Озеро

Незабудка Кубанская
Воспоминания о детстве.

Люблю каникулы. Спать можно почти до обеда. Не надо ходить в школу. В этом году ездили в пионерский лагерь «Шахтер» в г. Орджоникидзе (сейчас Владикавказ). А теперь были дома в своем поселке. Гулять пускали чаще, чем зимой. Собирались и играли в казака-разбойника, или просто болтали на лавочке. Даже как-то с Любой Сушковой сидели и планировали, как мы ограбим магазин овощной. Но там кроме овощей была сгущенка в пятикилограммовых банках. Вот мы и думали, как бы пролезть, то ли стенку разобрать, то ли замок спилить.
Через наш поселок в летнее время часто проезжали машины с сеном, оно свисало во все стороны, машина ехала медленно из-за плохой горной дороги и из-за больших габаритов стога, который каким-то образом грузили на машину. Мы пользовались этим, налетали сзади на стог со всех сторон и начинали дергать сено. У нас никогда не было коровы, кроликов и других животных, кто мог бы питаться сеном, но я бежала за компанию, и так хорошо получалось у меня его воровать. Потом собирали все надерганное в кучу и относили тем, у кого были коровы.
Фруктовых деревьев в поселке было мало. Там не росли вишни, черешни - слишком для них холодно, но у некоторых во дворах росли яблони, абрикосы, груши. Но свое есть неинтересно, надо было добыть это, рискуя быть наказанным. Очень вкусные яблоки были у бабушки Гочияева Хасана. Бабулька была очень добрая, но если лезли к ней в огород, сильно ругалась (и с чего бы это?). Хасан, ее внук, сам нас приводил к своему дому, сам шел домой отвлекать бабушку разговорами, а мы лезли и рвали на ощупь в темноте зеленые фрукты, запихивали их за пазухи, потом все вместе их съедали. Ох, и вкусные же они были!
В один из вечеров, кто-то похвастался, что знает дорогу на горное озеро, где вода теплая, можно пойти и покупаться. Но идти туда надо только ночью, иначе очень тяжело будет в дороге. Думать долго не стали. Решили выходить в эту ночь в час. Договорились собраться у магазина. Каждый должен быть взять с собой что-то из еды. С нами шел один взрослый парень Сметанников Коля, ему уже тогда было аж 17 лет. Остальные от десяти до пятнадцати. Колька должен быть взять с собой охотничье ружье, чтобы в случае нападения зверя, можно было отбиться. Все разбежались по домам отпрашиваться у родителей и собирать тормозки. На удивление, родители всех отпустили спокойно. А когда узнали, что с нами идет старший с ружьем, то вообще даже не переживали. Это трудно сейчас представить, а тогда вот так запросто могли отпустить детей в горы. Накидав в сетки картошки, сала, овощей, яиц, и собрались в условленном месте. Нас было человек десять даже попытаюсь вспомнить поименно : Сметанников Коля, Гочияев Хасан, Санин Олег, Санин Вова, Люба Сушкова, Катя Албанова, Надя Албанова, Русик Герлиани,Митя Зайцев,двое чьих-то гостей Вова и Тоня, и я.
Шли друг за другом. Сначала дошли по дороге до аула Карт-Джюрт, потом начали подниматься в горы. В темноте почти ничего не видно. Всю дорогу весело болтали, но никто ни разу не вздумал куда-то свернуть или отстать. Да еще одеты и обуты кто во что. Хорошо, если у кого на ногах были кеды, то это было прямо здорово, а так, кто в туфлях, кто в сандалях. По-моему, у Нади на ногах были шлепки. Шлепки тогда делали сами себе – обрезали задники у босоножек и получались шлепки. Они так здорово шлепали по пяткам, и это девчонкам нравилось. Но в горах в такой обуви немножко неудобно, особенно там, где приходилось карабкаться по крутым склонам. Я помню, как у Нади они все время слетали с ног. Но это считалось такой мелочью, что даже никто сильно на этом не сосредотачивал свое внимание. И у остальных обувь была не намного лучше. К тому же, в руках у нас были сумки с провиантом. Но предусмотрели все, взяли и палатку и ведро варить суп, и ложки и поварешки. Рюкзаки были только у Коли и еще у кого-то, а остальные все несли в руках. Почти и не заметили, как наступило и утро, и начало припекать солнце. Крутые подъемы и спуски, скалистые склоны наша бригада преодолевала стойко, хотя все изрядно подустали. Но, к счастью, мы уже были почти у цели. Вскарабкавшись на вершину очередной горы, мы увидели внизу необычайно красивое озеро. Оно удивляло даже тем, что находилось не между камней и скал, а посреди поляны. С горы мы уже не шли, а бежали - не терпелось быстрее окунуться в эту прозрачную воду.
Вода оказалась и вправду теплой, и приятной. Подход к озеру был довольно необычным. Сначала идешь по земле, по траве, но потом земля кончается, а травяной покров продолжается, дальше ступаешь также по траве, только под ней вода, причем глубина большая. Когда доходишь до конца этого травяного покрывала, основание которого соткано из корней травы, то медленно погружаешься в воду. Это даже тяжело описать. Вода в озере чистая, как слеза, пресная и вкусная. В нем почему-то, вообще не было рыбы, только по дну ползали пиявки. Дно просматривалось очень хорошо, несмотря на глубину, и поэтому там было видно даже упавшую травинку.
Это было здорово. Почти все время мы ныряли и купались. Мальчишки вырубили из этой водяной травы плоты и плавали по озеру. Не зря шли так далеко.
Купанье купанием, а надо было и еде позаботиться, натаскали сушняка, разожгли костер, наварили супа. Все делали очень дружно, с радостью, никого не угнетала никакая работа. Зато потом какой необыкновенный был вкус еды!
Никого, кроме нас возле озера мы не видели, один раз подходили взрослые ребята с поселка Коля Ноженко и Володя Исайкин, которые охотились в этих местах. Они стали нам рассказывать, как они тоже приходили сюда толпой ребят отдыхать, как поставили палатки, расположились очень хорошо. Все было нормально до тех пор, пока на лагерь не налетел бык. Некоторые ребята попрыгали в озеро, а остальные залезли на сосны, и оттуда кидали в быка шишками, пытаясь отогнать. Но он пораскидал и порвал палатки, потоптал и испортил вещи, только после этого ушел...
Ребята еще чуть посидели у костра и пошли дальше по своим делам.
Чуть погодя вдалеке увидели двух всадников на лошадях. Если честно, немного даже испугались. Мало ли кто это, и какие намерения…
Всадники подъехали ближе и на наше счастье, ими оказались знакомые, один мой одноклассник Роман Каракотов, другой брат моей соседки Вениамин, кажется, тоже Каракотов (его точно не помню).
Они тоже подсели к нашему костру. Они были оба почти наши ровесники, и им было интересно с нами. Оказывается, на другой стороне за озером стоит их кошара, и они находятся тут все лето. Лошади паслись рядом. Ой, как же мне хотелось хоть один раз проехать на лошади! Я долго ходила вокруг нее, но потом, все же, осмелилась попросить покататься.
Вениамин сел на одного коня, а я на второго. Как это интересно скакать на лошади! Я чувствовала себя ковбоем. Мы поехали по полю, потом обогнули озеро и оказались на кошаре. Тут стоял небольшой каменный дом, хотя на современный дом он и не был похож. Он был полностью построен из того, что имелось в наличии в природе. Нас встретили две женщины, они вышли и что-то стали говорить. Я не понимала ни одного слова, так как они говорили по карачаевски, но Вениамин мне перевел, что они говорят, какую невесту хорошую привез и что-то в этом роде. Потом одна из женщин глянула на мои босые и ноги и что-то стала говорить, сочувственно качая головой. Вениамин хохотал.
Когда он успокоился, то рассказал, что они жалеют меня, как я сильно побила ноги до крови (ногти на моих ногах были накрашены ярко–красным лаком).
Затем мы вошли внутрь кошары. Это очень интересно, ведь раньше мне не приходилось бывать на пастбищах.
Небольшая каменная постройка, внутри стоял топчан, стол, а стенах и полках располагалась нехитрая утварь. В середине помещения горел огонь. Что удивило, так это то, что отсутствовала дымовая труба, в потолке находилось отверстие круглое, и дым выходил весь туда. Внутри здания дыма вообще не было. На подставке на огне жарилось в чугунной сковородке мясо с картошкой. Меня усадили как почетного гостя и накормили этой вкуснятиной. Умеют карачаевцы вкусно приготовить мясо! Когда уходила, женщины дали с собой ногу барана и трехлитровый бидончик айрана. С подарками поскакали месту нашего пребывания. Сколько было радости, когда мы привезли такой гостинец. Сразу начали готовить шашлыки. Мясо не мариновали, сразу резали на маленькие кусочки и надевали на обструганные веточки.
Пока жарился шашлык, я решила показать всем свою удаль, как умею скакать на коне. Уже привычным движением заскочила на лошадь (конечно, уже же опыт какой!) решила проехаться недалеко от стоянки, чтобы все могли хорошо рассмотреть мое мастерство. Вокруг поляны, на которой находилось озеро, рос хвойный лес, некоторые ветки опускались почти до земли. Я, великий ездок, не знала толком, как натягивать поводья, как управлять лошадью. А этой кобыле, видно, надоело мое катание, и, чувствуя, что на ней восседает умелец высшего класса, она взяла инициативу в свои руки, вернее, копыта. Эта сволочь (я очень люблю лошадей, но эта была правда, сволочная штучка) поперла меня под деревьями, она ловко нагибала свою красивую шею, а меня по лицу хлестало ветками. На всю жизнь запомнилось, как бьют сосновые ветки по лицу.
Добрая лошадка, уже чуть ли не впритык пошла к стволам, я стала переживать, не снесет ли мне очередной веткой голову. Вот тут и стала дергать за поводья (жить-то хочется), и у меня получилось. Выехали из лесу, и дальше уже скакала играючи, поглядывая на всех набитым глазом.
Костер поддерживали все время, что-то варили, просто грелись. Пекли на углях картошку, заваривали чай из эдельвейса и малины. Когда наступила ночь, очень долго сидели у костра. С собой у нас были какие-то покрывала, кто уложился в палатке, а кто сидел у костра всю ночь. В чем были так и спали. Ночи в горах довольно холодные, но и мы ведь не из дальнего города прибыли сюда. Все закаленные, привыкшие к местным условиям. Никто не ныл, хотя были довольно мелкие среди нас. Почти всю ночь рассказывали разные истории, особенно про всякие страшилки, было весело. Дождя не было, поэтому сильно не замерзли.
Как только наступило утро, все побежали купаться и загорать. И хоть мой глаз еле открывался (он затек от удара веткой), это никак не могло отразиться на прекрасном настроении. По склонам гор росло много малины, мы ели ее вдоволь. Это было море радости. Я в то время еще не видела моря, и это озеро казалось вообще чем-то необычным. У нас в поселке была купалка, как ее называли. Это небольшая заводь от Кубани, там можно было нырять и плавать. Температура воды была градусов 6, а в особо теплые дни, наверное, и до десяти нагревалась, но для нас это считалось теплой водой. А тут, на озере, вода была действительно теплой, как парное молоко, и можно было плескаться часами. Это был райский уголок среди гор. Хотелось бы остаться там надолго, но надо было идти домой. Если бы мне сейчас предложили описать рай, я бы описала именно это озеро.
Обратный путь был намного легче потому, что теперь, в основном, дорога шла на спуск. И мы добрались домой за несколько часов. По пути ели малину, пили воду из горных ручьев, смеялись, радовались.
Это было золотое время, когда мы не имели дорогих красивых шмоток, но умели радоваться жизни и ценить то, что действительно ценно.
Весть о нашем походе, благодаря нашим хвастливым рассказам, быстро облетела поселок, и нам завидовали все дети. Теперь уже зная дорогу, мы решили сделать еще одно восхождение. Но это уже другой рассказ.