Дикая розга. Великий Четверг. Тайная Вечеря

Галина Николаевна Николаева
          Отрывок из книги "Дикая Розга"               
               
                ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

          Мы едем на гору Сион. Гора Сион составляет южную из возвышенностей, на которых расположен Иерусалим. "Пойте Господеви, живущему в Сионе (Пс.9,12). Явится Бог Богов в Сионе (Пс.83,8). Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми (Пс.89,20). Основания его на горах святых, любит Господь врата Сиона паче всех селений Иаковлевых (Пс.86,2-4). Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю" (Пс.133,3). Величайшую славу гора приобрела уже после Рождества Христова.
          Не верится, что я нахожусь на Святой горе Сион в то время ее славы, о котором предсказали пророки Исаия и Михей: "Будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и придут к ней все языцы, и пойдут языцы многи, и рекут: приидите и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему: ибо из Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима" (Ис.2,3). Отсюда мои первые шаги начали путь по следам Спасителя рода человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы, апостолов.
         
          Вот она - та горница Сионская, о которой говорится в Евангелии, первый христианский храм и место великих священных событий.         
          В древности, на развалинах дома, где была Тайная Вечеря, была построена небольшая церковь Христова, при разорении Иерусалима она уцелела и названа была «первой церковью и матерью всех церквей». Святая  царица Елена восстановила ее. Горница переходила от христиан к мусульманам, и наоборот, а с 1559 года и по настоящее время турки владеют этим священным местом.
          Со страхом и трепетом переступаю порог Сионской горницы... Храм разделяется на верхнюю и нижнюю части. Нижняя часть состоит из двух комнат: первую называют омовением ног, а вторую местом явления Господа ученикам Своим. Небольшая лестница ведет вверх, где тоже две комнаты: первая - место Тайной Вечери, другая - место сошествия Святого Духа. Стоят две мраморные колонны, поддерживающие своды. В верхней части сводов находится изображение "агнца", вероятно, в воспоминание Божественного Агнца, преподанного ученикам на Тайной Вечери, стоит одинокая скульптура масличного дерева, а на колоннах изображены барельефы пеликанов, кормящих детенышей и витражи 17 века.
           В горнице ни души... Сердце содрогнулось от одной мысли, что нахожусь именно в тот день, Великий Четверг, когда Спаситель, совершил здесь Тайную Вечерю. Мое сознание переместилось в то Евангельское событие, происшедшее здесь почти 2000 лет тому назад...
         
           Вот, Господь входит с двенадцатью апостолами в приготовленную горницу. Они возлегли за приготовленною трапезою и говорит им:
           - Очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.               
           Господь говорит о наступающих скорбях и близком кресте, а ученики Его начинают спор за первенство, кто ближе к Учителю, кто больше?  Он встает, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце и опоясывается им; не останавливается на том; Сам же наливает воду в умывальницу; не приказывает другому сделать, а Сам все это делает; совершает то, что обыкновенно возлагалось на последнего раба, как обязанность тягостная, грязная и презренная. Он, Господь Неба и земли, со смирением слуги и с любовью друга смывает и отирает ноги полотенцем Своим ученикам. Невиданное деяние небесного смирения отозвалось сильным потрясением в сердцах учеников. Но они с детской покорностью и благоговением смотрели на служение Учителя и Господа своего.
           Только Петр смутился:   
           -Господи, Ты ли мои умоешь ноги?
           Иисус ответил ему коротко:
           - Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после.
           Но порывистый, пламенный ученик не может допустить, чтобы Сын Божий, царь Израильский, Господь, повелевающий морю и ветрам, дающий зрение слепым, здоровье больным, жизнь мертвецам; Тот, который владеет глаголами вечной жизни, как раб умывал ноги ученику Своему.
           - Не умоешь ног моих во веки! - воскликнул он.
           -  Если не умою тебя, не имеешь части со Мною, - отвечал Иисус.
           Тогда Петр говорит:
           - Господи, не только ноги мои, но и руки и голову!
           Настолько ему казалось ужасным " не иметь части" с Тем, Кому он предан всею душой.
           Но Иисус отвечает:
           - Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
           Он знал предателя Своего, потому и сказал: "не все чисты". Затем Иисус объясняет апостолам значение Своего поступка:
           -  Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите; ибо Я - точно То. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
           Этим примером Господь показал не только свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т.е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было.
           В числе тех, кому Иисус омыл ноги, был Иуда. Он не поколебался в своем предательстве. «Истинный Мессия, - думал он, - не стал бы унижаться, исполняя обязанности раба, но величественно и гордо, как царь, повел бы их на блестящий подвиг освобождения иудейского народа. И ненависть Иуды к Учителю возросла. Его решение о предательстве окончательно окрепло.
           После вкушения ветхозаветной пасхи, Иисус Христос, взяв хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал:
           - Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов (за вас предается на страдание и смерть для прощения грехов).
           Потом взял чашу с виноградным вином, благодарил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому и подавая ученикам, сказал:
           - Пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
           Вот так, на этой вечери Любовь небесная, готовая на смерть за людей, установила главное христианское Таинство Причащения - источник жизни для людей.
          «Хвала и слава Тебе, Любовь беспредельная! Ты всех людей приглашаешь к чаше, независимо от звания, пола, возраста. Это Твоя воля».
          Столько любви небесной на этой трапезе, и одна рука предателя - за тою же трапезою!  Господь не указывает на имя предателя. Он только снова говорит ученикам, что грешник Ему известен:
          - Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается, лучше бы этому человеку не родиться.               
          Ученики глубоко потрясены этими словами. Каждый испугался за самого себя, не в нем ли Господь видит готовность на дело черное. Петр, желая поскорее узнать, чтобы предупредить измену, сделал знак Иоанну, который возлежал рядом с Иисусом и тот тихо спросил Учителя:
          - Господи, кто это?
          Любимому и любящему ученику Спаситель не отказывает в исполнении желания его - узнать предателя. Иисус тихо ответил:
          - Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.
          И обмакнув кусок, подал его Иуде Искариотскому.
          И после сего куска вошел в него сатана. Он лицемерно и дерзко спросил Христа вместе с другими:
          - Ни я ли, Равви?
          Спаситель тихо сказал ему:
          - Ты, - но никто этого не слышал.
          Как можно было без негодования отвечать такой страшной душе. Небесная благость Твоя, Господи, отвечает кротко:
          - Ты знаешь сам, - и добавил:
          - Что делаешь, - делай скорее!
          Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, пренебрегая Сыном Божиим ради денег, принимает кусок и тотчас выходит. Была уже ночь..
          Иисус знал, что Иуда ушел с целью выполнить свой предательский замысел.
          Он обращается к ученикам с прощальными словами:
          - Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе и вскоре прославит Его.               
          -Дети! не долго уже быть Мне с вами; будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.
          Как нежный любящий Отец при последней разлуке с детьми, Он дает им последнее завещание, напоминает им то главное, чему учил Он на земле:
          - Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
          Иисус Христос предсказывает ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, все разбегутся, оставив Его одного. Апостол же Петр сказал:               
          - Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
          Любящий Господь открывает ему:
          - Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня.
         Но Петр еще больше стал уверять:
         - Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.
         То же говорили и другие апостолы.
         - Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте.
         Вера должна спасти и укрепить их в предстоящих испытаниях, когда Он будет с Отцом на Небесах, они останутся здесь на земле и будут по Его примеру творить волю Отца.      
         Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя - Святого Духа.
         - Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет. Еще немного и  мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т.е. Я есть жизнь, и смерть не может победить Меня), и вы  будете жить. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Дух Святой - Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Прощаясь с учениками, Христос обещает им мир душевный, который он Сам обретал, исполняя волю Отца:
         - Мир оставляю вам; не так как мир дает, Я даю вам.
         Иисус Христос предсказал ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него.
         После этого предсказания Христос в нескольких словах с необыкновенной силой и глубиною выразил основную мысль всей прощальной речи Своей, даже больше, - всего учения Своего, всей Своей земной проповеди:
         - Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь (крепитесь): Я победил мир (т.е.зло в мире).
         - Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой  - виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, отсекает; и всякую приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.   
         Христос еще раз говорит:
         - Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во Имя Мое, Он дал вам. Сие заповедую вам, да любите друг друга. (Иоан.13,31;14,31;15, 16; Матф.26,30-35; Марк.14,26-31; Лук.22,31,32).
         Затем Он обращается с молитвой к Отцу, как первый священник на земле, как первый пастырь, душу Свою положивший за людей, молится за Своих учеников и за Свою будущую Церковь, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единстве между собою. Христос просит Отца, чтобы единая Церковь сияла Божественною славой, той же славой, какою озарен по воле Отца Сам Богочеловек. Тогда мир познает, что Бог любит верующих в Него и прославляет их.
Закончив молитву Свою, Христос и ученики Его вышли из горницы.
      
         Я прожила Тайную Вечерю со слезами стыда, раскаяния,  и… радости. «Слава Тебе, Господи, Ты по Своей безпредельной любви не оставил Свое создание погибнуть во грехах, а исполнил Духом Божиим Церковь Свою и даешь всем через нее жизнь вечную».
         Мы вышли из горницы, а в это время у Гроба Господня шла Служба Великого Четверга, посвященная воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предания Его Иудой: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведного Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша. Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе".
         Чин омовения ног совершает сам Блаженнейший Патриарх Ириней на площади перед входом в Храм Господень. Он остается в одном подряснике и, препоясываясь, умывает ноги двенадцати греческим батюшкам. До этого они тянут жребий: кто, каким апостолом будет. Тот, кому выпадает быть Иудой, - даже иногда плачет.


                "ОН ДО КОНЦА ВОЗЛЮБИЛ ИХ"

       Протоиерей АЛЕКСАНДР Шаргунов

       Тайная Вечеря Сегодня вся Церковь собирается на Тайной Вечере и вспоминает, что произошло в Великий Четверг накануне Крестной смерти Господа. На Тайной Вечере Господь открыл Своим ученикам сердце в решимости идти до конца. И в то же время Он разделил с ними эту таинственную трапезу, чтобы они имели общение с Ним.

       Два выражения в сегодняшнем Евангелии - «до конца» и «иметь часть с Ним» - да звучат всегда в нашей памяти и укрепляют нашу веру. Что значит для Господа накануне Его смерти решимость идти до конца? И что значит для нас принятие Евхаристии, как не знамение, что мы имеем часть со Христом, Который идет до конца? До конца свидетельства и надежды, до конца служения и любви.

       Он знает, куда Он идет. И Он торопит время, говоря Иуде-предателю: «Что делаешь, делай скорее». Он исполнен решимости и приобщает ей Своих учеников - идти до конца свидетельства и надежды. На суде Пилата Он скажет: «Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37).

       Господь идет до конца Своего свидетельства, что никогда не постыдится тот, кто до конца направляет свою жизнь по воле Божией. Никогда не постыдится тот, кто с Богом живым идет до конца своего призвания и своего служения. До конца того, к чему призван человек. Бог никогда не поведет нас на гибельные пути. «Никто не отнимает у Меня жизнь, - говорит Своим ученикам Господь, - Я  Сам отдаю ее» (Ин. 10, 18). «Отче, да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42) - молится Он в Гефсиманском саду. Прежде Крестных Страданий, Он предстоит пред Отцом Небесным с решимостью идти до конца, - не в фатальной покорности, а в доверии Богу живому, которому Он всегда был послушен.

       И в сегодняшнем Евангелии сказано: «Возлюбив сущих с Ним, Он возлюбил их до конца». То есть, до полноты, до высшего исполнения. И умовение ног - символ того, что смысл жизни заключается в том, чтобы идти до конца в любви к Богу и в то же время идти до конца в любви к человеку. Господь показывает, что не постыдится никогда тот, кто изыскивает все средства, чтобы служить ближним. И Господь свидетельствует, что, только возвышая чужую жизнь, возвысишь свою.

       А что значат слова: «иметь часть со Христом»? Когда Петр протестует против умовения ему ног Его Учителем, Господь говорит ему: «Если не умою твоих ног, не будешь иметь части со Мною». Иметь часть со Христом - значит надеяться на Него, устремляться к жизни с Ним, идти до конца с Ним, соединить свою человеческую судьбу с Его судьбою.

       Господь преподал Своим ученикам Свои пречистые тайны под видом хлеба и вина, чтобы они имели часть с Ним. «Сие творите в Мое воспоминание»,  - говорит Он им. Всякий раз, когда вы будете совершать Божественную Литургию, вы будете творить ее в воспоминание, что Я иду до конца любви к Богу и к вам. И приобщаясь Мне, вы будете становиться причастниками такой любви». Если в ком из вас нет жажды такого причащения, тот не рассуждая, как говорит апостол Павел, приступает к таинству Тела и Крови Христовых и в суд себе яст и пиет.

       Идти до конца в любви к Богу - значит всякий раз, причащаясь Христовых тайн, мы должны испытывать нашу верность крещенским обетам. Нашу верность в служении Церкви, - и это относится, прежде всего, к нам, священникам,  - потому что мы должны идти до конца нашего служения с Господом. Сегодня уместно вспомнить, что когда совершается таинство священства, епископ дает рукоположенному пастырю после евхаристического канона Тело Христово со словами: «Прими залог сей, о нем же будешь истязан на Страшном Суде, в день воздаяния праведного».

       Всякий раз, когда мы совершаем Божественную Литургию, иметь часть со Христом означает иметь мужество жить всегда в присутствии Божием. Среди  лжи мира нам дается возможность перевести дух и увидеть, что жизнь имеет смысл. Бог берет тебя за руку и говорит: «Не бойся, путь долог, но стоит понести любые скорби и любые труды. Твоя жизнь драгоценна и серьезна. Но ты должен идти до конца - до конца Христова света, до конца Христова слова, до конца твоих обетов. Невозможно жить полуистиной, четверть правдой.

       Причащаясь святых Христовых тайн, мы призываемся также идти до  конца в любви к нашим ближним в служении им. Именно это символизирует омовение ног. Каждый из нас должен спросить себя: жертвовал ли я ради кого-то хотя бы частью себя, избирал ли такой образ жизни, который дорого стоил мне? Если мы ученики Христовы, если мы имеем часть со Христом, если мы решились идти до конца в любви к другому человеку, естественно, это потребует нас самих, нашего времени, наших сил. Всякий раз, когда мы причащаемся святых Христовых тайн, мы должны отдавать себе в этом полный отчет.

       Поэтому не будем говорить: «Как тяжел крест любви к ближнему!» Идти до конца в этой любви - всегда имеет конкретный смысл. Речь не идет о том, чтобы произносить красивые слова о любви: «Дорогие братья и сестры, возлюбленные о Господе». А о том, чтобы с каждым принятием безкровной Жертвы Христовой учиться принимать в нашу жизнь благодать слова Христова: «Нет больше любви, чем кто душу свою положит за друзей своих».

       Господь наш Иисус Христос прошел Свой путь до конца - до Креста, до Воскресения, утверждая нас в нашей надежде. Чтобы мы знали, что это одно и то же - идти до конца в любви к Богу и до конца в любви к человеку.

       Великий Четверг - не просто воспоминание о том, что когда-то совершил Господь, но творение Им - в Его воспоминание - в нашей жизни любви до конца. Всякий раз, когда мы причащаемся святых Христовых тайн, мы имеем часть со Христом. Он ведет нас намного дальше по этой дороге, по которой мы раньше шли и которую нельзя пройти вполовину.

       И нам дается величайшая радость знать, что идущий со Христом не постыдится вовеки. Только так можем мы побеждать нашу расслабленность, наше отчаяние, нашу неспособность любить, наши сомнения, нашу половинчатость в служении Богу и ближнему. Нет иного выбора для тех, кто хочет достигнуть света Христова, Его Божественной вечной Пасхи, кроме как идти с Ним до конца. Аминь.


http://moral.ru/propoved/06_V_Chetv.html