Московские долгострои

Алина Тарская
Не хотелось мне писать на эту трудную и больную для москвичей тему, но жизнь упорно возвращает нас к ней. Недавно я ездила в район метро «Павелецкая», где на улице Щипок (удивительное название, не  правда ли?) находится издательство, куда я сдала в печать свою очередную книгу стихов, которую я назвала весьма образно «Цените жизнь».  Раньше я печаталась в издательстве «Рунет» от сайта Стихи.ру, которое переименовали позднее в «Авторскую книгу», но цены там всё время растут в геометрической прогрессии, и для меня, пенсионерки, с неизбежностью встал вопрос – а не поискать ли мне издательство подешевле? Благо в интернете таких предложений имеется множество, и я выбрала вариант для меня менее обременительный в материальном плане.

Как вы понимаете, в издательство я ездила несколько раз, пока печаталась моя книга, и поэтому каждый раз я видела истерзанную площадь перед Павелецким вокзалом и каждый раз как бы заново расстраивалась из-за нелепой и некрасивой  ситуации, сложившейся там. За время перестройки в Москве было выстроено или успешно реконструировано много интересных зданий, но некоторым объектам не повезло, и они стали долгостроями.

Так случилось и с площадью перед Павелецким вокзалом. Как удивительно неблагоприятно складываются иногда обстоятельства -  как раз накануне перестройки к большой радости москвичей и гостей столицы была успешно завершена реконструкция Павелецкого вокзала, находящегося в центре города на Садовом кольце, и он предстал перед нами во всем своём бело-зелёном великолепии. Но радость москвичей оказалась преждевременной.
Как известно,  раньше в Москве при строительстве проспектов, улиц и значимых общественных зданий предусматривалась и продуманная территориальная политика, благодаря которой перед городскими вокзалами, в том числе и перед Павелецким, располагалась обширная, ничем не занятая  площадь. Фасад обновленного Павелецкого вокзала  украшал город и хорошо просматривался с Садового кольца, где на противоположной стороне находится красивый вход и выход   на кольцевую станцию метро «Павелецкая».

Однако, вскоре эта обширная площадь приглянулась каким-то представителям бизнеса, который в период перестройки в России зачастую бывал «чёрным и преступным». В результате вскоре площадь перед Павелецким вокзалом превратилась в строительную площадку, где должен был вырасти совершенно никому не нужный, но очень прибыльный  современный торгово-развлекательный центр  для гостей столицы и москвичей (который по счёту?). Площадь отгородили высоким щитовым забором от Садового кольца, вырыли на ней огромный котлован,  и «стройка века» на этом этапе остановилась намертво. Полученные по этому дорогостоящему подряду деньги преступники разворовали и вывезли за рубеж,  а красивый фасад только что отреставрированного Павелецкого вокзала  стал невидимым для проезжающих по Садовому кольцу, и доступ к вокзалу стал очень затруднён.

Примерно в это время нам с отцом понадобилось встретить едущую из Казахстана племянницу Юлю и перевезти её с вещами на Ленинградский вокзал, так как она ехала на учёбу в Петербург. Казалось бы довольно простая задача!  Но я - не очень опытный водитель, а ездить по Москве вообще нелёгкий труд, скорее это похоже на подвиг, чем на труд из-за крайне перегруженных дорог в Москве, сложности маршрутов и огромного количества машин. Поэтому, я заранее нервничала и накануне благоразумно поехала на метро к Павелецкому вокзалу, чтобы провести рекогносцировку на местности – откуда заехать, где оставить машину и т.д. Я хорошо знала Площадь трёх вокзалов в Москве, куда обычно прибывали поезда из Казахстана, откуда я родом, а Павелецкий вокзал был мне мало знаком.

Опасения мои были не напрасны. Увиденное на Площади Павелецкого вокзала меня очень огорчило,  т.к. почти всё место занимал огромный строительный котлован, а для стоянки автотранспорта  было выделено небольшое пространство,  контролировавшееся милицией;  въехать и выехать оттуда на машине было трудно.  Хорошо, что я изучила всё это заранее, и на следующий день, хоть и с большим трудом, но я всё-таки справилась с поставленной задачей и перевезла племянницу на Ленинградский вокзал.  Удивительная игра случая – уже давно  нет города Ленинграда, а есть Петербург, но, как и раньше, есть Ленинградская область и  есть Ленинградский вокзал в Москве! Это всё странные и необъяснимые гримасы перестройки!

Когда  в этом году я снова поехала на Павелецкий вокзал в связи со своими издательскими делами, я обнаружила, к моему большому огорчению, и думаю к огорчению всех москвичей и гостей столицы, что за истекшие более, чем двадцать лет перестройки, здесь ничего не изменилось. По-прежнему, большую часть площади перед вокзалом занимает  огороженный глубокий строительный котлован, похожий на старую боевую рану,  по-прежнему, от Садового кольца его отделяет огромный забор – экран, а доступ к Павелецкому вокзалу затруднён.Аналогичная ситуация происходит сейчас с реконструкцией площади у Белорусского вокзала, где строительный котлован на месте бывшего сквера стоит без динамики уже десять лет.

Я - не экономист и не строитель, но всё-таки я  отчётливо представляю, что, помимо испорченного городского вида и больших неудобств  для пассажиров  Павелецкого  и Белорусского вокзалов,  Москве  причинён огромный экономический ущерб в результате таких  непродуманных  и незавершённых строительных проектов. Удивительно, но ни разу нигде - ни в печати, ни по телевидению -  не сообщалось о том, что найдены и наказаны  виновники этого безобразия, и что похищенные деньги возвращены в городскую казну. Уже смещён бывший мэр Москвы Юрий Лужков, в чьё правление всё это произошло, успешно освоился и работает новый мэр Сергей Собянин, много полезного сделавший для нашей столицы, но строительный котлован на Павелецкой площади, как заговорённый, стоит в целости и сохранности.  Кто или что защищает его? Кому это выгодно? Почему просто не засыпать его, восстановив целостность Павелецкой площади и открыть взору москвичей любимый вокзал? Вопросов много, а ответов нет.

Таких огорчительных для москвичей долгостроев в Москве очень много. Всем хорошо известна история с непродуманным сносом любимой москвичами и туристами гостиницы «Россия», расположенной  недалеко от Кремля на набережной Москвы-реки. Гостиница нуждалась в реконструкции с целью повышения комфортности, но не в сносе. Вместе с прекрасной гостиницей был снесён очень любимый народом кино-концертный зал «Россия» и площадь звёзд перед ней, созданная у нас  не так давно, по примеру Запада,  для увековечивания памяти любимых и заслуженных артистов. Прошло также много лет, а на этой территории также ничего не построено, а теперь планируется организовать парк,  и это при том, что гостиничных мест в Москве, особенно в центре её, катастрофически не хватает. Каждый раз, когда я еду по набережной мимо бывшей гостиницы «Россия», сердце сжимается от воспоминаний, тоски и горя. Народный артист России, замечательный певец Иосиф Кобзон также до сих пор высказывает сожаление и упрёки в адрес московского правительства за этот непродуманный шаг, также думают и многие другие артисты и представители интеллигенции. Но их, к сожалению, никто из правящей элиты не слушает.

История со сносом и перестройкой гостиницы «Москва» на Манежной площади также вызывает много нареканий, так как это здание было не только любимым местом пребывания москвичей и гостей столицы, но и большой культурно-исторической ценностью нашего города и всего русского народа. В процессе  этой реконструкции было расхищено большое количество   художественных  памятников  культуры эпохи социализма и сталинизма, чем был нанесён большой ущерб нашей стране.

Я ездила в своё издательство вначале на метро до станции «Павелецкая», затем пересаживалась на трамвай, и через три остановки оказывалась на месте. Однажды, возвращаясь домой, я поехала на знаменитом трамвае «Аннушка», который упоминается в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»,  через  исторический центр старой Москвы, минуя Третьяковскую галерею,  через Яузские ворота, музей пограничникам  и Яузский  бульвар до станции метро «Чистые пруды». К огромному счастью, этот уголок старой Москвы  обошли своими интересами «акулы современного бизнеса», и я с удовольствием рассматривала из окон трамвая старинные дома, красивые церкви, ухоженные улицы и бульвары. Здесь пока не построили ни одного высотного здания, и я вспомнила Париж, где также исторический центр был сохранён  без изменения, а современные дома и небоскрёбы строятся в новых районах, за пределами традиционного, всем известного и горячо любимого Парижа. Так следовало бы поступать, на мой взгляд, и с историческим наследием Москвы.