К дню Великой Победы!!! Хроника событий. ч. 10

Валерий Жуков 2
1942
Август

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ ЛЕТА И ЖАРЫ,
ДОСТИГШЕЙ В АВГУСТЕ ОГРОМНОЙ СИЛЫ,
ДУХ СЕЧИ ВОЗВРАЩАЛСЯ ВНОВЬ В РЯДЫ,
У АРМИИ ,ВОССТАНОВИВШЕЙ ДУХ ВСЕСИЛЬНЫХ.

ПОТЕРЯ РОДА ОКАЗАЛАСЬ СТОЛЬ ВЕЛИКОЙ,
НЕ ОСОЗНАТЬ ЕЁ НИКТО НЕ МОГ,
КУДА ОТ  СЛАБОСТИ  И КРИКА,
ДОШЁЛ НЕМЕЦКИЙ КОВАНЫЙ САПОГ.

ВОШЛИ КАК В МАСЛО НОЖ И ОКАЗАЛИСЬ НА КУБАНИ,
КАВКАЗ СИЯЛ ВЕРШИНАМИ ВО ВЗОР,
ПОЧУЯЛИ ПРИШЛО ИМ СЧАСТЬЕ В ОЧЕРТАНЬЯХ,
ОТ ЮГА РУССКОГО В КЛЮЧАХ КАВКАЗКИХ ГОР.

ПОЧТИ ЧТО СЕРЕДИНА ВСЕЙ РОССИИ ,
РУКОЙ ПОДАТЬ В УРАЛ , А РЯДОМ И СИБИРЬ,
СТОЯЛИ ЛУЧШИЕ , В ИСТОКЕ РОДА СИЛЫ,
А С ЮГА ЗАКРЫВАЛА ВОЛГИ ШИРЬ.

И НЕ СДАЛАСЬ ОНА НА ПОРУГАНЬЕ,
ИХ БИЛИ И В ВЕРХОВЬЯХ, И В НИЗАХ,
НО ТЕ ВЕЛИКИЕ СУДЬБЫ СТРАДАНЬЯ,
СТОЯТ ВЕКА В ВЕЛИКИХ ОБРАЗАХ.

ОЖЕСТОЧЕНИЕ НЕВИДАННЫХ БОЁВ
СКАЗАЛОСЬ НЕМЦАМ ВЫСШИМ ОТКРОВЕНЬЕМ,
НЕЛЬЗЯ РОССИЮ ПОБЕДИТЬ ВЕЛЕНЬЕМ,
В НЁМ НЕ ОТДАВ ОТ СЕРДЦА ЗОВ.

ТВОРИЛИ ЗЛО ,ВЗЫСКАВ СВОБОДУ,
НАШЛИ МОГИЛЫ И ПОКОЙ,
ВСЕМ ЗАПРЕТИЛИ ПО ИСТОРИИ НАРОДОВ,
СОВАТЬ СВОЙ НОС В ДЕЛА СТРАНЫ ЧУЖОЙ.

НАКАЛОМ БИТВЫ СТАЛО ИСТИН БРЕМЯ ,
ДОЛГОВ , ВЗРАЩЁННЫХ У НАРОДА ПО ДЕЛАМ,
СВЕРШЁННЫМ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ В  МГНОВЕНЬЯ,
ЗАБЫВ О БОГЕ , СУД ВЕРША  ЦАРЯМ.

УВЯЗЛИ В НАШЕЙ  ОБОРОНЕ ЧАСТИ НЕМЦЕВ,
В АКТИВНОСТИ, ВНОСЯ ПОЛЕЗНЫЙ СМЫСЛ,
НО ПЕРЕЛОМА НЕ УСПЕЛИ  МЫ ДОБИТЬСЯ,
ТВОРЯ ВОЕННОЙ ТАКТИКИ БЛАГУЮ МЫСЛЬ.

ИХ , ГЛУБИНОЙ И СИЛОЙ ПРОЧНОЙ ОБОРОНЫ,
ОСТАНОВИТЬ ДАВНО БЫ МЫ СМОГЛИ,
НО ДУШИ НАСТУПЛЕНИЕМ НАПОЛНИВ,
НИКАК ОСТАНОВИТЬСЯ САМИ НЕ МОГЛИ.

В ПОРЫВЕ УВЛЕЧЁННОСТИ ДОСТОЙНОЙ ,
ИЗ МИРНОЙ ЖИЗНИ , К НАМ ПРИШЕДШЕЙ ЗА ВЕКА,
ЧТО КАК БЫ НИ СЛУЧАЛОСЬ В ЖИЗНИ ВОЛЬНОЙ ,
МЫ РАЗБИВАЛИ В ПУХ И ПРАХ  ВРАГА.

ЗА АВГУСТ МЫ НАБРАЛИ ОПЫТ НУЖНЫЙ
И ВНОВЬ УЧИЛИСЬ С ТОЛКОМ ВОЕВАТЬ,
ПРИШЛИ КОМАНДОВАТЬ ,НЕ ТЕ КТО ВОЕВАЛ ПО СЛУЖБЕ,
А ТЕ КТО ЗА СТРАНУ ПРИШЁЛ ОТВЕТ ДАВАТЬ.

БРОСАЛИ ВСЕ РЕЗЕРВЫ НЕ В ПРОРЫВЫ,
А БИЛИСЬ ФЛАНГОВЫМ УДАРОМ ДО КОНЦА,
ХОТЬ В ОБОРОНЕ ЕЩЁ БЫЛИ И У НАС РАЗРЫВЫ,
НО НЕМЕЦ ПОНЯЛ , СМЕРТЬ К НЕМУ ПРИШЛА.

9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг.

       Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе.

В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония

Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. В мае самолёт доставил в осаждённый город партитуру симфонии.[источник?]{ Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.
« Действительно, — вспоминал кларнетист Виктор Козлов, — включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку. »

Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:
« Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть… »

Галина Лелюхина, флейтистка:
« Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый »

Истории исполнения симфонии посвящён фильм Ленинградская симфония.
Память

    В 1985 году на стене Филармонии была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь, в Большом зале Ленинградской филармонии, 9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра К. И. Элиасберга исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Д. Д. Шостаковича».
    Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде было косвенно отображено в стихотворении Ю. П. Воронова «Баллада о музыке», вошедшем в сборник стихотворений «Блокада» в 1968 году. Однако поэт перенёс время действия стихотворения с лета на зиму.

Живые исполнения
Среди выдающихся дирижёров-интерпретаторов, осуществивших записи Седьмой симфонии, — Рудольф Баршай, Леонард Бернстайн, Валерий Гергиев, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, Леопольд Стоковский, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Артуро Тосканини, Бернард Хайтинк, Карл Элиасберг, Марис Янсонс, Неэме Ярви.
Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение. 21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прямая трансляция показана по российским каналам «Россия», «Культура» и «Вести», англоязычному каналу RT, а также транслировалась в эфире радиостанций «Вести ФМ» и «Культура». На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента симфония была призвана подчеркнуть параллель между грузино-южноосетинским конфликтом и Великой Отечественной войной.
На музыку 1-й части симфонии был поставлен балет «Ленинградская симфония», получивший широкую известность.
28 февраля 2015 года симфония была исполнена в Донецкой филармонии в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне как часть благотворительной программы «Блокадники Ленинграда — детям Донбасса»

Википедия.