Онтогенез человеческого разума

Лейла Кошкина
          Из-за опасений, что не все поймут название и суть структуры, я начну с определения онтогенеза. Итак. Онтогенез – это индивидуальное развитие особи, начиная с момента её зачатия и заканчивая смертью. Я применила этот термин к своей структуре, потому что в ходе наблюдений я пришла к выводу: разум человека склонен к развитию. Но не всё так однозначно. Если человеческая особь развивается стабильно на всех этапах, и только в крайне редких случаях в её развитии происходит сбой, а ещё реже – остановка, то с разумом всё иначе. Человеческий разум может «задержаться» в развитии абсолютно на любом этапе даже у физически здорового человека. Собственно, для этого я и разработала данную структуру: чтобы каждый мог определить, какой вершины он достиг в развитии своего разума.
           Разум здесь рассматривается как способность к познанию мира, связь с ним и выявление из него максимально возможных выводов.
           Всё берёт начало из чего-то. Так, человек появляется из зиготы – яйцеклетки, оплодотворённой сперматозоидом. С этого момента начинается отсчёт дней его жизни. И, как не смешно назвать эту начавшую деление клеточку человеком, так же мне не смешно предположить, что разум у человека зарождается в тот момент, когда у зародыша образуется мозг. Начинается это после двадцатого дня внутриутробного развития. Никто из людей не может вспомнить тот период, что вполне логично – ведь даже после рождения органы чувств новорождённого несовершенны. Но и отрицать наличие хотя бы самого примитивного разума в этот период мы не можем. Потому не будем углубляться в этот этап развития разума – «примитивный».
           Как развивается человеческий разум? В период новорождённости и бессознательного детства в этом нам помогают родители, родственники, близкие люди, специализированные педагоги – если уж на то пошло. И этот этап нам неинтересен. Здесь мало что зависит от нас самих. Поэтому пропустим эти глубокие «недра» и начнём сразу с «корней».
           В корнях я нарисовала слово «информация». Пусть это будет, например, книга, сказка. Я расположила её в корнях, потому что для того, чтобы прочитать или услышать сказку – многого от разума не требуется – органы восприятия: зрения или слуха. Важной чертой этого этапа является концентрация внимания. Здесь важно не понимание текста, а здесь важен интерес к произносимым звукам и интонациям, написанным буквам и шрифту. Если у вас это имеется – поздравляю! Но сильно не обольщайтесь. Услышать сможет собачка и кошечка, а обученный попугайчик сможет даже бессмысленно пересказать.
           Далее в моей структуре следует разветвление на два, и мы сразу видим, что одно из ответвлений – пень! А на пне надпись: «образность». Вообще, в моей структуре пни обозначают остановку развития. Но эти остановки не так печальны, как остановка в развитии организма человека. Остановку в развитии разума всегда можно исправить, при возможности. Если захотеть. Итак, «образность». Этот пункт говорит о том, что человек из информации, из сказки, способен извлечь внешние образы героев. Например: принцесса красивая и юная, у рыцаря блестящий шлем, у дракона большие крылья, а маг – одряхлевший старикан. Человек может восхищаться этими образами – внешними – может испытывать отвращение. Но ему и дела нет, как поступит тот или иной герой. Потому что поступки и смысл этих поступков заключены в параллельном ответвлении – «осмысление». Здесь человек размышляет о последовательности поступков героев, анализирует их и вследствие анализа может даже предугадать конец сказки. Например: если рыцарь со всей силы ударит дракона по шее, то чудовище погибнет, злые чары рассеются – и принцесса будет спасена. И ведь так оно и будет.
           И, в отличие от спиленного ствола «образности» – «осмысление» имеет продолжение и делится ещё на две ветви. На ветви «логика» человек находит логические оправдания поступкам героев, отвечает вопрос: «Что заставило героя поступить так?» Но лишь на логическом уровне, так сказать – на уровне жизнедеятельности. Здесь человек скорее сравнивает себя с героем: а что бы сделал я на его месте? На этом уровне разумом рассматриваются такие аспекты, как, например: маг украл принцессу, потому что она ему понравилась. Без размышлений о том, хорошо это ли плохо. Рыцарь освободил принцессу, потому что она ему понравилась. Без размышлений о том, хорошо это или плохо. Хотя это, конечно же, очевидно. Люди на данном уровне развития разума живут под властью инстинктов и, натворив что-нибудь аморальное, находят себе оправдание в: «А я что? А я ничего… Оно само так сделалось». С такими людьми страшно иметь дело: вроде и не глупый, а отчебучить может чёрти что. О-о. В параллель с «логикой» идёт «мудрость». Здесь уже человек способен найти оправдания героям. На этом этапе человек понимает, почему же в действительности герой поступил так, а не иначе. Например: рыцарь отправился на спасение принцессы, потому что беззащитная девушка не в силах постоять за себя, и кто же, как не отважный юноша – должен вырвать её из мерзких лап злодея. У злодея тоже были причины украсть красавицу: ему одиноко в тёмной башне на краю света, его подслеповатый взор скучает по былым временам, по юным девам. Жаль старика.  На этом этапе начинает раскрываться личность человека. Ведь оправдания героям он находит из личных убеждений. Формируется его жизненная позиция. Уже здесь – для себя – человек способен определить, что хорошо, а что плохо. Но пока только для себя…
          «Мудрость» же разветвляется на «любовь к мудрости» и «ремесло». «Ремесло»… Я оговорилась о том, что «мудрость» – это  этап «для себя». Но некоторые всё же считают уместным обучать других людей своим личным мыслям и мнениям. Это целесообразно, если это в какой-то мере является житейской «истиной» и не приносит вреда окружающему миру и человечеству. Например, когда «учитель» говорит: «Ты должен быть доблестным и отважным, как благородный рыцарь, и творить добро!» Но, к сожалению, всё чаще встречаются «ложные учения»: «А знаешь, как стать самодостаточным? Как завладеть женщиной за пять минут? Заплати мне, и я скажу тебе: лиши её свободы – и она твоя навек!» Знание и понимание – великая сила, способная затуманивать чужой разум. Особенно вкупе с красноречием.
          «Любовь к мудрости» обозначает – любовь к размышлениям, когда человек стремится думать над полученной информацией, рассчитывать все «за» и «против». Он, практически забывая о себе, живёт в раздумьях о мире, рвётся к получению всё большей и большей информации и тратит всё свободное время на её анализ.
Эта самая «любовь к мудрости» делится на целых три веточки! Здесь она неразделимо связывается с человеческой жизнью: «анализ жизни», «управление жизнью» и «цель жизни».
          «Анализ жизни» сводится к тому, что человек явственно способен определить, к какому образу жизни склонен он сам или кто-нибудь другой, информацией о ком он владеет. Критерии оценки – «идеализм» и «материализм». Например, на данном этапе человек может заявить: принцесса вполне могла за себя постоять и убить подлого старикашку, но её идеалистический взгляд на мир не позволяет ей загубить человеческую жизнь. Так же дракон-идеалист верит в неоспоримую власть и божественную силу своего хозяина и беспрекословно подчиняется его воле. В обратном порядке сам маг материалистически настроен на то, чтобы завладеть юным телом, и уже почти сотню лет чахнет над несметными сокровищами.
«Цель жизни» представляет собой нечто похожее на «любовь к мудрости», только здесь человек уже выработал для себя некоторые представления о мире, он убеждён в них, но старается найти в информации всё большее их подтверждение. Этому он и посвящает свою жизнь.
          На этапе «управление жизнь» выработанные представления об устройстве мира человек направляет на устройство своей жизни, а порой и не только своей. На основе результатов анализа информации о мире человек разрабатывает чёткие законы и трактаты, которые пригодны для его безопасного и счастливого существования и существования всего человечества. Этих законах и трактатах как раз таки и основываются «государственный закон» и «религия». Здесь рассматриваются такие моменты как: роль человека в обществе, его права, обязанности и свободы, наказания за преступления. Здесь человек может обоснованно высказать, что: маг заслуженно понёс смертную казнь за преступление против свободы человека и покушение на его невинность, в данном случае – принцессы. А дракон – за сообщничество с преступником.

          Хочу добавить, что примеры из сказки просты и смешны, но реальный мир – не сказка, и в нём гораздо сложнее анализировать полученную информацию.

          А теперь… Я хочу сказать вот о чём. Сравните себя с государственными и религиозными деятелями, которых вы по-тихому осуждаете и над которыми откровенно насмехаетесь. В результате своих наблюдений, я могу смело заявить: далеко не многие достигли в развитии своего разума самых вершин. Я бы даже сказала, что из тысячи – это единицы. Большинство застряло на уровне «логики» и «мудрости». Некоторые, кто покрасноязычнее – дошёл до уровня «ремесла». Да, наш век – со свободой слова и печати –  удачлив на шарлатанов. Редкий человек забредает на «любовь к мудрости». А уж «управление жизнью» практически пустует.

          Мы живём в мире «неуправляемых» людей.