100 ревью. Обзор Михаила Микаэля

Психоделика
Я старался поменьше вникать в представленные стихотворения в течение ревю, а затем внимательно прочитал все, после чего выбрал с десяток стихотворений и стал их «переживать и исследовать».

Всего 2 стихотворения выделил бы особенно – angelai, автор Eironeia и «чашка» Аюны. Скажу пару слов об этих стихотворениях, а, затем, оглашу «весь свой список, пожалуйста» …

Angelai, автор Eironeia
http://www.stihi.ru/2012/09/21/7863

Приснилось (или где-нибудь прочел?),
что ангелы - одно сплошное зренье
и что они боятся только пчел,
которые и в ангелов не верят,
но всюду ищут вечную пыльцу -
и потому Никем-не-опыленный
их бьет наотмашь прямо по лицу
всем белым светом - красным и зеленым,
а после вырывает из земли
и в ледяной колодец окунает.
Тогда вдруг ангел слепнет от любви,
поёт и ничего не понимает.

На самом деле, психоделическое произведение, с гармоничным сочетанием идеи и формы. Стихотворение «затягивает в себя», обладает плотностью и цветностью, современным звучанием и, что существенно, иронией. Ряд очень приятных для меня обстоятельств текста – «всем белым светом - красным и зеленым»… это точное указание на радугу, с опорой на три цвета, поскольку «зеленый»= «желтый + синий». Именно это обстоятельство, сознательно или подсознательно, играет роль  в произведении, когда Начальная Сущность (Бог) «вырывает из земли», то есть зеленое растение становится небом солнечным, слепящим. Но перед тем «ледяной колодец», здесь так много ассоциаций, что не стану утомлять.  Рождение ангела, как растения, чудесная мысль – пусть и с божественной пыльцой, и «многозрячими цветами», но они укоренены, а должны быть свободны, чтобы любить… здесь аналог с библейскими мотивами пути и проклятьями городам, чему я уделял много внимания.
Есть одно обстоятельство, которое нисколько и ничем не умаляя автора, тем не менее, должно быть названо.
«и что они боятся только пчел,
которые и в ангелов не верят»…
Это так близко к Георгу… У ЧГ много стихотворений того же уровня и выше – но это уже о выдающемся современном поэте…

___________________________________

«Чашка» Аюны Аюны. Для Аюны представленное произведение – целая поэма))
чашка
http://www.stihi.ru/2010/07/24/3724

думаешь у меня крылья
нет
я падаю медленно
не успеваю
разбиться
я из такой же глины
как и ты
когда меня лепили
на гончарный круг случайно
упало
несколько перышек из крыльев икара
а так я обычная чашка
никто ничего не пьёт из меня
говорят
дурная примета
говорят
каждый выпивший из меня
начинает видеть странные сны

Мне, как другу Марка Виноградова, очень близок этот верлибр. Глина, гончарный круг, гончар, чашка, чаша горечи…. Невозможность парить над толпой, о чем у Тютчева, о чем половина литературы…
Я особенно бы сказал о сюжете – он развернут, может быть легко переведен в сказку или мультфильм… Но сюжет поэтичен и подан максимально плотно.
Упоминание Икара – далеко не случайно. Здесь, конечно же, существенен полет Икара, но сам мотив мифа содержит в себе горечь, невозможность «божественной высоты полета». Отсюда и мотив горечи в чаше… 
Оба выделенных мною произведения близки по мотиву – несвободы, ограничения… Должно быть, «дыхание времени»…

___________________________________


Теперь о нескольких других произведениях – они также хороши. И могли бы быть названы…
Прежде всего, стихотворение Яна «Шаман» из «Севера» http://www.stihi.ru/2012/12/16/1894 . Это отличное, четкое произведение. Но – это стихотворение из большой работы, где ряд связей кажутся меньшими, чем в цикле, где один элемент поддерживает другие… А, самое главное, обидно – почему Ян не выставил одно из пси-произведений, связанных с ревю, на нашем общем юбилее, это же из его самых лучших произведений, их вовсе немало, достаточно посмотреть психоделическую коллекцию…
Отмечу – мотив «Шамана» в отрицании нужности человека природе, вопроса об этом…

«Девочка плачет» Бориса Гринберга http://www.stihi.ru/2010/12/14/3171 – виртуозная работа, с превосходной игрой в значения выражения «больше не буду», с мастерством поэтического сюжета, выполненного повторами и ритмами… Долгое время хотел включить это незаурядное произведение в первый список… И все же не мог. Я видел дисбаланс логического и эмоционального в сторону логического… Плакать о своем узнавании о смерти мне и вовсе не хотелось – я рано осознал свою смертность. Я знал, что существуют вещи и похуже просто смерти – скажем, подслушивал рассказы бывавшего у нас эксперта на Нюренбергском процессе… вот тогда я долго не спал…

Света Чернышова, «Записки из ежевичного дома» http://www.stihi.ru/2012/02/23/5611 . Искренне рад, Света, такой работе. Прочная и единая ткань стихотворений, составляющих «Записки». Мое ощущение некоторых дополнительных возможностей, не использованных, готов признать чисто субъективным. И здесь мотив небытия…
«неумехи - ни рассердиться, ни ложку держать в руке…
до рассвета читала сказки, песенки пела им,
и кормила хлебом, размоченным в молоке».

Это о душах из абортария. Резко, как скальпелем, отрезанные, а женщиной опекаемые… Первая строка приведенного, при полнейшей самостоятельности и оригинальности автора, напомнила манеру А. Шнеур. Это не минус, а плюс для меня… Значит, стихи Шнеур важны, несмотря на ее удаление от поэзии…надеюсь, временное…
Центр «Записок» - сцена потопа, исчезновения в водах, не стану говорить о водах, связанных с родами. Ненужность человека, и здесь о том… Финал – о потери связи между людьми, ставшей не любовью, а коммуникацией. Еще раз – советую автору подумать о некотором развитии текста…

Отличное стихотворение http://www.stihi.ru/2011/04/21/7629 Гаэтана (Смарагда), с приемом будущего рождения и мотивом «заблудившихся во времени». Явно прослеживаются литературные ассоциации, возможно чрезмерные («Комнаты крахмальные стоят  по колено в чистой тишине» - «Ну, а в комнате белой как прялка стоит тишина, пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала»). Что-то не понравилось? Да. Неологизм «мимохожий». Но это субъективно…

Сергей Богомолов http://stihi.ru/2009/04/08/7387 «И я смотрел». Здесь порадовали фразы о «четверке лиц», явно домашних ребенка, но в моем идиотском воображении слова «четверка» связана с «четыре капитана» и выходит интересно, по отношению к смерти, наоборот. Можно эту четверку связать и со стихиями… Яблоки вместе с цветами? Библейский образ… «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него»… (Исх., 26-31) Так начинается и развивается тема свечи, огня, Солнца.

И еще чудесное стихотворение М. Свищёва <<Когда, наконец, мы получим
покой>> http://www.stihi.ru/2009/08/28/4869 ... Это стихотворение требует особого разбора, и я убежден -
кто-то из коллег его произведет... Лирика самая настоящая. Интересный
финал - конец реки-времени... Что помешало включить в <<число особенных>>?
Сам не знаю... И тем самым включаю. Пусть будут три стихотворения...

___________________________________

А на высшую полочку поставлю <<Снег в моей голове>> http://www.stihi.ru/2008/12/10/3181 Сары Бет Бернар, но
здесь о чем говорить? Настоящая психоделика, превосходные стихи...