граф Рочестер 1647-1680 На предполагаемого автора

Лукьянов Александр Викторович
Джон Уилмот, граф Рочестер (1647-1680)

На предполагаемого автора стихотворения «В защиту Сатиры»

Разрушить, извратить свой мозг пустой
 В сатирах лицемерною хвалой
 Хотел ты тщетно дерзостью одной.
 В тебе мы ясно видим, что Сатира –
 Творение небесного эфира;
 Бог дал тебе насмешливую лиру.
 Чтоб доказать – есть люди, как мартышки,
 Их жизнь – игра, а их различье – стрижки.
 В себе контрасты те соединив,
 Ты стал ослом, что чуден и учтив,
 И порождён бесформенностью был,
 Где злость любви и нрава желчный пыл.
 Так появился человек топорный,
 На слух противный и на вид позорный,
 Хоть красота и страсть твой зуд бесспорный.
 Будь проклят час, что дал лицу под стать
 Тебе восторг притворный танцевать,
 Румяниться и соблюдать бонтон,
 Но глупостью своею ты смешон,
 В любви ты мерзок, грязно утончён.
 И слабосильный, как мальчишка гадкий,
 Ты дев пугаешь, на любовь их падкий,
 Ты чучелом Любви ужасным стал,
 Боишься птиц, которых возжелал,
 Хоть от тебя невинная девица
 Со страха и стыда бежать стремится,
 Не скажут ни убогая, ни б--дь:
 Что кто-то где-то мог с тобою спать.
 Напрасный труд, но дам совет я верный,
 Не мудрость пол-ума твои, наверно:
 Остряк, храбрец, безумец ты и шут –
 И всё наполовину, как и плут.
 Из половин ты создан без числа,
 Одна лишь полнота в тебе  – Осла.
 Рочестер

Это стихотворение является как бы ответом на произведение
 «В защиту Сатиры» сэра Карра Скрупа, литературного противника Рочестера,
 сторонника группы Драйдена и Малгрейва.
...дал лицу под стать... - Скруп был небольшого роста и довольно некрасив.


 John Wilmot, Earl of Rochester (1647-1680)

 On the supposed author of a late
 Poem in defense of Satyr

 To rack, and torture thy unmeaning brain
 in Satyrs praise, to a low untuned strain,
 In thee was most Impertinent and vain.
 when In thy person we more clearly see
 Satyrs are of Divine authority; 5
 For god made one on Man, when he made thee.
 To shew there are some Men, as there are apes,
 Framed for mere sport, who differ but in Shapes;
 In thee are all those Contradictions Joined
 that make an Ass prodigious and refined: 10
 A lump deform’d, and Shapeless wert thou born,
 Begot in loves despite, and Natures scorn.
 And art grown up the most ungraceful Wight
 Harsh to the ear and hideous to the Sight:
 Yet love’s thy business, beauty thy delight. 15
 Curse on that Silly-howre that first inspired
 Thy madness to pretend to be admired;
 to paint thy grisly face, to dance, to dress,
 And all those awkward follies that express
 Thy loathsome love, and filthy daintiness: 20
 who needs wilt be an ugly Beau-Gerson;
 Spit at, and shun’d by every girl in Town;
 where dreadfully loves Scarecrow thou art placed,
 to fright the tender flock, that love to taste:
 While every coming maid, when you appear, 25
 Starts back for Shame, and Strait turns chaste for fear,
 for none so poor, or prostitute have proved,
 where you made love, t’endure to be beloved.
 T’were labour lost, or else I would advise,
 but thy half wit will ne’re let thee be wise: 30
 Half witty, and half mad, and scarce half brave,
 Half honest, which is very much a knave.
 Made up of all these halves, thou canst not pass
 For any thing entirely, but an Ass.
 Rochester

Date: Probably before the end of 1676.
 First publication: 1680.

 JOHN WILMOT,EARL OF ROCHESTER.
 THE POEMS AND LUCINA’S RAPE.
 A John Wiley & Sons, Ltd., Publication, 2010. Р.126.