Борис Бельский. Обзор по зимнему туру 2013-14

Литературный Фестиваль Рунета
На протяжении последних лет от широких трибун до последних закоулков постоянно возникают горячие споры о месте сетевой поэзии в литературном процессе.

Прочитав несколько раз предложенный лонг, убедился, что проблема во многом надуманная. Лучшие стихи, предложенные в этом списке, не удивят, если их встретить в каком-нибудь толстом журнале. Но это вовсе не говорит, что сетевая поэзия совершила качественный скачок. Скорее, журналы снизили планку, пойдя на поводу у массового потребителя.

И в какой степени существующее положение вещей зависит от пишущих?

В этом не вина поэтов, а их беда. Мы целиком отражаем то, что происходит в жизни. Что видим, то и поем. Боюсь, мало что сможем оставить после себя завтрашнему дню. Одни и те же люди, авторы, проблемы, и комплексы - одни и те же.

Стоит ли писать вообще в такой безрадостной ситуации? Конечно же, стоит. Если нашему поколению эпохой отведено толочь воду в ступе, надо толочь. Рано или поздно из этой ступы что-то, да обязательно выплеснется.

Итак, приступим:
 

1. Алекс Трудлер "секреты близости" http://www.stihi.ru/2011/12/17/9601

пока на нас надета паранджа сомнения, и будущее метит за целью цель, кривляясь и визжа писулькой в неотправленном конверте, я на тебя смотрю, как в пустоту прицельно и бесстрастно смотрят пушки, чуть приглушив надежду и мечту следами незаконченной пирушки.
ты помнишь, как в водоворотах слов мы долго и мучительно любили, соорудив искусственный покров из офисной и придорожной пыли. мы знали, что потом настанет миг прощания и чувствам скажем: выше! в подъездах, задавив ладонью крик, мы быстро и стремительно задышим. а дальше – больше, улицы, кино, скамейки парков, номера отелей – нам было так с тобою всё равно, что время и пространство заболели и умерли на час или на два, на день, неделю... видно это надо –
понять и оценить свои права и правила случайного парада на площади сенатской или той – последней детской площади циона, где камни жгут огнём на мостовой подошвы мародёров и влюблённых. бегут. и мы бежим за тем (за кем?), кто обещал, прижатый нимбом к солнцу, за каждое признание "жетем" прощать нам обещание "вернёмся".

мы радуемся. ты и я. и мы. и непогода к смазанной причёске прохладными ладонями зимы прилаживает ленточки и блёстки. и паранджа сомнения спадёт. я верю. нужно верить, чтобы выжить, и перед каждым вызовом на взлёт к тебе лишь наклоняюсь ближе. ближе

Даже если оставить без внимания паранджу, которая влетела в текст из восточной стилистики и никак не реализовалась в тексте в дальнейшем и ни в чем не нашла поддержки, но первая и третья части кажутся в этом тексте необязательными и лишними.
Вторая часть оказалась интересной по замыслу и музыкальности, но осталась в виде черновых заметок на будущее – началось все с набора штампов (водоворот слов, мучительно любили) смешением всех возможных и невозможных понятий, где архаичный «покров» эклетично засыпан офисной пылью.  И закончился фрагмент такой же неразберихой, в которой те же штампы (камни жгут огнем, нимб солнца) как мне показалось, нелогично и некстати разбавлены Ларой Фабиан (первая ассоциация, возникающая на "жетем").
Авторский замысел оказался невыполненным, либо, непонятным для меня.
Привлекает экспрессивность текста, в хорошем смысле – напор, и возможность дальнейшей с ним работы. Важно, чтобы автор сам точно знал – чего он хочет получить в результате. Если пушки в конверте после пирушки – можно все оставить, как есть.

2. Александра Герасимова "музыка" http://www.stihi.ru/2013/12/12/9277

я слышу эту музыку
порой
она бессвязна и неблагозвучна
за чьей-то неосмысленной игрой
мне маетно и суетно и скучно
но чаще я иду на этот звук
такой далёкий но такой знакомый
меня зовут
я знаю что зовут
и я ступаю набожно из дома
и музыка родит меня родит
больной не порывая пуповины
мне не отстать и не опередить
мы сёстры-близнецы
остры едины
и кажется она уже во мне
мне кажется что я её играю

но чем она прекрасней и слышней
чем большее я ведаю о ней
тем ближе я к чернеющему краю

Хорошее стихотворение.
Тем не менее – возникли мелкие сомнения по использованию отдельных слов:
Первое - «набожно» - разрешилось быстро, если принять формулу «Бог в душе» за истину, второе не разрешилось до сих пор – почему сестры остры? Видимо, что-то очень личное. Если имелось в виду взаимопроникновение, то это не прозвучало. С неразрывной пуповиной пришлось смириться после долгих размышлений. Не уверен, что это удачный фрагмент, но вполне допустимый.
Если автора устраивает такая категория, как допустимость, то фрагмент с натяжкой жизнеспособен.
Хочется отметить звучание текста.
В целом по стихотворению – мастерство налицо, но никаких открытий не произошло, а жаль.
«за чьей-то неосмысленной игрой
мне маетно и суетно и скучно» - незыблемость слов в строке покорила.

Но стоит ли сегодня соперничать с 19-ым веком – не уверен. Во времена Фета этот текст выглядел бы органичнее.



3. Алёна Рычкова "Я оголила окна..." http://www.stihi.ru/2013/12/12/5305

Я оголила окна для зимы,
Пред новым годом сдёрнув занавески.
Галдят сороки в близком перелеске,
У стрекотух на это повод веский –
Коровья шкура встала на дыбы
На кольях, вбитых в снеговую кашу.
Я стёкла тру до скрипа, до тех пор
Покуда плод,  катящий за бугор,
Не упадёт в подставленную чашу,
Сиренево окрасив дом и двор.
Я оголила окна. Тихий свет
И белый снег вошли в проёмы комнат
Чтоб здесь остаться, чтоб позволить помнить:
На этом стуле сиживал мой дед,
Подзор крахмальный – бабушка вязала,
А чемоданчик этот по вокзалам
Мотался с папой, а теперь стоит
Поблёскивая лаком декупажным.
Подумать страшно: кто-нибудь,  однажды,
Всю жизнь мою вот так перекроит…

Стихотворение понравилось, но начало стихотворения  -
«Я оголила окна для зимы, Пред новым годом сдёрнув занавески»,
 и его финал
«…кто-нибудь,  однажды, Всю жизнь мою вот так перекроит…
как мне кажется, остались не связанными.
Для меня, как для читателя, текст начался со строчки «Тихий свет
И белый снег вошли в проёмы комнат,»
И жаль, оставшуюся отдельно от этого фрагмента, коровью шкуру на кольях.

Но зрелость автора и его мастерство сомнений не вызвали.




4. Алендеев "вот" http://www.stihi.ru/2013/12/22/12184

куриный киль  среди голов килячьих,
глядящих безучастно, стал горою,
с него ночной порою сны на клячах
спускаются, не новые герои,
чтоб сгинуть на фарфоровой арене;
реальность мира, плод великих битв
на плоскости клеенчатой вселенной,
лишь отношенье выживших к убитым
определяет, остальное – ложь:
вот я убит, вот ты меня несешь
и голову поддерживаешь, держишь,
так было прежде, нынче – отсечешь,
пожалуй нет, помедленней – отрежешь.
вот нож.

Очень неплохо – чего только не привидится в блеске опустевшей тарелки на сытый желудок. Почти сюрреалистичное начало, стоило ли из него вываливаться? Не смогу ответить на этот вопрос. Но начало для меня оказалось интереснее, нежели весь текст в целом.
Ps/ в современном поэтическом языке употребление таких форм, как горою (вместо горой) и порою (вместо порой) немного стушевали впечатление. Мне кажется, что подобные словоформы отжили свое. Горой, порой – звучит весомей и материальней. Сегодняшней.
Во второй части понравилось –
«…на плоскости клеенчатой вселенной,
лишь отношенье выживших к убитым
определяет, остальное – ложь:
вот я убит, вот ты меня несешь
и голову поддерживаешь, держишь,…» (с)
и даже глагольные рифмы ничего не портят. Но это уже совсем другое стихотворение.
В целом же очень положительное ощущение от текста.
Что-то надо делать с композиционной уравновешенностью частей. Звучание, конечно же, соединяет, но не звуком единым…


5. Амаро *** ("Темно, декабрь...") http://www.stihi.ru/2012/12/11/11385

Темно,
декабрь,
идет четвертый снег,
хотя уже возможно даже пятый...
Он чист как все,
ничуть не хуже тех,
напоминает
взрыв на складе ваты

Господень тетрис,
высшую игру,
падение кристалликов с обрыва,
как будто мечет белую икру,
на небеса забравшаяся рыба...

Наискосок,
наощупь в темноте,
он словно книгу древнюю листает
где каждая снежинка имя тех,
кто залетал на Землю,
и растаял

Он помнит всех,
кого зовут – Адам,
и остальных – Иов, Иона, Яков...
как сам бывал весенняя вода,
и на песок, с лица стекая, капал,

Кружит беззвучно,
как в немом кино,
чуть тормозя полёт на месте склейки
и облепляет губы, веки, нос
о нас на память собирая слепки

В угоду моде двадцатилетней давности немое кино в финале испортило стихотворение. Казалось бы – беспроигрышный ход, но его необязательность и набившая оскомину частая повторяемость,  уже перестали будоражить.
И все же – кристаллики откуда падают, с обрыва, или с небес?  Избыточное предложение, надо бы разобраться, что для автора важнее – высшая игра Творца, или сравнение Творца с (такой же, когда-то модной) рыбой.
Облепляет – слепки – однокоренные на таком приближении друг к другу явно не достоинство. С финалом предстоит работа и немалая.
В целом же, как замысел, хорошо и многие фрагменты понравились.



6. Андрей Ал Васильев "Птичка умещается в ладошку..." http://www.stihi.ru/2013/11/11/3597

Птичка умещается в ладошку.
Песня уместилась в голове.
Солнечный полуденный горошек
Весело рассыпался в траве.

А над нами кто-то тонко кличет,
А потом – в тростиночку дудеть.
Как зовут? Неважно. Просто птички.
Им летать, а нам на них глядеть.

Отыщи черту на небосклоне,
Ту, что отделяет небосвод.
Если наши встретятся ладони,
Между ними птичка запоёт.

Эх, как жаль! Такое чудное стихотворение.
Автор, ну зачем вы пошли на поводу у тривиальных представлений о том, что в стихе должна обязательно присутствовать нечто весомо обобщающее, в общем, в поэтический текст не вовремя включилась голова и все испортила?
Ну почему вы не закончили свой текст на строчке:
«…Просто птички.
Им летать, а нам на них глядеть.» (с)
Этого достаточно.
Но настроение от этого стихотворения остается надолго!


7. Аюна Аюна "Бездонная ночь" http://www.stihi.ru/2010/01/20/103

Им ночь не нужна.
Они засыпают вместе
и просыпаются вместе.
Блаженные.


Ощущение, доведенное до иероглифа!
Насколько помню, у «блаженных» три значения.
В прямом значении – видящий Бога на Небесах, на Руси – синоним юродивого. Но кажется мне, что здесь ближе древнегреческое – станут счастливыми, кстати, слово имеет только будущее время. То есть - блаженным нельзя быть сию минуту. 
Не знаю, что делать с этим стихотворением – для таких текстов нужен свой формат конкурса. У меня на столе нет тех серебряных весов, на которых можно было бы измерить удельный вес этого стихотворения.

8. Башмакофъ "После гримерки" http://www.stihi.ru/2013/12/15/10318

Если думать о стертых подмостках – читай, неизбежности –
Понимая, что жизнь перекрестна сложившейся местности; 
Примерять свои роли, согласно моменту сознания, –
То глоток алкоголя начнет обретать очертания
Разрисованных стен, неизменной мансардовой лестницы.
На бумажном листе нервный возглас, боюсь, не уместится.
Но замедлится бег выгибающих спины троллейбусов.
Просто взглянешь наверх и почувствуешь полное небо псов.
Стройно брешут о чем-то, похожем на светские новости.
Мол, живет дурачок, наплевав на среду и условности.
Красит мелом лицо, чтоб казаться до срока не узнанным.
Храбрецой, хрипотцой, интонацией – ясен, но бьется в нем
Невесомая ось, что несет атмосферные тяжести.
Эту древнюю кость обглодать бы! – да трудно отважиться.
И темнеет она и щекочет особенным запахом,
Пробуждая щенячье желанье чего-то внезапного.

Отличное стихотворение. И хоть непросто мгновенно, в момент чтения, находить взаимосвязи между отдельными строками и мыслями автора, но это было интересно.
Я долго читал это стихотворение и поздравляю с ним автора.
Только кость до конца обгладывать не стоит, надо оставить на ней куски нетронутого мяса, чтобы не соскользнуть с этой оси.
Мне кажется, что стертые подмостки и бумажный лист, несколько спорят между собой за смысловое первенство в начале текста. Я бы что-то из них усилил, что-то ослабил, в зависимости от авторского намерения.

9. Борис Поляков 2 "Уходит осень" http://stihi.ru/2010/04/24/82

Брожу среди  притихших  сосен
по льдинкам  –  собственным  следам.
Уходит,  не  прощаясь,  осень,
но  не  на  год,  а  навсегда.

Не  удержать  её  ни  силой,
ни  покаяньем,  ни  мольбой.
Уходит  в  никуда  Россия  –
моя  последняя  любовь.

Слепой,  иду  напропалую,
и  осень,  холодом  звеня,
всё  чаще,  всё  больней  целует
сухими  листьями  меня…

Неплохой пример гражданской лирики, без лозунгов, лобовых оценок, прямолинейных призывов. Не оценивая авторскую позицию в гражданском смысле, тексту веришь. Это главное.
Будучи, по личным обстоятельствам, очень хорошо знакомым с соснами,  предлагаю в последнюю строку внести правку –
«Сухими иглами меня»



10. Виктор Коврижных "Снег шахтёрского города" http://www.stihi.ru/2014/01/11/5053

Чёрный снег, чёрный снег, чёрный снег
под ногами устало скрипит.
Он сойдёт, он сойдёт по весне,
но во мне он залёг, не избыт.

Как вина и своя, и чужих,
он скрипит над душою моей.
Я боюсь, что отпущенных дней
мне не хватит его пережить.

Оглянусь и – ослепну на миг:
пробивается девственный свет,
словно детский пронзительный крик -
на снегу мной оставленный след.

Нравится, как замысел. Продуманность композиции. Но хочется пожелать этому тексту поменьше общих слов, от поэзии до публицистики намного ближе, чем может показаться на первый взгляд.
Первый катрен хорош, но дальше хотелось бы больше авторского.


11. Галинас "мне стали безразличны города..." http://www.stihi.ru/rec.html?2013/12/17/8411

мне стали безразличны города
бензином пахнет талая вода
гудят паромы северного порта
и божий день похож на божий плен
он поднимает нищего с колен
и делит на людей второго сорта

на небе между праздничных огней
летают стаи мирных голубей
и прочие объекты наблюдений
электрики меняют провода
журчит по трубам ржавая вода
обогревая стены помещений

и зимний день на зимний день похож
вокруг мелькают спины черных кож
курсанты прячут золотые ленты
скрипит железом старая качель
и девочка несет виолончель
сутулясь под тяжелым инструментом

Хорошее стихотворение.
Одна строчка выбивается из него - не совсем понимаю, как можно одного нищего поделить на один сорт, хоть второй, хоть первый - но небольшую неточность в конструкции предложения прощаю за актуальный поэтический язык. (понятно, что автор опустил несколько второстепенных слов, часто этот прием работает, но в конкретном случае прием сработал «против», непреднамеренно появилось иное, не предусмотренное автором, прочтение, которое логически ошибочно)

Вообще, говоря о современности сегодняшнего поэтического языка в этом тексте, надо бы с осторожностью оглянуться на поэзию Франции, Бельгии, Нидерландов 70-ых 80-ых годов двадцатого века. Очень напомнило переводы Вильгельма Левика.


12. Дваждыдва "когда бы не стихи" http://www.stihi.ru/2013/11/06/5710

О, лысый богомол, блестящие одежды,
бубенчиковый сон – дин-дон – табу глухих.
Из двух радушных зол мне утешаться тем, что
неслышно выйти вон когда бы не стихи

Когда б не звонкий лес в брусочке деревянном,
не лист берестяной с отметиной строки
простился б разве след на правом безымянном
печати лубяной когда бы не стихи

Достойны ли сверчка повадки богомола?
Займутся ли дрова в рисованном огне?
За медленную казнь, замоленную словом,
ату его! – и в ад когда стихи бы не…

Об этом стихотворении я уже писал на БЛК в отборочном туре. Все, что мог сказать автору, автор знает.
Что сказать читателям конкурса – просто читайте это стихотворение. Моих рекомендаций ему не требуется. Оно самодостаточно.

13. Dimir Dimirov "Додециллион" http://www.stihi.ru/2013/12/27/3693

можешь ли ты представить себе цифру " додециллион"?
все тридцать девять нулей и единицу вначале?
столько частиц во мне радости и печали
хочешь я нарисую смотри – вот он:

1 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000

правда похож на поезд с пустыми окнами?
все пассажиры вышли устали трястись на полках
ты смеешься потряхиваешь своими локонами –
даже эта огромная цифра всего лишь иголка
в том стогу сена что ты сметала уже про запас
на долгую зиму на жизнь – одной больше одною меньше
я никогда не мог понять вашу логику женщин:
не нужен но пусть лежит не смыкая глаз
думая думая думая думая – а вдруг?
позовет и сломает – но так будет легче
чем бояться прорвать этот огненный круг
ожиданья не правда что время лечит –
уродует обнажает дергает каждый нерв
и все больнее дышать как будто тебя засунули
в старую ржавую банку вместо невкусных консерв -
(ов – добавляет компьютер – зануда рисуй нули!)
их так много во мне – пустых отгоревших ячеек
и уже не наполнить ничем эти шарики громко лопнув
будут лежать под твоими ногами при свете свечейном
в новогоднюю ночь когда ярко зажгутся окна
скоро этот праздник придет и к тебе и ко мне
ты загадаешь желание под бой курантов уверена
что все сбудется твое время еще не меряно
а у меня период сбора потерянных в этой жизни камней
только куда их сложить разве что выстроить башню
до самого неба и водрузить единицу над ней
памятью одиночеству ты знаешь а мне не страшно
разлететься на атомы стать пузырьком на дне
в твоем аквариуме с неоновыми рыбками
тихо лежать отражая боками свет
ты однажды вспомнишь и спросишь у тишины с улыбкою:
где ты? ну что ты молчишь?
а меня – нет…

Стихотворение – одно из тех, которые мне кажутся явными фаворитами на короткой дистанции этого конкурса.
«…период сбора потерянных в этой жизни камней
только куда их сложить…» (с) отлично, как и нули в окнах вагонов.

Вообще, очень нравится авторская манера спокойно обходиться без крика, говоря о совсем непростых вещах.



14. Евгения Костюкова "саломея" http://www.stihi.ru/2013/10/21/7439

не страхом единым спасёмся, не страхом единым.
два облака – божий кулак да младенца седины
столкнулись над спящей в своей красоте саломеей.
так странно – я с каждою слабостью вижу яснее,
как девочка-танец становится девой-змеёю
и, шкурки снимая, ползёт над священной землёю.
а взгляды мужчин – мотыльки, чей полёт скоротечен –
наколоты на остриё полыхающей свечки
созревшего тела, в котором ютятся прохлада
и жар обречённого на одиночество сада.
нет матери, ирода, только звучание плоти,
оно громогласней духовных и прочих мелодий,
нет жажды желаний, поскольку желанья – бесплотны.
принцесса плывёт и плывёт в глубине преисподней,
где прячется зверь в равнодушие жертвы влюблённый,
где семь покрывал не разрезать на ворох пелёнок,
где капает кровь из любого закрытого крана,
где нет ни огня, кроме глаз иоанна.

Одно из лучших стихотворений тура.
Взявшись за такую тему, автор одновременно и выигрыше, и в проигрыше.
Выигрыш состоит в заявке своих претензий на вечность,
Проигрыш в опасности неизбежного сравнения со всем, что было написано до того. Автору удалось избежать всех многочисленных ловушек, расставленных на этом длинном пути, и найти свою извилистую и тонкую тропку к собственному финалу, правда, не без потерь и ушибов. Один раз автора занесло на духовных мелодиях (частный случай, лучше бы от него избавиться) второй раз ударило о кран.
 Но в целом стихотворение состоялось.

15. Елена Албул "Памяти Р" http://www.stihi.ru/2013/10/22/6516

В прошлой жизни? вчера ли? – так много пролистано лет,
что сквозь время я вижу лишь контура самую малость –
я просила у мамы включённым оставить  мне свет,
и она оставляла – чтоб я темноты не боялась.

А теперь, когда книга закрыта и жизнь прожита,
когда, кажется, даже вдохнуть не смогу без усилий,
когда знаю, что скоро накроет меня чернота –
у кого мне теперь попросить, чтобы свет не гасили?..

Замечательно! Авторская скупость, возведенная в литературный прием, сказала больше, чем все бесконечные словеса, которые можно было бы при желании нанизать на эту ось: рождение – смерть.

16. Елена Анирусс "Скрипит земная ось" http://www.stihi.ru/2013/11/11/4399

Скрипит земная ось. Земли телега,
Орбиту подминая колесом,
Везёт нас в тишину и тяжесть снега
Хоть первый снег пока и невесом.

Ложится он на сонную дорогу,
Скрывая корку утреннего льда…
А нас везут, как встарь везли к  острогу
Преступников царёвых навсегда, -

Молчал казённый сумрачный возница,
Тянулись мысли и душа назад,
Цеплялась память за родные лица,
И колокольчик тренькал невпопад.

Но где-то впереди,  в кромешной дали,
Мерцали огоньки за пеленой...
Там, в деревнях, старухи подавали
Краюшку хлеба в тряпочке льняной.

Почти публицистический текст спасла  краюшка хлеба в тряпочке льняной.


17. Елена Наильевна "Слова" http://www.stihi.ru/2013/07/15/5835

Слова как нож,
и мы как в подворотне.
И убегу теперь уже едва.

Из сапога, зажав рукою рот мне,
ты достаёшь клинковые слова.
Слова блестят, слова остры и колки,
вот-вот они поселятся внутри.
Смотри – уже посыпались осколки
окрестных манекеновых витрин,
и воробьи посыпались горстями,
и фонари раздумали стоять
от финок-слов, входящих в грудь гостями,
по самую резную рукоять!
А ты вводи, сильней, чтоб не ще-кот-но,
чтоб навсегда захлопнулось в груди.

Недаром синий кот у подворотни
дорогу мне сейчас переходил.

Не совсем понимаю, как можно слова доставать из сапога.
Понятно, чего хотел автор сказать, но сказал совсем иначе и про другое.
Синий кот в финале низвел трагедию до фарса.
Но в целом – неплохо.


18. Иван Грозный "Переходили улицу слова" http://www.stihi.ru/2014/01/06/4795

Сто тысяч глаз сверлили перекрёсток,
От напряженья ныла голова,
Нет, не крушенье, там по зебре просто
Переходили улицу слова.

Негромкие, не попадали в ноты,
Шли голышом, не соблюдая  такт,
Теряли строй, меняли обороты
Без афоризмов, выдержек, цитат.

Стоял вопрос: сегодня или – или.
Ломая трафик  между да и нет,
Слова любви дорогу проходили
И на зелёный, и на красный свет.

Просто театральное шествие.
«Слова негромкие», как и должно быть, тогда откуда такая толпа зевак в сто тысяч?

Или это запланированный и объявленный через социальные сети флэш-моб?
В общем, стихотворение прочиталось, но антураж действия, мне кажется, не срастается с самим действием. Кроме того, не вижу необходимости в таком дублировании – в начале уже было про черно-белые полоски пешеходной зебры на перекрестке, стоило ли это подчеркивать разноцветными огнями светофора?
В общем – неплохо, но цельной картины у меня не сложилось.

19. Игорь Гонохов "Чарующая пустота" http://www.stihi.ru/2012/02/08/9361

аптека, завод, казармы – из красного кирпича,
старые, потемневшие, но яркие на закате.
зачем об этом рассказывать? (будто бы обещал),
хватит, не надо подробностей, лучше умолкнуть, хватит.

пытался найти свой двор... нашёл в середине куста
пластмассовую машинку, что в детстве туда упала.
так расцвела под сердцем чарующая пустота,
как расцвела бы в озере размером с яхту – купава.

скажу вам – щемяще больно в прошедшем что-то искать,
хотя и подъезд мой рядом и окна – по всем приметам.
вон персиковый котёнок, (мне было тогда лет пять),
но только, зачем я снова? не надо, хватит об этом.

а пустота наполняет, смешивается с судьбой:
недавно порвал с друзьями, уехал, сменил работу,
так, возвратясь из пустыни и став там самим собой,
стираешь всю биографию, уничтожаешь фото...

потом не отыщешь двор, но странно – в любой стороне,
(как детская та машинка), многое будет знакомо –
и персиковый котёнок – в Саратове на стене,
и крупный тропический жук, что в синий хитин закован...

Хорошая идея и не вполне достаточная реализация.
Понятно из текста, что мешает стереть внутри себя все прошлое, но мне совсем оказалось непонятно, для чего ЛГ это нужно. Скоротечное упоминание пустыни дает повод сочинить за автора причину такого желания, но хотелось бы увидеть это в тексте в авторском изготовлении, тем более, что автор технически ремеслом владеет, куда уж лучше.
Характер ЛГ остался за текстом, а жаль.

20. Игорь Григоров "О нём" http://www.stihi.ru/2013/12/06/119

Как на белую трость,
опираясь на робкий,
странный,
долу отданный взгляд,
удивляясь себе,
ночами
ищет прошлую жизнь –
преступивший
черты и грани,
потерявший себя,
обронивший в ночи,
случайно.

Ему кажется, будто
себя отыскать
не поздно:
он был прежде велик,
и такого найти –
не трудно…
А ему попадаются
только упавшие
звезды:
он их все поднимает
и прячет в карман
нагрудный –

Рядом с паспортом, что
весь истрепан, как путь
к свободе.
Он похож на свой паспорт –
как все. В нем дыра
сквозная.
Его голос негромок,
и для площадей
негоден,
а хорош для молитв,
только вот он молитв
не знает…

По личным причинам (странным образом, словно я сам писал это стихотворение, не конкретно, размещенное на конкурсной странице, но совпадающее темой, формой, даже в построении переносов, даже в финале у меня было: «но я не знаю иных молитв») мне трудно оценивать это стихотворение.
Ps/ на весь текст у меня одно замечание – мне не близко слово «велик»

21. Клавдия Смирягина Дмитриева "Чучельник" http://www.stihi.ru/2013/11/24/10657

Ойкнула, звякнув, и смолкла гитара; уши прижав, ощетинился кот. Это по городу Чучельник старый, тяжко на трость опираясь, идёт. Спешно захлопнулись двери и ставни, улепетнула домой ребятня. Чучельник, Чучельник, недруг мой давний, снова ты ищешь сегодня меня.
Время придёт – и сыграем в гляделки. Но не пора мне пока на покой. Всё ещё сыплется бисер мой мелкий и завивается новой строкой.
Резко взметнувшись, упали ресницы. В сивых усах заблудился смешок. И деревянно свалилась синица прямо в потёртый холщовый мешок.
Ну, и довольно с тебя на сегодня. Мало? Смотри – босонога, сиза, нищенка-осень в дырявом исподнем смотрит тебе, не мигая, в глаза.

Не увидел острой необходимости в предложенном читателю формате А4, в привычном формате этот текст, за счет акцентированных интонаций, читался бы много лучще.
Я не настолько закомплексованный читатель, но всякая форма должна быть оправдана задачей. Это не письмо, не смс-ка, не поток сознания.
Учитывая, что текст написан мастерски, могу предположить, что «модная» форма выбрана автором для привлечения новых категорий читателей. А наличие грамотно расставленных знаков препинания говорит о том, что эта форма для самого автора непривычна. То есть – пиар-акция, и при предъявленном мастерстве наблюдать это оказалось неприятно.
Впрочем, стихотворение написано отлично, никуда не денешься.


22. Ла Светлана "азбуки веди глаголы иди иди" http://www.stihi.ru/rec.html?2013/12/07/1615

 азбуки веди глаголы иди иди
 прямо по улице мимо меня прохожей
 твой поворот на четыре планеты позже
 там где фонарь поворотный всегда чадит

 азбуки веди глаголы куда куда
 едет телега багажная мимо мимо
 вот поворот начинаем протестный митинг
 правда сегодня как раз на часах среда

 азбуки веди глаголы ага ага
 все знаменосцы и все завотделы бубнов
 только в четверг обещали сюда прибудут
 видимость нынче неважная – в полшага

 азбуки веди глаголы летит летит
 смотрит как мы четверговые планы строим
 ветер которому мы ни родня ни ровня
 ветер который мурлычет другой мотив
Не узнать автора невозможно.

Расширять возможности привычных слов, основная литературная задача, и автор ее с успехом решает.
Впору учредить отдельный приз и назвать его как-нибудь намеренно официально-казенно – «Приз за любовь к словам»



23. Лина Сальникова "Колокол" http://www.stihi.ru/2014/01/18/8967

Я колокол, гулкий колокол. Голос – медь.
В меня ударяют – и я о себе пою.

Вам ли уметь заставлять меня? Вам ли сметь дергать канаты и сочинять мою
 жизнь за меня? Вот на площади шум и пыль. Шум все сильнее похож на протяжный вой.
Мне безразличны выкрики из толпы. Я ничего не должен им. Ничего.
Был тут один, он из мощной моей груди умел вызволять мелодичный печальный стон.
Но только умельцам положено уходить, меня наполняя пронзительной пустотой.

Я колокол, гулкий колокол. Голос – медь. Оставьте меня – не тяните напрасно жил.

С тех пор, как ушел он, я выбрал окаменеть.
И не пою ничего теперь, кроме лжи.

Тема не нова, можно сказать - вдрызг заезжена, но подача интересная.
Говорят, что звук колокольного звона выправляет орбиту Земли, искривленную падением метеоритов, изменением массы планеты, плотностью космического мусора. Это только говорят, я не проверял.
Но теперь склонен в это поверить
Длинная строка не мешает, при всех длиннотах нет перегруженности и, на удивление, получилось достаточно прозрачное стихотворение. Очень симпатичные разговорные вставки при не растерянном от этого звуке.
Хорошо! Если это уже выработанный стиль – больших способностей автор, как бы пафосно это не звучало. Ни единого сбоя, ни в интонациях, ни в акцентах.

24. Наиль Мелиханов "Письмо с орбиты" http://www.stihi.ru/2013/08/28/3270

Сижу, поджав ноги, на краю дивана и пишу: "Дорогая Жанна. Как я тебя лю..."
А потом думаю: "Ну какая ж она "дорогая", она жена мне"
Комкаю это белое чудо и кидаю в свечу.
(Свет уж два дня как выключили гонят лажу начальнички наши этот пуск еле выклянчили вымучили мать их вашу).
Беру новый лист и ложу
нежной белой спинкой на стола подстилку
и снова пишу: "Милая моя Жанна! Как я тебя лю..."
Ну и кому это надо? "Лю" горького шоколада?
Такая досада с засадой остаться совсем без связей.
Интернет – не то слово – "глючит",
а как будто сто течных сучек
набросились на кабеля стаей
одну оптошкуру оставив.
"Жанна, милая Жанна!
Как там наша Диана?
Помню, ходила в школу,
любила чипсы и колу.
Выросла уж, наверное,
без отца и ремня. Скверно."
Рукой сожму эту слюнявую лабуду и – в звезду
в иллюминаторе.
А помнишь? Как на экваторе
лежали мы на боку
как две десертные ложки,
поджав к подбородку ножки?
Нет, не идёт начало. Попробую окончание:
"У нас тут всё хорошо:
ем в тюбиках порошок.
Напарник вот, правда, сдох,
а жалко, был классный док.
А мы с хомячком Стёпой -
исправные пацаны.
Вчера больно стукнулся попой
я. Во время затменья Луны".
Ну вот, бутылка закончилась,
и свечку пора обесточивать,
лист белый в бутылку кладу,
как в скверну. Гореть мне в аду.

Своё зелёное интернет-послание залеплю серым жёваным мякишем
и запущу на заклание как падающую звезду по ходу в чёрную глубину.
А что тут лететь? – всего-то двести световых лет.

Если только наступить себе на оба уха и анти-эстетику отнести к поэзии, тогда может быть, но это обращено не ко мне. Как сюжет - попытка написать письмо, всякий раз отправляющееся в корзину, интересно, но это уже было ранее в кинофильме, давно ставшего классикой.


25. Не Все Ли Равно "другие места" http://www.stihi.ru/2013/07/24/5084

 в окружающем пространстве меньше дыр
 предметы попавшие в стихи существуют дважды
 вдохновению нужны перемены но летом сложно
 жарко и больше ничего разве что пожар

 дерево внезапно порыжевшее стоит по инерции
 как буриданов осёл не зная куда падать
 если не ветер подскажет поможет пила
 однажды утром его будто и не было

 воздух займет любое место без усилий
 останется якобы слово но кто опознает
 что речь о том что росло возле того двора
 чьи птицы нашли другие места для пенья

Нет, все же, не каждая мода имеет право быть удостоенной премии GRAZIA Neapolitano. Наверное, с третьей или четвертой попытки мне удалось после первой строчки вставить дефис.
С этого момента стихотворение состоялось и оказалось вполне интересным.
Особенно понравились строчки:
«предметы попавшие в стихи существуют дважды»,
«дерево внезапно порыжевшее стоит по инерции
 как буриданов осёл не зная куда падать»,
«останется якобы слово но кто опознает
 что речь о том что росло возле того двора
чьи птицы».
Но цельного впечатления не возникло, видимо потому, что поэтический текст - это неизменяемый порядок слов, и хотя попытку стоит засчитать, как удачную, отдельные строчки, на мой взгляд, требуют более точной редакции.
И отдельное спасибо за поющих птиц.
Ps/ Автор, не ведитесь на глупости – знаки препинания такая же часть русского языка, как слова и пробелы между ними.

26. Николай Лосинский "Оставь мне весточку" http://www.stihi.ru/2014/01/13/6708

Оставь мне весточку
               в том доме, где жила,
Где в новоселье кошку завела,
И где, герань в горшочке поливая,
Ждала меня с последнего трамвая.
Оставь мне весточку
               в том доме, где жил я,
Крошил батон озябшим воробьям,
На форточку слетавшимся под утро
Разучивать в мороз январский сутру.
Оставь, не выноси, не превращай
В пустынный остров заповедный край,
На рай похожий в тесноте прихожей,
Впитавшей запах «Живанши» и кожи,
Сверкающей ключами и замками,
Шуршащей фетром, пестрыми шарфами
В прищуре петель из колючей шерсти.
Последний раз сидели молча вместе
На чемоданах долгую минуту,
Свободные и сильные, как-будто,
От дома, от герани и от кошки,
Скребущей запотевшее окошко,
В прицел зрачка поймавшей воробья,
Клюющего не крошки, а меня.

Единственное сомнение, которое у меня возникло – композиционный перекос в пользу деталей, сопровождающих в тексте само действие.
Тем не менее, очень приятное впечатление от этого стихотворения,
Спасибо!

27. Олег Паршев "К Рождеству" http://www.stihi.ru/2014/01/03/6306

Вот уж скоро месяц ангелы полощут,
Чистят, отмывают поднебесный свод.
Я гляжу с балкона на фонтан и площадь.
В городе уныло. Сверху так и льёт.
Ни весной, ни летом небо не стирали.
И оно тускнеет, словно серый кит.
К ноябрю – не знаю… Справятся едва ли.
Лишь к зиме, пожалуй, небо заблестит.
Ангелам привычно. Трут себе исправно.
Утром – по фрагменту, ночью целиком.
К вечеру посмотрят – вроде б, вышло славно.
Ну, ещё немножко – звёздным порошком.
К Рождеству, конечно, будет всё в порядке:
Ветры – шелковисты, тучки – завиты.
Разольётся святость, а потом украдкой
Поплывут над нами синие киты.

Мелкие шероховатости можно принять и постараться представить,  можно не обращать внимания на путаницу цветов - синее безоблачное небо - неподвижно, серое в тучах движется за счет движения туч, все это мелочи на самом деле, но не люблю ангелов в стихах, тем более, когда они заняты каким-то случайным, а не своим прямым, делом.
Замысел изначально хорош, но в стихотворении слабо прозвучало, что
сияние ангелов = чистота неба,
Надо бы как-то непрямолинейно это связать в тексте, это ведь основная метафора стиха, но она пока неявно существует для читателя, и ангелы выступают в роли альпинистов на фасаде офисного небоскреба, протирающих окна.
И надо устранять рассогласованность в количествах китов – небосводов не может быть несколько, в Божием Царстве небосвод один.   Это же в контексте совсем не облака.

28. Олег Юшкевич "крик" http://www.stihi.ru/2012/10/19/8154

такова смысловая нагрузка дождя:
умирая, кромсать – сухощавость и нервы.
по откосам и трубам стучат, холодят
многоточие смыслов, баррэ барельефов…
к бесу образы, пусть их рисует Басё,
в три строки загоняет дождей километры.
пусть гоняет по кругу иньянь-колесо
черно-белые сны, иероглифы ветра.
мне б стенание стен, потолков – растолочь,
обездвижить не время – хотя бы пространство.
мне беззвучье не в тягость, мне нравится ночь,
но немая, без мыслей, без боли и транса.
за окном – вертикально-напористый дождь
ретуширует небо, а я, безъязыкий,
не хочу получать благодати щепоть
но хочу осознать квинтэссенцию крика.
и еще. эти вещи в себе развинтить
до небес
снизойти, докричаться
до Бога…
__________________________________
кисло-сладкое утро, проснувшись, убить
чаем,
ЧАЙФом,
звонками,
уборкой,
изжогой…
дальше – боль, дальше – больше:
вуаль тишины.
но какой-то звучащей… в конвульсиях… в пене.
такова смысловая нагрузка вины -
рвать на части
минуты,
секунды,
мгновенья...

Не люблю искусственных построений. Стихи или выходят из тебя сами, либо не выходят, и тогда начинаются мозгодробильные мучения – с темой, с формой, со стилистикой, со словарем. И это, увы, всегда заметно в череде надуманностей.
Вторая часть откровенно провальная, скорее всего, автор прибегнул к такому приему (понижение планки) намеренно, но выбрал самый легкий способ. (Существуют и иные приемы - можно почитать «Медного всадника»)
Жаль, автор с легкостью расправляется с техническими проблемами, но решает не литературные задачи.



29. Ольга Королева "Лесные подснежники" http://www.stihi.ru/2011/12/01/5760

  По майской тропе берендея,
  Опутанной прелой травой,
  Ладони на солнышке грея,
  Шел в ельнике дождик грибной.

  Он вился в еловом подлеске,
  Метался, блестел тут и там;
  Стучал, и просился по-детски
  Под хвойную крышу к цветам.

  Поверив, что в листьях сопрелых
  Горит настоящий огонь – 
  Он в белую россыпь несмело
  Протягивал сверху ладонь.

  Сияли цветочные лица –
  Мол, есть в теремочке места!
  И дождь поспешил наклониться,
  Вошел в него... и перестал.

Приятное впечатление, но не больше. Без комментариев.


30. Петра Калугина "Он приехал из Киева" http://www.stihi.ru/2012/12/18/7102

Он приехал из Киева
В модном свитере швом наружу,
Я искала в ОГИ его,
По его забредала душу
В «Буквоед» и в музей Булгакова,
И в «Билингву» в Кривоколенном,
Мне казалось каким-то знаковым
Всё вокруг, необыкновенным,
В эти дни – от огней неоновых
В бутафорских осенних лужах,
До пленительно-саксофоновых
Звуков города… Пояс туже
Затянув (без руки, за талию
Обнимающей, – как согреться?),
Шла по городу, здесь и далее,
Шла по рысьему зову сердца;
Находила, вливалась, слушала, –
Единица аудитории,
Мы почти породнились душами,
Уклонившись от траектории
Притягательной этой встречности,
Этой магии смежных полос…
Там, за кадром, знакомый с вечности,
Почитай мне, любезный голос,
Почитай, в невесомом космосе
Покачай, овевая светом…
«До чего повезло мне, Господи, –
Я его не люблю. Хоть в этом!» -
Так подумав, тебе похлопаю,
Отложив на колени сборник.
Мне не стать твоей Пенелопою
В отплывающий этот вторник,
Нам с тобой не лелеять письмами
Сопричастности нежной завязь;
«Повезло, повезло немыслимо!» -
Говорю себе, удаляясь.
Ухожу – уношу стихи его,
Слов отстукивая морзянку…
…Привези мне себя из Киева
 В модном свитере наизнанку.

В этом есть настоящая жизнь.
Начало откровенно порадовало – показалось – Вот он, вот автор, тот, что ходит со мной по одним улицам, втискивается в тот же вагон метро, перепрыгивает через те же лужи, …
Середина показалась слегка затянутой и более общей,
«Затянув (без руки, за талию
Обнимающей, – как согреться?),» - сложная конструкция для этого текста, она не плохая, но выпирает своей тяжестью на общем легком фоне всего остального текста.
«Привези мне себя» - слишком расхожее клише.
Но в целом стихотворение очень хорошее.



31. Садхак "Безмятежность пахнет мятой..." http://www.stihi.ru/2013/03/01/8719

Безмятежность пахнет мятой, время смято в ком бумажный,
облака сладчайшей ваты проплывают эпатажно.
Размягчаются запреты – крем-брюле на чайных блюдцах...
Здравомыслия куплеты почему-то не поются...

Тюль возвышенных материй занавеской с неба свешен,
а в компосте суеверий цветик веры всходит нежно.
Отпускает хватка стресса, суетливый гул стихает.
Проза жизни повсеместно изъясняется стихами...

Безрассудочности гелий. Невесомость. Самость. Космос.
Ветер ловит ленты трелей и вплетает солнцу в косы.
Время птицей-оригами покружилось и пропало...
Мир повис в бездонной яме бирюзового провала...

Безмятежность. Плеск и свежесть раннемартовской купели.
Созерцательная нежность. Ожидание апреля.
Смыта в землю талым снегом накипь чувств и дум прогорклых.
И душа скользит по небу на пахучей дынной корке...

Внутри текста любые строки или целые строфы можно без ущерба для общего менять местами по собственному произволу. Текст может быть вдвое короче, или настолько же длиннее.

«Безмятежность пахнет мятой, время смято в ком бумажный,
облака сладчайшей ваты проплывают эпатажно.
Смыта в землю талым снегом накипь чувств и дум прогорклых.
И душа скользит по небу на пахучей дынной корке...»  -

- ничего не изменилось.




32. Светлана Шильникова "наводнение на яузе" http://www.stihi.ru/2010/03/06/5694

Полоскали женщины бельё
Из окон, не выходя из дома,
В Яузу выплёскивая всё,
Что таилось на душе укромно.

Полоскали холод и тоску
Вечные военные невесты,
И скреблись о жёсткую доску
Вдовьи закатившиеся песни.

Наполнялась стылая вода
Солью обретённого сиротства.
Прачек бесконечная страда
 Открывала время судоходства.

Вдаль неслись сошедшие с белья
Бабьи нескончаемые слёзы.
Речка вытекала за края,
Рощицы смывая под откосы.

Истирались простыни до дыр
В мартовское утреннее пекло.
Так топило весь московский мир
Наводненье прожитого века.

Лично мне не близка манера 60-70-ых годов прошлого века - Геннадий Шпаликов, Давид Самойлов,  Ольга Берггольц, Наум Коржавин тему закрыли окончательно, создав великолепные образцы в этой стилистике, что, впрочем, не отменяет достоинств этого стихотворения.
Вот ведь - можно же бабьи слезы, которые почти с каждой страницы льются полнее Язузы по всему сайту, заключить в литературную форму.
Я не видел послевоенных лет в силу возраста, но это стихотворение мне кажется убедительным, как в деталях текста, так и в обобщающем последнем катрене.




33. Татьяна Шкодина "Как странно..." http://www.stihi.ru/2014/01/26/1258

Как странно… Дается легко – и теряет вкус
Любая мечта, если гнаться за ней не нужно.
Вот раньше горели глаза, учащался пульс,
Когда возникала она – высока, воздушна…

И чем недоступнее цель, тем желанней приз.
Такой первобытный азарт «богачам» неведом.
Как только срывалась звезда и катилась вниз,
Настойчивый шепот желаний катился следом.

Теперь у любого желания есть цена.
А чем заплатить – узнается по ходу пьесы.
За все, что имею, послушно плачу сполна,
Билет на руках, по маршруту змеятся рельсы.

Плохое? Хорошее? Было. Не зачеркнуть.
Желания гаснут, не выдержав звездопада.
А в детстве для счастья хватало совсем чуть-чуть:
Сиреней в цвету и пузыриков лимонада.


Расхожая мысль, повторенная многократно на половине страниц сайта, расхожие приемы, словарь среднестатистического горожанина.
Лишь пузырики лимонада немного оживили текст и мои детские воспоминания, да легкость в исполнении.


34. Ульяна Валерьевна "По тридцать" http://www.stihi.ru/2013/11/07/1128

Она записалась в зал
 и качает пресc,
подход при мысли о нем -
по тридцать.
У нее появился азарт
и живой интерес:
когда на животе проявятся кубики.
И вообще она могла бы стать автором постоянной рубрики
"Как лечить расставания вискарем
и не спиться" -
раз! -
и даже вести мастер-класс , –
два! /по тридцать/
Она научилась молиться –
шепчет: "Пожалуйста, пусть у него случилась любовь,
а не больница!" –
три! /по тридцать/

А еще она, пожалуй, боится,
что он вернется – все повторится, –
четыре!
пять! -
дыхание перехватывает, сводит поясницу,
и опять, -
шесть!..

"Господи, если Ты есть,
дай нам силы все это вынести!", –
и она увеличивает нагрузку до пятидесяти.

Числительная поэзия.
Замысел отличный, но своей единственно возможной словарной формулы текст не обрел. Впрочем, я рад встретить автора, ставящего перед собой литературные задачи. И пусть пока в чем-то эти задачи решить не удалось, но сама попытка дорогого стоит.

35. Частный Случай "расстрельное" http://www.stihi.ru/2013/07/15/5753

http://www.stihi.ru/2012/12/28/3119
Рух-нуть
Елена Наильевна


когда зрачки замрут на склонах век
кромешной тьмы беременной рассветом
подставленных значений в имярек
имён... 
уже не связанных обетом
держать в себе до гибели богов
что "para bellum" равен "сasus belli"
прозреешь: мир...
лишь эхо чьих-то слов
где мы ни жить, ни выжить не с умели
пока не состоялся Рагнарёк
а сущее толкуется превратно
вернись прошу в мой хрустнувший висок
опорой мироздания обратно
верни меня на мушку чуть правей
чужих теней на линии прицела
чтоб мир не сдох в абсурдности "ничьей"
финала войн любви и просто тела
где я повис чуть влево от теплей
и чуть повыше мерзостного факта
что мне ничуть не радостнее с ней
чем недостреленным тобой...
из такта...

Легко предположить, что автор может оказаться значительно интереснее, если не станет демонстративно рядиться в тогу поэта – владение материалом и ремеслом налицо. А пока - избыточное, абсолютно мейнстримовое стихотворение, и ни одного живого слова. Автор сделал все, чтобы понравиться максимально широкому кругу читателей, использовав все а-ля эстетские приемы, и если автора устраивает среднестихирский, относительно эрудированыый читатель, то можно продолжать удивлять в таком стиле восторженных почитателей до бесконечности.

36. Эпигонов Саша "Златоуст" http://www.stihi.ru/2013/12/07/8952

introibo ad altare Dei

Утро протрезвонят звонари
в сердце беспокойном и упругом.
Выйди, златоуст, поговори
со своим немногословным другом.

Ты идёшь? Спасибо, старина!
Есть в тебе языческая сила!
Тётушка была покорена –
долго жить и кланяться просила.

Мы, пока старинный город пуст,
можем нашу ссору подытожить:
имя раздражает – златоуст,
впрочем, и моё нелепо тоже.

Чем ворчать в преддверии зимы,
лучше оцени мою идею.
Я вчера у тётушки взаймы
денег взял. Поедем в Иудею?

Нам расскажут птичьи голоса
повесть, как нашли, когда искали,
тело – хлеб, ристалище – глаза,
чудо – быль, вода – вино в бокале.

Мы смахнём обиду со стола,
вместе испечём в дорогу пудинг.
Двадцать фунтов тётушка дала.
Сколько это в сребрениках будет?..

Хорошее стихотворение. В целом хорошее. Но отдельные строчки выпадают из выбранной стилистики.
Но здесь мне хотелось бы сказать не об этом.
Мы уже не первый век пользуемся такими приемами, как сравнение, метафора, образ, и с одной стороны, наверное, знаем о них все, но с другой стороны пользоваться этими приемами следовало бы с предельной аккуратностью.
То, что прием не новый, вынуждает нас всякий раз придумывать нечто обязательно новое, чтобы нас не обвинили в употреблении штампов, но -тонкая эта грань. Легко впасть в другую крайность, что и происходит повсеместно. Мы зачастую создает мертворожденные, не имеющие связи с реальной жизнью, понятийные казусы.
На примере этого стихотворения имею в виду «ристалище – глаза». Можно провести несколько цепочек и логически оправдать подобное словообразование, но, несмотря на все натужные рассуждения, это за пределами литературы.
Читать стихи и разгадывать ребусы – два совершенно разных занятия.
В сравнениях, метафорах мы не наделяем предметы, действия, явления новыми свойствами. Мы подмечаем то, что в них было изначально заложено природой. И чем ближе мы сможем увидеть их естественное начало, тем более весомо с литературной точки зрения станет наше открытие нового.
В идеале читатель должен бы восторженно воскликнуть: «Как точно! И как просто. И как же я сам раньше этого не видел!»
Это трудно, очень трудно! Но это единственная возможность получить результат, который будет принят литературой в целом. Все остальное – от лукавого.
Тем не менее, это действительно хорошее стихотворение.


37. Юра Васильев (Очень Добрый) "скрипнут дверные петли" http://www.stihi.ru/2013/11/15/242

скрипнут дверные петли,
сколько я не был дома?
личный мешая пепел
с ветром чужой войны.
долго тащил усталость,
был у нее ведомым.
мало меня осталось...
нужен тебе иным?

раньше вернуться мог ли,
я не найдусь ответить.
сколько ресницы мокли,
ведать тебе одной,
выжженный взгляд бросая
в темь болевых отметин.
выйдешь встречать босая,
скажешь негромко: – мой...

После первых четырех строк стихотворение закончилось, увы.
Но первые четыре – отлично.

Вот такие заметки по результатам чтения в целом.
А в частности, мне кажется, у отдельных авторов  в будущем  есть шанс выплеснуться и  самостоятельно  отлететь прочь от ступы.

Итоговый шорт.

4. Алендеев "вот" http://www.stihi.ru/2013/12/22/12184
8. Башмакофъ "После гримерки" http://www.stihi.ru/2013/12/15/10318
11. Галинас "мне стали безразличны города..." http://www.stihi.ru/rec.html?2013/12/17/8411
12. Дваждыдва "когда бы не стихи" http://www.stihi.ru/2013/11/06/5710
13. Dimir Dimirov "Додециллион" http://www.stihi.ru/2013/12/27/3693
14. Евгения Костюкова "саломея" http://www.stihi.ru/2013/10/21/7439
15. Елена Албул "Памяти Р" http://www.stihi.ru/2013/10/22/6516
22. Ла Светлана "азбуки веди глаголы иди иди" http://www.stihi.ru/rec.html?2013/12/07/1615
23. Лина Сальникова "Колокол" http://www.stihi.ru/2014/01/18/8967
30. Петра Калугина "Он приехал из Киева" http://www.stihi.ru/2012/12/18/7102

Всем авторам спасибо!

(Борис Бельский)


****************************

От редакции ЛФР

Благодарим Бориса за присланный шорт-лист и поздравляем всех авторов, стихи которых в него вошли.

Итоги Народного голосования по зимнему туру - http://stihi.ru/2014/03/20/5314

Обзоры/шорт-листы наших экспертов:
Евгения Доброва http://www.stihi.ru/2014/03/21/4748
Борис Бельский http://www.stihi.ru/2014/03/23/5889
Сергей Кириллов http://www.stihi.ru/2014/03/26/3681
Евгения Райзер http://www.stihi.ru/2014/04/09/1703
Михаил Аркадьев http://www.stihi.ru/2014/04/12/2767

Итоги тура: http://www.stihi.ru/2014/04/13/2210

Еще раз спасибо всем, переводящим баллы на счет фестиваля. Они всегда кстати.)