Великий пейзажист Архип Куинджи

Клуб Слово
По цветущей Украинской степи медленно брел подросток. Однообразный срекот кузнечиков навевал дремоту, но он брел превозмогая усталость...Позади послышалось мычание волов, вот и повозка поравнялась с юношей. Седой чумак предложил пареньку сесть.Из-за горизонта выползли тучи, пошел дождь.Небо нависло, испортилась дорога.
Но дождь скоро прошел. Юноша достал альбом с набросками степи и курганов, стал заносить новый пейзаж с натуры. Старый чумак, пораженный сходством радостно улыбнулся:-"Больно гарно малюэшь, хлопче !" Спутники разговорились, выяснилось, что Архип пробирается в Феодосию, где живет господин Айвазовский, великий художник, певец моря...
Прошло полтора десятка лет. В Петербурге на передвижной выставке появились картины
"Чумацкий тракт" - унылая, однообразная степь с теряющейся в тумане дорогой. И еще две картины - бескрайнее поле, полное цветущих трав, простора и воздуха.
В одной из газет было написано:- "...Уроженец юга среди петербургской серенькой природы грезит о своих далеких степях, и от этих грез, перенесенных на полотно. и на нас веет мощью степной шири..."
Это были картины Архипа Ивановича Куинджи.
На следующий год, как особое событие отмечено появление на выставке картины "Украинская ночь".
Талант Куинджи, полнозвучно воплотившийся в этом полотне можно сравнить лишь с поэтической прозой Николая Васильевича Гоголя, с его "Вечерами на хуторе близ Диканьки."
Роскошная, бархатная, темно-синяя ночь царит над миром. Ни звука. Трепетный свет льется с высоты, где в черных облаках плывет незримый месяц. Стены хаты отливают фосфорической белизной... Картина живет какой-то призрачной жизнью.
Напряженно ждали его новых работ все любители живописи. И вот - новые  творения - "Вечер на Украине", "Лес", "Север", "После дождя", "Березовая роща". Магическое сочетание трех тонов, как бы вышедших одного из другого, светлая радость бирюзы небес, розовеющая белизна стволов, сочная зелень травы на поляне. Задний план занимают благородные по тону изумрудные, темные купы деревьев, сливающихся в одно целое с белоствольной свежестью, которая словно бы тихо звенит.
"Лунная ночь на Днепре" появилась в 1880 году. Это было потрясение! На темном небе горит удивительным светом луна. Изумленные зрители заглядывали за картину - нет ли там подсветки?! Некоторые уверяли, что картина написана на стекле и сзади подсвечена фонарем. Особенно неистовствовал пейзажист Орловский, претендовавший на первое место среди мастеров украинского пейзажа.
Но нет. Все было выписано на полотне.Это были новые краски, удивительно сочные, яркие, созданные Д.И. Менделеевым.
Поэт Полонский говорил: -"Что это такое? Картина или действительность?В золотой раме или в открытом окне видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, переливы света, серебряное отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль..."
В Петербурге только и было разговору, что о Куинджи.
Художником написано несколько авторских повторений этой картины. К сожалению, нестойкие эти краски потемнели и большая часть картин художника безвозвратно утрачена.
 Но вернемся, вернемся снова в зал!  "Днепр утром", "Дубы", "Солнечные лучи", Совершенно удивительная картина "После грозы", вся залитая только двумя красками - темно-лиловой ( уходящая зловещая туча)и по- майски нежно-зеленой - это освещает землю умытое солнце. Жизнь. Обыкновенная и прекрасная!Конь пощипывает траву...спокойно в низких берегах струится река.
А между тем, творческая биография Художника необычна.
Родился он на побережье Азовского моря, в Мариуполе в 1842 году( но есть мнение, что в 1841г.) 15 января по старому стилю. Отец его был сапожником . выходцем из греков.Едва мальчику исполнилось 6 лет, как он остался круглым сиротой. Был то пастушком, то комнатным слугой. С детских лет крепло в нем упорство в достижении цели. Как и Крамской, он работал у фотографа ретушером, рисовать научился сам.
Узнав, что в Феодосии живет прославленный живописец Айвазовский - пешком отправился к берегам Черного моря, чтобы быть ближе к нему, а может и поучится. В Феодосии Айвазовского Архип не застал. Художник был в плавании. Правда, через год он возвратился, но показался юноше таким недоступным! Ведь он не знал, каким простым и добрым человекои был этот Мастер.
Архип, оробев, возвратился в Мариуполь, но только с тем, чтобы навсегда покинуть его, ради Петербурга.Ради Академии Художеств. И вот он снова идет пешком, через всю Россию.
Он ползнал и гостеприимство и благородство простых людей, их сильные характеры как бы сливались с природой. среди которой они жили. Он понял нерасторжимую связь человека с великим миром. Уже в эту пору в его этюдах проступало могучее дарование, которое со временем окрепло и развилось.
Но до признания еще нужны были многие годы!
В академию его не приняли. Не хватало образования. практических знаний.
 Снова Архип нанимается ретушером и эта работа сослужила хорошую службу в освоении рисунка и светотени.
Лишь в 26 лет он, наконец, поступил в Академию художеств. Правда этому уже предшествовало признание его творческих заслуг. Его картина "Татарская сакля" была принята на академическую выставку . Автора наградили званием "Неклассного художника", имеющего право давать частные уроки.
В 1874 году он покидает Академию. Картины его на передвижных выставках принесли немалую славу художнику.
Судьба преподнесла художнику дар видеть в природе самые яркие её проявления. За пейзажами видится человек красивой и сильной души.
Как человека Архипа Иановича Отличала большая сердечность. Он глубоко сочувствовал молодым талантам. Все свое состояние он передал обществу имени Куинджи, которое основал в помощь нуждающимся художникам. Он воспитал много художников. в том числе  художника-поэта А.А. Рылова, автора картины "В голубом просторе" и вдохновенного певца северного пейзажа и стран Востока - Николая Рериха.

Умер художник в 1910 году. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Ему было 68 лет.
Женой художника была Вера Кетчерджи, пережившая его на 10 лет.Она умерла в голодном Петрограде в 1920 году. Умерла от голода. И никто из многочисленных учеников художника, щедро пользовавшихся плодами деятельности «Общества Куинджи» не протянул ей руку помощи.

Иллюстрация с портрета работы Крамского.