Государство-призрак. Глава 2

Дразнил Хомяков
Государство-призрак. Очерки по истории Украины.

Глава 2. Большой пожар и его итоги

                «5.1.5  Старшее должностное  лицо,которое
                прибыло на пожар, несёт ответственность
                за последствия гашения пожара независимо
                от того, приняло ли оно руководство на
                себя, или нет».


                Приказ Держкомлисгоспу Украины № 278 от
                27.12.2004 г.  «Правила пожарной
                безопасности в лесах Украины»


Прежде всего, я хочу попросить у читателей прощения за то, что первые главы моего повествования не имеют прямого отношения  к украинской  истории.   Я счёл необходимым ввести размышления на тему ненависти и её влияния на судьбу государства для того, чтобы некоторые наиболее экзальтированные читатели,  проникнутые духом незалежности и русофобства ,  не сжимали в праведном гневе кулаки и не пытались огульно объявить ересью всё, что я буду здесь писать, а чтобы они попытались спокойно разобраться и понять, что правда  - это совсем не то, что вещают сейчас как украинские СМИ, так и некоторые русские.

Конечно, читать мои текстовыделения я вовсе не упрашиваю – особо впечатлительные могут поберечь нервы, не открывая эти посты. Но я смею надеяться, что найдутся и те, кто действительно интересуется историей своей Родины, и способен составить собственное мнение о её настоящем, прошлом и будущем. Я отнюдь не объявляю себя истиной последней инстанции, я всего лишь человек, в изучении истории я дилетант-любитель, и тоже могу в чём-то ошибаться. Я просто излагаю свою версию событий и свои взгляды.

В любой стране всегда найдутся недовольные укладом жизни или правящим режимом – неважно, диктатура это, монархия или демократия. Диктатор или монарх упаковывает недовольных в концлагеря и тюрьмы, и ненависть зреет тайно, тлеет, как окурок в куче опилок. Обязательно найдётся конкурент, кому выгодно сжечь всю лесопилку, кто пошлёт бойцов плеснуть на эту кучу опилок пару литров бензина пропаганды, и «из искры возгорится пламя». Если диктатор или монарх хочет удержаться на троне, он должен отстреливать людей с канистрами, когда они только ещё приблизятся к лесопилке на пару сотен метров.

Разница между диктатором и монархом невелика. Монарх владеет троном по праву рождения, и должен заботиться о своих потомках, чтоб им жилось сытно и безопасно в его личном государстве. Поэтому он устанавливает законы против поджигателей, которыми оправдывает свои действия. Поджигатели именуются «враги короны» и в случае их поимки украшают собой виселицы и каторги.  Кроме того, монарх тоже использует средства пропаганды, чтобы возбудить в народе к ним, к поджигателям, ненависть .

Диктатор владеет троном по праву силы. Чтобы усидеть на троне, он вынужден прикормить команду талантливых единомышленников, которые лучше всех снабжаются;  которым дозволяется очень многое;  которые как бы стоят над законом и подсудны лишь самому диктатору и его личному карательному органу.  Диктатор тоже вынужден использовать механизмы пропаганды, чтобы создать в народе впечатление,  что всё, что он делает,  делает на благо народа и является ни больше, ни меньше, как «отцом нации».  Если что-то идёт не так, как хотелось бы, и народ недоволен, с помощью тех же механизмов пропаганды можно создать образ внутренних врагов, «врагов народа», которые во всём виноваты. А так же привить населению страны  ненависть к ним. Здесь поджигателями (врагами народа) объявляют всех,  кто просто случайно  оказался вблизи лесопилки, и тащат их на плаху.

А в целом механизмы подавления недовольных при диктатуре и монархии схожи. Мы видим, что и пропаганда здесь играет не последнюю роль.

Что же касается демократии, то в этих условиях лесопилкой руководит временный хозяин, выбранный из административного персонала – бригадиров, бухгалтеров или кладовщиков. Каждый временный хозяин понимает, что его власть не вечна, и стремится обеспечить своё будущее за счёт воровства пиломатериалов, которые можно спрятать в укромном местечке и загнать налево.  При этом совершенно не проводится модернизация оборудования и ремонт помещений – а зачем эти расходы временному хозяину? Люди с канистрами совершенно спокойно гуляют по территории, так как выборному президенту лесопилки этот их променад просто по барабану. Ну, плеснут бензинчику, ну сгорит пара сараев – делов-то…  Доски, припрятанные ночью доверенными лицами в яме около нужника, всё равно не пострадают. После этого, правда, поджигателей ловят и бьют, а пострадавшим рабочим выплачивают компенсацию – нужно же соблюдать видимость порядка.

Хуже всего, что некоторые  личности из сгоревших цехов начинают вопить, что с поджигателями обошлись негуманно, что представителей конкурирующей фирмы надо было не оглоблями угощать, а непременно  чаем с бубликами. Потому что они, поджигатели, сожгли производственное здание исключительно  из любви к рабочим, которые устали пахать «на дядю» и должны получить отдых в виде оплачиваемого простоя по вине форс-мажорных обстоятельств. Так как эти  истеричные полупьяные лодыри из сгоревших цехов на подобный отдых уже раскатали губки,  они ни хрена не делают, зато смолят немилосердно, а окурки бросают в ту же кучу опилок. Спасает лесопилку то, что крыша пилорамы давно прохудилась, и опилки напрочь отсырели вследствие регулярных дождей, поскольку крышу оную давно никто не чинит. А работу за этих лодырей выполняют принятые на полставки шабашники из дружественных персиково-банановых республик.

Лесопилка под названием «Украина» долгие годы входила в состав то одного, то другого крупного лесоперерабатывающего комбината. В конце концов, большой промышленный гигант под названием «Россия» включил это небольшое предприятие в свой состав. Расширил его территорию за счёт захвата складов и промышленных зданий, принадлежащих соседним конкурирующим корпорациям, провёл модернизацию оборудования, чем существенно усилил производственный потенциал.  Когда на базе ОАО «Россия» создавался холдинг из соседних предприятий (под брэндовой торговой маркой «СССР»), ООО «Украина» вошло в него в качестве полноправного партнёра и ещё более приросло площадями и производственными мощностями, в том числе и за счёт исконно российских территорий – производственная площадка «Крым», отдел «Донбасс», цех «Харькивщина», и некоторых других.  Производственные расходы оплачивало головное предприятие. Снабжение и зарплаты рабочих были такими, что и не снились более чем скромно живущим труженикам головного предприятия из цехов, которые носили  гордые названия «Урал», «Поволжье», «Центральный черноземный район» и «Западная Сибирь».
 
К чести людей из ООО «Украина», они буквально завалили склады центральной фирмы высококачественной продукцией – автомобили и электроника, ракетно-космические двигатели и продукты питания, самолёты и одежда, военная техника и детские игрушки, полезные ископаемые и морские суда, да и много чего ещё. Так что сотрудничество ОАО «Россия» и ООО «Украина» в составе единого холдинга «СССР» было делом взаимовыгодным. К тому же и работники, и руководство обоих предприятий не видели никаких препятствий для перехода россиян в Украину, а украинцев – в Россию, благо даже языкового барьера не было.  О смешанных браках и говорить нечего – это вообще было делом обыденным…

Так что отношение украинцев к россиянам было в целом положительным. Только в западной части территории филиала «Украина» находились цеха, работники которых очень не любили Россию, основное предприятие лесопромышленного холдинга, и тех, кто оттуда приезжал. Однако «западэнцы» с удовольствием пользовались всеми благами, которое приносило совместное существование Украины и России в составе СССР, и поэтому старались не бросать до поры до времени непотушенные окурки в горы опилок.

Отношение руководства лесопромышленного гиганта «СССР» к людям с канистрами было однозначным –  планомерное и тотальное уничтожение или выдавливание за пределы территории.  Можно много говорить о самодурстве, жестокости и нетерпении к инакомыслию. Но в организации, представляющей собой причудливый конгломерат из множества различных схем производственных и личных отношений, иначе и не могло быть. Иначе неминуем был Большой Трахбабах, когда на тлеющие горы опилок бензин выливается не канистрами, а цистернами, а от мощных цехов в считанные минуты остаются обугленные фундаменты.

Но однажды на должность генерального директора заступил некий бывший комбайнёр, а впоследствии крупный  партийный активист и профсоюзный деятель. Новый руководитель был недоволен как качеством выпускаемой продукции, так и доходами холдинга. В принципе, недовольство было справедливым – уже давно наметилось отставание от конкурирующих фирм. Основной причиной этой проблемы он считал «старое мышление» специалистов предприятия, которые придерживались традиционных методов хозяйствования  и использовали производственные мощности под выпуск всего того, что обычно делают из древесины. Генеральный же хотел делать из дерева космические корабли и унитазы, автомобильные двигатели и персональные компьютеры, танковую броню, авиабомбы, атомные реакторы  и ещё много чего, чтобы обогнать конкурентов. Перевод производственных мощностей на новые рельсы он назвал «перестройкой», а поиск технических решений для своих идей – «новым мышлением».

Он уволил всех  менеджеров из  административной группы холдинга, кто посмел вякнуть, что это абсурд.  На их место он принял тех людей, которые могли выговорить фразу «перестройка, гласность, новое мышление» без запинки после второй бутылки водки. Образование и деловые качества неофитов при этом не имели никакого значения. Определяющим фактором была способность с восхищением воспринимать идеи, непрерывно рождающиеся в гениальной лысой голове.

Однако дела пошли со скрипом. Фанерные космические корабли сгорали на старте. Танковая броня из ДСП не выдерживала удара простой бейсбольной битой.  Деревянные унитазы вскоре  начинали гнить и пахнуть ещё сильнее  их содержимого.  Шестерни дубовых компьютеров постоянно требовали смазки дёгтем, которого катастрофически не хватало. Зато деревянными стали деньги – причём сами по себе, их никто об этом не просил.

Для решения образовавшихся проблем новомыслящее перестроечное руководство пригласило консультантами  специалистов из конкурирующих фирм, и, в надежде на их спасительные советы, открыло перед ними все технологические секреты и коммерческие тайны холдинга. Конкуренты тихо офигели от такого подарка и долго не могли поверить в нежданное счастье, а когда поверили, то засучили рукава и принялись радостно «просвещать» перестройщиков.

Осчастливив  нашего деятеля Нобелевской премией мира, и притворившись самыми лучшими его друзьями, «консультанты» без труда сумели убедить его в правильности своих рекомендаций. А они заключались в следующем.

Во-первых, руководство холдинга «СССР» должно  принародно возложить на себя вину за все беды, которые когда-либо произошли на предприятии и покаяться даже  в тех грехах, которое оно не совершало. Это укрепит доверие народа к власти и повысит дисциплину.

Во-вторых, чтобы освободить дополнительные площади для реализации великих перестроечных проектов, нужно сжечь все горы опилок, использованной тары и прочего мусора в цехах. Опилки и мусор горят строго в пределах занимаемой площади, поэтому деревянные полы и запасы ГСМ, которые находятся в непосредственной близости от очагов возгорания, нисколько не пострадают. Этот закон физики вывел крупный учёный из треста «Пендостан» Збигнев Жуликозинский. Он же разработал зажигательные смеси, которые люди с канистрами должны были использовать. На каждую такую канистру был приклеен ярлык с названием горючего вещества.

Вот названия нескольких ярлыков с канистр, чудом уцелевших в гигантском пожаре, уничтожившем холдинг «СССР»: «Вылижем ж@пу Америке», «Нам стыдно за то, что мы живём в СССР», «мы тупые совки», «Гитлер был прав», «Сталин – кровавый убийца», «русские – злобные оккупанты и быдло», «бесплатная медицина – это плохо», «хуже бесплатной медицины только бесплатное образование», «служить в армии – это позор», «КПСС обворовывает народ».

Всё сбылось с точностью до наоборот, именно так, как и предполагали приглашённые консультанты, которые развели доверчивого великого перестройщика, как напёрсточник шестиклассницу. Народ, вместо того, чтобы со слезами умиления лобызать в щёчки кающееся руководство, похватал дубинки и начал ими оное руководство охаживать. Кучи опилок в цехах не выгорали аккуратно, освобождая площади. Огонь с них перекидывался на всё вокруг. Цеха и склады превращались в пепел за считанные минуты. В огне погибли десятки тысяч человек.

В это время в сторожке КПП соображали на троих жуликоватые и властолюбивые типусы – главный инженер ОАО «Российская федерация», который давно мечтал стать генеральным директором всего холдинга; директор ООО «Украина»; директор ФГУП «Белоруссия». Глядя на отблески пожара, плясавшие на гранях его стакана, главный инженер задумчиво произнёс:
- А зачем нам, понимаешь, етот есэсэсэр? Давайте будем теперь, понимаешь, независимыми от него.

При этом он как-то забыл, что головное предприятие от своих филиалов независимым стать не может по той простой причине, что это филиалы зависят от центра, а не наоборот. Головное предприятие может только ПОТЕРЯТЬ филиалы, а не ОСВОБОДИТЬСЯ от них.

Украинец и белорус, тайно мечтающие о  собственных бизнес-проектах, которые нельзя было реализовать в составе СССР, с радостью согласились.  Только украинец  спросил, стыдливо потупив глазки:
- А можно Крым забрать?
- Да забирай, понимаешь! – рыкнул пьяный россиянин тоном жалующего шубу с царского плеча Ивана Грозного.

Директора остальных двенадцати филиалов были заняты тушением пожара, а генерального перестройщика, чтоб не путался под ногами, заперли в конюшне. Когда они услышали, что трое прохиндеев бухают втихаря, пока они надрываются, бегая с вёдрами и баграми, и уже «прихватизировали» вверенные производственные площади, директора филиалов и их подчинённые побросали пожарный инвентарь. Затем кое-как навели порядок на своих участках, перекрасили стены цехов из красного в другие цвета (казахи, например, в бирюзовый, а эстонцы – в чёрно-бело-синий),  и тоже провозгласили свои участки независимыми отдельными компаниями. Холдинг «СССР» перестал существовать, его генеральный устроился в концерне «Германия» и теперь зарабатывает на жизнь, рекламируя кожаные портфели.

Вот так ООО «Украина», теперь отдельная независимая компания, второе по величине и экономической мощи предприятие бывшего холдинга «СССР», впервые за сотни лет своего существования начало автономное плавание по морям бизнеса и океану большой политики.