,
Чтоб  задыхалась от волненья пресса,
На  конкурентов открывалась пасть,
А, победив их, мог законно красть.

Электорат вписался в роль Овец.
Большое стадо трепетных сердец
За вожаком  ходить желает всюду:
Он обещал им: «Я вас есть не буду,
Жить  станем  сытно, вольно  и  тепло,
Ведь я вам друг и обуздаю зло!»

Союз, в котором  вместе Волк и Овцы,
Консенсуса  в желаньях  не  добьётся:
Овца о благе грезит в зной и в стужу,
А Волк об овцах - каждый день на ужин!

Пародия отмечена Бэром как лучшая в данной группе. Использованы другие  животные, другой тип конфликта. Хорошо получилось  или нет - судить не мне.

88. Володя7

Природа предлагает нам:
Пернатым - гнёзда, прайды - львам.
Мужчина-лев достоин птицы.
Но как же им, друзья, жениться?

С любимой не совьёшь гнездо.
Жилище льва? Опять не то.
Вот и вопрос. Судите сами.
Быть лучше серыми мышами.

Здесь использование «гнезд и прайдов» Источника: нет авторского варианта, одно только толкование  чужой темы. Не впечатлил и вывод пародии - «быть лучше серыми мышами»: он логически не следует из текста и вообще странен… Не увидела я и остроумия. Зато вижу грубый лексический недочет: «Мужчина-лев достоин птицы. Но как же им, друзья, жениться?» Если ОДИН мужчина, то «как ЕМУ жениться», наверное... Судьи не имели права номинировать произведение по причине наличия ошибки неправильного согласования.

95. Елена Севрюгина 3

Однажды женщина до стона
Мечтала белой быть вороной,
Но сдуру под венец полезла
И стала курицей облезлой,

Мужчина, львом себя считая
И втайне о семье мечтая,
Полез в хомут – и вот расплата:
Он тут же стал козлом рогатым!

Лишь этот зверь и эта птица
Сумеют рядышком ужиться!
Возможно только на свободе
Не изменять своей природе!

Концовка меня не впечатлила - вывод плохо  вытекает из содержания первых двух строф.  И здесь тоже  - пересказ темы источника на том же самом конфликте полов. В целом любая пародия должна давать новый сюжет, отталкиваясь от Источника, а не просто добавлять к нему подробности «Рядышком ужиться» - не идеальная фраза..  В остальном, очень неплохо написано, хотя ощущения мудрой басни в отличие от текста Источника не произвадит, а сюжет сведен к обыденной «бытовухе».   

ИСТОЧНИК 6. Геннадий Бэр. Рога и крылья.

- МАМ, ПАПА В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА
КРИЧИТ, ЧТО ЖИЗНЬ ЕМУ НЕ ДОРОГА,
И ВЫБРОСИТЬСЯ ХОЧЕТ ИЗ ОКНА
НА ТРОТУАР МОСКОВСКОГО ПРОСПЕКТА!

-А НУ-КА, БЫСТРО ОКНА ВСЕ ЗАКРЫЛИ!
И НЕ ВАЛЯЙ, МОЙ МИЛЫЙ, ДУРАКА.
НАСТАВИЛА ТЕБЕ Я ЛИШЬ РОГА,
НО, ИДИОТ, ВЕДЬ ЭТО ЖЕ НЕ КРЫЛЬЯ!

При подборе источников для пародирования я старалась угодить самым разным вкусам, подбирала разные типы произведений. Здесь мы  имеем еще один  тип  стихотворения - это добротный бытовой юмор на тему семейных измен и взаимоотношений мужчины и женщины  - самый распространенный в нашей жизни (к сожалению), наиболее близкий и понятный большинству. Пародий на него было предложено больше всего. Здесь уже нет никакого признака  басни, нет и афористичности, никакой философии, никакой тонкости ума. Пародии достаточно именно это и отразить в новом сюжете . Сцепка здесь возможна  не столько через фразу, сколько через тему конфликта, «состояния аффекта», причины для которого  желательно придумать совсем другие, но сделать это остроумно.

Номинированные пародии:

3. Людмила Громова 1               

Решал я в состоянии аффекта
Удобней будет выпрыгнуть куда:
На тротуар Московского проспекта
Иль на аллею улицы Труда?

Я напрягал все силы интеллекта.
Пора: жена со скалкою уже!
И я шагнул на тротуар проспекта…
Жить хорошо на первом этаже!

Юмор подобный юмору источника. Как пародия - неплохо!  Украшает неожиданная концовка о первом этаже, остроумно сводящая на нет весь трагизм ситуации.

7. Светлана Карпук               

Подумаешь - наставила рога!
И надо сразу сигануть в окошко?!
Ты идиот, мой миленький, немножко,
Но с суицидом подожди пока.

Тебе ума и раньше не хватало,
А как нам с дочкой оставаться здесь?
Как будем жить и что нам с нею есть?...
Застраховался б, что ли, ты сначала!

Пародия отмечена Бэром как лучшая в своей группе. Сцепка с источником здесь есть, и хотя по сути это развитие его же темы, но  написанно остроумно.

60. Евг.Михайлов

- Мам! Папа хочет выпрыгнуть в окно.
Ну, почему тебе, родимая, смешно?
Я это говорю вполне серьёзно.
Твердит, что жизнь ему не дорога,
Всё вспоминает про какие-то рога.
Спасай его пока не поздно!
Сказала мама: - Он рехнулся, что ли?
Чем ты его достал, мальчишка гадкий?
- В шкафу он обнаружил дядю Колю,
Мы вместе с ним играли в прятки.

Добротный юмор на любимую народную тему. Все выполнено в соответствии с заданием. Шкаф с любовником - это вершина народного остроумия, но здесь она к месту. Добавить мне нечего. Разве что ритм не совсем правильный…

72. Алкора

Скорее,  папа,  - мама очень зла:
То слезы льёт, а то вдруг рвёт  и мечет,
Твердит про груз, свалившийся на плечи,
И часто вспоминает про козла…

- Вот незадача! Как мне не везёт…
Но ты, жена, не буйствуй безрассудно,
Рога - не крылья, мне носить их трудно:
Ведь я теперь  не  ангел,  а козёл!

Взяв тему-перевертыш (в состоянии аффекта у меня не папа, а мама, обнаружившая факт измены)  я попыталась выйти за рамки пошлого семейного скандала и немного украсила мужа умом, а его  ответ - иронией:  если он, по словам жены, «козел», то значит он рогат, и жена не вправе его обвинять, а он теперь имеет полное право  не быть  ангелом. Как это оценили другие  - судить не мне.

 Источник 7 Геннадий Бэр. Опять.

Опять себя я слишком скромно вёл,
а впору было лезть под одеяло,
но тяжесть воспитания сковала,
и перед тем, как я домой пошёл,
она с досадой горько прошептала
"Хороший ты мужик..., но не орёл".

Когда за мной с хлопком закрылись двери,
не сразу я спокойствие обрёл.
Потом, бурча, "...понятно, не орёл,
да только, если птичьей меркой мерить,
то ты ведь тоже, вроде бы, не лебедь ...", -
я восвояси медленно побрёл.

Текст последнего Источника на грани пошлости описания постельных сцен, но интеллигентный автор сумел остановиться на этой тонкой грани и его произведение выполнено с тонкой иронией. Отлично написано. Сумеют ли остановиться пародисты, думала я, выбирая его в качестве Источника? Сцепки здесь могут быть разными: кто-то возьмет себе в пародию ситуацию неудачного свидания, кто-то - зацепится на  иносказательность образов «орел» и «лебедь». Самое важное здесь - не скатиться на сальность и пошлость постельного юмора, на грубость и унижение одного из персонажей. К сожалению, много авторов эту грань легко перешли, но их самые неразборчивые к языку  труды, судьи не оценили. К сожалению, не все «не оценили». И вот что в итоге все-таки прошло  номинацию:

Номинированные пародии:

29. Татьяна Уткина 2

Вот я залез к тебе под одеяло
И про меня сказала ты – орёл!
А там уже и выбора не стало:
Я в ЗАГС тебя стремительно повёл.

Себя орлом по-прежнему считаю,
Хоть редко поднимаюсь в облака.
Не догоню я больше птичью стаю:
Уж очень тяжелы мои рога.

Тонкого юмора не нахожу, бытовуха и полное отсутствие какой-либо мысли о любви, только перебор взаимных претензий. Смешно? Не знаю. Мне как-то не очень.

40.Лариса Ладыка

Ну да, себя я слишком скромно вёл.
Тебе же всё стервятник ночью снится…
А кто сама-то – курица? синица?
И я подумал, прежде, чем ушёл:
Скорее гусь в хозяйстве пригодится,
Чем падаль обожающий орёл.

Очень неплохая пародия. Использовано сразу несколько образов животных и все удачно и точно обыграны. Сцепка - цитата Источника. А мысли свои и здравые. Здорово.

45. Татьяна Федорова Голубева

За что она сказала: "Не орёл...!"
Сама такая и не лебедь вроде,
а женщина, какие часто ходят
в местах, где я домой тихонько брёл,
добряк милейший по своей природе
ей комплиментов тысячу наплёл.

Себя я с нею очень скромно вёл,
под одеяло - мама не велела!
На грудь приняв стопарь, другой несмело...
Что оставалось? Я домой побрёл.
С чего бы озверела до предела,
дверями хлоп, сказала:-"Не орёл!"

Не знаю, что сказать… Почему мне в принципе не смешны сюжеты, где все только про секс да про претензии друг к другу и ни намека на  любовь? Не знаю. Но если судьям это нравится, значит, это со мной что-то не так. И выражения «стопарь» и «на грудь приняв» В ЭТОМ ЖАНРЕ мне тоже не по душе!  А в остальном - повтор сюжета Источника, только грубее.

66. Сёма-17

Опять себя я слишком скромно вёл,
и обходил другие одеяла,
тебе давно это мечту внушало,
чтоб радостно я в загс тебя повёл.
А на отказ мой тихо так сказала:
"Однако же ты, братец, и козёл.."

И почему на мой отказ жениться
Столь странный образ смог тебе явиться?
При рассмотреньи ближнем ты, девица,
пусть даже очень хочешь угнездиться,
как ни пытайся молодиться,
всё ж, прямо скажем, не орлица.

Грубо, что я могу сказать… И совсем не смешно. Плакать хочется. Не верится, что мы - страна Тургенева и Достоевского… Я даже не хочу смотреть,  кто именно это номинировал, просто ужасно неприятно. Не говоря уже про  небезупречность ритма и про  наличие ритмического распада ударения («тебе давно этО мечту внушало»). Стихи с ошибками техники вообще нельзя номинировать.

73. Алкора

Опять разрушен сад моих надежд.
Гость с виду показался совершенством -
Потратилась на стол и неглиже,
А он бубнил про прелесть  декадентства,
Чего-то  там из Бальмонта  читал,
Коньяк - не пил, мой бюст - не замечал!!…

Когда за ним с хлопком закрылась дверь,
Я  от расстройства том стихов раскрыла.
…….Конечно, не орёл, но  очень  милый!
Одна, как сыч,  средь книг живу теперь…

Захотелось внести некоторый «луч света в это темное царство» циничных случайных связей… ))) Что получилось, не мне судить...

97. Елена Севрюгина 3

Опять себя я неразумно вёл,
Когда играли мы в орла и решку:
Мне решка шла, как будто бы в насмешку,
Тебе же пёрло: шёл всегда орёл!
Увы, когда пришёл твой муж Олежка,
Я был, простите, совершенно гол!

Когда неловко падал я с балкона,
Не сразу я спокойствие обрёл,
Но понял: «Я и вправду не орёл,
И мне резонно выпадает решка,
Но радует одно: твой муж Олежка
В семейной жизни счастья не обрёл!

Хорошая пародия, веселая остроумная. Со своими мыслями и без пошлятины, без оскорблений других. Бэром она была отмечена как лучшая в данной группе. Я с ним согласна.

На этом разбор произведений заканчивается. Права я или нет в своих оценках, не знаю. Это - мои оценки, а вы - думайте сами.

И приглашаю всех поучаствовать в конкурсе Эпиграмм - http://www.stihi.ru/2014/02/08/3009 -

там еще пока есть несколько свободных мест. Жанр похожий, но в нем тоже нужно разобраться, прочувствовать его особенности.

С уважением, Ваша Алкора. 27.02.14.