Государство-призрак. Глава 1

Дразнил Хомяков
Государство-призрак. Очерки по истории Украины.

Глава 1. Анатомия ненависти.
               
                «Пороки, существовавшие в скрытой форме,   
                подавленные воспитанием и культурой, 
                могут обнажиться, прорваться из 
                подсознания в психику. Вы завладели   
                чудодейственной вещью, но не умеете ей
                распоряжаться. Она стала для вас кумиром, 
                особой формой наркомании. Она  освободила
                вас от упрёков совести, лишила 
                самооценки. Вы уверовали в собственное 
                могущество, исключительность. Ради
                удовлетворения корыстных целей вы губите   
                аборигенов. Ложь стала для вас обычным   
                делом».

                Ю. Брайдер, Н. Чадович. "Мёртвая вода"

С тех самых пор, как первобытные обезьяны слезли с деревьев, оделись в шкуры, научились добывать огонь и разговаривать, волны разрушительной ненависти время от времени прокатываются по просторам земного шара, уничтожая миллионы людей, превращая в прах города и цивилизации.  Складывается впечатление, что ненависть стала какой-то самостоятельной энергетической субстанцией или вирусом, и обитает на планете Земля совершенно самостоятельно, поражая лишь существо под названием хомо сапиенс. Кто знает, может это заложено в наших генах – программа самоуничтожения, призванная естественным образом ограничивать нашу видовую численность до разумных пределов? Ведь человек – единственное животное на планете, численность популяции которого не зависит от природных факторов.

Что такое ненависть и является ли она грехом, с точки зрения православного христианства?

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) соотносит ненависть с гневом, таким образом, однозначно определяя её как синоним одной из семи главных разрушительных страстей, в других богословских источниках - смертных грехов:

"4. Гнев
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего." [1]

Почему же именно эти семь пороков возведены в ранг греха, способного убить бессмертную душу человека? Ответ кроется, на мой взгляд, в словах того же отца Игнатия. Смертным грехом является страсть. Страсть - это эмоция такой силы, что она изменяет личность человека. Под влиянием страсти, в состоянии изменённого сознания, человек совершает поступки, которые никогда бы не совершил, будучи в здравом уме. То духовное существо, которое рождается в человеке в результате действия страсти, ничего общего с истинными душой и личностью человека не имеет. Многие эзотерики утверждают, что под влиянием страсти перекрывается канал связи души человека с Богом, отключается чувство любви, с помощью которого образован этот канал, и человек становится добычей дьявола. Ненависть энергетически связывает человека с дьяволом так же, как и любовь - с Богом.

Однако ненависть сама по себе не является страстью. Ненависть - это просто чувство. Как и многие другие чувства, человек может испытывать его достаточно долго, иногда в течение многих лет. Это чувство человек может испытывать к объектам живого и не живого, материального (предметы, природные и социальные явления) и нематериального (чувства, эмоции, информация) плана. Чем дольше человек ненавидит, тем он ненавидит сильнее. При этом с годами от ненависти отказаться всё труднее. Со временем ненависть разрушает самого человека, проявляясь в телесных (эпилепсия, рак и диабет) и душевных (шизофрения и паранойя) недугах.

"Ненависть — это крайнее проявление неприятия. Давайте разложим слово «ненавижу» на составляющие — не-на-вижу. Получается, что, ненавидя, мы мысленно избавляемся от человека: «Я тебя уже не вижу»... Ненависть на энергетическом уровне — это не просто пожелание смерти, а это уже убийство. В первом послании от Иоанна Богослова говорится: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца..." [2]

То есть ненавидящий человек подсознательно отказывает тому то, что он ненавидит, в праве на существование.

Опасность ненависти в том, что она может очень легко столкнуть сознание человека в объятия страсти, и, как следствие, направить его на путь преступлений против Бога и людей. Под влиянием ненависти хороший, умный, добрый человек берёт в руки оружие и идёт убивать; он очень легко обучается также лгать, мошенничать, воровать и клеветать.

Ненависть, как антипод любви, является конечным результатом идеализации человека, предмета или явления. Идеализация - это несоответствие наших представлений о предмете его реальным свойствам. Это несоответствие вызывает в человеке негативные чувства.

Например, женщине хочется, чтобы её муж "не пил, не курил, и цветы всегда дарил, всю зарплату отдавал, тёщу мамой называл", и т.д. А он выпивает по вечерам в гараже, бегает на футбол и пропадает в выходные на рыбалке, разбрасывает носки и не замечает новых платьев супруги. Он такой, какой есть, и меняться не собирается. Это не значит, что он не любит жену или что он плохой человек. А она его "пилит" каждый день. Не потому, что действительно так ужасно и аморально, когда у этого Васи или Пети вечно полная окурков пепельница на лоджии. Просто потому, что он не соответствует тому идеальному Васе или Пете, который существует в её воображении. Рано или поздно Васе или Пете надоедает всё это, и он реагирует так, как привыкли реагировать мужики. Сначала подчиняется и делает всё, как хочет жена, надеясь избежать нотаций. Но придирки продолжаются, просто меняются поводы к ним. Тогда он начинает огрызаться, старается подольше задержаться на работе, в конце концов, начинает пить или заводит любовницу. Раздражение жены перерастает в обиду, обида - в ненависть (особенно когда вскрывается любовная связь на стороне).

То есть получается, что из чувства любви к мужу, жена придумала себе его идеал и стремилась привести реального Васю или Петю к этому идеалу, но в итоге лишь возненавидела его, а он - её. Хуже всего, когда разменной монетой в таких отношениях становятся чувства детей. Ломаются судьбы, дети начинают ненавидеть родителей.

Идеализация самого себя приводит к гордыне, то есть ненависти ко всему, что мешает достичь идеала. Страсть под названием "гордыня" (как и прочие шесть разрушительных страстей) есть один из видов идолопоклонства, когда человек ставит себя на место Бога.

Идеализация своего материального благосостояния приводит к ненависти к бедным, которым надо подавать; к государству, которому надо платить налоги; к начальству, которое не повышает зарплату; к коррумпированным чиновникам которые "страну разворовали, а со мной не поделились"; к деловым партнёрам, которые претендуют на долю в бизнесе; к конкурентам. Всё это частные случаи страсти под названием "сребролюбие", когда человек на место Бога ставит деньги и власть, которую они дают.

Идеализация  своего любовного влечения к противоположному полу уже была описана выше. Она приводит к ненависти к мужчине (женщине), и ввергает человека в страсть под названием "прелюбодейство", когда человек на место Бога ставит своего полового партнёра. 

Идеализация своих достижений приводит к ненависти ко всем тем, кто добился в сходных видах деятельности большего успеха, и ввергает человека в страсть под названием "зависть", когда человек на место Бога ставит результаты своего труда и ненавидит других, которые делают то же самое, что и он, только гораздо лучше.

Идеализация удовлетворения телесных потребностей приводит к ненависти ко всему тому, что ограничивает человека в получении физических удовольствий несексуального характера. Она ввергает человека в страсть под названием "чревоугодие", когда человек на место Бога ставит, например,  ощущение сытости или опьянения - неважно, алкогольного или наркотического. Сюда же можно отнести идеализацию здорового образа жизни и разнообразных диет.

Идеализация отношений между людьми, идеализация принципов толерантности, гуманности, равенства и справедливости – едва ли не самая страшная из видов идеализации. Она порождает ненависть к правительству и государству, которые не соответствуют идеалам; к обществу, отношения в котором далеки от идеала; к окружающим людям, которые относятся к вам не так, как вам хотелось бы; к своей родной стране, жизнь в которой далека от вашего идеала. Эта ненависть толкает людей на террористические методы революционной борьбы, предательство Родины, на физическое уничтожение инакомыслящих. Эта идеализация ввергает человека в страсть под названием «гнев». Человек на место Бога ставит справедливость – так, как только он её понимает.

Идеализация своей личной свободы приводит к ненависти к труду. Человек начинает ненавидеть свои производственные, общественные и семейные обязанности,  хотя «разумному существу неприлично и стыдно не работать» [3]. Также возникает ненависть ко всему тому, что мешает состоянию покоя и праздности. Человек стремится к праздности, но в праздности душа страдает, и человек впадает в депрессию, в состояние пессимизма – «всё равно ничего не выйдет, а поэтому бессмысленно этим заниматься». Вы видели когда-нибудь лентяев, у которых хорошее настроение? Которые всем довольны? Ненависть к труду заставляет человека ненавидеть и тех, кто его заставляет работать, кто сам много работает и достигает успеха. В современном обществе лентяй садится за компьютер, открывает какой-нибудь социальный сайт и начинает жаловаться на жизнь и ругать всё вокруг. Этот вой подхватывают сотни таких же депрессивных полуобразованных лодырей. Васисуалий Лоханкин – наиболее распространённый сейчас типаж в блогосфере. Ненависть к труду ввергает человека в страсть под названием «уныние». Человек на место Бога ставит свою личную свободу.

Таковы религиозно-философские и психологические аспекты ненависти. Во что же это выливается в реальной жизни?

В Киеве во время февральских событий этого года толпа с Майдана громила офис Партии регионов. Внутрь здания полетели бутылки с "коктейлем Молотова". Пожар стремительно разрастался - материалы для псевдоевропейской (а точнее, польско-турецко-китайской) отделки помещений горят, что называется, "на ура". Инженер-связист, вышедший к толпе и попросивший немногого - лишь дать уйти женщинам, получил пулю в лоб с очень короткого расстояния. Впоследствии в сгоревшем офисе было найдено пять хорошо прожаренных трупов. Экспертиза показала: люди сгорели заживо. Никто из "борцов за демократию" не озаботился их спасти. А то и двери чем-нибудь подпёрли.

"После того, как журналисты опознали и выложили в соцсети фотографии и. о. командира 3-й роты киевского «Беркута» Евгения Антонова, которого называют руководителем избиения журналистов и студентов, шквал гнева обрушился на его семью. Жена Антонова удалила свою страничку в соцсетях, но «добрые люди» нашли ее в кэше и выложили в Интернет семейные снимки. Более того, указали адрес, где живет семья с маленьким ребенком. К чести сказать, некоторых это возмутило, но многие взорвались желчью. «Если встретите на улице, плюйте ей в рожу!», — призывает один из пользователей Сети. Другой вообще предлагает «мочить». Едва речь заходит о «Беркуте», на различных форумах звучат оскорбительные, а то и вовсе нецензурные выражения. «Матери зверей», «жены ублюдков», «давить таких надо, чтобы не рожали» — это еще не самое жестокое, что можно прочитать... Напомним также, что больницы Киева отказывались брать на лечение травмированных «мирными демонстрантами» бойцов Беркута." [4]

Уже после свержения правительства Януковича (на мой взгляд, этот беззастенчивый ворюга ещё легко отделался), толпа молодчиков на одной из улиц Киева окликнула православного священника: "Слава Украине!" Когда тот ответил "Слава Иисусу Христу" (а не "героям слава", как от него ожидалось), его избили. Бейсбольными битами и обрезками труб. Сломали руку и несколько рёбер. Но не убили - видимо, из уважения к сану.

Из приведённых примеров видно, что не было никакой необходимости действовать именно так, ведь "прогрессивная украинская общественность" уже победила. Однако новая украинская "демократия" началась не с исправления ошибок администрации Януковича, а с травли побеждённых, и потаканию бессмысленным убийствам инакомыслящих, мировоззрение которых уже ничего не могло изменить в сложившейся ситуации.

Те, кто убивал и грабил, клеветал, угрожал и жёг - это обычные люди. У них есть родные, которые любят их. Возможно, и они любят кого-то. У многих высшее образование и профессия в руках. Они росли, учились, строили планы на жизнь. В этих планах не было кровавого глумления над слабыми, беззащитными, поверженными. Просто их заразили вирусом ненависти.

Теперь обратной дороги нет. Рубикон перейдён. Теперь они убийцы своих сограждан и предатели своей страны. Это они ввергли свою родину в гражданскую войну и экономический хаос. Это ими вновь призван в мир демон фашизма. Это клеймо не смыть никаким растворителем. Это клеймо будет жечь их души до конца их дней. Как бы их, героев Майдана, ни превозносила новая власть, какое бы оправдание им ни придумывали западные демагоги. Как бы они сами ни уверяли всех, что это не они первые начали.

В глазах людей можно слыть кем угодно,  поддерживать какой угодно имидж. Можно лгать людям как угодно. Чем выше висит на дереве клюква, тем она слаще. Чем нелепее ложь, тем легче ей верят.

От себя не уйти. Себе не соврать.

Теперь они всегда будут помнить, что это по их вине погибли десятки невинных людей.

Нести такую ношу всю оставшуюся жизнь, передать эту ношу своим детям по наследству - поверьте, это незавидный удел. Сейчас они храбрятся и радуются. Осознание и понимание придёт позже.

Ненависть порождает ответную ненависть. Новое украинское "правительство" вполне в этом преуспело. Когда я наблюдаю за их действиями, у меня возникает ощущение, что основные цели этого «правительства» - выставить себя как можно большими дураками перед мировым сообществом (которому эта клоунада нравится настолько, что ведущими мировыми политиками отрицается даже очевидное) и возбудить как можно больше ненависти к себе.

Ненависть и насилие обязательно вернутся бумерангом. Может, через год, может, через десять, а может, уже завтра. Может, уже завтра другие обычные добрые люди с другими свастиками на нарукавных повязках (или красными звёздами, не суть важно) точно также ворвутся в жилища к нынешним «героям» Майдана, точно также объявят на них охоту, точно также будут убивать их на улицах, отнимать их имущество и угрожать им в интернете. Это цепная реакция. Остановить её очень трудно.

Зато её можно легко разжечь искусственно. И направить на определённый круг людей. Самое интересное, что можно разжечь ненависть… к самой ненависти, и последствия будут ещё страшнее. 

Прочитав всё вышеперечисленное, не подумайте, что этот порок присущ только украинцам, а всё остальное человечество белое и пушистое. Как бы не так. Я просто привожу самые свежие исторические примеры. Сейчас в Украине ненависть правит бал. Соответственно, сейчас именно там самые яркие её проявления видны наиболее отчётливо.

Чтобы украинофобы не очень-то сильно радовались, читая приведённые выше примеры, вот вам из российской истории. Как писали Стругацкие, не воротите нос, наши собственные предки были не лучше [5].

«Годуновцы свирепствовали особенно в Комарницкой волости, за преданность Дмитрию мужчин, женщин, детей сажали на кол, вешали по деревьям за ноги, расстреливали для забавы из луков и пищалей, младенцев жарили на сковородах. Вся Северщина была осуждена царем на порабощение по произволу военщины; людей ни к чему не причастных хватали и продавали татары за старое платье или за жбан водки, а иных отводили толпами в неволю, особенно молодых девушек и детей» [6].

Из воспоминаний генерала фон Клугена, который брал Варшаву в 1794 г. под командованием Суворова: «В нас стреляли из окон домов и с крыш, и наши солдаты, врываясь в дома, умерщвляли всех, кто им ни попадался. Ожесточение и жажда мести дошли до высочайшей степени, офицеры были уже не в силах прекратить кровопролитие. У моста настала снова резня. Наши солдаты стреляли в толпы, не разбирая никого — и пронзительный крик женщин, вопли детей наводили ужас на душу. Справедливо говорят, что пролитая человеческая кровь возбуждает род опьянения. Ожесточенные наши солдаты в каждом живом существе видели губителя наших во время восстания в Варшаве. „Нет никому пардона!“ — кричали наши солдаты и умерщвляли всех, не различая ни лет, ни пола…» [7].  Не знаю, может ли служить оправданием то, что перед этим повстанцы Костюшко буквально вырезали варшавский гарнизон русских войск. Но какое отношение к этому имели польские дети, которых расстреливали и подымали на штыки?

Ранней осенью 1991 года в Москве опасно было офицеру ВС СССР появляться в одиночку на улице вечером  в форме – могли крепко побить. Наши гости из «солнечных братских республик», торгующие фруктами на рынке, во времена СССР очень боялись праздников под названием «День ВДВ» и «День пограничника». В 2008 г. в городке Кольчугино подростки заживо сожгли мужчину на звезде Вечного Огня за то, что он им сделал замечание, когда они пили пиво, сидя на постаменте памятника погибшим в годы ВОВ. Это факты из уже совсем недавнего прошлого, так что не воротите нос, великороссы.

Просто в настоящее время в России процессы разжигания ненависти успешно подавляются. За это правительству Путина, которое всё же наломало достаточно дров  в экономике и в политике, можно простить многое. Работа по выявлению очагов ненависти тонкая, кропотливая, она не заметна со стороны. Но она есть, она ведётся умно, правильно и успешно. Без репрессий и арестов, которые ненависть лишь умножают.

Хотя бы такой пример: пару лет назад был принят закон о том, что любая иностранная некоммерческая общественная организация, которая ведёт свою деятельность в России, отныне обязана отчитываться об источниках финансирования перед Минюстом.  И бурная деятельность всяких «голосов», «школ толерантности», «фондов детского просвещения» и прочих «правозащитных миссий» как-то резко сошла на нет. Результат налицо – многим «независимым правозащитникам», «аналитикам» и «оппозиционным блогерам» резко поплохело в финансовом плане, и их активность заметно снизилась. А значит, один из механизмов разжигания ненависти был найден и успешно уничтожен.

В Украине не нашлось в правительстве человека, который умеет вовремя распознавать такие механизмы. Правительство Украины было больше озабочено танцами вокруг российской газовой трубы и дележом прибыли от этих танцев. Поэтому проглядело целенаправленную работу Запада по разжиганию ненависти в стране и рухнуло в одночасье, когда призрак Бандеры костлявым окровавленным кулаком начал стучать в двери их кабинетов.

Ненависть тихо дремлет в одном отдельно взятом человеческом индивидууме. Когда человек один, он способен трезво оценивать ситуацию, формировать своё личное мнение о ней. Кроме того, срабатывает инстинкт самосохранения – не каждый пойдёт в одиночку разгонять толпу погромщиков, так как единица заведомо слабее множества. Также у отдельно взятого человека очень сильно работают социальные и нравственные тормоза – механизм сохранения человечества как биологического вида.

Но человек – животное стадное. Поэтому мы, находясь в митингующей толпе, так внимательно слушаем демагога с рупором, и, что самое интересное, верим ему. Это подсознательное, генетическое чувство подчинения стадного животного более сильному и активному вожаку. Слова вожака, оглушающие пафосом и децибелами,  отключают все блокираторы – социальные, нравственные, информационно-аналитические. Причём отключают не у конкретного человека, а сразу у всех. На митингах нам промывают мозги, зомбируют, программируют на определённые действия. Существуют технологии слова, которые вызывают  у всех митингующих сладостное чувство единения со стоящими рядом и офигенное ощущение всемогущества и своей правоты.

Вот некий интеллигентный человек пишет на одном из форумов: «Был на митинге! Честно скажу, 50 тысяч там не было, было около 20 тысяч (есть специальные программы, которые считают), но и не 3 тысячи, как врут официальные СМИ. Какое удовольствие, когда вокруг люди, мыслящие так же, как и ты! Развиваются либертарианские флаги! ... Нет, державники, не дождётесь, перемелит вас история в порошок!» Орфография автора сохранена. Не давая себе труда проверить грамматические ошибки, этот называющий себя образованным человек наивно захлёбывается от восторга.

Это типичный пример человека толпы, у которого мозги уже промыты. Обратите внимание: человек не пишет, что это был за митинг, кто выступал, о чём говорили. Но зато он скрупулёзно подсчитывает количество пришедших и радуется разноцветным флажкам над толпой и тому факту, что рядом стоят те, с кем можно хором покричать об одном и том же. Типичное поверхностное мировоззрение навальнообразного хомячка: самое главное, сколько человек пришло, а не суть выступлений и ход мероприятия. Так же чувствуется готовность разобраться по-взрослому с какими-то державниками. Кто такие, не объясняется, но видимо, подразумеваются те, кто гордится своей страной, любит её; хочет спокойно в ней жить, работать и получать за это деньги; любить и растить детей – без идеологической фигни и разборок «кто виноват, если что-то не так». «Чувство локтя» вставляет таких «либертарианцев», как косяк с марихуаной. Теперь оратор может крикнуть: «Бей кошек!» - и толпа с радостью побежит убивать усатых-полосатых. Крикнет оратор: «Ломай машины!» - и толпа воздаст по полной несчастным «ладам», «рено» и «тойотам», припаркованным у тротуара.

Недавно по телеканалу «Вести 24» показывали, как в Москве проходит митинг в поддержку выбора народа Крыма. Жуткое зрелище – мужчины в красных рубахах маршируют  с российскими флагами в руках, печатают шаг, держат равнение и агрессивно скандируют речёвки наподобие пионерских. Ясное дело, что этот «путинг» не преминули показать украинские массмедиа, как ещё одно доказательство готовности России уничтожить ридную незалежность. Знакомые из Украины, кто ещё сомневался в правомерности действий украинских властей и сочувствовал России, теперь пишут: «Не хотим жить рабами в московской Северной Корее». Теперь они уверены окончательно, что Россия – враг. Любви к ближнему это шествие не прибавило никому. Очень похоже на демонстрации в Киеве, только флаги и рубахи у демонстрантов там другого цвета.
Хотя и в других российских городах проходят митинги в поддержку крымчан, нормальные, с цивильными ораторами, без истерик и строевой подготовки, почему-то эти митинги показывают очень мало. Что это: просчёт Путина или провокация российских радикалов?

Маленький нюанс. И А. Гайдар в своей «Школе», и А. Грин в своей «Автобиографической повести» описывают сцены революционных митингов  начала 20-го века. Так вот: перед толпой революционных солдат и в той, и в другой повестях выступают по очереди ораторы из РАЗНЫХ партий НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МИТИНГЕ. Эсеров сменяют большевики, их кто-то другой, и никто не бьёт ни ораторов, ни друг друга только потому, что люди, стоящие рядом, не разделяют одинаковых взглядов. Было ли это? Несомненно. Оба автора описывают то, что видели собственными глазами.  Ненависти ещё нет, это придёт позже, когда большевики окончательно возьмут власть.

Можно ли представить сегодня, что на одном и том же митинге рядом стоят коммунисты и неонацисты, путингисты и навальнообразные? Да никогда! Значит ли это, что ненависть в обществе прогрессирует? Несомненно. Будет лучше и для нас, и для наших стран, если мы  всегда будем об этом помнить. И не будем ходить на митинги, где нас обманывают демагоги, проплаченные олигархами.  А просто, если понадобится, если над страной нависнет РЕАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ опасность (как в 1941-м), придём в военкомат и запишемся добровольцами.

ИСКУССТВЕННО СОЗДАННАЯ НЕНАВИСТЬ, ЗАБОТЛИВО ВЫРАЩЕННАЯ И УПРАВЛЯЕМАЯ, ВНЕДРЁННАЯ В ОПРЕДЕЛЁННЫЕ КРУГИ ГРАЖДАН КАКОЙ-ЛИБО СТРАНЫ, ЯВЛЯЕТСЯ ОРУЖИЕМ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫМ ПРОТИВ ЭТОЙ СТРАНЫ.

Задайте себе вопрос, прежде чем написать хамский пост или подвергнуть остракизму человека противоположных взглядов: а за что я его должен ненавидеть? А почему он думает именно так? Что побуждает его действовать именно так? А почему он ненавидит меня? И увидите, что по крайней мере, половина ненависти уйдёт. Ненависть боится разума. Она поражает только тех, кому лень думать, анализировать, сопоставлять, вырабатывать собственное мнение и отстаивать его.  Ненависть – удел слабых. Удел сильных – преобразовывать себя, и тогда весь мир преобразуется рядом с ними так, как они того хотят. Только в этом преобразовании ненависти уже нет места.

Есть только несколько вещей на Земле, которые стоит ненавидеть, которые необходимо ненавидеть. Это фашизм, педофилия, умышленное причинение вреда здоровью людей, порабощение человека человеком, убийство и разжигание вражды. Всё остальное можно простить.

Список литературы:

1. "В помощь кающимся", из творений святителя Игнатия Брянчанинова – М.: Типография
 Сретенского монастыря, 1999 г.

2. Синельников В.В. Учебник Хозяина жизни. 160 уроков Валерия Синельникова - М.: Центрополиграф, 2010 г.

3. Бушков А. А. Самый далёкий берег – М.: Олма Медиа Групп, 2010 г.

4. "Всеукраинский журнал "Мгарский колокол", портал Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3603

5. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Трудно быть богом – М.: Астрель, 2002 г.

6. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства – М.: ЧАРЛИ, 1994 г.

7. Булгарин Ф.В. Воспоминания – СПб.: Азбука, 2012 г.