Перегуд

Сергей Домашев 15
    
        *  *  *
Снова - многобожье и безладье.
Зреет бунт. А сколько будет их!..
Наконец решил каган Обадья*
Веру взять одну из мировых.
Что из них надёжней? Что сильней?
Или что подлее? В чем примета?
Православный или иудей?
Или чернь пророка Магомета?
Видно, чтоб надеждам не соврать,
Нужно вместе всех троих собрать.

Вскоре он дождался трёх послов:
Пастыря, имама и раввина,
И услышал много мудрых слов.
В деле это только половина.
А нужна дискуссия, чтоб в ней
Все ораторы столкнулись лбами,
И при этом показали сами,
Чья идеология сильней.
Говорят, что в споре победил
Православный Константин (Кирилл**).

Тот Кирилл, что буйное веселье
На смиренье инока сменил,
И что с братом в монастырской келье
Азбуку славянам сочинил.
И ученье юного Корана***,
И Завета Ветхого уста
Перекрыл он Житием Христа
Убедительно.
           Но как ни странно,
Библию отвергнув и Коран,
Иудейство предпочел каган.

Утверждают, что раввин лукавый
После диспута его пленил
Сладкой ложью.
           И недоброй славой
Память о хазарах осквернил.
Яхве**** утвердился.
               И скорее,
(Как же упустить момент такой!)
Хлынули в Хазарию рекой
Из всех стран гонимые евреи.
И каганский окружили трон,
Изливая лесть со всех сторон.

Золото ручьями в их карманы
Потекло. Небескорыстен бог
Иудейский!
         И к тому же странный:
Оказалось (кто б подумать мог!),
Что любить его не все достойны,
А лишь тот, кто от роду еврей,
Или те, кто рылом не суконны -
Лица из каганов и царей.

Да и то, пока они у власти...
О! Если бы каган заренее узнал,
Он раввина бы в костёр загнал.
А теперь в стране кипели страсти!..
Иудеев не хвалил Кирилл,
И имам о том же говорил.

Вскоре иудеи заселили
Лучшие кварталы городов,
Синагог настроили в Итиле,
Попирая капища***** родов.
В каганате разгорелась смута -
Сонм пришельцев унижал и злил.
Дань вассалы всё ещё везли,
Но казна пустела почему-то.
У властей центральных, у вельмож
К распрям всем добавился грабёж.

Во дворцах кагана штат немалый,
Там любой чиновник - иудей.
Потому князья-провинциалы
Стали посвящать простых людей
В суть происходящего.
                И скоро
Закипел, вздыбился весь народ
Гневом простолюдья и господ
Многих вер.
          От Волги до Боспора
Начал так последний свой парад
Сын степей, Хазарский Каганат.

...И каганов шаткие идеи,
И сплетенья множества причин
Каганат сгубили.
               А почин
Катастрофе дали иудеи.
А когда нагрянула беда -
Снова разбежались кто куда.

Удар последний нанесла
Хазарам Русь.
    Булгар****** побивши,
Пришел к Итилю Святослав,
И город стал столицей бывшей.
Прошел с дружиной всю страну,
Везде следы оставив те же.
И взял, назвавши Белой Вежей,
Саркел, твердыню на Дону.
Там Святослав, закончив бой,
Крещенных всех позвал с собой.

Предки наши, в большинстве ца-хане,
То есть, на все руки мастера,
Кочевали.
        Не было желанней
И нужнее гостя при дворах,
В городе или в пастушьем стане.
Люди жить не могут без услуг.
Горн кузнечный и гончарный круг,
Клещи зубника - всё у ци-ханей.
Им известны также суть Поста,
И заветы прочие Христа.

В таборе - и брадобрей, и лекарь,
Чеботарь, портной и коновал...
У хазар за все четыре века
Лошадей никто бы не ковал,
Если б ни ци-хане.
              Остр, как жало,
Ум у них. Десятки языков
Они знали.
         Говорить легко
С ними каждому.
        А это всех сближало.
В мир убогий очень ценный груз
Внёс цивилизованный индус.

Если рядом кто-то бил кого-то,
Он имел обычай не встревать,
Потому в любых водоворотах
Предкам удавалось выживать.
С тем и в Русь вошли.
                И долго жили
Средь людей, их всех приятней им,
В тех степях, где мы теперь стоим -
Между Белой Вежей и Итилем.
С древних пор
          и вплоть до наших дней
Казаками тех зовут людей.

Склонны они были к земледелью,
К скотоводству, рыбе и зверью.
И всегда считали главной целью
Землю-волю уберечь свою.
Лошадь, сабля, пика в три аршина -
Вот такая справа казака,
Да ещё могучая рука
И бунтарский дух несокрушимый.
В бурях войн за веру и царя
Казаков никто не покорял.

        *  *   *

Много наших с ними породнились
(Те, кто до ци-хан не доросли),
Строили жильё, с врагами бились
И щедроты брали от земли.
И, пройдя века в казачьем званьи,
Нынче разделяют их судьбу:
Кто, братьями преданный, в гробу,
Кто - живёт.
        Но жизнь - одно названье.
Виноват ли в том рабочий класс -
Рассуждать не нам. И не сейчас.

Те из предков, что ушли по свету,
Кочевой кибиткой обходясь,
Заселили почти всю планету,
В обществах вкрапленьями искрясь.
Но в глубинах почти всех народов
Знанья их всё медленней росли.
Позже их почти на нет свели
Достиженья фабрик и заводов.
Над уменьем древним перевес
Взял так называемый прогресс.

То есть, предки с кучей
                старых знаний
Вскоре очутились на бобах.
И ци-ханей (а теперь цыганей)
Стали принимать в больших домах
Только в роли нищих скоморохов,
Да и то не часто, и не всех -
Редко стал народ искать потех.
Словом, дело наше ныне плохо.
Недочеты даже на селе
Стали видеть в нашем ремесле.

И, уклад обычный нарушая,
Гордость опустив до самых пят,
Предки скорбно становились в ряд
Мелкого ворья и попрошаек.
Нам теперь стыда их не понять,
Мы уже привыкли воровать.

Мы уже привыкли к униженью,
Нищенскими сборами живя,
Мы уже смирились с положеньем
Гадкого навозного червя.
Род ци-ханов, лаврами увитый,
Опозорен, выродился, сник...
Нынче в лаврах - нищий большевик,
Мы - в его лохмотьях паразиты.
И резвимся до известных пор,
Пока рвань не кинули в костёр".
_______________
*Обайя - третий каган в хазарской династии Ашина.
** Константин (в монашестве Кирилл) 837-869гг. - славянский просветитель, проповедник христианства. Создатель славянской азбуки (кириллицы).
*** Священная книга мусульман "Коран" составлена в середне V1 в.
**** Яхве - одно из имён иудейского бога Иеговы. Каган выбрал религию иудаизм, но утверждение Иеговы в Хазарии не было полным. В иудейство были обращены лишь сам каган и его ближайшее окружение, поскольку иноплеменники (не евреи) по иудейским канонам не могут быть истинными иудеями. Обращение кагана и его окружения в иудаизм отвечало лишь корыстным интересам еврейской знати.
***** Капище - храм язычников или просто место их моления.
****** Имеются ввиду волжские булгары - народ, сложившийся в Поволжье, в результате слияния сармато-аланских и кочевых тюркских племён. В 13 веке были окончательно вытеснены татаро-монголами за Дунай.