Ой ты, рожь!..

Антон Пришелец
     Слова  Антона Пришельца
   
     Музыка Александра Долуханяна




В поле за околицей,
Там, где ты идёшь,
И шумит и клонится
У дороги рожь !
Чёрны очи видели -
Через поле вброд
Там на встречу, издали,
Паренёк идёт ! . .

Ой ты, рожь,
Хорошо поёшь !
Ты о чём поёшь,
Золотая рожь ?
Счастье повстречается -
Мимо не пройдёшь,
Ой ты, рожь ! . .

С неба льётся музыка,
Ветерок звенит.
На тропинке узенькой
Встретились они,
Обойти друг друга ли -
Колоски помнёшь...
А глаза, как уголья,
Что там ? - не поймёшь ! . .

Ой ты, рожь,
Хорошо поёшь !
Ты о чём поёшь,
Золотая рожь ?
Счастье повстречается -
Мимо не пройдёшь,
Ой ты, рожь ! . .

Видно, счастье поровну
Поделить смогли ? ! -
Оба в одну сторону,
Обнявшись, пошли !
Рожь шумит, качается,
Не видать следа ! -
Вот ведь как случается
В жизни иногда ! . .

Ой ты, рожь,
Хорошо поёшь !
Ты о чём пошь,
Золотая рожь ?
Счастье повстречается -
Мимо не пройдёшь,
Ой ты, рожь ! . .


1961 г.

       * * * * * * *




     Александр Павлович Долуханян (Долуханов) (19 мая (1 июня) 1910, Тифлис — 15.1.1968, Москва) — армянский советский композитор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР(1958).


     Родился в семье юриста. Первую композицию «Пожар» сочинил в возрасте 5 лет. В 1928 году окончил Тифлисскую консерваторию по классу фортепиано Т. И. Тер-Степановой, одновременно занимался по композиции у С. В. Бархударяна.

     В 1932 году окончил Ленинградскую консерваторию (класс фортепиано С. И. Савшинского), занимался там же в аспирантуре (1932—1935). В 1937—1939 годах — преподаватель по классу фортепиано и руководитель камерного ансамбля Ереванской консерватории, а также солист филармонии. Участвовал во многих фольклорных экспедициях по Армении, записал свыше 200 народных песен. Много концертировал в ансамбле с Павлом Лисицианом.

     Переехав в 1940 году в Москву, Долуханян совершенствовал своё композиторское мастерство в Московской консерватории под руководством Николая Мясковского. В годы Великой Отечественной войны постоянно участвовал во фронтовых концертных бригадах.

     После войны началась широкая творческая деятельность Александра Павловича как композитора и пианиста. Общеизвестны его концерты для фортепиано с оркестром, оперетта «Конкурс красоты». Тем не менее, основное место в творчестве Долуханяна занимают песни, в том числе патриотические и военные. Песни композитора, посвящённые военной тематике, обладали мелодичностью, глубоким содержанием и высоким патриотизмом, исполнялись как профессиональными ансамблями, так и художественной самодеятельностью. К примеру, его песня «У нас в подразделении» вошла в классику советского песенного творчества. Сочинял композитор также романсы на русские темы, музыку к драматическим спектаклям и радиопостановкам. Среди других его работ — запись и обработка армянских, венгерских, болгарских, чешских, корейских и вьетнамских народных песен в тесном сотрудничестве с певицей Ирмой Яунзем. Гастролировал по стране и за рубежом (Иран, Финляндия).


     Долуханян оказывал большую помощь молодым певцам и авторам, которые с теплотой отзываются о нём, как о человеке, старшем друге, товарище. Большую роль сыграл в творческом становлении своей супруги, Зары Александровны Долухановой. По воспоминаниям самой певицы, Александр Павлович был «человек в высшей степени компетентный в вокально-технологических вопросах, умевший и любивший заниматься с певцами, да к тому же эрудит, музыкант крупного масштаба, всегда убежденный в своей правоте».

     15 января 1968 года композитор погиб в автокатастрофе. . .