ТАковость и иллюзия

Марина Суханова -Тигра
Vova Pyatsky: "Молния Таковости превращает облако иллюзии в капли дождя милости."
              -1-
Странное слово – тАковость,
скользкое для неподготовленного сознания,
нашпигованного всякой всячиной, представляющей из себя: 
коллекцию из красивых иллюзий собственного отождествления
и миражей жестких конструкций. 
Оно становится простым и понятным
лишь после рассеивания миражей,
называемых нами реальностью.
ТАковость становится самоочевидной простотой,
проявляющей себя миром восприятий.

ТАковость – уходящая приходящесть всех явлений,
как движущейся волны в океане.
Мир наполнен столкновением этих волн тАковости.
Именно эти столкновения проявляющиеся в пространстве и времени,
как причудливые формы «живого» и «неживого», 
наш ум воспринимает за реальность
и цепляется за чувственный след,
идентифицируемый сознанием
с памятью о приятном или неприятном.
Иллюзорность восприятия создаётся
несоответствием скорости движения волны и скорости восприятия,
а точнее сказать -- величиной их разности.
В этом несовершенном восприятии волны как бы замирают,
как часовая стрелка на циферблате
и нам кажется, что она неподвижна.
А если убрать две другие стрелки – секундную и минутную,
то движение мы определим только спустя достаточно длительное время.
Всем понятно, что реальность нахождения стрелки
в строго определённом месте – иллюзорна,
но эта подвижность нахождения – ТАкова!

Ещё одним наглядным примером ТАковости  является огонь,
форма которого -- неуловима,
жар которого,  воспринимается за счёт сравнения
с комфортной температурой тела,
а свет, которого, идентифицируется зрительной способностью.
Ни температура тела, ни зрительная способность
не в состоянии дать  объективную характеристику: 
ни свету, ни теплу, ни форме,распространяемым огненным пламенем.
Но, ведь, мы, также, не можем утверждать, что огня не существует.
Его существование -- не объективно и не субъективно, оно ТАково.
Таковы и все остальные явления:
река, живые существа, растения, города,… погода,чувства,...
всё, что фиксировано нашими органами чувств,
как возникающие и исчезающие в пространстве и времени.

Несовершенное чувственное восприятие
фиксирует в уме некое обморочное состояние – ступор,
способный продлить жизнь любому явлению во времени своей отключки,
придавая ему очертания иллюзорной реальности,
ведущей сознание по тропам заблуждения и фиксированности.
Погружения в заблуждение и формирует сансарические страдания.

                -2-
Глубина понимания Таковости увеличивается по мере освобождения потока Кармы,
который становится возможным благодаря совершенным накоплениям.

Таковость становится видимой через вхождение в поток Кармы,
на том этапе, когда наши накопления добродетели и мудрости
позволяют нам пребывать в свободном и ненапряжённом состоянии ума.
Это состояние безмятежности называется – Самадхи.
Восприятия человека, не достигшего состояния безмятежности,
искажены умственными построениями,
поэтому изучать Таковость на этом этапе, ему практически невозможно,
точно так же, как невозможно первокласснику,
не постигшему основы математики, объяснять интеграл.

Рассмотрим связь понятий концепции Таковости с понятием Кармы.

Кармой является процесс, при котором совершаемые действия формируют сознание делателя.
Вхождение в поток кармы предполагает: умелость действий, умелость восприятий и исчезновения чувства «Я». Будда говорил о своём постижении Таковости следующим образом: «Стропила разрушены, нет строителя. Кто построит вновь этот дом?» Дхамапада.

Постигается Таковость через йогу немедитации, то есть, через постижение Випасаны (Анитья, Дукха, Анатман). Анитья – это показатель непостоянства. Дукха – подверженность страданию. Анатман – отсутствие Чувства «я» — то есть, вещи не несут в себе никакого индивидуального неповторимого или закрытого в себе субъекта, пребывают в движении и изменении.

Каким же образом эти вещи приходят в движение? Ответом является взаимозависимое возникновение двенадцати Нидан, что и есть – Таковость.

Учение о ниданах состоит в следующем:
неведение (1) приводит к возникновению самскар (2); самскары порождают индивидуальное сознание (3); последнее соединяется с формой и образует зародыш (4); зародыш накапливает энергию в органах чувств (5); органы чувств вступают в контакт (6) со своими объектами; контакт приводит к восприятиям (7); восприятия вырабатывают привязанность, безразличие и отвращение (8); последние формируют желания (9); желания руководят действиями (10); действия (кармы) ведут к новому существованию (рождению) (11); а рождение ведет к разрушению и смерти (несуществованию) (12). Прямой смысл этого учения состоит в том, что существование и несуществование возникают из неведения. Они обуславливают друг друга, образуя звенья в цепи причин и следствий.

Оправдывает ли Таковость дурную карму? Конечно же – нет, потому что дурная карма, по определению, всегда создаётся и мотивируется звеном «Индивидуальное сознание» (желаниями и т.д.). Вхождение в причинно-следственную цепь нидан показывает их пустотность. Войти во внутрь чего-либо – это значит увидеть через випасну его Пустотную природу. Мы входим внутрь звеньев и видим, что там ничего нет, то есть мы видим демонтаж всех умопостроений. А что же есть? Ответ – Таковость!

Таковостью является отрицание, как объективного, так и субъективного статуса реальности. Таковость состоит в том, что любое явление или событие, свободно возникающее, согласно причине и следствию может иметь два аспекта восприятия – сансарический и нирванический. Сансарический аспект сформирован в виде чувства «Я». Нирванический аспект воспринимает все явления, включая проявление собственной формы и других скандх, как Таковость (так, как оно есть), который нет смысла приближать или удалять от себя, как от объекта, ведь самого объекта в таком восприятии не существует.

Таковость говорит нам о том, что все вещи, не приближаясь и не удаляясь, не входят в диссонанс противоречия с законом Кармы, который побуждает нас быть избирательными.

Перевод первой части текста на английский язык: Принцесса Латгалии -- Helga Ivars Anderes von Krauzinsh

Vova Pyatsky: "A lightning of Tathata turns a cloud of illusion into drops of the rain of mercy”
A strange word it is – tAthata,
Slippery for an unprepared consciousness,
Which is full of all kinds of different things,
Representing a collection of alluring illusions of one’s self identification
And of mirages of rigid constructions.
It becomes simple and understandable
Only after mirages we call reality dissolve.
TAthata becomes a self evident simplicity
Manifesting itself as the world of perceptions.

Tathata is a leaving arrival of all phenomena,
Like moving waves of an ocean.
The world is filled with collisions of these waves of tAthata.
It is these collisions, emerging in the space and time
Like fantastical forms of “living” and “nonliving”,
That our mind takes for reality and then clings to a sensuous trace, identified by the consciousness with a memory of a pleasant or an unpleasant experience.
The illusiveness of perception is created by the discordance of the wave’s moving speed and the speed of perception, more precisely – their speed difference.

Like a clock hand on a clock face, and it seems to us that it stays still.
But if to remove the other two clock hands – the second and the minute hands – only after a long time it will be obvious that the hour hand has moved.
Everyone understands that the reality of the hands’ immobile state is illusory,
But this state –is characterized by Tathata !

One more illustrative Tathata is fire,
The form of which is evasive, the heat of which
is perceived only in comparison to the comfortable body temperature,
and the light from which is identified by our visual ability.
Neither the body temperature, nor the visual ability can provide impartial characteristics of the light, the warmth or the form fire has.
But we can’t affirm that fire does not exist.
Its existence is neither objective, nor subjective, it has the Tathata characteristic.
All other phenomena – a river, living beings, plants, cities…
all, that is registered by our sensory organs
as appearing and disappearing in time –also posses that Tathata characteristic.

Imperfect sensory perception
Fixes in the mind a somewhat hazy state – stupor,
Which is able to prolong the life of any phenomena during the times the mind passes out,
Endowing it with the sense of illusory reality,
Leading the consciousness through the paths of delusion and fixedness.
Falling into the delusion forms samsaric sufferings.