В противостоянии - с нами Бог!

Мила Садко
                Если Бог за нас, то кто против нас?
  «В древние времена, когда самой сильной державой в мире считалась Ассирия (столицей её была Ниневия), ею правил царь Сеннахирим. А в Южном израильском царстве Иудее – небольшом и слабом государстве, расположенном между Ассирией и Египтом, в то время правил царь Езекия…».  Этот рассказ о двух царях я прочитала в детском журнале «Тропинка».
   В рассказе говорится о большом мужестве и отваге жителей  маленькой страны, об осаде города Иерусалима. Некогда сильная держава Израиль, господствующая в чудесной местности Ханаан, распалась на две половины, и они. как два поссорившихся брата, не собирались мириться.  Оба царства стали слабеть и становились лёгкой добычей для иноземных захватчиков.  Северное двухколенное царство подвергалось завоеванию с 724 года до н.э. и в 721 году было полностью поглощено Ассирией. Святому Иудину царству  нечего было рассчитывать на чью бы то ни было помощь, но чувство собственного достоинства да упование на Бога не позволило сдать позиции перед безжалостным сильным врагом, коим являлась Ассирия.
  Название Ассирия произошло от народного божества Асур, в честь которого был назван один из главных городов. Располагалась она на северо-востоке Плодородного Полумесяца вдоль реки Тигр на протяжении 520 км, шириной около 320 км.
  В дни правления Самас-Адада Первого (около 1748-1716гг до н. э.) Ассирия переживала период расцвета, Асур был её столицей. Феглаффелласар Первый (около 1114-1076 гг до н. э.) вел летопись. Он распространил свои владения на запад средиземного моря, победив мелкие и слабые царства этого района. В последующие два века могущество царства поблекло, когда единый ещё Израиль при царях Давиде и Соломоне возрос до положения господствующего на плодородном Полумесяце.
  Начиная с 9-го века, могущество Ассирии вновь начинает возрастать. В Библии рассказывается, что царь Ашурнасирпал (883-859 гг до н.э.) сделал своёй столицей Калах. Развив могучую военную силу, он начал продвигаться на запад, устрашая противящиеся ему народы своей безмерной жестокостью. Затем он перешёл Евфрат и наладил торговые связи на средиземном море. Частые столкновения с сирийцами на юге привели к важному сражению при Каркар на реке Оронт в 853 году до н.э. в дни правления его сына Салманассара Третьего (около 858-824).
  Сирия (арамейское государство) с 9-го  века считалось самым могущественным государством в Ханаане. Уже тогда оба израильских царства находились под угрозой нашествия с севера. Царь Венадад захватил некоторые северные территории Израиля и взял под контроль караванные пути в Финикию, принёсшие несметные богатства Дамаску и тем самым укрепил Сирийское царство.
  В 885 году до н.э. к власти в Северном изральском царстве пришла династия Амврия. Амврий сломил монополию Сирии в торговле с Финикией, вступив в дружеские отношения с Ефваалом, сидонским царём.  Израильский Царь Ахав женился на Иезавели. Ахав  и (арамейский) царь Венадад Дамасский часто вступали друг с другом в противоборство, но в 853 г до н.э. они объединили свои войска в битве при Каркаре против ассирийского царя Салманассара Третьего.
  В военный союз, возглавляемый Венададом, вступил  Ахав с 2000 колесницами и 10000 солдатами, поэтому ассирийский царь не смог сразу одолеть Сирию (арамеев). Но при последующих стычках поддержки израильтян уже не было, так как вражда возобновилась и Ахав был убит в сражении. Иуй, завладевший престолом в Самарии в 841 году до н.э., пресмыкался перед ассирийским царём Салманассаром Третьим, добровольно платя дань. Потом правителем Самарии стал Азаил, отец Венадада.
  Отец его Азаил был одним из могущественных царей .Он распространил своё могущество на Палестину, противостоял вторжению Ассирии, расширил своё царство. Часть израильского Северного царства тогда была им отнята. Её царь Иоахаз в 814 году был настолько слаб, что войска Азаила прошли через его территорию, захватили Филистимскую равнину и наложили дань на царя Иудеи  в Иерусалиме. Но около 801 года до н.э.  Венадад  не смог сохранить царство, основанное его отцом. Царь ассирийский Нирар Третий, покорив Дамаск, взымал с него тяжёлую дань.
  Ассирийские списки имён периода между 892  648 гг до н.э. помогают установить взаимосвязь событий в Ассирии с событиями Израиля, описанными в Библии.
  Салманассару вначале (после 837года до н.э.)  было выгодно сосредотачивать своё внимание на северных районах, дав на несколько десятилетий облегчение Ханаану. Позже царь Шамши-Адад Пятый во время своего правления (823-811гг до н.э.) занимался подавлением восстаний в разных частях царства. Аладнирари Третий (810-783)  напал на Дамаск в конце века и тем самым помог евреям получить облегчение от гнёта Сирии.
  Под натиском давления Ассирии еврейский царь Иоас смог отобрать назад для Израиля многие территории, захваченные Азаилом, отцом Венадада. А в дни Иеровоама Второго (793-753) Сирия потеряла даже Дамаск и подходы к Емафу, так что северная граница стала такой, какой она была при Давиде и Соломоне. После смерти Иеровоама Второго Рецин, последний царь арамейский (750-732)  в Дамаске смог вернуть своей Сирии независимость. 
  Салманассар Четвёртый (782-755), Асбурдан Третий (772-755),  Ассурнирари (754-745) успешно сохраняли положение Ассирии, но не могли расширить её пределов. Это удалось Феглаффелласару Третьему (745-728). Сирия и Израиль вновь подверглись вторжению и обложению тяжёлой данью. Феглаффелласар Третий (745-728) был выдающимся воином, поведшим свой народ к новым завоеваниям. Ассирия фактически поглотила Сирию, Израиль, Иудею и даже Египет вплоть до Фив. В течение приблизительно двух с половиной столетий Ассирия оказывала огромное влияние на события в Ханаане и потому часто встречается на страницах Библии.
  В Вавилоне Феглаффелласара Третьего признавали царём, называли Фулом  ( Библия, 4Книга Царств,гл.15, ст 19). Захваченные земли он делил на подвластные провинции, меняя народы местами во избежание мятежей. Так арамейский язык. распространившийся от захваченных сирийцев, постепенно стал замещать другие языки на широкой ассирийской территории. За последующим правителем Саргоном (721-705)  власть принял Сеннахирим (706-681).
  Сеннахирим прославил Ниневию тем, что сделал её своей столицей, возведя вокруг неё стену от 12 до 15 метров высотой и только вдоль реки протяжением 4 километра. В своих летописях он перечисляет захват Сидона, Иоппии, 46 окружённых стенами городов Иудеи и своё нападение на Иерусалим в дни Езекии. Только Езекия город свой не сдал, и помог ему в этом Живой Бог Израиля.
  «Езекия начал царствовать в 716 году до н.э., -  читаем мы в книге Самуила Дж. Шульца, -- его 29-летним руководством знаменуется самая выдающаяся религиозная эпоха в истории Иудеи.  Осаждённый ассирийцами, Езекия устоял в решающем нападении на Иерусалим в 701 г до н.э. Помимо записей в 4Царств 18-20 и 2Пар 29-30, довольно много информации о жизни Езекии даётся в Книге Пророка Исайи (36-39)».
  До Езекии в  Южном Иудином государстве царствовал его отец Ахаз. Он в погоне за благосостоянием Иудеи сознательно сблизился с Ассирией. Царь отказался от Единого Бога, приказал построить идолопоклонский жертвенник в Иерусалиме, и, поместив его в храме, возглавил языческое служение. Иудея навлекла на себя Божий гнев и суд. Теперь его сыну предстояло исправить ошибки отца.   
  Шульц выражает предположение, что Езекию поддерживал мудрый пророк Исайя, который до этого пытался образумить Ахаза, и тот его игнорировал. Единственное библейское упоминание о Саргоне, царе Ассирии (Исход, 20:1), указывает на деятельность Исайи в это время.
  Отвечая крутыми мерами на идолопоклонство своего отца, Езекия начал правление самыми широкими реформами в истории Южного царства. В свои 25 лет он увидел постепенный упадок в своей стране и бедствия в соседнем Северном царстве, захват ассирийцами Самарии, расположенной в 60 километрах от Иерусалима.
  Глубоко сознавая, что пленение Израиля было последствием нарушения завета и непослушания Господу (4Царств, 18 глава, 9-12), Езекия возложил своё упование на Бога. Он успешно провёл реформы не только в Иудее, но и в некоторых частях 10-коленного Северного царства Израиль.
  Ему приходилось признавать верховную власть царя Саргона, но серьёзных вмешательств со стороны Ассирии Езекия не терпел. Он вновь открыл храм. Левиты, как служащие при храме издавна, были призваны  для починки и очищения места поклонения. Все предметы идолопоклонства были брошены в поток Кедрон, а осквернённые Ахазом сосуды были освящены. Через шестнадцать дней храм был готов для богослужений. Были введены жертвоприношения. Служения сопровождались музыкой (арфы, цимбалы, кимвалы), как это было принято в дни царя Давида.
  В четырнадцатый год правления царя Езекии войска Сеннахирима подошли к Иерусалиму. Езекия ожидал нападения Ассирии. Вслед за своей духовной реформацией он сосредоточил в совете с ведущими чиновниками правительства всё внимание на обороне. Укрепления вокруг Иерусалима были приведены в порядок и сделаны ещё более прочными. Мастера производили щиты и оружие, между тем военачальники обучали бойцов. Чтобы обеспечить Иерусалим достаточным количеством воды на случай осады, был построен туннель, соединивший Силоамский пруд с источником Геоном. Через 590 метров сплошного камня иудейские строители провели канал.
  Ассирия давно уже захватила укреплённые города Иудеи, и стремилась взять Иерусалим. Чтобы унизить Езекию, запугать народ, и таким образом без боя захватить столицу, царь Сеннахирим отправил туда своих послов. Подойдя с войском к стенам города, они стали кричать, что царь иудейский зря надеется на Господа, Бога Израиля, и что Бог не сможет защитить Иерусалим. Говорили они на еврейском языке, чтобы посеять панику, внести смятение. Народ слышал их похвальбу своими победами, многочисленностью войска, а так же издевательства над их Богом и верой, но молчал. Таков был приказ царя Езекии.
  Агитация врага не навредила евреям. К тому времени в стране вера в Бога была сильной. Сознание людское было пробуждено и закрепилось в страданиях и молитвах. Никаких политических разногласий, которые подрывают устои государства, не было. Страна действовала, как единый отлаженный механизм. Царь Ассирийский снова послал своих воинов для психической атаки. «Пусть твой Бог не обманывает тебя. Иерусалим будет взят», - было написано в послании, который передали осаждённому царю.   
  «Бог обманывает тебя...» Как часто ложные боги обманывают людей, которые поклоняются картинам или статуям. В минуты опасности просить помощи у них стыдно и бессмысленно, как бы понарошку. Идолы и кумиры – людские боги, бывают разных видов. Кому, к примеру, придёт в голову просить помощи (со слезами на глазах) у своих денег, драгоценностей или какой-нибудь недвижимости. Поэтому можно сказать, что таких богов просто не существует. Правда, есть ещё дьявол и сатана, который является для некоторых людей богом. Но это всего лишь творение Создателя и в конечном счёте он подчиняется Хозяину всего. Потому для людей он тоже – фальшивый бог. Ассирийцы были язычниками, поклоняющиеся идолам, потому и не знали Истинного Всемогущего Творца. Они искренне заблуждались, оскорбляя евреев и их Бога.
  Бог Живой любит людей и хочет, чтобы мы обращались к Нему. Евреи так и сделали. Они – маленький осаждённый народ, зажатый в ограниченное пространство, с надеждой и верой устремили взоры ввысь, и Творец, как Великая гора, навис над обидчиками. Что такое против Него, Могучего Властелина, – армия злых людишек, кажущихся с высоты его ВЕЛИЧИЯ муравьями или даже микробами?
  Письмо агрессора содержало угрозу не человеческую. Его словами выражался враг духовный, желающий взять на испуг, сломить волю народа. Страх побуждает людей делать ошибки. Вот почему в тяжёлые минуты так важна горячая молитва к Отцу Небесному.
   Езекия после прочтения письма, адресованного теперь уже лично ему, взял свиток с угрозами и пошёл в храм, развернул его и стал жаловаться Богу-Отцу. Называл он Его Господь воинств, Бог Израиля, восседающий на херувимах, единственный Бог для всех царств Земли. Почему царь ассирийский оскорбляет Его? Это немыслимо и возмутительно!
  Так же когда-то возмутился молоденький Давид, ставший позже царём, когда услышал оскорбления евреев и их Бога перед битвой с филистимлянами. С этим мириться он не стал и, призвав искренней молитвой на помощь Отца Небесного, поразил огромного вражьего воина единственным камнем из пращи, что и решило исход победы.
 Вот и на сей раз не оставил в беде Бог своих любящих сынов. Рассказ в детской Библии повествует: «В ту же ночь ангел Господа поразил войско царя ассирийского, забрал его воинов. Сеннахирим вернулся в Ниневию. Когда он совершал поклонение в храме бога своего языческого, заговорщики убили его».
   Угроза Ассирии была устранена, а Езекии Бог продлил жизнь. Исайя предсказал, что следующее поколение будет рабами у Вавилона на протяжении сорока лет, тем не менее это выдающееся избавление могло послужить новым толчком для реформации, так как покой и мир продолжались до конца его правления.
  Царь Езекия вошёл в историю как один из самых мудрых царей, который не превозносился над другими людьми, надеющимися на свою власть, а уповал на Господа, Бога своего. Закончу я свой рассказ строчками из Библии, 2-я книга Царств 22:2 :
«Господь – твердыня моя,
 И крепость моя,
 И избавитель мой».