Поэты-пророки. Развитие поэтического образа

Владимир Юденко Лирика
                Мудрость знает давнопрошедшее
                и угадывает будущее,
                знает тонкости слов и разрешение загадок.

                КНИГА ПРЕМУДРОСТИ Соломона


   Образ пророков в русской литературе отображался со временем теми поэтами, которые и сами неоднократно заглядывали в далёкое прошлое и довольно успешно предсказывали будущее. Приведу стихотворение Александра Пушкина.

       ПРОРОК

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

1826

   В нём сам поэт становится пророком. И это близко к истине, поскольку предсказывать Пушкин стал гораздо раньше. Так ещё в 1818 году он напишет:

"Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!"

   Для сравнения. Хотя бы один современный поэт предугадал крах социализма или развал СССР? Никто, ни единой строкой.

   А Александр Сергеевич актуален и сегодня:

"Иль нам с Европой спорить ново?"  (1831).


   А вот произведение Михаила Лермонтова.

       ПРОРОК

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
с улыбкою самолюбивой:

"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

1841

   В чём отличие? Литературный герой Лермонтова получает дар из первых рук. Во-вторых, конкретизирована миссия: провозглашение учения правды и любви. В-третьих, поэтический образ пророка, обладающего "всеведеньем", позволяет ему увидеть враждебное отношение окружающих.
   Но стилистически Лермонтов проигрывает более образованному Пушкину. Обилие местоимений: только в третьем куплете - три "я".
   Уже в 16 лет гений-пророк в своём стихотворении "Предсказание" напишет:

"Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь..."


   На этом фоне заметный интерес вызывает одноимённое стихотворение Николая Гумилёва.

       ПРОРОКИ

И ныне есть еще пророки,
Хотя упали алтари.
Их очи ясны и глубоки
Грядущим пламенем зари.

Но им так чужд призыв победный,
Их давит власть бездонных слов,
Они запуганы и бледны
В громадах каменных домов.

И иногда в печали бурной
Пророк, не признанный у нас,
Подъемлет к небу взор лазурный
Своих лучистых, ясных глаз.

Он говорит, что он безумный,
Но что душа его свята,
Что он, в печали многодумной,
Увидел светлый лик Христа.

Мечты Господни многооки,
Рука Дающего щедра,
И есть еще, как он, пророки -
Святые рыцари добра.

Он говорит, что мир не страшен,
Что он Зари Грядущей князь...
Но только духи темных башен
Те речи слушают, смеясь.

1905

   Со временем - пророков стало больше, но они не так заметны. Им всё труднее преодолевать страх, но они всё же не отрекаются от Христа. Живя уже по Новому Завету, они творят добро, способны заглядывать и в будущее, то есть становятся провидцами в полном смысле этого слова.
   Добро Гумилёва настолько привело в ярость силы зла, что в отличие от своих знаменитых предшественников на этом тернистом пути, он будет полностью лишён права на защиту. И погибнет не на дуэли, а будет расстрелян большевиками по сфабрикованному доносу. Его приговорят, не принимая во внимание две награды поэта-гражданина за защиту России. И поэт предвидел, и даже неоднократно описал свою казнь.
   Предсказал он и трагическую гибель своих палачей в ст. "Три мертвеца".
   О зовущем пророке он скажет кратко: "И он во мне поймёт единоверца..."
   Но самое удивительное в том, что он верил в светлое, победное будущее России и довольно чётко описал его:

"О Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты своё возьмёшь."


   Приведу и своё произведение по затронутой тематике.

       ПРОРОКИ

Что для Вселенной наши сроки?!
Печальней с каждым днём судьба...
Всё реже в мир идут пророки,
о вечном - в их душе мольба.

Они найдут: и кров, и пищу...
Что ещё можно пожелать?
Пророки истину не ищут,
несут её - другим отдать.

Возьмут ли?
Вот ведь в чём загвоздка!
Поймут ли откровенье слёз?
Просыпана на Землю горстка
горящих
путеводных
звёзд.

2000

   Замечу, что мне не удалось сколь-нибудь существенно дополнить раскрытый предшественниками образ. Николай Гумилёв не дал мне такой возможности. Постараюсь всё же отметить некие отличия, накладываемые временем помимо нашей воли.
   Наша жизнь всё более усугубляется. Пророки определились с приоритетами, всё менее замечая человека на фоне вечного и бесконечного, понимая всю тщетность примирения враждебных не только небесных созданий, но и земных миров. Пророки - это земные путеводные звёзды. Нам повезло, что они всё-таки есть.
   Появляется стремление к истине, которое приводит к откровению более коротким путём. Развитие цивилизации тоже ускоряется, но не обещает ничего хорошего. Пропасть между богатыми и бедными достигает своей критической величины. И богатым (в отличие от бедных) есть что терять.
   Зло активизируется настолько, что уже стреляют в спину. Я даже не о Майдане. 34 года назад (мне тогда было всего 33 года) сослуживец стрелял мне в спину с близкого расстояния (это было в ГДР). Самое интересное - до сих пор не знаю: по какой причине. Да и отклонение траектории пули на несколько сантиметров (она дважды прошла мимо, второй раз уже от бетонной стены) можно считать чудом. 

   Будучи оптимистом, надеюсь на лучшее. Но слов из песни не выбросишь, вот попалось стихотворение, которому уже семь лет.

ПЛАНЕТЕ ОСТАЛОСЬ...

Стирается память о старых вождях,
а новых - народ не приемлет.
Почти позабыты: покорность и страх,
но мысль в подсознании дремлет,

что всё это кончится быстро, как то,
за чем нет конца и начала...
Планете осталось до смены пальто -
уже до обидного мало.

 2007


   Наши современные поэты тоже довольно оригинально развивают этот образ, отображая его через своё мироощущение и чувства. С удовольствием представляю читателям стихотворение Маргариты Крымской.

       ПРОРОКИ

Нас мало, пророков, на этой земле.
Проклятья людского – клеймо на челе,
На светлом, божественном, скорбном челе…
И нас убивают на этой земле
За то, что Глас Божий мы слышим во мгле,
Скитаясь убого по этой земле,
В слезах не моля назначений иных
И зная развязки сплетений земных...
Не только проклятья клеймо на челе –
Там знанье о кем-то задуманном зле!
Трубим, чтобы зла не содеял никто…
И нас на земле убивают за то.

1990

   Она (вслед за Лермонтовым) отождествляет себя (своего лирического героя, который тоже напрямую слышит Бога). Но её пророк - активен в противлении злу, хотя и жестоко преследуем. И это даёт свои всходы, люди - тоже прозревают и уже начинают понимать суть предсказаний будущего.
   Крымская - непревзойдённый художник образа, в котором лирика обнажённого нерва сочетается с философским осознанием запредельного и невозможного. Её пророк - среди нас, там, где героически гибнут и возрождаются для вечной жизни.
   А что же нам пророчит Маргарита Крымская? Что хочет сказать о времени и о себе?

"Время нас не рассудит - у времени нет полномочий.
Время только для тех, кто его для себя сочинил.
Начинается всё и кончается Богом... А впрочем,
Объяснять это долго, мне просто не хватит чернил".


   Ясность - враг человека. Особенно заблудшего. В отличие от многих, Пётр Люкшин (это псевдоним) задаёт в своём стихотворении несколько вопросов, которые наталкивают читателей не только на ответы, но и высвечивают весьма своеобразную позицию автора, виртуозно владеющего иронией, доходящей иногда до сарказма.
   При этом мы чувствуем горькую, но такую необходимую правду.
   Привожу целиком его произведение.

                ПРОРОКИ

Все пророки одиноки, совершают чудеса, пишут пламенные строки, указуют в небеса и, счастливые, как дети, любят шастать и бродить. Одного хотя бы встретить, накормить и напоить. И когда он выпьет много, расспросить: какой он, Бог? почему он видел Бога, а наш батюшка не смог? Почему одет так просто? Где свой крестик покупал? И какой ему апостол в душу более запал?
     А когда за чаркой ( лишней!) он устанет говорить, постелить ему под вишней, а с утра опохмелить. Пусть во сне, подобно тучке, он душой плывет в зенит ( и носки его, вонючки, подменить, пока он спит)...

2017

   "Одного хотя бы встретить..." Люкшин понимает, что задача намного усложнилась. Если раньше пророки покидали общество сами, то сейчас государство выбросило за грань нищеты столько народа (в том числе и образованного), вынужденного выживать на грани жизни и смерти, - попробуй, распознай.
   Пётр Люкшин - чаще любит заглядывать в историческое прошлое, но и у него мне удалось отыскать грустные нотки о нашем будущем:

"Когда облака обратятся в прах,
А прах вознесётся вверх."

 
   Мы всё более убеждаемся: образ пророков в нашем сознании и воображении - динамичен. Меняется общество, поэты. Но не нравственные идеалы.


                Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. От одарённости до гения. Эссе
                http://www.proza.ru/2013/12/14/1108
2. Владимир Юденко. Пушкин о поэзии, поэтах и читателях
                http://www.proza.ru/2014/03/08/1358
3. Владимир Юденко. Возраст русской поэзии.
                http://www.proza.ru/2013/11/20/839
4. Владимир Юденко. Что такое поэзия? Эссе
                http://www.proza.ru/2011/05/16/1047
5. Владимир Юденко. Зачем нужна поэзия?
                http://www.stihi.ru/2009/10/14/63

2014 - 2017