100 ревью. Обзор Алёны Мироновой

Психоделика
Когда, наконец, мы получим покой...
http://www.stihi.ru/2009/08/28/4869

Михаил Свищёв

Когда, наконец, мы получим покой,
я стану бревном, а ты станешь рекой
и сможешь, едва прикасаясь устами,
делить моё тело на щепки и дрожь.
Но ты никогда никуда не впадёшь,
и я никогда ни к чему не пристану.

Нас как-то окрестят - тебе всё равно,
ты будешь Рекою Несущей Бревно.
Обещанный сразу пяти океанам,
я стану знаменьем для здешних племён.
Но если тебе вдруг не хватит имён,
то может быть, я назову тебя Анной.

И прошлые годы, как будто взаймы,
сольются в судьбу от зимы до зимы.
Совместный наш путь будет лёгким и длинным,
как всякое средство, забывшее цель,
и нам померещится в самом конце,
что мы не прошли ещё и половины.

И я буду гол, а ты будешь нага,
и оба, меняя поля на луга,
согласно теченью, покинем без грусти
ту местность, где мы не имели врагов.
…И крепкие руки иных берегов
однажды сойдутся на высохшем русле.

Мишины стихи (и да простит меня автор за панибратство)) люблю давно и неизлечимо) Да, порой от его стихов ждется большей точности, композиционной выверенности и цельности, но данное стихотворение рискует надолго задержаться в моей личной коллекции поэтических шедевров))

Все мишины стихи для меня «повязаны» одним замечательным свойством…Будучи по природе своей очень насыщенными и образно, и пространственно.. выходя подчас за рамки бытийной реальности, они тем не менее остаются очень понятными.. Ясными. И, не побоюсь этого слова, – простыми (да-да, знаю, что тут со мной многие, наверно,  поспорят)) И эта «простота» — самой высокой пробы.

Вот и здесь… При том, что стихотворение написано крупными экзистенциальными мазками… При том, что в нем почти нет каких-то бытовых деталей… автору тем не менее удается «фокус» с фокусировкой. Это как будто наблюдать полотна экспрессионистов, находясь при этом __в двух точках одновременно__. Вблизи, где все невыразимо и ассоциативно зыбко, и вдалеке, откуда очень ясно и четко проступает каждая деталь в картине и сама картина.

За редким исключением Мише этот «фокус» удается почти всегда :)

_______________________________


Другая жизнь
http://www.stihi.ru/2012/04/08/2805
Александр Спарбер

а ты все время шаришь в пустоте

…и дом не тот, и жители не те
а те, что были, сгинули куда-то

и бродишь ты по лестницам пустым
где только сизый сигаретный дым
остался… от кого?

обиты ватой
пороги, стены, двери…

но порой
мелькнёт в проёме кто-то дорогой,
до странности, до ужаса похожий –

и силишься позвать

но нем твой крик,
тяжёл неповоротливый язык –

и ты не можешь, ничего не можешь –

и… просыпаешься

и плачешь, и дрожишь

и приближается совсем другая жизнь
она стоит за вешалкой, в прихожей

глядишь в окно – а там гуляет дождь
идёт, идёт – и ты под ним идёшь

и ни окликнуть, ни позвать…

не можешь


Саша в своих лучших (с мтз) стихах для меня всегда — эпик:) Не зависимо от длины  текста и — что удивительно —  масштаба темы. «Ночное пробуждение», «балконный воробей», «придорожная трава»  — практически любой повод может стать предметом для экзистенциального обобщения.

Но при этом его «монументальность» всегда очень человеческая.. и человечная. Что лично мне не дает ни утонуть в его стихах, ни заблудиться, ни помереть со скуки:)  Я всегда могу отождествить себя ЛГ и почувствовать в его переживаниях что-то свое.. — очень личное..

НО,  пожалуй, самое удивительное для меня все же не это. А то, как ему удается даже в самых печальных и безвыходных своих стихах оставлять читателю толику воздуха, света и надежды…

Это напоминает мне вечное блоковское:  Ночь. Улица. Фонарь. Аптека… Совершенно безнадежное на уровне семантики стихотворение, которое тем не менее эмоционально прочитывается совершенно иначе.

В чем тут дело? Не знаю.. Может быть, это иная музыка.. Или иная жизнь, которая никогда не умолкает и не заканчивается, даже если ты «и ни окликнуть, ни позвать…не можешь»…

_____________________________________

Eironeia
http://www.stihi.ru/2012/09/21/7863

Приснилось (или где-нибудь прочел?),
что ангелы - одно сплошное зренье
и что они боятся только пчел,
которые и в ангелов не верят,
но всюду ищут вечную пыльцу -
и потому Никем-не-опыленный
их бьет наотмашь прямо по лицу
всем белым светом - красным и зеленым,
а после вырывает из земли
и в ледяной колодец окунает.
Тогда вдруг ангел слепнет от любви,
поёт и ничего не понимает.

Помню это стихотворение на БЛК. И свое первое впечатление от него тоже помню. И оно до сих пор все то же – «удивление». Удивление и от стихотворения в целом, и практически от каждой его строки.. Этакое маленькое поэтическое чудо..

Почему чудо?.. Потому что почти все детали здесь ассоциативно не связаны друг с другом: ангелы и пчелы, белый свет, который одновременно красный и зеленый, ледяной колодец…бьющий наотмашь — Бог… страх, превращающийся в любовь… зренье, становящееся пением… и т.д. Но автор из этих не стыкующихся сознанием деталей создает удивительную и __цельную__ мозаику… рассказывает историю, которую лично я и вижу, и понимаю.

И в которую — верю.

_____________________________________

Вместо P.S.

Извиняюсь перед многими другими авторами и номинаторами, чьи стихи не упомянула в обзоре. Для меня это ревью – практически пир души. Многие стихи и знаю, и помню, и люблю. Спасибо вам за эти приятные минуты чтения.