Повторы в Писании два Адама

Дмитрий Бурменко
Одна из самых больших загадок Писания – повтор при описании сотворения Адама. Я условно назвал Адама описываемого в первой главе - «Адам №1», а Адама описываемого во второй главе - «Адам №2».

1) «Адам №1» При описания сотворения используется               
глагол «бара» (Быт.1:27)
«Адам №2» При описании сотворения
используется слово «ваицер»
(Быт.2:7) или «аса» (Быт.2:4;5:1)
2) «Адам №1» Создан по «образу Божию» (Быт.1:27)
«Адам №2» Создан «из праха земного» (Быт.2:7)
3) «Адам №1» Сотворен «мужчиною и женщиною» (Быт.1:27)
        «Адам №2» Женщина сотворена позднее, из ребра
(стороны) Адама (Быт.2:21,22)
4) «Адам №1» «Да владычествуют они… над всею
землею» (Быт.1:28)
«Адам №2»  Помещен в сад Едемский, чтобы
Возделывать и хранить его (Быт.2:8)
5) «Адам №1»  Может есть от всякой травы полевой и от
любого дерева (Быт.1:29)
«Адам №2» От всякого дерева, которое в саду, ты
можешь есть, но от древа познания
добра и зла не ешь от него…
(Быт.2:16,17)
6) «Адам №1» И сотворил Бог… (Быт.1:27)
«Адам №2»  И создал Господь Бог… (Быт.2:7)
7) «Адам №1» Создан на шестой день (Быт.1:31)
«Адам №2» Описание дается после семи дней
Творения (Быт.2:7)
   
Обратим внимание на то, что эти, образно говоря, «два Адама» сотворены совершенно по-разному. При описании «первого» из них употребляется глагол (бара), означающий «творить впервые», «создавать прежде не бывшее». При описании «второго» применяется глагол, означающий «отделывать», «придавать форму» тому, что уже существует. Надо знать, что разница здесь принципиальная. То, что сотворено (бара) Господом, уже не может быть отменено; но то, что оформлено, создано (иецира) и то, что сделано (асия), может отмениться. Кроме того, о «первом» человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божьему; ни о каком веществе, употребленном при этом творении, нет ни слова. О «втором» человеке говорится, что он создан «из праха земного» и т. д.
Все эти различия наводят на мысль о том, что мы имеем дело с чем-то очень загадочным. Русский мистик Д. Андреев вводит идею о богорожденных и богосотворенных существах. Возможно, мы имеем дело именно с таким случаем. Адам №1 – богорожденный, а вот Адам №2 богосотворенный. Возможности первого Адама огромны, а вот второй Адам явно обладал меньшей мощью. Еврейская мистика не совсем уверенно, как бы намекая, говорит о связи Мессии с Адамом №1 или №2 (?). А есть и простые объяснения, что, мол, это один и тот же Адам, но описан вначале в общем, а потом как бы в приближении, подробно. В любом случае есть о чем подумать…