Учительская страница. Реферативная работа по литер

Ольга Никитина-Абрамова
*Иногда становится неприятно, когда в кулуарах шепчутся, что работа хороша, но специально "засыпали" ( при защите использовался нажим и увод от темы, чтобы сбить, ученица - мягкая, интеллигентная девушка, НЕ УМЕЮЩАЯ ЗА СЕБЯ ПОСТОЯТЬ,)потому что, видите, вопрос касается интернета, по их мнению, это работа - спам! Прочтите и посудите сами! На мой вопрос почему, ведь об этой теме нет ещё исследований каких-либо серьезных, и работа отличается самостоятельностью, посмеялись в лицо. И я сделала вывод, что против лома нет приема, пусть жизнь рассудит, а им за нечестность дракон воздаяния вернет то, что заслужили. А заслужили они быть серыми лицами истории. Сами ничего нового родить не смогли.    

IX   Городская научно-практическая конференция школьников г. Искитима




Секция ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Фикрайтерство как новое формирующееся направление в современной русскоязычной литературе
Выполнила 
Сарнацкая Алена,
                ученица  10 класса МБОУ- СОШ №8.
     Научный руководитель -
Абрамова  Ольга Геннадьевна,
                учитель русского языка и литературы
                первой квалификационной категории.

                Контактный телефон -8923*******



г. Искитим, 2013 г.
Содержание

I. II.Фикрайтерство как новое формирующееся направление в современной русскоязычной литературе…………………………………….…………..........5
1. История возникновения фикрайтерства..………………………………......5
2. Особенности и виды жанров  фанфиков……………………………………6
3. Анкетирование………………………………………………………………..8
4. Творческие перспективы……………………………………………………..9
5. Фанфик - самостоятельное произведение или плагиат?.............................10
6. Отношение авторов оригиналов к фанфикам……………………………..11
III. Итоги IV.Список используемой V. Приложение…………………………………………………………………..14



Актуальность
В мире существует  мнение,  что  у художественного произведения не должно быть продолжения, то есть сюжет не терпит изменения и останавливается на том месте, которое определил сам автор.  Но с этими взглядами не согласны фикрайтеры.  Что это за люди? Что их объединяет?
Фикрайтер – это автор фанфиков  — фанат, дилетант, создающий продолжения популярных художественных произведений. Все больше и больше людей увлекаются фикрайтерством, растет популярность в соц. сетях. Это общество, возникающее стихийно, объединенное общими интересами, с целью поделиться своим творчеством, мыслями, точкой зрения. В 2012 году  случайно мной был найден  сайт «Книга Фанфиков», где меня заинтересовало данное направление. Когда-то в четвертом классе в библиотеке нам дали задание написать продолжение к любой сказке. Тогда не могла предположить, что  уже стала фикрайтером. Зарегистрировавшись на сайте и попробовав писать продолжение к тем произведениям, которые на тот момент меня интересовали, стала понимать, что это творческое увлекательное занятие. Таким образом, тема фикрайтерства меня интересует особенно, но возникает множество вопросов. Например, когда появились первые фанфики, какие разновидности есть среди них, почему люди ими увлекаются? Именно поэтому    решила исследовать это направление, но, к сожалению, по этому вопросу не так много публикаций.  Считаю, что моя работа заинтересует многих творческих  людей.
Объект и предмет исследования
Таким образом, определяем предмет, объект, цели, задачи и  гипотезу исследования.
Объект - фикрайтерство в литературе.
Предмет изучения -  фикрайтерские литературные русскоязычные сайты.
Цель и задачи
Цель:
Рассмотрение фикрайтерства как нового функционирующего направления в современной русскоязычной литературе.
Задачи:
• Определить и систематизировать особенности современного фикрайтерства.
• Обозначить творческие перспективы в будущем.
• Доказать, что фикрайтерство является перспективным направлением в литературе.
Гипотеза
Фикрайтерство не просто продолжает и развивает сюжет оригинала, но и является активным творческим проявлением фантазии фанатов, а значит, имеет право на самостоятельность в русскоязычной литературе.
Список использованной литературы
Интернет-источники:
http://ficbook.net/
http://fanfics.info/
http://beon.ru/communities//
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/12/goralik.html
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/12/goralik.html

Методы исследования
• Точный набор фактов, событий, деталей.
• Аналогия
• Сравнение
• Систематизация

Основная часть
Фанфи;к — любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства. Фанфик может представлять собой  продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и так далее.При первом взгляде на фанфик создается впечатление, что мы имеем дело с порождением последнего десятилетия нашего века, от силы — двух десятков лет. Между тем исследователи истории фанфика любят  рассуждать, что он  зародился давно. Например, приводя  легенды о святом Граале, они  утверждают, что многочисленные интерпретации и дополнения к истории о короле Артуре являют нам пример раннего устного фанфика. Возможно, с ними  стоит согласиться, — но тогда в область фанфика попадет едва ли не весь фольклор. Другой пример, о котором они ведут речь, затрагивает историю Шарлотты Бронте и её сестёр, написавших множество новелл, детализирующих фантастические приключения Артура Уэллсли, первого герцога Веллингтона, и двух его сыновей: Артура и Чарльза. Последующие рассказы были сфокусированы на его сыне Артуре, который стал почти супер-героической фигурой, герцогом Заморной. Юношеские произведения Бронте являются ранним образцом «фанфиков о реальных людях».
На рубеже XX века мир посмотрел с новой стороны на произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».  На его основе были созданы пародии такими авторами как Фрэнсис Элиза Ходжсон Бёрнетт и Эдит Несбит.
В тридцатые годы XX века в Англии возникает едва ли не первое в истории подлинное сообщество фикрайтеров  “Литературное общество Шерлока Холмса”, созданное для того, чтобы продолжать и развивать дело сэра Артура Конан Дойла. Члены общества, в основном дамы, самостоятельно писали детективы о великом сыщике и его недалеком помощнике, издавая их в журнале общества.
В 1967 году выходит в свет первый журнал любителей “Звездного пути” — “Споканалия”. Сагу как раз начали показывать в качестве сериала на канале NBC. Журнал помимо статей, сплетен и пересказа телеэпизодов печатал робкие опыты, ставшие классикой одного из самых богатых ответвлений современного фанфика.
Разновидности фанфиков
Определим и систематизируем некоторые особенности и виды жанров.
По характеру отношений:
• Гет «Het» («Heterosexual», «Shipping») — сюжет в основном фокусируется на романтических или сексуальных отношениях между разнополыми героями.
• Слэш (от англ. Slash) - фанфик, в котором описаны романтические или сексуальные отношения между мужскими персонажами.
• Фемслэш «Femslash» («Femmeslash», «Fem», «Saffic») — фанфик, в котором описаны романтические или сексуальные отношения между женскими персонажами.
• Джен «Gen» (от англ. general audience) — любовная линия отсутствует или малозначимая.
По способу создания:
• Кроссовер «Сrossover» — фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
• Повествование «POV» (от англ. Point of view) — повествование от первого лица одного из героев.
• «Profic» — профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. «Profic» пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance», «Star Wars», «Warhammer», или любыедругие  коммерчески успешные произведения, авторы которых допускают франчайзинг .
По характеру соответствия текста фанфика тексту оригинала:
• «AU» (от англ. Alternative Universal) — есть значимые расхождения и противоречия с каноном оригинала.
• «NO-AU» — расхождений с миром оригинала нет, или они спорны, либо малозначимые.
• «OOC» (от англ. Out Of Character) — есть значимые расхождения и противоречия с характерами персонажей оригинального произведении.
По сюжету:
• «Angst» — это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
• «Hurt/comfort» — фанфик, в котором один персонаж  страдает, а другой приходит ему на помощь.
• «Continuation» — продолжение оригинального произведения.
По размеру:
• Фиклет «Ficlet» — короткий одночастный фанфик.
• Драббл «Drabble» — отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под этим подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
• Миди – средний фанфик.
• Макси – большой фанфик.

Особенности современного фанфикшена
Изучив многие сайты, где печатаются фанфики, прочитав высказывания на форумах, посвященных проблемам фикрайтерства, определили следующие особенности современного фанфикшена. 
• Свобода творчества из-за того, что нет никаких ограничений (ни в возрастном, ни в политическом смысле, ни в половом смысле), но в то же время есть законы, которые  регламентируют некоторые запреты (закон о защите чувств верующих; запрет на пропаганду гомосексуализма, фашизма, терроризма и т.д.).
• Разнообразные Интернет-ресурсы, на которых можно разместить фанфики (спрос рождает предложение).
• Большой выбор форм и разновидностей фанфиков.
• Неофициальное направление в современном русскоязычном мире, в отличие от американской и английской литературы.
Что побуждает людей читать и писать фанфики? (анкета)
В ходе исследования среди пользователей социальной сети (ВКонтакте и Книга Фанфиков) было проведено анкетирование, состоящее из двух вопросов.  При опросе нами были выделены возрастная категория фикрайтеров  и  причины популярности этого необычного литературного  творчества, а также читательского интереса.
• Способ самовыражения (49%)
• Желание продолжить историю (20%)
• Изменение или дополнение сюжета (16%)
• Желание стать популярным (10%)
• Не понравилось исполнение, но понравилась идея (5%)
Всего опрошено: 100 человек.
Примерные возрастные категории (анкета)
• 7-10 лет (0,04%)
• 10-12 лет (3,6%)
• 13-15 лет (40,8%)
• 16-18  лет (31,6%)
• 18-20 лет (13,1%)
• 20-25 лет (8,5%)
• 25-35 лет (1,3%)
• 35-49 лет (0,1%)
• 40+ лет (0,5%)
Всего опрошено: 4835
Такие возрастные показатели связаны с тем, что основная аудитория пользователей интернета подростки.
Творческие перспективы
После анкетирования нами были обозначены творческие перспективы развития этого направления в литературе. Выяснив, что фанфикшэн является смежной разновидностью творчества и имеет в себе, как элементы оригинального мира, так и вымысел самого фикрайтера, выходящий за каноны оригинала, решили, что творчество фикрайтеров направлено сугубо в рамках фэндома. За пределы интернет-рессурсов такие творения выходят крайне редко, и не каждый фанфик становится отдельным произведением. В частности из-за того, что создаются они лишь для собственного удовольствия, и фикрайтерство в РФ не заявлено, как самостоятельное литературное направление, и может восприниматься как плагиат. (Федеральный закон об авторских и смежных правах. Раздел II. АВТОРСКОЕ ПРАВО).
Лев Гроссман, американский писатель, журналист, публицист, считает: «Фанфикшэн — это то, как бы выглядела литература в пост-апокалиптическом мире, если бы была заново изобретена нацарапыванием кучкой наркоманов, представителей блестящей поп-культуры, запертых в бункере. Они работают не ради денег. Совсем не для этого. Писатели пишут и выкладывают в интернет своё творчество ради собственного удовольствия. Они — обычные поклонники, но, не молчаливые диванные потребители медиа. Культура обращается к ним, и они отвечают ей на своём собственном языке».
Фанфик - самостоятельное произведение или плагиат?
Сейчас в интернете  множество споров по поводу оригинальности и законности написания фанфиков. Некоторые считают, что это занятие в любом случае является плагиатом, потому что касается авторских прав. Распространение фанфиков в некоторых странах может рассматриваться как нарушение авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому фикрайтеры указывают правообладателя — автора оригинала, которому принадлежат все права на использование персонажей и художественного мира, не претендуя ни на какую-либо прибыль,  извлеченную  из этого творчества.
А подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.
Проанализировав произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» и фанфик «Мираж» (Приложение 2), написанный фикрайтером Scrat, мы заметили, что сюжет остался практически не тронутым, но в то же время были добавлены и изменены некоторые детали.  (Приложение 1).  Например, сцена с дуэлью, занимаемая в оригинале не слишком много места, у фикрайтера – расписана более подробно и дополнена. Если у Лермонтова Печорин испытывает злость, раздражение от самонадеянной лжи Грушницкого, но   готов простить, достаточно тому извиниться и признаться, то у Scrat главный герой показан более жестоким.  Ведомый чувством мести и наслаждения от происходящего, он  читал  чувства страха в  глазах Грушницкого, и в душе Печорина поднималось чувство удовлетворения,  оттого что ему, наконец,  удалось отомстить.  В романе Грушницкий сам провоцирует выстрел из-за того, что ему становится стыдно, угрожает Печорину, что если тот не убьет его, то он зарежет его, потому что им «на земле вдвоём нет места ...». В представленном фанфике он  спрашивает Григория Александровича,  почему тот медлит и не стреляет.  Это  приводит Печорина к мысли  об их неудавшейся дружбе, о собственной смерти: «Я даже представил было, что сам погибну в то же мгновение, как спущу курок». После того, как он все же стреляет и «не испытывает ничего, кроме непонятного облегчения», а Грушницкий падает с обрыва, Печорин с Вернером спускаются вниз и выясняют, что офицер еще жив  (у Лермонтова Печорин, пожав плечами и распрощавшись с секундантами, отправляется домой, потому что  Грушницкий убит).  В фанфике, когда герой   накрывает тело, он касается щеки Грушницкого и мысленно говорит, что прощает за его «подлость и предательство», а после зачем-то забирает платок. И это невольно заставляет задуматься  о фетишизме, проявляющемся у убийц, когда они оставляют вещь жертвы, напоминающую им об убийстве. В  фанфике  «Мираж» Печорин больше походит на убийцу, не знающего пощады и сострадания  (хоть фикрайтер и писал, что «я не чувствовал более презрения, только жалость»). В фанфикшене в таких случаях есть термин, обозначающий это явление – ООС, благодаря которому персонаж частично или полностью теряет или изменяет свой характер, данный ему в каноне. Это случается из-за того, что автор либо не до конца знает характер героя, попросту не может его передать, или же видит его несколько по-другому.
Можно сделать вывод, что данный фанфик не слишком отличается от оригинального произведения и являет собой дополнение к сюжету, некоторую интерпретацию сцены дуэли, что говорит о том, что фанфик создавался ради  забавы  фикрайтера.

Отношение к фикрайтерству авторов произведений

Положительное:
• рост своей популярности;
• развитие своей собственной идеи в сотворчестве с фикрайтерами.
Говард Лавкрафт (создатель «Мифов Ктулху») поощрял своих приятелей вроде Роберта Блоха и Кларка Эштона Смита заимствовать элементы из «Мифов Ктулху» и вносить собственные, которые Лавкрафт, в свою очередь, мог бы потом использовать. После этим стали пользоваться не только друзья Лавкрафта, но и широкая аудитория.
Негативное:
• воспринимается как плагиат;
• авторы боятся, что фанфики затмят оригинал;
• за использование их персонажей или миров посторонними лицами им не платят, даже не спрашивают разрешения;
• попросту не хотят, что бы кто-то «издевался» над их персонажами и выдуманными мирами.
Например, Джордж Мартин отрицательно высказывается насчет фикрайтеров: «Говорят же, что мои герои — это мои дети. И я не хочу, чтобы какие-то незнакомцы их умыкнули — нет уж. Даже если они признаются моим детям в любви. Готов поверить, что это правда, не сомневаюсь в искренности их чувств, но тем не менее…»    «Творчество фанатов», как его ни называй, существовало давно, но не в таких формах, как сейчас. Все изменил интернет. Если раньше фанфики печатались в малоизвестных фэнзинах, которые прочитывала от силы сотня человек, то сейчас десятки и сотни тысяч могут легко получить доступ к подобным… эээ, скажем, «недозволенным неоригинальным произведениям». (Кроме тех случаев, конечно, когда писатель такое творчество разрешает, отчего произведения фанфиков становятся «дозволенными неоригинальными».) Сейчас мы более чем когда-либо нуждаемся в определении границ».
 Некоторые  авторы относятся к фанфикшену нейтрально. Джоан Роулинг, например, позволяет писать фанфики. Но когда кто-либо пытается опубликовать в серьезном издании фанфики на ее книги, то это заканчивается иском в суд.
Наиболее крупные русскоязычные интернет-сайты
http://ficbook.net/
http://beon.ru/
http://www.diary.ru/
http://hogwartsnet.ru/mfanf/
http://fanfichin.forumbb.ru/
http://fanfics.info/
и т.д.

Итоги исследования
Рассмотрев фикрайтерство, как новое функционирующее направление в современной русскоязычной литературе, пришли к выводу, что:
• современная система фикрайтерства в интернете представлена полно и интересно;
• особенность современного фикрайтерства в неофициальности данного направления в русскоязычной литературе;
• творческие перспективы заключаются в активной творческой позиции фикрайтеров («Они   обычные поклонники, но  не молчаливые диванные потребители медиа….»);
• актуальность фикрайтерства в современном мире будет возрастать, потому что всегда есть потребность в  самовыражении.
Таким образом, выполнив все задачи, мы имеем следующие итоги:
• определение и систематизация форм и видов современного фикрайтерства;
• обозначение творческих перспектив  этого направления в будущем;
• доказательство, что фикрайтерство является перспективным направлением в литературе  (возрастные особенности фикрайтеров, молодежь, множество сайтов).

Практическая ценность работы:
Популяризация идей фикрайтерства в самовыражении, развитие творческих способностей и тренировка грамматических, орфографических, пунктуационных навыков при написании фанфиков.

Список используемой литературы
Интернет-источники:
http://ficbook.net/
http://fanfics.info/
http://beon.ru/communities//
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/12/goralik.html
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/12/goralik.html




Приложение 1.
Сцена дуэли из романа М. Ю. Лермонтова
Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущённый и мрачный.
Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб ...
Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей.
Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту:
- Не могу, - сказал он глухим голосом.
- Грушницкий! - Сказал я: - ещё есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено; - вспомни, - мы были когда-то друзьями ...
Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.
- Стреляйте! - отвечал он: - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоём нет места ...
Я выстрелил ...
Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах лёгким столбом ещё вился на краю обрыва.
- Финита ла Comedia! - сказал я доктору.
Он не отвечал и с ужасом отвернулся.
Я пожал плечами и раскланялся с секундантами Грушницкого.
Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза ...
Отвязав лошадь, я шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели.

*****
Та же сцена дуэли.            
                SCRAT «Мираж»
Стоявший передо мной юнкер кусал уже давно обкромсанные губы и весь дрожал – но не от страха, хотя он боялся, должно быть, дула, которое нацелено было ему прямиком в лоб, - а от злости, раздражения, отчаяния. Я читал все эти чувства в его глазах, и в душе моей поднималось удовлетворение. Оттого, что я, наконец, смог отомстить ему за все свои страдания, но главным образом – оттого, что заставил его показать истинное свое лицо
Весь показной налет слетел с него в один миг вместе с тошнотворным запахом духов, вместе с последним румянцем на его щеках.
Теперь он был бледный, как смерть, что неминуемо поджидала его с минуты на минуту. Но я не спешил.
Я все смотрел и смотрел на него, впитывая все детали, чтобы этот его новый, настоящий образ навсегда перечеркнул тот, предыдущий, ложный. Зачем мне вообще нужен был его образ в памяти? Я не знал, я делал это скорее бессознательно, а секунды тем временем уплывали, рука с пистолетом тяжелела, и Вернер косился на меня подозрительно и почти укоризненно.
Грушницкий дышал отрывисто, рвано, загнанно, впиваясь до побеления костяшек в собственный пояс. Он, должно быть, не понимал, почему я до сих пор не убил его. А, может, наоборот, понимал, и это мучило его еще сильнее. Он казался жалким, маленьким и откровенно несчастным.
А ведь он офицер, вдруг вспомнил я, вовсе не юнкер. И далеко не юнец, толком не умеющий за себя постоять, так что и у меня не было никакого резона давать перед ним слабины. И тем не менее, я не чувствовал более презрения, только жалость.
Наверное, подумал я, люди не могут рождаться фальшивыми. Они становятся такими. Какие же причины были у тебя, Грушницкий?

- Стреляй, - раздался его искаженный до неузнаваемости голос. – Почему ты не стреляешь?
В самом деле, пора уже было кончать со всем этим. Я прищурился, целясь.
Как знать, если бы не этот раздор с княжной, смогли бы мы перетерпеть друг друга, охладить взаимную ненависть? Может быть, мы могли бы подружиться с ним? Но нет, я понимал, что этого нам было не дано. Причину знали мы оба, и дело тут было вовсе не в споре из-за дамы.
Я видел в его глазах свое собственное отражение, изломанное, уродливое, измененное, но все еще узнаваемое. Я чувствовал его боль - да, я даже не предполагал, что он может испытывать нечто подобное, - и мне в какую-то секунду показалось, что это я стою там, над обрывом. Я даже представил было, что сам погибну в то же мгновение, как спущу курок.
Я словно утонул ненадолго в каком-то странном мираже.
А потом я выстрелил.
Когда мы с Вернером спустились вниз, Грушницкий был еще жив. Его искалеченное тело зачем-то боролось за каждый новый вздох, но было совершенно ясно, что все вот-вот оборвется. Я не испытывал ничего, кроме неясного облегчения, потому что плохой конец порой не так уж плох по сравнению с незавершенностью.
Когда он окончательно затих, я перехватил утвердительный кивок врача и подошел ближе, помогая накрыть тело. Прикоснулся мимолетным жестом к его щеке и мысленно сказал, что прощаю его за подлость и предательство. В конце концов, мы были слишком похожи.
А еще я забрал с собой его платок. Зачем – не знаю.