Триумфальная арка

Николай Леопольдович
         ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ГЛАВНОГО ШТАБА

     Именно ей посвятил стихотворение поэт Николай Браун:


Строенья раздвинув плечами,
Взлетает она в высоту,
Сто лет и ночами и днями
Бессменно стоит на посту ! . .

И всё же она знаменита
Не тем, что столетье над ней
Упрямо вздымают копыта
Шесть бронзовых ярых коней ! . .

       * * * * * * *



     У великих произведений искусства есть общее свойство — доносить через века мысли и чувства, которые вдохновляли их создателей.
Соприкасаясь с такими памятниками, мы ощущаем связь времен,слышим шаги истории...

     К таким произведениям относится арка Главного штаба. Ее мощный торжественный взлет над подковой полукилометрового фасада, над ширью Дворцовой площади — словно раскат громового победного «ура». Триумфальная арка Главного штаба — воплощённый в камне торжественный гимн в честь воинов-героев. Композиция этой тройной арки подчинена ритму как бы движущегося под её сводами шествия. Она и была рассчитана
на прохождение воинских колонн...

     24 октября 1828 года состоялось торжественное открытие арки. Оно
совпало с возвращением гвардии после успешных действий русскихвойск на Балканах
против турецкой армии и взятия могучей крепости Варна. Задуманная как памятник
победы 1812 — 1814 годов, триумфальная арка предстала перед жителями Петербурга в свете новых подвигов русских солдат, освободивших часть восточного побережья
Черного моря, сражавшихся на берегах Дуная за вызволение балканских народов от ига Оттоманской империи...

     После открытия триумфальной арки выполнялись незавершенные
работы. В 1830 году весь комплекс строительных и декоративных работ по грандиозному зданию, вместившему Главный штаб, министерства финансов и иностранных дел, завершился. Все строительство, включая покупку и слом домов, обошлось почти в 7 миллионов рублей. Из них на «украшение, поставленное на арках здания правильной противу Зимнего дворца площади», затратили 236 тысяч рублей...

     В записке к одному из проектов Карл Росси отмечал: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели мы побоимся сравняться с ними в великолепии? Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, нерушимости. Этот памятник должен стать
вечным»...

     Слова Росси оказались справедливыми по отношению ко всем его
лучшим созданиям, и самому знаменитому среди них — Главному
штабу с триумфальной аркой, которая стала гордостью города на Неве...