Торт

Нила Задорожная
На рынке, как всегда, полно всего: мясо, рыба, сыры, овощи, фрукты, сладости... Равнодушные глаза толстяка скользили по витринам и прилавкам. Он не знал, что ему хочется. Наконец, толстяк остановил свой взгляд на личике молоденькой продавщицы и направился к штучному отделу.

«Что он будет здесь покупать?» - думал мальчик, следуя за толстяком. - «Сигареты? А может минеральную воду? Какая разница? Все хорошо.»

Мальчик придвинулся вплотную к толстяку и стал привычно, как это делал каждый день, заглядывать просительно-ожидающе в его глаза.

- Ты что-то хочешь?

Мальчик не ожидал вопроса. Обычно ему совали в руку молча мелкие монеты, делились купленными конфетами, пирожками, а бывало раздраженно гнали прочь, как надоедливую собачонку, опасаясь за свои кошельки и сумки.

«Пирожок с печенкой хочу» - мысленно ответил мальчик. А поскольку в этом отделе не было печеного, сказал вслух:

- Дайте 50 копеек!

Толстяк забыл про молоденькую продавщицу и смотрел на мальчика изучающе, потом, что-то решив, оживился и сказал:

- Пойдем со мной! - и направился к кондитерскому отделу.

«Неужели конфет купит? Может, шоколадных, - мелькнуло в голове у мальчика. - Хватит ли всем по конфетке? Вот хорошо было бы!»

Толстяк остановился у прилавка. На витрине было много разных, больше всего дорогих конфет. Мальчик знал, что вряд ли когда-нибудь их попробует, но часто разглядывал разноцветные обертки, в которые были завернуты загадочные сладости.

Толстяк обратил внимание на торты, красующиеся на полочках вертикальной застекленной витрины. Они были такие красивые в кремовых цветах. А два из них, самых больших, мальчик не разглядел, потому что они находились в тортницах.

Толстяк засунул руку в кожаный кошель, висевший на поясе, вынул, не глядя, несколько денежных бумажек, протянул одну из них продавщице и указал на самый большой упакованный торт.

Продавщица с готовностью кивнула головой, ловко перевязала тортницу розовой лентой и подала толстяку.

«А мне что купишь?» - подумал мальчик, продолжая стоять рядом.

И вдруг! Нет, не может быть! Толстяк протянул торт мальчику. Тот обомлел от неожиданности, глядя на торт. Мальчик боялся насмешки, обмана, не понимал, что происходит и как ему поступить.

Толстяка явно забавляла эта сцена: застывшие от удивления продавщица и мальчик в поношенной одежде с чужого плеча.

- Бери! Это тебе! - подбодрил толстяк, и мальчик торопливо взялся за пушистый бант туго натянутой ленточки.

«Еще раздумает», - испугался мальчик, продолжая не верить, что торт уже принадлежит ему.

Толстяк улыбнулся. На его лице изобразилось удовлетворение, то ли собой, своей щедростью, то ли эффектом, который произвел его неожиданный подарок.

Но вот он повернулся и пошел прочь по своим делам. И сразу к мальчику подошли его друзья, старшие по возрасту. Они привычно следили за ним, а потом делили то, что получал мальчик от покупателей.

Друзья тоже клянчили пирожки, булочки, конфеты - все, что можно было съесть сразу же. Но везло больше младшему из них. Голодные глаза друзей не выпускали его из поля зрения. Так было и на этот раз. Они наблюдали эту сцену с тортом и, разинув рты, ждали развязки.

Но вот уже торт в их руках. Старший Женька предусмотрительно подобрал с полу широкую деревянную палочку для мороженого, вытер ее о рваные штаны и сунул в карман.

Друзья вышли из помещения рынка, уселись за хлебным киоском на деревянные ящики. Женька развязал ленточку, найденной палочкой разрезал торт на четверых. И началось пиршество.

Торт был высокий, воздушный. На носу, щеках и подбородке то и дело появлялись разноцветные кремовые следы. Было смешно и вкусно, очень вкусно. Мальчики не торопились проглотить свою долю. Они откусывали помаленьку, наслаждаясь тающей сладостью.

Друзья даже не заметили, как толстяк, направляясь к своей машине, стоящей невдалеке у дороги, увидел их и остановился. Мальчишки улыбались, оживленно переговаривались. Рядом с ними стоял деревянный ящик с банановыми корками, капустными листьями и другими отходами, у ног на земле лежала праздничная тортница с розовой ленточкой, валялись целлофановые мешочки, бумажки, еще что-то... Подошла лохматая бездомная собачонка и выжидательно следила за тем, с каким удовлетворением ели мальчишки. Они не прогоняли собачку, но и не собирались угощать ее.

Наблюдая за происходящим, толстяк нахмурил брови. Настроение у него испортилось.

(иллюстрация из интернета)