В защиту здорового консерватизма

Елена Осипенко
В ЗАЩИТУ ЗДОРОВОГО КОНСЕРВАТИЗМА КАК ВАЖНОГО УСЛОВИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Сегодня православная Церковь празднует неделю Торжества православия, провозглашающую чистую непоколебимую веру в течение ее многовекового существования, которая зиждется на Священном предании, писании и учении святых отцов Церкви.

Кто-то скажет – «не время сейчас об этом, нужно спасать государственность». Но государство – это всего лишь механизм, созданный для нормального функционирования общества, и управляют этими сложными процессами не шестеренки, а люди. Когда начинаются проблемы в обществе, они, как правило, идут из глубины духовно-нравственного опустошения.

Именно поэтому вопрос о том, следует ли ассимилироваться или стоит остаться собой - является стержневым условием существования русской национальности в целом. При этом понятие «русский» следует уточнить. Здесь имеется в виду не узкая кровная идентификация, а широкая идентификация по определенному складу мышления, образу мыслей, душевному порядку, глубинному уровню мировосприятия в целом, что нашло свое отражение в одном термине – менталитет.

Основы православной веры уже много тысяч лет остаются неизменными. «Почему? – спросите вы, – ведь жизнь движется вперед, значит, и вероучение должно идти в ногу со временем!»

Человечество действительно за последние века достигло небывалых результатов во всех сферах своей жизнедеятельности. Казалось бы, это, несомненно, должно повлиять на внутренний мир людей, облагородить высокими стремлениями душевного и духовного порядка.

Но, изучая историю, читая литературу разных веков, понимаешь, что современный человек за эти многие века нисколько не изменился.
Все те же заговоры, зависть, воровство, убийства, клевета и прочие недуги души, которые остаются в нашем обществе со времен грехопадения Адама и Евы, и никакие достижения людей в науке, технике и других областях деятельности по большому счету не смогли этого изменить.

Святой Апостол Павел говорит: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», но хочется добавить – и человек со своей испорченной грехом природой тот же, не поэтому ли и православное вероучение остается на протяжении многих веков то же, а мы никак не можем пройти этот «уровень» простых Божьих заповедей, которые являются нормальным условием взаимоотношений между людьми.

Мало кто задумывается об этом, но, между тем, это неоспоримый факт, который еще раз подтверждает, что качества человеческой души – это особая сфера, которая имеет свои законы развития. А в основе этого развития лежит свобода. Истинная свобода, которую Бог подарил людям – это свобода волевого выбора человека.

Это уже потом человек, возомнив себя богом, обещал свою свободу закабаленным собратьям, придумав ей загадочное слово «демократия».

И опять же Бог не упрекает, Он дал свободу выбора, но напоминает, что есть и Закон. Так и в государстве гражданин может делать все, что захочет, но есть Закон.

Святой Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно». А святой блаженный Августин, философ и политик 4-5 веков, говорит: «Люби — и делай что пожелаешь».

Какие похожие с первого взгляда эти изречения, и какие разные по смыслу!

До революции 1917 года в праздник Торжества православия в церкви было принято провозглашать отлучение (анафему) тем людям, которые искажали вероучение, вносили в нее ересь, расколы. Этот чин включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания имён конкретных лиц, для сохранения чистоты веры в Истине. Сегодня идут споры об этом, а не резкое ли это заявление?

Сегодня многие говорят о толерантности. Само слово несет в себе гноеродные споры лицемерия, так сказать, «и вашим, и нашим за копейку спляшем». Возможно, благодаря нашей консервативности мы еще и сохранились как народ со своей верой, языком, культурой, традициями, и не ассимилировались в размытое «нечто».Возможно, благодаря такому отлучению от здорового организма христианского общества его отдельных разлагающихся членов, мы ограждали свою культуру от неминуемой гибели.

А теперь, если мы проанализируем основные Законы государств, то увидим, что многие их основополагающие нормы содержат заповеди Божьи, как главные ценности человека и гражданина, на которых строится нормальная жизнь общества. Например, за убийство, кражу, клевету и другие преступления виновные подвергаются разного рода взысканиям, вплоть до лишения свободы. Это само по себе и является отлучением правонарушителей от относительно здорового общества. Такая юридическая практика принята во всем мире.

Но зло не являет себя миру сразу, у него есть момент зарождения. Сначала возникает убеждение, мотивация, цель и средства к ее достижению в активной фазе. А инфекционные болезни идеологического характера – заразны еще больше и требуют лечения либо изоляции.

В связи с этим встает вопрос, почему современные руководители нашего государства не запретили радикально националистические, сектантские, сексуально-либеральные организации, и тем самым дали им возможность укорениться и родить свои ядовитые плоды?

Цена таким действиям и бездействиям слишком велика, потому что за этим стоит разложение нации. Нет смысла пенять друг на друга – в этом виновато все общество. Политики – потому что дали «зеленый свет» таким организациям, общественники – потому что не требовали от политиков запрета их деятельности, Церковь – потому что не высказывала свою твердую позицию в отношении таковых и мало уделяла внимание миссионерству.

Быть верным до конца своему народу, своей культуре, традициям непросто. Может быть, поэтому сегодня одни призывают к либерализации веры, чтобы прогнуть ее под себя для удобства, расширить, так сказать, «узкие врата», другие выражают симпатию к чужой более простой идеологии, не вдаваясь в саму суть, третьи вообще верят, что их бог – обезьяна (согласно теории Дарвина), а другие просто живут – хлеб жуют.

Из этого становится понятно только одно – право свободного выбора есть у каждого человека, но и ответственность за принятое решение тоже ляжет на его плечи.

Сегодня каждый крестившийся по обычаю православной веры может назвать себя
православным. Каждый, кто приходит поставить свечку, освятить воду, куличи, яйца. Многие, находясь в этой поверхностной обрядовости, уверены, что они достаточно знают о своей вере. То же самое касается и истории нашего народа. По этому поводу даже есть высказывание: «Единственное, чему учат уроки истории, это тому, - что их никто не учит».

На святой земле Херсонес – колыбели православия - вырос наш достойный поклонения город-герой Севастополь.

Как хочется, что бы мы – русские по духу, как носители православной культуры, остались бы верными нашим христианским истокам, знали героическую историю своего народа и прекратили бы паразитировать на подвиге наших славных предков, и наконец-то разродились бы своими подвигами в новой истории, которая пишется нашими делами уже сейчас.

Наверное, это единственный способ сохранить свое национальное самосознание, свою самобытность.

12.03.14 г.