28 февраля 2014 года, отчет

Дальневосточники
Литературная гостиная: «Есть демиурги языка», посвящённая   творчеству Игоря Царева, прошла  28  февраля 2014 года в г. Хабаровске.
Произведена видео и аудио запись всей встречи. 
Литературная гостиная о творчестве всемирно известного поэта Игоря Царева  прошла  в городе Хабаровске  по инициативе студентов  в рамках мероприятий "Студенческая весна" в Дальневосточном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). 
Поэт удостоен знака «Золотое перо» по итогам 2012 года и стал победителем национальной литературной премии «Поэт года» (руководитель национального литературного портала Д.В. Кравчук). Творчество поэта  привлекло внимание международных литературных объединений. Учреждена международная премия имени Игоря Царева «Пятая стихия». После ухода поэта из жизни его творчество  удостоено наград на трех международных конкурсах, в которых он стал победителем.
28 февраля 2014 года в одной из аудиторий (РАНХиГС)  прошла вторая   литературная гостиная  «Есть демиурги языка» с участием студентов: А.Хансулян, Ю. Селезнёвой, Е.Зинченко, В.Рева, Е. Линник, Е.Курганов,  А.Бекренёв и другие студенты, учащиеся  различных факультетов вуза. 
На приглашение организаторов отозвалась мама поэта - Екатерина Семеновна Кириллова, в прошлом – преподаватель русского языка и литературы,  Отличник Народного образования РФ;   отец – Вадим Петрович Могила, профессор ДВГУПС, автор научных трудов . 
В мероприятии приняли участие Галина Александровна Пысина - Председатель Русского литературного клуба ( РЛК) в Дальневосточном федеральном округе,  спецкор журнала «Аргументы времени», автор сборников стихов;   Елена Михайловна Крадожён-Мазурова – доцент кафедры истории и культуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ   Дальневосточного института управления.   
Литературную гостиную открыла Елена Михайловна Крадожён-Мазурова, которая обозначила тему встречи и представила приглашенных.
Традиционно  прозвучала  песня на слова Игоря Царева  «Пятая стихия» (в исполнении Сергея Буковского - аудиозапись):
Пятая стихия

Устав от пресной чепухи,
Как в море ухожу в стихи я –
Ведь эта пятая стихия
Просторней остальных стихий.
Пусть только вторю небесам,
Когда царапаю скрижали –
Пером ли, острием ножа ли –
Я становлюсь мудрее сам.
Предугадать не суждено,
Но, знаю, слово отзовется:
Что тонко сказано – не рвется,
А как хорошее вино
По мере шествия веков
Лишь набирает терпкий градус,
Даруя умным людям радость
И отрезвляя дураков.

Затем ведущая литературной гостиной Г.А. Пысина пояснила: 
«Прослушали авторскую песню поэта с таким интересным названием «Пятая стихия». Что понимал под этим  состоянием Царев, известный своим отношением к таинственному и загадочному? Это тема для отдельного разговора. Сейчас же, начиная нашу встречу с прослушивания песни, хочу обратить внимание участников встречи, что именно так назван международный конкурс-премия  имени поэта Игоря Царева – «Пятая стихия». Конкурс планируется проводить ежегодно с подведением итогов на день рождения поэта – 11 ноября. Вдохновителем и организатором конкурса является Ирина Царева – супруга поэта.
1.Вы сейчас находитесь в возрасте ожидания своей любви, своей судьбы… Как важно, не ошибиться и пойти по дороге жизни со своим человечком.
С самого начала нашей встречи обращаем внимание, что рядом с поэтом  всегда находилась его муза: его подруга,  жена, друг и товарищ. Она вдохновляла его на поэтическое творчество, а прозу они писали в большей части – вместе. 
Сейчас, оставшись без своего надежного друга, Ирина Борисовна  Царева осуществляет подвижническую деятельность, направленную на увековечивание имени и памяти известного национального поэта – лучшего современного поэта. Но ее деятельность одновременно направлена на выявление одаренной творческой молодежи и поддержку новых поэтических талантов.  Поэтому мы пришли к вам -  с творчеством Игоря Царева, нашего с вами заслуженного и теперь уже знаменитого во всем мире, земляка-дальневосточника.  И ещё никто не знает – даже для присутствующих в этой аудитории родителей Игоря эта новость действительно таковая и есть: Ирина Царева передала подпорку литературных трудов и материалов Игоря для проведения творческих вечеров и для хранения в последующем это памятной  коллекции в одном из музеев города, возможно, это будет один из школьных музеев.  Эти уникальные материалы в настоящий момент в дороге.  4 апреля в Городском Доме ветеранов состоится  следующая  встреча, на которую мы вас заранее приглашаем. Там и будут продемонстрированы  дарованные Ириной Царевой печатные творческие работы писателя и поэта Игоря Царева.   
Никто не готовится к смерти. Даже для тяжело больного человека она приходит внезапно. И мы только открываем для себя необыкновенные стихи Игоря, читаем очередное стихотворение – и удивляемся глубине интеллекта, широте познаний, чувственности, нежности стиха, обращенного к музе. Вы догадались: наше знакомство с творчеством поэта начнем сегодня с его музы. Виктория Рева  со стихотворением «Снежный романс». Послушаем стихи, посвященные любимой…   
Снежный романс

Стежка дорожная, снежная, санная,
Вдаль убегает, звеня,
Где моя милая, нежная самая,
Ждет не дождется меня.
В маленьком домике с желтою лампою
Дверь приоткрыта в сенцах.
Старые ели тяжелыми лапами
Снег обметают с крыльца.
Печка натоплена, скатерть расстелена, 
В чарку налито вино...
Что ж ты, любимая, смотришь растерянно
В белую тьму за окно?

Ночью недужною, вьюжною, волчьею,
Над безымянной рекой,
Смерть я не раз уже видел воочию,
Даже касался рукой.
Но не печалься об этом, красавица,
Стихнет метель за стеной!
Пусть ее беды тебя не касаются,
Дом обходя стороной.
Я не такой уж больной и беспомощный,
Вырвусь из цепкого льда,
И объявлюсь на пороге до полночи…
Или уже никогда. 

2.Игорь Царев – член Союза писателей и член Союза журналистов России, удостоенный правительственных и ведомственных наград, признанный автор: прозаик, публицист и – поэт.  (На экране демонстрируются  слайды презентации творчества Игоря Царева, где отображены сведения о наградах поэта, о результатах участия его в многочисленных поэтических  конкурсах, о поэтических сборниках, краткие сведения анализа его творчества, воспоминания поэта о своем становлении, выборе жизненного пути   –  с устным   комментарием).
Сегодня мы затронем только поэтическую  часть жизни Игоря. Как и почему он стал поэтом, какой он - поэт, чего достиг в жизни? После ознакомления с презентаций  вы получили ответы на многие вопросы.  Послушаем  Юлию Селезнёву – стихотворение «Монолог влюбленного капитана».   

Монолог влюбленного капитана 

Холодный ветер дует над Таити.
Как чайный клипер мчатся облака.
А Вы одна на палубе стоите,
Сжимая шаль в изысканных руках.

Что манит Вас за этой дальней кромкой,
Какой такой невидимый маяк?
Кто ждет Вас, дорогая незнакомка?
Кто любит вас, любимая моя?

Как мне поймать Ваш благосклонный взгляд,
Какую жертву принести богам?
Ну что ж, не пожалею корабля –
Сегодня мы обгоним ураган!

Я прикажу поднять все паруса,
Традиции и лоции поправ,
Я загляну своей судьбе в глаза,
Пусть море судит, кто из нас не прав.

Пусть гнутся мачты, пусть трещат борта,
Пускай клянут меня матросы зло.
Я доведу корабль свой до порта
Любой судьбе, любым чертям назло!

Мелькает чайка каплей белоснежной
В разливе предзакатного огня.
Вы смотрите так ласково, так нежно,
Вот, только жаль, опять не на меня...

Слово специалисту: филологу и лингвисту Елене Михайловне  Крадожён-Мазуровой   - желаем услышать объективную оценку творческим работам поэта. 
Елена Михайловна обратила внимание студентов и приглашенных на особенности стихосложения поэта, сопровождая выступление поэтическими цитатами, выдержками из стихотворений, которые анализировала. (Полностью сообщение Е.М. Крадожён-Мазуровой публикуется отдельно).
3.Детсво и юность Царева – Игоря Могила,  прошли  в нашем родном городе Хабаровске. Предлагаю посмотреть видеозапись стихотворения «Дальневосточное» (второе название «Мое сатиновое детство») в исполнении старшеклассницы сш15 …

Дальневосточное

Мое сатиновое детство
Душе оставило в наследство
Копилку памятных узлов,
Канву сплетая временами
Из трав с чудными именами
И музыки былинных слов.

Когда в багульниках Хингана
Играет солнечная гамма,
Венчая Ору и Амур,
Я в их названия ныряю,
Как будто судьбы примеряю
Неведомые никому.

Когда на Зее спозаранок
Среди аралий и саранок
Медовый воздух ал и густ,
Так сладко языком ворочать
Полузабытый говорочек,
Созвучья пробуя на вкус.

И до сих пор еще, бывает,
Они из памяти всплывают,
Как рыбы из немых стихий:
В седой висок не барабанят,
Но лба касаются губами,
Благословляя на стихи

Екатерина Семеновна Кириллова и Вадим Петрович  Могила – родители Игоря присутствуют на нашей встрече. С 9 класса (в тот период школа была десятилетней)  Игорь осознано выбрал физико-математическую направленность в образовании и действительно стал физиком.  Вот что он сам говорил о себе: «Я родился во времена, когда интеллигенция выясняла «кто важнее – физики или лирики?» Я был на стороне физиков. Учился в специальной математической школе, потом был институт, диплом, работа в секретном «ящике», где я с увлечением конструировал одну секретную штучку для полета на Марс... А потом наступило время, когда я вдруг отчётливо понял, что как бы замечательно я не спроектировал свой «папелац», на моем веку он ни на Марс, ни даже на Луну не попадёт. Нашей космической державе вдруг стало не до Космоса. И мне тоже надо было что-то менять в своей судьбе. Тогда же я окончательно понял, чем физики коренным образом отличаются от лириков. Даже дипломированному филологу физиком уже не стать. А вот человек с высшим техническим образованием вполне может переквалифицироваться в гуманитария. И я ушел из своего НИИ и стал журналистом. О чём ни разу не пожалел» .

Последние несколько лет Игорь Могила  работал ответственным редактором в «Российской газете», заместителем шеф-редактора «РГ – Неделя». Игорь скончался от сердечного приступа прямо на рабочем месте у компьютера, при подготовке очередного номера газеты. 

Послушаем стихи:
Я, сын страны, которой больше нет

Пространству муравьиных куполов,
Зеркал озерных и кедровых стен,
Коврам зеленым земляных полов,
И таинству икон на бересте
Не изменю я даже в страшном сне,
Не откажусь, не отверну лицо.
Я, сын страны которой больше нет,
Стране грядущей прихожусь отцом.

4.Поэт переживает за свою страну, пребывающую в 90-х годах в разрухе. И его страдание не осталось без вашего внимания – вы выбирали его стихи, написанные с душевной болью. 
Е.Зинченко со стихотворением «Взгляд на осень из окна квартиры».   


Взгляд на осень из окна квартиры   

Осень красит желтой охрой старый дворик –   
Осень любит сумасшедшую палитру.
Задремал на куче листьев пьяный дворник,
Подложив под щеку верную «поллитру». 

Я гляжу на желтый мир через окошко – 
Там кружится голубь над помойным баком,
А на голубя ведет охоту кошка,
А за кошкою гоняется собака...

Все логично в этой будничной картине,
Все трагично в этом жизненном сюжете,
И алеют грозди ягод на рябине,
Словно капли свежей крови на манжете...

За стеною громыхает фортепьяно – 
Юный Моцарт рьяно путается в гамме.
А мне чудится, что я валяюсь пьяный,
И меня шпана со смехом бьет ногами...

Что-то страшное на свете происходит –
Это рвется нить последней паутины,
Это старый пес дорогу переходит,
Не надеясь, что дойдет до середины...



(Екатерина Зинченко выполнила анализ прочитанного стихотворения. Данный часть выступления чтеца  публикуется отдельно. По окончании выступления Екатерины, слово попросил ее однокурсник. Он  дополнил  предыдущие выступления относительно  темы  произведения  и ощущений автора, которые по его мнению, легли в основу данного стихотворения).

5.Примыкает очень близко к этому стихотворению и следующее, которое для нас приготовила Елена Линник. Но даже в этой промозглости была, поэт разглядел зерна в обычной девочке-исполнительнице их московской или питерской «подземки». В 90-х годах из-за отсутсвия работы, денег для проживания, получила распространения такая деятельность творческих людей, что без внимания поэта не осталось. Итак, слушаем Елену. Стихотворение «Скрипачка».

Скрипачка

Две чашки кофе, булка с джемом —
За целый вечер весь навар,
Но в состоянии блаженном
У входа на Цветной бульвар,
Повидлом губы перепачкав
И не смущенная ничуть,
Зеленоглазая скрипачка
Склонила голову к плечу.

Потертый гриф не от Гварнери, 
Но так хозяйка хороша,
Что и в мосторговской фанере
Вдруг просыпается душа,
И огоньком ее прелюдий
Так освещается житье,
Что не толпа уже, а люди
Стоят и слушают её...

Хиппушка, рыжая пацанка,
Еще незрелая лоза,
Но эта гордая осанка,
Но эти чертики в глазах!
Куриный бог на тонкой нитке
У сердца отбивает такт
И музыка Альфреда Шнитке
Пугающе бездонна так... 
(Елена прокомментировала прочитанное ею стихотворение. Комментарий  публикуется отдельно).

6.Отвлечемся от вчерашнего дня и послушаем современную авторскую песню вашего ровесника, сокурсника. Бекренёв Андрей – принимайте, слушайте, цените…   

7.О перерыве в творчестве. Игорь писал стихи всегда – с раннего детства и до самой последней минуты своей жизни. Но был период в его жизни, когда он не писал стихи вообще. В своих заметках в социальных сетях он пишет, что лет десять  стихи не писал  – не шли. А с начала нового века – как прорвало. Именно в этот период появляется сборник его стихов «Море камни не считает» (2002) – у автора есть одноименное стихотворение. Но мы послушаем  другое: это ваш выбор.
А. Хансулян  -  стихотворение «Ссора». 

Ссора 

Промозглая сырость расквасила глину.
Прохожие подняли воротники.
У кассы трамвайной сегодня ангина –
Ей в горло не лезут мои пятаки.

Трамвай куролесил последние рейсы,
Кружил в листопаде, как путник в тумане.
И падшие листья ложились на рельсы,
Как желтые письма Карениной Анне.

Я шел, повторяя былые дороги,
Как будто следы свои в жизни искал,
И ныли в ботинках натертые ноги,
И пальцы немели в промокших носках.

А следом шел ливень. Он был неприятен.
Он гладил мне спину холодной рукой.
Он брызгал слюною, шепча мне: «Приятель!
Обмоем свободу твою, дорогой...».

И не было сил от него отвязаться.
И в сточных канавах шумела вода.
И в эти минуты мне стало казаться,
Что я потеряю тебя навсегда.

И в диск телефона с последней надеждой
Я впился, как тонущий в брошенный круг:
А вдруг ты простишь, и все будет как прежде,
А вдруг ты еще меня любишь?.. а вдруг?..
(Анализ стихотворения, выполненный чтецом, помещается отдельной публикацией). 

В 2006 году автор удостоен Золотой Есенинской медали. 

8.Позднее, в диалоге с другим автором, Игорь напишет:  «Искать свои пути - единственно правильный путь. Тем более, что (открою все же страшный секрет) никаких таких сиятельных «вершин» в поэзии не существует. Поднявшись на уровень, который раньше представлялся вершиной, сразу же обнаруживаешь, что находишься у подножия еще большей горы. Так что любой трезво оценивающий себя автор (вне зависимости от его опыта) практически всегда пребывает в состоянии маленькой улитки, ползущей «по склону Фудзи». Это отсыл к знаменитому хокку Кобаяси Исса. Оно в переводе на русский звучит примерно так: Тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх, до самых высот, пока не станешь звездой!
Я ползаю по склону горы-Поэзии не первый год, и за этот период сформулировал для себя принцип, которым всегда руководствуюсь и которым охотно поделюсь. В Поэзии нет четких ориентиров, что хорошо и что плохо, потому надо быть готовым к роли «ежика в тумане». Верным компасом служит только ощущение преодоления: «вверх» двигаться всегда труднее, чем «вниз». И если сегодня удалось то, что не получалось вчера, значит ты на правильном пути. И если в своих прошлогодних стихах не видишь ни одного изъяна – значит, за это время ты не сделал ни одного шага вверх...
Уж не знаю, поможет ли это. И еще одно: время от времени любого пишущего одолевает «немота». Состояние мучительное. Многие объясняют это отсутствием вдохновения. Но, по-моему, истинная причина в том, что по мере накопления опыта растет и требовательность к себе. И когда она начинает обгонять мастерство, все то, что раньше представлялось творческими победами, начинает казаться неуклюжим ученичеством. Выход только один – продолжать работать, оттачивая перо. И муза непременно вернется».
9.В 2011 году выходит в свет следующий  сборник стихов  «Соль мажор», напечатан в Киеве. В том же году Царев признан победителем в конкурсе имени Тарковского в Украине – об этом он сообщает читателю через   свою  страницу на  «Стихи-ру».  Игорь гордился своей фамилией и принадлежностью к славному роду Могил, в числе которых были правители (господари) нескольких средневековых стран, высокие церковные иерархи и даже канонизированный святой.
В те давние времена и само слово «могила» носило другой смысл – «тот, кто многое может». Игорь – потомок ныне канонизированного Петра Могилы, избранного и рукоположенного Патриархом Иерусалимским Феофаном в Православного Митрополита с поручением управлять Киевской Митрополией. Захороненный в Киевской Лавре, Петр Могила прославился еще и созданием знаменитой Могилянской Академии и написанием книги «Изложение Российской веры», ставшей учебником для православного духовенства. Во времена Столыпина род Могил был насильственно переселен на Дальний Восток, где в с.Гродеково Приморского края  и родился Игорь. Детские и юношеские годы поэта прошли в г.Хабаровске (сш15,сш 5,сш 2).
Религиозная тема – тема веры и церковных праздников занимает почетное важное место в творчестве поэта. Слушаем:  Е.Курганов, стихотворение  «Бродяга и Бродский». 

Бродяга и Бродский

Вида серого, мятого и неброского,
Проходя вагоны походкой шаткою,
Попрошайка шпарит на память Бродского,
Утирая губы дырявой шапкою.

В нем стихов, наверное, тонны, залежи,
Да, ему студентов учить бы в Принстоне!
Но мажором станешь не при вокзале же,
Не отчалишь в Принстон от этой пристани.

Бог послал за день только хвостик ливерной,
И в глаза тоску вперемешку с немочью...
Свой карман ему на ладони вывернув,
Я нашел всего-то с червонец мелочью.

Он с утра, конечно же, принял лишнего,
И небрит, и профиля не медального...
Возлюби, попробуй, такого ближнего,
И пойми, пожалуй, такого дальнего!

Вот идет он, пьяненький, в драном валенке,
Намешав ерша, словно ртути к олову,
Но, при всем при том, не такой и маленький,
Если целый мир уместился в голову.

Электричка мчится, качая креслица,
Контролеры лают, но не кусаются,
И вослед бродяге старухи крестятся:
Ты гляди, он пола-то не касается!.. 

10. Самым насыщенным для поэта стал 2012 год. Вышел его электронный сборник «Переводы с языков пламени». Именно в этот год впервые публикации его стихов появятся в нашем дальневосточном издании – литературном журнале «Дальний Восток» (2012, №5 – 10 стихотворений). Вот так он написал об этом событии: «Андрей (Земсков), у меня в «Дальнем Востоке» №5 твоими молитвами подборка вышла. Собственно – первая на дальневосточной родине. Так что объявляется праздник::)) 24.10.2012, 13:17» 
По итогам 2012 года Игорь Царев и был призанан Лучшим национальным поэтом года.  «Золотое перо России».
В 2013 году поэта не стало.
Уже после  жизни его стихи были признаны лучшими в трех международных конкурсах, а в журнале «Дальний  Восток появилась подборка из 14 стихотворений поэта (2013, №5), в текущем году  в этом же журнале опубликованы условия проведения конкурса «Пятая стихия» (2014. №1). В стране и в мире проводятся литературные гостиные по творчеству Царева, в Приморском крае выступили с инициативой об увековечивании имени поэта в названии улицы в районе, где он родился (Хасанский район).
Мы в Хабаровске – этот город Игорь считал родным городом, о чем неоднократно писал, начали серию мероприятий по пропаганде творчества Царева: слушайте, следите, обращайтесь, принимайте участие. Регистрируйтесь на портале «Стихи-ру» со своими творческим работами или заходите на страничку «Дальневосточники» и читайте произведения наших известных и  малоизвестных авторов. 
11. Наша встреча подходит к концу. Послушаем стихи:

Пасхальное

Отложу я хлопоты под сукно
И, воздав пасхальному куличу,
Потянувшись мысленно за окно,
В кумачовых сумерках улечу.
Проскользну за облако на закат,
Огибая пряничный городок,
Посмотрю на жизнь свою свысока,
Ощущая гибельный холодок.

Утонуло прошлое подо льдом,
Еле виден призрачный палисад,
То ли дым за озером, то ли дом,
То ли кони в яблоках, то ли сад...
Не осталось даже черновика
Прошлогодних трав и кленовых строф,
Что казалось писаным на века,
Разметало копотью от костров.

Но по небу катится не слеза -
Что апрелю плакаться, смерть поправ?
Он уже на кладбище снег слизал,
Очищая место для новых трав.
Заглянуть бы надо, поправить крест,
Пусть стоит прямехонько — не во лжи...
А сегодня праздник:  Христос воскрес!
Хоть один у Господа заслужил...  (читала Г.Пысина). 

Окна Хабаровска. 

Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму,
Кто-то мог смотреть на столичный цирк,
А меня все детство качал Амур,
И кедровой далью поил Хекцир.
Я, еще волчонком покинув кров,
Обижать себя не давал врагам,
Ведь волной амурской кипела кровь,
И дарила силу свою тайга.
Пусть, с теченьем лет обретая лоск,
Я не против плыл, но наискосок.
У жены моей чудный цвет волос –
Как амурских кос золотой песок.
Я и сам теперь вхож в московский цирк,
Не один свой отпуск провел в Крыму,
Но все чаще снится седой Хекцир,
И зовет, скучая по мне, Амур.
На кукане сна – не сазана вес.
Хоть и спит река, но волна резка.
Не расшитый звездами занавес –
Светят в сердце окна Хабаровска.

Искры звездные, паровозные 

Когда микросхемы были большие, а я у маменьки маленький,
мы жили на станции у границы – провинция, губы бантиком!
Там искры звездные, паровозные сыпались в снег под валенки,
и мне казалось, что гул вокзала – это и есть романтика…
Тогда и упал уголек под сердце крупицей перца. И вот – каюк! –
то жжет и тлеет досады злее, то вспыхивает шутихою…
Его изматывал я дорогой, глушил стихами и водкою,
А тело тайком от души хотело укрыться под крышей тихою.
От Енисея до «Елисея» Расея стократно пройдена,
Но став на тысячи верст богаче, я счастье лишь на краю настиг.
Из всех сокровищ в душе лелея два слова: «любовь» и «родина»,
камин на даче я разжигаю подшивкою старой «Юности»...
Но став счастливо-несуетливым (пусть звезды вершат кружение!),
стараюсь гордо сквозь век стервозный себя разворотом плеч нести.
И чуя складками битой шкуры привычное с детства жжение,
в сугробы искоркой паровозной лечу я под ноги вечности.

Слушаем стихи:

Ночные танцы
Игорь Царев
Оркеструя этюды Листа
Свистом ветра и хрустом наста,
Ночь, как Линда Эвангелиста,
Вызывающе голенаста* -
Вероломно меняя облик,
В звездном шарфике от Армани,
То куражится в пасадобле,
То вальсирует над домами.

У красавицы взгляд тягучий.
Ритмы румбы и страсти самбы,
Нацепив пиджачок от Гуччи,
Я с такой станцевал и сам бы.
Но не держит небесный битум,
И от этого, право слово,
Ощущаю себя разбитым
Бонапартом под Ватерлоо.

Утром спросят друзья: "Ты с кем был?
Кожа мятая, цвет землистый…"
Что отвечу? С Наоми Кэмпбелл?
Или с Линдой Эвангелистой?
Долговяза, высокомерна...
Мне такая не пара? Бросьте!
Через месяц-другой, примерно,
Нас весна уравняет в росте.
------
*22 декабря на землю приходит самая длинная (долговязая) ночь в году.  (читала Е.Крадожён-Мазурова).

Семнадцать мгновений зимы

Я люблю слушать солнечный блюз и небес благовест.
На поминках Зимы у столицы в петлице цветочек.
Стали ночи и девичьи юбки намного короче,
И мне видится плюс, где недавно мерещился крест.
Сколько лет, сколько зим добирались мы к нашей Весне?
Ах, как жаль, что при жизни она не узнала об этом —
Прозвенела веселой монетой и канула в Лето…
Да и Лето сгорело вослед, пролетев как во сне.
Поползла желтизна по усталым прожилкам листа.
Потянулась к курортным местам журавлей вереница.
Только дом наш прижался к земле как подбитая птица,
Неподъемную тяжесть крыла под дождем распластав.
Ледостав говорливой реке замыкает уста.
От креста до креста стелет скорбную скатерть дорога.
Белым хлебом Зима кормит гордого Единорога,
Ее снежная совесть пока что невинно чиста…
Может зря мы греховным уныньем смущаем умы,
В суете делим время на горькие дольки лимона?
И сокровищем где-то пылятся слова Соломона:
«Все проходит». Пройдут и семнадцать мгновений зимы.
И опять будет солнечный блюз и небес благовест,
На поминках зимы у столицы в петлице цветочек.
И опять будут ночи и девичьи юбки короче,
И кому-то увидится плюс, где мерещился крест.
(читала Е.Крадожён-Мазурова).






Закончилась встреча воспоминаниями матери о своем сыне – о его рождении, детстве и юности, о его становлении – поэта и личности. (Опубликовано в отдельном формате).   

Подошла к концу наша встреча, закрылись  погас экран, закрыты книги…
Студенты в огромной теплотой отнеслись к присутствовавшим на встрече родителям поэта и преподнесли маме – красивый букет, отцу – скромный подарок.

И вновь песня на стихи поэта – Игоря Царева:

Ячменное зернышко

Непонятную силу таят ковыли...
Притяженье каких половецких корней
Вырывает меня из арбатских камней
Постоять на открытой ладони земли?..

И таращится полночь вороньим зрачком,
Наблюдая, как я без царя в голове -   
Босиком, по колено в вихрастой траве,
До зари с деревенским хожу дурачком.

И палю самосад, и хлещу самогон,
И стихи в беспредельное небо ору...
А с утра от стыда и похмелья помру,
Упакованный в душный плацкартный вагон...

И огня не попросит уже табачок,
И засохнет в кармане зерно ячменя....
Дурачок, дурачок, ты счастливей меня,
И умнее меня... Но об этом молчок!