О дружбе

Священник Александр Хлебников
"Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом". Лк.23,4-12.

В этом евангельском эпизоде очень ярко показано то, как в этом мире люди используют, то, что называется дружбой. Что подружило Пилата и Ирода, которые раньше соперничали из-за власти? Схожесть характеров, преследование Невиновного, злоупотребление властью - т.е. использование власти на зло. Как часто объединяет людей именно это - общее стремление к злу. И это не обязательно воровская, бандитская шайка, а вообще большинство т.н. дружеских отношений в этом мире. Общий бизнес, другими словами стяжание богатства переходящее в сребролюбие и поклонение золотому тельцу, дружба с совместными попойками и развращением, дружба во власти, когда рука руку моет и пр.

И получается опять по Евангелию в гости зовем и садим на первые места, тех, кто побогаче и познатнее, а кто попроще и победнее так и не друг нам. Вот и вся дружба, только ради выгоды, ради того, что можно что-то получить. И пока человек имеет то, что нужно нам, а это в основном власть, или богатство, или профессиональные обязанности, он, конечно, нам друг, просто не разлей вода. А вдруг случись что, потеряй человек что имел или подружись мы с тем, кто имеет более и всё дружба кончилась. И руки не подадут и не поздороваются - неоднократное наблюдение из жизни, а то еще и врагами станут. Да потому что никакой дружбы не было, был расчёт.

В худшем случае, было сближение характеров на том или ином грехе, а в лучшем случае, было расположение в связи с совместной деятельностью (работа, учеба) или интересами (хобби), но никакой дружбы не было и в помине.

А сколько, кажется у нас друзей, да только, кажется. Потому что случись только какая проблема, даже не беда, а именно временная проблема, начни только не соответствовать тому статусу, в котором тебя привык видеть "друг" и "дружба" даже многолетняя, даже семьями, даже родственная кончается в одно мгновенье.

Потому что дружба настоящая строится на добре и желании добра человеку, если проще на человечности. А человечность, чтобы было понятно, поскольку многие забыли, что это такое, это понимание и жалость к другому человеку. Вот такая дружба, основанная на понимании и жалости, на человечности разве может предать? "Друг познается в беде" не за застольем, не за совместным времяпровождением и развлечениями, а в трудное время. И Евангелие нам открывает пример такой дружбы.

"Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился". Мф.27, 57-58.

Иосиф был очень богатый человек, имел и власть, и не испугавшись потерять ни то, ни другое и даже более свою жизнь в трудный момент оказался рядом с Христом, в тот момент когда даже ученики в страхе разбежались, Иуда предал, Петр отрекся. Не боясь злобы и ненависти соплеменников, не боясь римской власти, просит у Пилата тело распятого Христа и погребает Его.

И всегда в настоящей дружбе надо быть готовым ради правды, ради Истины, ради жалости и любви к человеку поступится тем, что мы считаем своими достижениями.

Только в доброте и на добро - в этом настоящая дружба.
Не в соглашении на зло и не в предательстве в трудную минуту. В ту минуту, когда и должно проявиться то, что называется словом дружба.
Так кто нам пример Пилат, Ирод, Иуда?
Или Иосиф?
Вот и задумайтесь, как мы дружим, и если у нас друзья. А предав друга, найдёшь ли "друзей"?

Великий пост. Страстная пятница. 2014г.


Друг

Вы плачете и слёзы ваши горьки,
Они из души и из сердца текут.
Страдания ваши так тяжелы,
Что их разделИт, только друг.

Понять и услышать, что мучает вас:
Несчастья, все боли и зло.
Увидит всю тьму, что гнетёт в этот час,
И ваших терзаний борьбу.

За руку возьмёт и разделит судьбу
И слёз ваших скорбный поток.
И в ваших сомненьях, и в вашем бреду,
Найдётся ли тот, кто спасёт?

Великий пост. Страстная седмица. 2021г.

http://stihi.ru/2021/04/28/7555
Поставил в раздел любовной лирики, потому что дружба настоящая - это любовь.



"- Спасибо вам,- негромко сказала мать. Она подошла к двери и, став на пороге, оглянулась.- Одно я заучила крепко,- сказала она.- Все время этому учусь, изо дня в день. Если у тебя беда, если ты в нужде, если тебя обидели - иди к беднякам. Только они и помогут, больше никто". Джон Стейнбек. "Гроздья гнева".



"Человек, слышащий нечто негативное о своем ближнем, и повторяющий это другим людям, не зная, правда ли это, или нет, виновен в ложном свидетельстве, как если бы он и в самом деле давал ложные показания в суде. Девятая заповедь означает гораздо больше, чем то, что мы обычно о ней думаем. Так же обстоят дела и со всеми остальными заповедями. Они воистину «чрезвычайно обширны».
Э.Ваггонер


Удивляют "друзья", которые верят клевете не удосужившись даже позвонить, написать в социальной сети, молчу про приехать, чтобы поговорить лицом к лицу. Так и осуждают, верят клеветникам и становятся предателями. Отвратительные персонажи.

О глупости человеческой
http://www.stihi.ru/2013/12/11/3629