О Федерации Украины

Евлалия Людмила Бодня
ФЕДЕРАТИВНАЯ УКРАИНА - ШАНС ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
                Статья М.Теплиця
Уже два десятилетия слышим: «Украина состоялась!». Политики (и не только они) произносят эту фразу почти как заклинание столь часто, что невольно возникает вопрос: так ли это? В обиход вошло и словосочетание: «Соборная Украина». С последним безоговорочно надо согласиться. Территории современной Украины собраны. Особенно большие площади и значительное количество населения оказалось в составе Украинской ССР в 1939 г. в результате договоренностей между СССР и гитлеровской Германией.
 
Таким образом Украинская ССР увеличилась за счет восточной территории Польши, которая теперь является Западной Украиной. После объявления ультиматума СССР Румынии в 1940 г. Красная Армия в течение 6 дней заняла Северную Буковину (современная Черновицкая область) и Бессарабию (теперь входит в состав Одесской области). В конце октября 1944 г. Красная Армия освободила от венгерской  оккупации (с 1939 г.) историческую Автономную Республику Подкарпатская Русь (Карпатскую Украину), входившую в состав Чехословакии. По команде из Москвы она была переименована на За-Карпатскую Украину.
 
Как самостоятельное государство Закарпатская Украина  просуществовала вплоть до 22.01.1946 г. В тот день Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР на территории фактически другого государства было образовано Закарпатскую область УССР. Тогда же подавляющее большинство населения новообразованной области - русины подкарпатские - были без их согласия лишены признанного исторического самоназвания и переименованы в украинцев. В 1954 г. тогдашнее руководство Советского Союза передает полуостров Крым, из состава РСФСР - в территориальное управление Украинской ССР.  В результате «собирания» территория УССР увеличилась на 148,9 тыс. км2.  Хотя Украина будто бы «состоялась», не счесть статей в СМИ и выступлений на телевидении на тему о возможном ее расколе. Дискуссии по этому поводу  возникли уже в первые годы существования независимой Украины. Следовательно, есть сомнения в том, что Украина состоялась как стабильное государство. Протесты больших масс народа, спровоцированные отказом Президента В. Януковича подписать соглашение об ассоциативном членстве Украины с Европейским Союзом, постепенно дополнялись все новыми требованиями. Этим воспользовались официальные оппозиционные политики. Опять вслух заговорили об угрозе раскола государства.               
 
Сколько бы не вещали политологи и оппозиционные политики о том, что Евромайдан - это исключительно противостояние народа и власти и что никаких признаков конфликта разных регионов не существует,-  это не вся правда. Львовский областной совет, а за ним и  некоторые другие призвали всех к забастовке и выезду на Евромайдан в Киев. Хоть журналисты и пытаются показывать на телеэкранах участников революции из разных регионов, но в кадры преимущественно попадают все же «западенцы», поскольку именно они преобладают среди протестующих. Две жертвы Евромайдана уже похоронены на Львовщине, в Киеве поджигают автомобили избирательно – с номерами из западных областей.
 
Напротив, «контингент» Антимайдана поставляют преимущественно восточные и южные области Украины, голосовавшие за Партию регионов и В. Януковича. Достаточно послушать ответы манифестантов Евромайдана и Антимайдана на вопросы журналистов, чтобы понять, что раздел существует. И не просто по какому-то узкому вопросу, а по очень широкому кругу. Пора открыть глаза, увидеть истинную картину, оценить ситуацию и принять правильные решения, которые удовлетворили бы большинство людей во всех регионах.      
 
Украина соборная. Поэтому и люди, жившие при разных формах государственного правления, не одинаково видят себя и свое место в Украине. На территории исторической Украинской ССР в границах, с которыми она вошла в состав СССР, большинство населения до сих пор согласны, чтобы за них все или почти все решала власть, как это было до распада Советского Союза. И политики, которые у власти или пытаются ею завладеть, обещают, что так и будет. Напротив, в тех областях, которые оказались в составе УССР по историческим меркам сравнительно недавно, население предпочитает иметь больше свобод. Бесполезно пытаться заставить жителей юго-востока прославлять С. Бандеру, а галичан – возлагать цветы к памятнику В. Ленину. Что касается коренного населения Закарпатской области (исторической Автономной Республики Подкарпатская Русь в составе Чехословакии – 1919-1939 гг.), то они равно не приемлют и то, и другое.      
 
Даже полное выполнение требований оппозиционных политиков не даст нужных результатов. Сужение полномочий Президента и расширение их для парламента радикально не изменит форму правления страной. Существующая унитарная форма правления позволяет той политической силе, которая приходит к власти, сразу же и везде заменять бывших управленцев на своих.  Таким образом более двух десятилетий продолжается деструктивное соревнование между желающими всю Украину превратить в «Великую Галицию», и теми, кто мечтает, что «Все будет Донбасс». Но ни того, ни другого просто не может быть.
 
Сейчас эти претензии на первенство переросли в силовое противостояние, что чревато нежелательными последствиями прежде всего для рядовых граждан. Именно их используют политиканы в своих узкокорыстных целях. У населения юго-востока и крайнего запада страны как будто отсутствуют сомнения в собственной правоте, потому что региональные СМИ подают им исключительно «избранные факты». Но есть еще центр. Там симпатии разделились. Кроме того, многие уже разуверились (и не без оснований) и во власти, и в лидерах официальной оппозиции.      
 
В январе 1919 г. свершился «Акт злуки» УНР и ЗУНР. Представители Западно-Украинской Народной республики уже тогда предусматривали автономный статус ЗУНР в объединенной Украине. На заре существования независимой Украины известный политик Вячеслав Чорновил высказывался в пользу федеративного ее устройства. Но эта идея тогда не была воспринята теми, кто правил страной.      
 
Именно федеративное устройство позволило бы избежать многих проблем, которые вылились в современный Евромайдан. Партия регионов (уже в названии которой просматривается намерение каким-то образом удовлетворить интересы населения разных регионов) после прихода к власти не только оставила все без изменений, но еще более жестко централизовала управление государством. 
 
Между тем, известный активист Партии регионов В. Колесниченко совместно с Р. Бортником еще в 2009 г. опубликовали пространную статью с выразительным названием «Федеративна Україна: безальтернативна альтернатива розвитку української держави» [Голос України, 2009.- Четвер, 15 жовтня .- № 194(4694).- С. 4-5].      
 
До сих пор Украина считается  унитарным государством. В действительности это не совсем так, потому что есть в ней Автономная Республика Крым. При унитарной системе управления применяются довольно жесткие методы и средства, а демократия хотя и провозглашается, но условий для реализации народовластия нет. Всеохватывающий контроль из центра за общественно-политической жизнью парализует инициативы, а результаты работы руководства регионов оцениваются по критерию их верноподданства центральным властям. Как правило, управленцами на всех уровнях оказываются послушные, безинициативные, безропотные исполнители, Такой пресс, исходящий из столицы, продолжается до конечных звеньев управления. Это сдерживает прогресс в развитии общества, порождает коррупцию. В течение двух десятилетий негативы от унитарного правления успели в полной мере проявиться в Украине. Такая система исчерпала себя и должна быть заменена более совершенной формой устройства и управления. И не надо «изобретать велосипед».      
 
Более современной, прогрессивной и плодотворной формой государственного устройства является федеративная. В Европе, Азии и Африке имеется по шесть федеративных государств, в Америке – семь, в Австралии и Океании – три. Из восьми крупнейших государств семь имеют федеративное устройство. Их территории составляют половину площади нашей планеты, на которой живет свыше 1,5 млрд. человек, а во всех странах с федеративным устройством проживает 39% населения Земли.      
 
Украину также целесообразно превратить в федеративное государство. В новой редакции Конституции надо предусмотреть как можно более мягкую форму федерации с правом субъектов выходить из состава Украины. Когда такое право будет, риск развала государства уменьшится. Ведь современная Украина – потенциально - в сравнительно короткое время может стать государством, на которое будут равняться. Это и оптимальная территория, и географическое расположение, и разнообразные природные богатства, и климат, и трудолюбивые, талантливые люди и пр.  Поэтому потенциальные сепаратисты, если такие еще останутся, долго и серьезно будут думать и просчитывать, стоит ли реализовывать свои идеи.    
 
В отличие от унитарного, федеративное государство — это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закрепленных в Конституции. Каждый субъект федерации имеет собственное административно-территориальное деление, высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы, располагает своей конституцией и действующим законодательством, а некоторые и  собственным гражданством.    
 
Возвращение к Конституции 2004 г., преподносящееся оппозиционерами в качестве средства для разрешения общественно-политического кризиса, мало что изменит в унитарной стране. Ведь остается жесткая вертикаль исполнительной власти, которая назначается в столице и управляема из Киева вплоть до района. Смена даже всех глав администраций, персонального состава Верховного Совета, местных советов не решит проблемы, если останется унитарная форма государственного управления.         

Сомнения людей в справедливости и беспристрастности центральной власти унитарной Украины - не беспочвенны. Только один пример: в 2011 г. из общей суммы субвенций и трансфертов Донецкая область получила 27%, хотя ее доля в валовом национальном продукте составляет 12%, а Закарпатской области досталось… 0,1%.
 
Понятно, что подобное неравенство вызывает недовольство людей. Закарпатскую область официально называют «дотационной», но если подсчитать все налоги и сборы, поступающие в государственную казну из нее, их сумма  в расчете на душу населения окажется не меньше, чем из Донецкой или других областей. А кто получает прибыль от интенсивной и даже чрезмерной эксплуатации природных ресурсов Закарпатья? Понятно, что не большинство жителей нашей области. Все это – следствие унитарности, которая выгодна лишь властям и особо приближенным олигархам, поддерживающим власть.     Любую власть необходимо в обязательном порядке своевременно менять. Муамар Каддафи правил Ливией 40 лет, Хосни Мубарак «фараонил» в Египте 30 лет, Й. Сталин диктаторствовал в СРСР также более трех десятилетий, а посля его смерти КПСС продолжала почти то же вплоть до конца 1991 г. Печальные результаты этих правлений известны.
 
Оппозиционные политики выбрали, как они заявляют, революционный способ смены власти. Но даже в случае победы любой революции, далеко не все ее участники, а особенно лидеры, остаются удовлетворенными итогами. Если автору не изменяет память, Ф. Энгельс писал, что в политике никто не способен наверняка спрогнозировать конечный результат вследствие действия многих векторов. Сейчас это наблюдаем в Украине. Кроме трех оппозиционных партий появилось множество различных движений. Их лидеры не во всем согласны с руководителями формальной оппозиции.      
 
Наряду с Евромайданом на площади Независимости, которым кое-как руководят или пытаются управлять оппозиционеры, возник очаг активного сопротивления на ул. Грушевского. Слышим о новых организациях - «Народна Рада» («Народный совет»), «Народні збори» («Национальное собрание»), «Правый сектор», «Красный сектор», «Громадянський сектор» («Гражданский сектор»), «Спільна справа» («Общее дело»), «Национальная гвардия», «Загони самооборони» («Отряды самообороны»), «Украинский фронт» и др. Некоторые из них претендуют на роль параллельных или альтернативных органов управления всем государством. Имеем серьезный общественно-политический кризис, усугубляющийся  финансово-экономическими проблемами. Учитывая размеры и потенциал Украины, в конфликт вмешиваются другие государства. Правящая Партия регионов делает ставку на помощь РФ, оппозиция – на страны ЕС и США. Это еще более усложняет ситуацию.    
 
Россия в свое время заявляла, что «не сдаст» Сирию, как это произошло с Ливией. И не «сдает», но уже погибло более 100 тыс. чел., а миллионы оставили свои дома, спасаясь от войны. Путин, конечно же, не намерен «сдавать» Украину на милость Западу. И украинская официальная власть, которую на Евромайдане называют «бандой», будет сопротивляться. Если хотим сберечь страну, нужны переговоры, взаимные уступки, шаги навстречу друг другу со стороны власти и оппозиции, поиск компромиссов. Обострение конфликта ничего хорошего не сулит ни власти, ни оппозиции и не принесет добра гражданам страны.    
 
Тревожит и то, что, как сообщают СМИ,  Румыния и Венгрия уже готовятся к возможному развалу Украины. Закарпатская область – одна из территорий, на которую зарятся со всех сторон. Поэтому надо еще раз напомнить, что «автономная территория русинов на юг от Карпат» (именно «русинов»!) названа так в ряде договоров, подписанных на мирной конференции в Париже после Первой мировой войны. 21 декабря 1918 г. Венгрия приняла конституционный Закон № Х, которым признавала автономный статус Русинской Краины. 22 ноября 1938 г. Чехословакия приняла конституционный Закон «Об автономии Подкарпатской Руси».  Далее было провозглашение независимой «Карпатской Украины» (15 марта 1939 г.), выход ее из состава Чехословакии согласно декларативному «Манифесту» I съезда Народных Комитетов Закарпатской Украины 26 ноября 1944 г. 1 декабря 1991 г. 78,2% избирателей на областном референдуме проголосовали за возвращение Закарпатской области (исторической Автономной Республике Подкарпатская Русь) автономного статуса в составе независимой Украины.
 
Верховной Раде Украины целесообразно принять Закон, которым были бы претворены в жизнь результаты состоявшегося референдума. Это отвечает интересам Украины, ибо в таком случае отпали бы все сомнения относительно законности пребывания Закарпатской области в составе Украины. Подвижки в этом направлении уже есть - в Законе «Про засади державної мовної політики в Україні» в качестве регионального записан и русинский язык. Посягательство на часть территории или поглощение Закарпатской области иным административно-территориальным образованием или иным государством нужно рассматривать как авантюру и нарушение международных договоров.          
 
Официальное признание  национальности «русин», к чему призывает ООН,  и возвращение Закарпатской области автономного статуса умерит пыл «йоббиков» в восстановлении «Великой Венгрии» за счет территорий, населенных и освоенных русинами намного раньше, чем в Центральную Европу добрались кочевники угры. Принятие соответствующего закона охладило бы и активность галицких «свободовцев», осуществляющих набеги на область и зомбирующих молодых людей, не знающих правдивой истории родного края.      
 
Да здравствует независимая Федеративная Украина и в ее составе – Автономная Республика Русиния!      
 
 М. Теплиця