Поэзис этики

Игорь Ерошенко
                Ерошенко И.П.
                Ерошенко Т.И.
               

               
                I.  Поэзис этики: этические образы мира и человека
               1. Этика - вид социального и духовного творчества
     Этика здесь вообще представляется нами не как наука о нравственности и морали, а как один из способов познания мира и реализации этого знания на практике, равный и где-то близкий  религиозному, художественному, философскому.  Мало-мальски знакомые с историей философии знают, что к такому пониманию этики подходили  многие мыслители  восточной и западной традиции. В настоящее время, по нашему мнению, всё более осознается, что этический способ познания, а точнее, этический способ моделирования мира альтернативен и одновременно дополнителен по отношению к научному.
   Мы полагаем, что усваивать этику означает не усвоение  различных типов морализирования, которое  так девальвировало этику как науку, а овладение особым способом видения мира, особым  видом  духовного и социального творчества, гармонизирования  мира..
   Человек, как формирующаяся личность, включается в этот вид духовной деятельности (моральной деятельности) самими условиями  своего бытия как в овладение языком. Как и языку, моральной деятельности обучают вначале самые близкие люди, затем школа, наконец, сама личность вовлекается в процесс самообучения. Объектом материальной деятельности является физический мир. Объектом моральной – моральный (духовный) в связи с физическим. Как и языком люди в разной мере овладевают и владеют искусством моральной деятельности, т.е. искусством творения идеальной социоантропологической реальности высшего ориентира своей деятельности…

 Поэзис этики: этические образы мира и человека
  2. Этика – духовная основа конвергенции идеологий и культур в России и мире.

    Притчей во языцех стала «русская идея»  –  общенациональная идея, которая бы смогла объединить многонациональный и многоконфессиональный народ России. Идеей этой грезит власть, представители общественности, культурной элиты. Идея «модернизации» при всей её важности вряд ли затронет глубины сознания народных масс, его различных социальных и этнических групп и слоев.
Внедрение в школу православной культуры  – также одна из не очень удачных, по нашему мнению, попыток объединить духовно народ. Но косвенно она свидетельствует об ощущении такой потребности.  Идея  новой России – должна содержать  начала, объединяющие большинство народа, состоящего из богатых и сверхбогатых,  бедных и нищих, православных и мусульман, буддистов и протестантов, верующих и неверующих…
     Доминирование в идее России религиозной составляющей, помимо того, что это противоречит конституции, не будет способствовать объединению и сплочению её граждан, принадлежащих к разным конфессиям, верующих и «неверующих». Ядром идеи должна быть надрелигиозная и одновременно согласующаяся со всеми мировыми религиями и с так называемыми общечеловеческими ценностями, существование которых, кстати, теоретически признавали и коммунисты, идея. Примером общечеловеческой этической  ценности, например, является идея «социальной справедливости». Сразу отвергаем обвинения в пропаганде в пользу партии С.Р. Нам в этой партии нравится только одно название, но делами она свое название пока еще не очень подтвердила. Но нельзя в тоже время не отметить, что «социальная справедливость» как социальная и духовноя идея  действительно могла бы сплотить большинство российского народа. Эта идея не вступает в противоречие с основными мировыми религиями, и в тоже время эта идея могла бы связать наше царское, советское и постсоветское время. Может ли современная  российская политическая элита дать народу такую идею?… 
    Проблема в том, что против этой идеи выступят сверхбогатые - олигархическая и бюрократическая верхушка российского общества. Но разве они составляют большинство народа России. Это не очередной призыв к тому, чтобы отнять награбленное.  Речь идет о восстановлении попранной справедливости народом  с помощью своего народного государства, если оно действительно народное. Цитируем: « Носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.»              ( Конституция Российской Федерации. Ст.3,часть1.) Речь идет о том, чтобы частные лица, получившие в свое распоряжение собственность, бывшую общенародной собственностью, стали одновременно ощущать и огромную ответственность за её использование перед народом…

 Поэзис этики: этические образы мира и человека
3. Этика ориентирует на более совершенные, т.е. более человечные модели социоантропологической реальности. Они трудно осуществимы как христианский социальный проект, например. Ему 2 тысячи лет. Он всё ещё не реализован, но точку на нём не ставят      
    Россия вляпалась в худшие образцы капитализма. Действительно,  Запад достиг высочайшего уровня в развитии технологий, но в целом западное общество культа потребления и  золотого тельца не имеет будущего. Уже много звоночков по этому поводу прозвенело.
    Некоторые исследователи пытаются констатировать «ре-этизацию» капиталистической экономики.* Но пока это, скорее всего, просто проявление осознания необходимости замены современной модели хозяйствования, слепой и бездушной в отношении абсолютного большинства её акторов, иной  –  «антропоморфированной»,  «научно-гуманитарной».**
     Этика как искусство творения совершенной социоантрпологической реальности, опирающаяся на науку и религию, должна включиться в определение и моделей хозяйствования.
*См.: Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития: Пер. с нем.  – М. 1997 С.138.
** См.: Там же.

 Поэзис этики: этические образы мира и человека
4.Поэзис этики и творение моделей социоантропологической реальности. 
     Этика фрактальна: этика общества, этика группы, этика личности и т.д.. Как в системе ней также различимы  два уровня: морали и нравственности.
      Мораль – исторически развивающийся способ измерения мира человеческого «человеческим» и измеряет соответствие или разрыв между первым и вторым по мере развития представлений о «человеческом», т.е. идеальном, более совершенном, но всё-таки возможном человеке и его мире. Нравственность, поднимающаяся над повседневностью, превращается в мораль. Тот, кто морален – святой или герой. Мораль опускающаяся до повседневности, сиюминутности превращается в нравственность… Мораль устремлена в лучшее будущее. Нравственность защищает настоящее, т.е. реально существующее человеческое. Оно тоже нуждается в защите.
   Обратимся вновь к феномену языка. Используя язык в своей повседневной жизни, человек одновременно и воссоздает и совершенствует его. И в этике (на её моральном уровне) человек воссоздает образцы идеальной социоантропологической  реальности и проектирует совершенствование её и себя. Оставляя  этику (оба её уровня моральный и нравственный) человек  разрушает социантропологическое пространство. 
    Россия сегодня переживает деэтизацию социоантропологического пространства: личности (массово), групп (социально-этнических, социально-классовых, социально-профессиональных: педагогов, врачей, юристов, администраторов, офицеров и т.д..  Бизнес-сообщество (новые русские) вообще этики своей  не имели и не имеют. Деятельность бизнес-сообщества воспринимается в России в целом негативно.
     Соответственно каждому фрактальному виду этики можно говорить об этических социоантропологических моделях: общества, группы, личности.
Поэзис этики: этические образы мира и человека
 5.Мораль как диалог с Высшей Реальностью (В.Р.). 
           В.Р. – одно из трансцендентных и трансцендентальных  (запредельных ) понятий, традиционно используемых в религиозно-образном и моральном познании под различными именами: Духа, Бога (богов), Нирваны, Брахмы, Абсолютного, Абсолюта, Абсолютной Реальности, Высшего Разума и др. На рубеже XX – XXI в.в.в отечественных научных изданиях  появились опыты по философскому осмыслению этой категории применительно к современной естественно-научной картине мира .[6.] Культ развитых религий всегда представляет собой форму обращения к В.Р. Верующий полагает, что это обращение открывает ему возможность общения с В.Р., что в свою очередь поможет ему определить свое поведение в соответствии с божественным (высшим критерием человечного).            Верующий полагает также, что практика религиозного действа есть одновременно упражнение в нравственно-моральном поведении. И отход определенной части людей от религиозного сознания  не разрушил  формы упражнений в нравственно-моральном поведении. Моральные усилия сохранили форму диалога с кем-то Высшим.
    Российско-коммунистический строй боролся, как ему представлялось,  с религиозным сознанием, но сохранял на государственном уровне фактически религиозную по форме систему нравственного и морального воспитания ( культ самоотверженности, преданности Родине, трудовому народу, партии, вождю ). Эта система коррозировалась, но работала.  Русская православная церковь и другие религиозные организации вновь стремятся занять место ведущего института морально-нравственной социализации молодежи, поскольку государство от морально-нравственного воспитания молодежи самоустранилось. Оно (Российское государство) само потеряло моральный авторитет и разрушило его у школы и армии. Властвующая ныне в России элита воспринимается в массовом сознании как довольно безнравственная часть общества. Состояние перманентного этического (морально-нравственного) кризиса не дает России возможности цивилизованно вырваться из тисков экономической и технологической отсталости.
Диалог субъекта морали с Высшей Реальностью в социальном процессе:    когнитивный аспект
Ключевые слова: субъекты морали, этика как социальная система, нравственность, мораль, Высшая Реальность. 
     Мораль и нравственность нами рассматриваются как различные уровни особой этической сферы (подсистемы общества). При том, что «этическое»   здесь  представляется  прежде всего не как  нечто имеющее отношение к этике как философской науке, а как один из способов познания мира и реализации этого знания на практике в форме обретения особых человеческих  духовных качеств как ценностей.  Этическое познание  равно и где-то близко  религиозному, художественному, философскому.  К такому пониманию этики подходили  многие мыслители  восточной (Р. Тагор),  западной (А.Швейцер) и евразийской ( Л.Н. Толстой)  традиций. В настоящее время, по нашему мнению, всё более осознается, что этический способ познания, а точнее, этический способ моделирования мира  дополнителен и по отношению к научному. И появление биоэтики  подтверждает данное положение.
    Усваивание этики, по нашему мнению, означает не усвоение  различных типов морализирования, а овладение особым способом видения мира, особым  видом  духовного и социального познания и одновременно творчества, гармонизирования  мира. Человек, как формирующаяся личность, включается в этот вид духовной деятельности (моральной деятельности) самими условиями  своего бытия как в овладение языком.
     Как и языку, моральной деятельности обучают вначале самые близкие люди, затем школа, наконец, сама личность вовлекается в процесс самообучения. Объектом моральной деятельности является моральный (человеческий, духовный - социальный) мир в связи с физическим, природным. Как и языком люди в разной мере овладевают и владеют искусством моральной деятельности, т.е. искусством творения идеальной социоантропологической реальности высшего ориентира своей деятельности и собеседника в диалоге. Религиозное, художественное,   философское и научно-теоретическое  творчество представляют,  по нашему  мнению, интегрально  квинтэссенцию практики морального процесса. Из нерелигиозных форм человеческой деятельности ближе всего  к «моделированию» морального процесса как диалога с Высшей Реальностью – высокое искусство, особенно театр, художественная литература.       Мораль же, как социализирующий процесс, апеллирует к актуальной и потенциальной всечеловеческой культуре.
     Этика фрактальна: этика общества, этика группы, этика личности и т.д. В каждом фрактале как в монаде преломляется всечеловеческая культура. Как в социальной системе в ней также различимы  два уровня: нравственности и морали. На уровне нравственности в качестве субъектов и объектов ( в современном мире) выступают: индивиды, социальные группы (общности),  классы  – гражданское общество и государство. В качестве ценности – благо индивида, социума, граждан. В качестве норм – 1.) организационные и элементарные нормы нравственности, обычаи, традиции, определяющие пространство деятельности индивидов и социумов;  2.) институциональные нормы нравственности (право, организационные нормы), определяющие, пространство деятельности гражданина и государства. На уровне морали в качестве субъектов и объектов выступают Человек, Человечество,  Вселенная (Космос)  – Высшая Реальность [См.: 1.]  .  В качестве ценности – Совершенный Человек, Совершенное Человечество, определяющие Космос как пространство деятельности Человека.
       Мораль – исторически развивающийся способ измерения мира человеческого «человеческим» и измеряет соответствие или разрыв между первым и вторым по мере развития представлений о «человеческом», т.е. идеальном, более совершенном, но всё-таки возможном человеке и его мире. Нравственность, поднимающаяся над повседневностью, превращается в мораль. Тот, кто морален – «святой» или «герой». Мораль, опускающаяся до повседневности, сиюминутности превращается в нравственность.  Мораль устремлена в лучшее будущее. Нравственность защищает настоящее, т.е. реально существующее человеческое. Оно (реально существующее человеческое) тоже нуждается в защите.
      Основным собеседником в моральном процессе как диалоге выступает Высшая Реальность (В.Р.). И диалог этот для субъекта морали есть познание. Целью такого познания является определение уточнение, выявление истинных ценностей.  В.Р. – одно из трансцендентных и трансцендентальных  (запредельных ) понятий, традиционно используемых в религиозно-образном и моральном познании под различными именами: Духа, Бога (богов), Нирваны, Брахмы, Абсолютного, Абсолюта, Абсолютной Реальности, Высшего Разума («Сверхсознание» или «Осознающая себя Вселенная»  Налимова) и др. На рубеже XX – XXI в.в. в отечественных и переводных научных изданиях  появились опыты по философскому осмыслению этой категории применительно к современной естественно-научной картине мира. [См.: 1.] Культ развитых религий всегда представляет собой форму обращения к В.Р.  Верующий полагает, что это обращение открывает ему возможность общения с В.Р., что в свою очередь поможет ему определить свое поведение в соответствии с божественным (высшим критерием человечного).  Верующий полагает также, что практика религиозного действа есть одновременно упражнение в нравственно-моральном поведении. И отход определенной части людей от религиозного сознания  не разрушил  формы упражнений в нравственно-моральном поведении. Моральные усилия сохранили форму диалога с кем-то Высшим. 
      Российско-коммунистический боролся, как ему представлялось,  с религиозным сознанием, но сохранял на государственном уровне фактически религиозную по форме систему нравственного и морального воспитания ( культ самоотверженности, преданности Родине, трудовому народу, партии, вождю ), но в ней достаточно чётко проступала  апелляция к актуальной и потенциальной всечеловеческой культуре.
      Эта система коррозировалась, но работала. Её результат нашёл отражение в появлении уникального советского человека, о котором с ностальгией вспоминает писательница Светлана Алексиевич [См.: 2].
 Это поколение З. Космодемьянской, Г. Королева, Н. Гастелло, А. Матросова, В.Гагановой, Ю. Гагарина, В. Терешковой и др.. Сила советской системы состояла в её ориентации на всесторонне развитие  личности, усваивающей лучшие достижения мировой (общечеловеческой) и национальной культуры (да, не всегда это получалось, но ориентация была такова).
   Обратимся вновь к феномену языка. (Кстати, этика как единство нравственности и морали, проявляет себя и в особом этическом языке).  Используя язык в своей повседневной жизни, человек одновременно и воссоздает и совершенствует его. И в этике (на её моральном уровне) человек воссоздает образцы идеальной социоантропологической  реальности и проектирует совершенствование её и себя. Итак, моральный процесс – диалог субъекта морали (Человека, Человечества,  Вселенной (Космоса)) с Высшей Реальностью…
       Оставляя  этику (оба её уровня моральный и нравственный), деэтизируясь, человек  разрушает социантропологическое пространство.    Россия сегодня переживает деэтизацию: личности (массово), групп (социально-этнических, социально-классовых, социально-профессиональных: педагогов, врачей, юристов, администраторов, офицеров и т.д.). Бизнес-сообщество (новые русские) вообще этики своей  не имели и не имеют. Деятельность бизнес-сообщества воспринимается в России в целом негативно. Само существование социантропологического пространства оказывается в России под угрозой исчезновения, что почти совпадает с процессом физического вымирания её населения.
         Русская православная церковь и другие религиозные организации вновь стремятся занять место ведущего института морально-нравственной социализации молодежи, поскольку государство от морально-нравственного воспитания молодежи фактически самоустранилось,  что демонстрирует аморальный характер реформ в образовании. Оно (современное Российское государство) само потеряло моральный авторитет у большинства своих граждан и разрушило его у школы и армии. Властвующая ныне в России элита воспринимается в массовом сознании как довольно безнравственная часть общества. Состояние перманентного этического (морально-нравственного) кризиса не дает России возможности цивилизованно вырваться из тисков экономической и технологической отсталости. Однако только государство, восстанавливая свой моральный авторитет, должно и обязано взять под свой контроль воспитание морально-нравственных качеств своих граждан в стране многонациональной и многоконфессиональной.  Оно должно представить такую идею, «российскую идею», которая бы олицетворяла для граждан России  В.Р., которая бы примиряла и православных и католиков и христиан и мусульман, и атеистов и язычников в ней живущих. Эта «идея» должна быть выводом из всех сегментов лучших достижений российской культуры и всечеловеческой культуры. Из имевшегося в прошлом опыта ближе всего к такой идее была коммунистическая идея. К сожалению, практика применения «идеи коммунизма» в нашей стране и за рубежом дискредитировало идею. А разве другие религиозные и нерелигиозные идеологии не дискредитировались в истории и не дискредитируются постоянно в  современности. 
      Функция же морали как параметра порядка как раз и состоит в «творении других областей», за счет которых расширяется пространство человечности,  вмещающее «вечные» общечеловеческие ценности. Не только у нас в стране, но и во всём мире наблюдается  разрушение традиционных систем социализации. И в тоже время многое из  наработанных за последние две с половиной тысячи лет ценностей общечеловеческой культуры, особенно нравственной культуры, остаются не освоенными. Сегодня много говорят о необходимости совершенствования экономической системы, политической системы, системы образования как системы подготовки функционеров – роботов, а о моделях систем, совершенствующих души людей, то есть систем нравственно-моральной социализации   политическая элита и не заикается. Для современной элиты в России её народ – «генетическое отребье». Похоже, что функцию совершенствования души человека целиком возложили на религиозные институты.
     Религиозные организации, конечно,  имеют огромный  опыт как положительного, так и отрицательного воздействия на души человека. Однако сегодня его недостаточно. Без современной системы просвещения - системы  совершенствования человеческих  душ, системы  презентации и усвоения лучших достижений мировой и национальной культуры, совершенствование общества невозможно.
     Правда в том, что властвующая элита в буржуазном, скроенном по западным моделям, обществе не заинтересована в том, чтобы дать народу качественную культуру.  Отсюда и ломка нашей школы, всей системы нашего образования, превращение его в конвейер по производству специализированных роботов. Высокопоставленные чиновники совершенно не стесняются называть желаемых им по качеству выпускников системы образования «хорошим продуктом».
    Полагаем, что цивилизованный выход России из её тупиковой или даже катастрофической ситуации состоит в обращении к реализации  идеи конвергенции (идеи, кстати, близкой А.Д. Сахарову). Вокруг этой идеи может сплотиться большая часть народа. Реализация идеи конвергенции позволит более плавно связать советскую и постсоветскую Россию.  Конвергенция развёртывается по следующим направлениям:  производственно-технологическому (модернизации), экономическому, социальному, политическому, геополитическому и главному, в нашем контексте,   –  идеологическому или духовно-нравственному. Надо, опираясь на всё лучшее культурное и этическое в  наследии России, в том числе и в её советском периоде, стремиться определить смысл существования современной России. Этот смысл не может определить один человек, будь он семи пядей во лбу, этот смысл не может придумать и так называемая властвующая элита. Смысл бытия страны определяется её народом…
Литература
 1.Алтухов В. Цель исканий человеческого духа.//ОНС, 1991, № 4. С.181; Ласточкин Б. Так что и чем предопределено?..// Там же, №5. С.174; Тимошенко Э. Размышления о Боге или Мир глазами физика. // Там же, №2; Козловский П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития: Пер. с нем. -  М.  1997. С.27 – 43; Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. – М., 2002.С.274 – 276; Гуддинг Д., Леннокс Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности:. Ярославль, 2004. С.19; Шахалова О.И. Сфера трансперсонального как носитель смысловых универсалий: онтологический аспект.// Рационализм и культура  на пороге третьего тысчелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т. Т.1.Ростов н/Д 2002 г. С.256–257 и др.).
2. Алексиевич С. «Время проклятий прошло,…»  «Аргументы и факты»– 2009. –   №51. С.3
 



Поэзис этики: этические образы мира и человека
6. Различные виды человеческой деятельности имеют большую или меньшую этическую окраску (этический аспект).
    
     Рассмотрим эти аспекты на макроуровне.   Например, на уровне взаимоотношения власти и народа по поводу введения тех или иных социальных инноваций.
   Одно из любимых слов нашей властвующей элиты  является  «демократия». Она, конечно, денно и нощно работает над тем, чтобы этой самой демократии у народа стало больше. Демократия – это когда народ сам решает, что ему выгодно, а что нет. Но вот, когда дело доходит до введения  действительно судьбоносных для народа инноваций, то оказывается, что здесь властям виднее, а народ ещё не созрел.  Поэтому с введением таких «новаций» некоторые представители народа бросаются  под машины, кончают жизнь самоубийством. Так ввели монетизацию льгот, пресловутое ЕГЭ, не за горами закон о повышении пенсионного возраста.
    Ну, положим, ЕГЭ – шаг вперёд в развитии системы образования. Но, если авторы этой новации так в ней уверены, зачем лишили выпускников и их родителей права выбора. Кстати, такая система с выбором формы экзамена существует на Тайване.
   Мы убеждаемся, что разглагольствования властей предержащих о том, что, они за развитие демократии, на практике являются с точки зрения политической, демагогией, а с точки зрения этической  –   лицемерием.

Поэзис этики: этические образы мира и человека
 7.Этика: толерантность и любовь.
      Толерантностью (понятием психологическим, социологическим, политическим, но имеющим свой этический аспект) обозначается  многоуровневая, многоаспектная проблема: глобальная, региональная, межгосударственная, национальная, межличностная, внутриличностная. В ней есть свои теоретические аспекты, но основную трудность составляют не они, а практика актуализации толерантности: культивирование и признания ее ценности не только отдельными личностями, лидерами, но и массами. Сохранение «человеческого» в современном мире без культивирования и развития толерантности невозможно.
     В мире этического «толерантность» – это с одной стороны возможное начало сближения между людьми, ведущее в перспективе к любви, а с другой стороны  предпоследняя ступень человеческих отношений перед её перерастанием в агрессию. Там, где доминирует агрессия, необходимо культивировать толерантность, но там, где доминирует толерантность необходимо культивировать любовь во всех её ипостасях. В любви в наибольшей степени проявляется креативность этики, вот  в чём тайна притягательности темы любви в искусстве: музыке, литературе, живописи, скульптуре. Там, где нравственность удовлетворяется толерантностью, мораль взыскует любви.

Поэзис этики: этические образы мира и человека
8.Этика. Реэтизация или деэтизация. 
      « Реэтизация», фиксируемая гуманитарием, как мы отмечали, скорее всего, является лишь благим пожеланием, нежели реальностью. В действительности о том, что преобладает «Ре- или де-  в современном мире ответить сложно. Но в России пока, несомненно, преобладает деэтизация, т.е. процесс разрушения генетических духовных основ общества., а следовательно, деантропологизация  простанства. Россия, как и весь мир, переживает катастрофически быстрые изменения в системах социализации. В области информации и коммуникаций произошла грандиозная революция. И никто не может вычислить ее последствия. Пока заметно, что бесконтрольное использование новейших средств коммуникаций в эгоистических интересах отдельных групп катастрофически быстро разрушает нравственно-моральные основы общества.
Но, на процесс деморализации российского общества влияет еще ряд специфически российских факторов. Общепризнанна   в нравственно-моральном аспекте дисфункциональность следующих частей российского общества и государства:
– некомпетентной бюрократии,
        – коррумпированной части правоохранительных органов,
        – эгоистичной и бездушной олигархии,
        – современного российского телевидения и других в значительной части своей безответственных перед обществом СМИ.
Поэзис этики: этические образы мира и человека

9. Этика: этос России.
    Общепризнанно, что многие жизненно важные проблемы современной России вызваны общим падением уровня культуры и в особенности нравственности и морали. Но как выявить глубину  этого падения, как ее измерить? Основная трудность заключается в представлении убедительного эмпирического материала. Мы попытались в определенной степени преодолеть эту трудность: найти специфический эмпирический материал, отражающий нравственно-моральную ситуацию, позволяющий представить общую достаточно объективную картину нравов современной России и, что, немаловажно, позволяющий ограничиться минимумом  затрат на его получение. 
    Россия находится в состоянии перманентного  подсудимого.  Ее судят  политики и эксперты, «наши» и «не наши», высокопоставленные лица и рядовые граждане:  по старой традиции на кухне и в Государственной думе (в последней, правда, все меньше) в общественном транспорте и в масс-медиа.  «Судьи» в приговорах широко пользуются экономическими,  политическими, социальными, идеологическими и этическими суждениями. Последние (этические суждения) в своей совокупности создают общую картину восприятия состояния  нравственно-морального климата российского общества. И хотя они принадлежат лицам, придерживающихся самых различных взглядов на ситуацию в современной   России, оценки её нравственно-морального состояния оказываются удивительно  близкими.
       В качестве эмпирического материала мы привлекаем высказывания различных  авторитетных представителей российского общества (из состава её творческой, духовной элиты), зафиксированных главным образом на страницах одной из самых популярных современных газет , а так же в публичных выступлениях и научных изданиях. Этот материал в роли вторичных данных, по-нашему мнению, отражает  как непосредственно, так и опосредовано  картину этической ситуации в современном российском обществе
        Прямые и косвенные оценки в упоминаемых нами источниках  свидетельствуют о катастрофически сложной этической  ситуации в России: в массовом  порядке не исполняются даже элементарные нормы нравственности; большая часть наиболее активной части народа деморализована.
    Суть нравственно-моральной драмы современной России состоит  в утрате ею общенационального ценностного ориентира, т.е. диалога с ВР, который необходим, каждому, кто считает себя ее гражданином. Эта драма в той или иной степени, в той или иной форме переживается всеми социальными группами, классами, слоями российского общества. Дезориентирована молодежь (одни молодые люди увлечены жаждой  наслаждений , другие – погоней за легкой наживой).
      Пребывает в растерянности и в унынии значительная часть старшего поколения. Многое из того, чем они гордились (Победа в Великой Отечественной войне, успехи нашей страны в развитии бесплатного здравоохранения и образования, науки, техники, освоении космоса и т.д.),  все, что прежде всего ценили в человеке (честность, трудовую доблесть, бескорыстие, преданность Родине) как бы потеряло смысл и обесценилось. Значит, потеряла смысл и обесценилась их жизнь и жизнь человека труда вообще.
Даже лицемерие сегодня начинает утрачивать свои позиции, потому что порок часто провозглашается нормой и ему на смену приходит откровенный цинизм. Разрушительно выступила безоглядная критика, очернение  советского периода в истории России.  Советский период истории нашей Отчизны, действительно, сложен, противоречив, трагичен. Его окончательная оценка еще впереди. И в народном сознании она еще не определилась. И никто не может претендовать на произнесение окончательного приговора всей истории советской власти в нашей стране.  Что можно сказать со всей определенностью? Материально жизнь большинства народа в этот период была действительно тяжелой: выживание и вымирание в голодные годы, жизнь от получки до получки в более благоприятные годы, пустые трудодни у колхозников, гибель близких в войнах, репрессии, репрессии и многое другое, но  духовно люди того времени жили более богатой жизнью. Они верили.
Ситуация, при которой  хищническое обогащение  представляется  смыслом жизни, идеалом, нормой, отторгается сознанием авторитетных представителей народа как аномальная.  России нужен другой истинно человеческий идеал, воплощенный в лучших достижениях отечественной и мировой культуры, а этому идеалу ближе всего ценности евангельские, социалистические, коммунистические, ценности реального гуманизма.


  Поэзис этики: этические образы мира и человека.
10. Высшая реальность (ВР) в этическом познании и творчестве
Мораль – это диалог с высшей реальностью (См.: Поэзис этики 5 ) . Но что представляет собой  ВР.
ВР –   понятие религиозное, художественно-эстетическое, философское, научное и этическое. Им обозначают «трансцендентный мир» или находящийся на границе «трансцендентного» и реального. Специфика каждой формы познания мира человеком накладывает свой отпечаток на образы ВР. Мы попробуем, прежде всего, сопоставить образы ВР в религиозном и этическом познании и  практике.
      В политеистических религиях ВР многолика, но обязательно возвышается над человеческим реальным миром. В монотеистических религиях ВР  воплощена в образе единого бога и также возвышается над реальным миром человека. В нетеистических религиях ВР не отрывается от человека, допускается в определённых случаях возможность слияния человека с ВР (буддизм) или создание ВР (социализм, коммунизм) самим человеком. Практика XX века показала тенденцию трансформирования многих политических идеологий в формы религиозных учений. Религиозные  образы ВР лежат в основе всех первичных форм нравственности и морали. Это объединяет все религиозные учения в определённом отношении к нерелигиозному миру, часто одновременно являющемся и неморальным. Религиозные деятели вступают в диалог друг с другом. Но одновременно одни  религиозные формы ВР всегда противопоставляются другим религиозным  образам ВР. 
  В этике как искусстве творчества человеческого мира образы (модели) ВР  собираются, складываются, сливаются из индивидуальных, социумных, религиозных, художественных, философских, естественнонаучных  моделей ВР.
    Наиболее четко процесс рождения ВР в этике продемонстрирован рождением экологической этики. Экологическая этика – наднациональна, надрелигиозна и в тоже время опирается на все лучшее в других формах ВР (религиозных, художественных, философских, естественнонаучных и др.)   не отбрасывая и не противовопоставляя себя резко всем предыдущим видам этик.

 Поэзис этики: этические образы мира и человека.
11. Экологическая этика: нравственность и мораль.
     Как мы уже отмечали, этика фрактальна: этика общества, этика группы, этика личности и т.д. А как в системе ней также различимы  два уровня: морали и нравственности. Мораль – исторически развивающийся способ измерения мира человеческого «человеческим» и измеряет « разрыв» между первым и вторым по мере развития представлений о «человеческом», т.е. идеальном, более совершенном, но всё-таки возможном человеке и его мире, а нравственность защищает настоящее, т.е. реально существующий человеческий мир. Но оба уровня дополняют друг друга.
       Становится все более очевидным, что своё будущее человечество может иметь только в том случае, если экологическая этика  станет доминирующей общечеловеческой этикой.   В ранних этических системах особенно на родовом уровне (общество первобытных охотников и собирателей) экологическая составляющая, как показывают антропологические исследования, присутствовала в системах табу и обычаев (в форме ограничения объёмов охоты необходимым минимумом, запрета не убийство беременных самок, правил сбора ягод и грибов и  т.д.).  Первобытная этика опиралась на стадный инстинкт, родовую пуповину, в первобытной этике ещё не были различимы уровни нравственности и морали. В дальнейшем недостаток обыденных знаний о законах природы и нарастание потребительского отношения к окружающей среде (алчности) ведут к нарастанию конфликта как между человеком  и природой, так и между самими людьми (зоологические формы соперничества и борьбы сменяют социальные – более жестокие и разрушительные для самой природы человека). В качестве альтернативы трагической ситуации, в которую всё более погружался человеческий мир, явилось зарождение второго слоя  этики  –  морали. Основной тезис морали таков: человек всегда «больше» («совершеннее») того, что он представляет собой в данный момент, человек ещё не сложился.  Появляются как прямые конкретные проекты ( планы, программы) совершенствования человека в религиозных, философских, политических учениях, так и косвенные –  в художественных образах и научно-технических достижениях, носящих моральный аспект. Одновременно появляется тревога: человек либо станет более совершенным, либо исчезнет вообще как исчезали миллионы существ до его (человека) появления на планете Земля.
 Поэзис этики: этические образы мира и человека.
12. Этика: насилие и ненасилие
    Наше понимание этики как особой сферы познания, сферы духовного и социального творчества, творчества социоантропологической реальности, гармонизирования  мира в пределе исключает насилие. Ибо в пределе субъект и объект нравственных отношений совпадают. Здесь человек – в определённой степени творец и художник автопортретист. И в норме  не должен насиловать самого себя!  Гений и злодейство несовместимы! Кстати, одним из блестящих опытов, подтверждающих наше понимание этики как творчества, являются «Опыты» Монтеня. 
     Но поскольку субъектом и объектом этических отношений выступает человек или различные его совокупности, общности (семья, этнос, класс, государство и т.д.), то постольку реально даже на личностном уровне субъект распадается: раздваивается, утраивается и т.д. И часто отдельные части субъекта вступают в противоречие с другими. Появляется угроза потери единства субъекта. Для преодоления этой угрозы сохраняется потребность в насилии на уровне нравственности, т.е., по Гегелю, на уровне семьи, гражданского общества и государства.
     Важнейшим условием формирования системы этики является обеспечение процесса нравственного воспитания. Этот процесс традиционно обеспечивал(ли) род, община, семья. Теперь это также важнейшая функция государства и формирующихся общечеловеческих международных институтов. Кстати, уже в Древней Греции и Древнем Риме эта функция государства была призвана важной.
     Реально в связи с раздроблением субъекта этического процесса насилие в нём присутствует. Точнее  на уровне нравственности оно неустранимо.  Воспитание, как и социализация в целом, без насилия невозможно. Некоторые чисто биологические асоциальные тенденции в появившемся на свет биологическом индивиде нуждаются в постоянном подавлении и контроле со стороны общества. Здесь встаёт проблема меры насилия. Нравственный прогресс проявляется в смягчении форм насилия.
     Нравственность – это воплощённое этическое творчество предыдущих поколений. В прошлом убийство пленного считалось, чуть ли не доблестью, рабство – нормальным человеческим институтом. Сейчас такие действия и отношения рассматриваются большинством человечества как проявление безнравственности. Но могли ли бы они оцениваться в настоящее время в таком качестве без применения насилия. Право и правотворчество выступает стороной нравственного процесса. А право опирается на насилие.
    Экологическая этика требует исключения насилия по отношению к самой природе. Но, вероятно, без использования в той или иной форме «насилия» по отношению к людям, не желающим с ней считаться, она не утвердится. Сегодня человечество нуждается в экологической диктатуре (ЭД), не в диктатуре экологов, а в диктатуре научно обоснованных норм, обеспечивающих функционирование природы, окружающей человека и природы, включённой в человеческую жизнь.
     Установление ЭД в современных условиях должно начинаться с личностного и регионального уровня, распространяться на национально-государственном уровне и далее утверждаться глобально. Но эти потоки могут и одновременно идти навстречу друг другу. В какой-то мере модели такого развития уже заданы. Их можно видеть, в частности,  в кампаниях по сокращению пространства, где курильщикам позволено покурить.   
    Человек должен изменить своё отношение к природе и вступить в диалог с ней как с соучастником создания новой реальности : «природа – человек – общество = ноосфера». Это и есть основной закон – норма экологической этики.
А, между тем, превращение природных ресурсов (земли, её недр, вод, лесов) в частную собственность вступает в противоречие с этой нормой. Не только человек не должен быть рабом другого человека, но и никакая часть природы не может быть в рабстве у человека.
Поэзис этики: этические образы мира и человека.
13. Этика: правда и ложь
      Александр Солженицын открыл всему миру «архипелаг Гулаг». Многие почему-то решили, что это касается только Советского Союза. «Гулаговость»  никогда не являлась исключительно достоянием советского периода в нашей отечественной и в мировой истории в целом. Со времен возникновения самых первых государственных общностей можно смело говорить о степени «гулаговости» и её социальной направленности в тот или иной период в том или ином государстве.  Да проживи Солженицын подольше на Западе, ему пришлось бы, наверно, написать что-то вроде «Архипелага ДЧ (Деградации Человека)». «Гулаги» ведь бывают видимые и невидимые.
    К сожалению, произведения А.И. Солженицына были максимально использованы Западом в качестве  идеологического обеспечения организации «геополитической катастрофы», т.е. грубого разрушения Советского Союза, в системе которого действительно было много пороков, но не больше чем в других, продолжающих существовать политических системах.  Впрочем,  мы  надеемся,  что к позитивным сторонам советской системы мир ещё вернётся.
     Но сейчас коснёмся  самого главного порока политической системы Советского Союза, сыгравшего роковую роль в его судьбе. Этот порок –  ложь,  пронизывающая все этажи власти. Против этого порока и выступил Александр Солженицын, призывая «жить не по лжи». Но, увы, именно это «советское наследство» почти в нетронутом виде сохранилось  в современной политической системе России. Мы продолжаем жить «по лжи» и во лжи. 
     Один последний, не самый грандиозный пример. Законопроект о милиции безапелляционно переименован в Законопроект о полиции. Тем самым утверждается,  что милиция как форма строительства и организации деятельности органов внутренних дел нам не подходит. Раздаётся  хор высокопоставленных голосов: «Полиция! Как это здорово!»
И никто не решается вспомнить, что царская полиция (а другой «полиции» в России  не было, если не считать ещё, проявивших себя на оккупированных территориях предателей и немецких холуёв  –  полицаев) так себя зарекомендовала с «профессиональной» точки зрения, что даже «буржуазное» Временное правительство не решилось её сохранить и обратилось к организации милиции. Советское правительство переняло принцип милиции в организации работы органов внутренних дел от Временного правительства.
      Полагаем, что если бы Советская Армия и советская милиция не были бы  милицией, т.е. в определённой степени народными вооружёнными отрядами, нам бы не удалось в 90 – е годы избежать большой кровопролитной гражданской войны. Даже такая структура  как КГБ, неофициально считавшаяся вооружённым отрядом самой партии, не решилась выступить против народа.
Нужно честно признать, что милиция  – это более демократическая форма строительства вооруженных сил (а милиция, как и полиция всегда были частью вооруженных сил государства).  Совершенствование милиции – это совершенствование демократии. Восстановление  полиции – это уход от демократии.

Поэзис этики: этические образы мира и человека.
14. Этика. Система нравственно-морального воспитания как подсистема этики.
     В Советском Союзе функционировала система нравственно-морального воспитания, способствовавшая  появлению «уникального советского человека 40-х, 50-х», о котором с ностальгией вспоминает писательница Светлана Алексиевич (Алексиевич С. «Время проклятий прошло,…»  «Аргументы и факты»– 2009. –   №51. С.3).
 Это поколение З. Космодемьянской, Г. Королева, Н. Гастелло, А. Матросова, В.Гагановой, Ю. Гагарина, В. Терешковой и др.. Её важнейшей частью была и школа. Сила советской системы состояла в её ориентации на всесторонне развитие  личности, усваивающей лучшие достижения мировой (общечеловеческой) и национальной культуры (да, не всегда это получалось, крупным недостатком  следует считать негативное отношение к религиозной культуре, но в целом ориентация была такова).
Слабость же её состояла в нарастании противоречия в дальнейшем с политическим, социальным и экономическим развитием страны. А в современной России на общенациональном уровне такой системы вообще нет. И именно поэтому сегодня один из выдающихся художников и общественных деятелей России Станислав Говорухин (Режиссер) констатирует:«Но, к сожалению, нельзя не обращать внимания на то, что по России бродят стада  молодых людей, даже не подозревающих о существовании неких духовных радостей и живущих на уровне тупого физиологического прозябания…»(Говорухин С. «Поколение без души» …//«Аргументы и факты».– 2009. –   №39. С.25).
 Проводятся сомнительные эксперименты в социальной  сфере (здравоохранении, образовании), но государство не состоянии оградить подрастающее поколение от разлагающего влияния большинства телевизионных каналов. У него не хватает даже власти заставить ведущий государственный канал проводить вечернюю, одну из немногих оставшихся верных традиции Советского Союза передачи «Спокойной ночи, малыши!» ежедневно. Как будто в субботу и воскресенье всем детям России нельзя пожелать: Спокойной ночи!
Создав же «машинизированную» систему ЕГЭ, Министерство народного образования вообще исключило школу из системы нормальных гуманитарных, а следовательно и нравственных отношений. Нечему удивляться, что вокруг ЕГЭ творится столько безобразий.  В системе «машина – машинизированная личность» нет и не может быть места морали.       
 
 
                Ерошенко И.П. Донгау
                Ерошенко Т.И. РГСУ
Поэзис этики II. Филиппики и апология «коммунизма» («социализма») в России.
     « …капитализм… …покрыт преступлениями, и история капитала есть печальная,  жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии. Одним словом мы должны, не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике капитализма, и в этом смысле надо прямо и решительно признать всю правду социализма.
                С.Н. Булгаков
        1. Десять дней, которые потрясли мир.
       Россия более двадцати лет пребывает в кризисном состоянии. Это относится  ко всем сферам её общественной жизни: экономической, социальной, политической и, конечно же,  к духовно-нравственной в особенности. Россия стала похожей на Содом  и Гоморру накануне дождя из огня и серы. Эта ситуация начинает беспокоить даже весьма преуспевших представителей её современной творческой элиты. Подтверждением этого беспокойства является появление манифеста «Право и правда»  Никиты Михалкова, как бы кто не относился к его содержанию. Известный кинорежиссёр  зовёт нас во имя спасения России назад, в самодержавное прошлое, правда, просвещённое.
        Властвующий же класс зовёт Россию, её народ опять в «будущее», к модернизации. Но Россия, во всяком случае, большая часть её народа так и не разобралась до конца в том, что же с ней произошло совсем недавно и что с ней происходит сейчас. А правящая политическая элита и не стремится помочь ему честно в этом разобраться. Парадокс: наша властвующая элита отреклась от «коммунизма» ( «реального социализма» в последней ипостаси) в пользу демократии западного капитализма, а некоторые страны Востока, не отказавшиеся от своего коммунистического и социалистического имени, которое они получили в своё время как эстафету от Советской России, теперь по темпам развития обгоняют Запад ( Ивану-Царевичу же как всегда не хватило терпения и он сжёг лягушачью шкурку).
     Наши заметки о том: можно ли в России построить нормальное здоровое общество, выбросив на свалку идею Социальной Справедливости, концентрированным выражением опыта утверждения которой как раз  и служат понятия «коммунизма» и «социализма». Между этими понятиями есть теоретические и идеологические различия. Но их разведение не входит в нашу задачу. Вокруг этих понятий поломано и ещё будет поломано немало копий. Мы здесь будем использовать их не как идеологические клише, а как инструменты этического конструирования социальной реальности. Случайно ли после первой мировой войны, выступившей зверской формой раздела мира, единственной европейской страной, ориентирующейся на «социальную справедливость» явилась Россия? Нет! Не случайно.  Признано, что в XIX и в начале XX веков в России российской интеллигенцией был создан особый «мир излишней нравственности», нашедший наиболее яркое своё воплощение в специфике русской культуре, т.е. культуре Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, П. Чайковского, А. Блока, И.Бунина и др. пронизанной обострённым чувством социальной справедливости.  Этот «мир» гармонировал с российской традицией ориентации на «правду».
         Первые десятилетия существования Советской России (Советского Союза) прогрессивные люди на Западе и в мире сочувствовали и помогали молодому государству. Одним из первых и ярких выражений этого сочувствия явилась книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». В Советскую Россию с проявлениями  своей симпатии грандиозному делу приезжали Герберт Уэллс, Ромен Роллан. Они не были коммунистами, но они чувствовали нравственную правду молодого государства. Почему советская разведка была одной из лучших в мире? Потому, что с ней сотрудничали не из корысти, а по идейным, нравственным соображениям. Антифашисты в Советской России видели наиболее последовательного противника фашизма…
«…мир «излишней» нравственности, созданной российской интеллигенции XIX и начала XX веков и в превращенной форме сохранившейся даже в условиях тоталитарного строя после Октября 1917 –го, ныне теряет свою социальную основу и нравственную устойчивость. Он просто распадается и уходит со сцены…» [Н.Е. Покровский. Новые горизонты или историческая западня? //Социол. исслед.1994.№11 С.128. ]
« …капитализм… …покрыт преступлениями, и история капитала есть печальная. жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии. Одним словом мы должны, не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике капитализма, и в этом смысле надо прямо и решительно признать всю правду социализма.» [С.Н. Булгаков. Христианство и социализм.. //Социол. исслед.1990. №4. С.124. ]
2. Моральная  высота и нравственно-моральное поражение большевизма.   
Очень часто большевиков обвиняют в узурпации власти. Но тогда, в октябре  17года, власть в России просто «валялась на мостовой». Большевики её «подняли». И это поняли некоторые из офицеров и даже генералов старой русской армии. Они не были большевиками, и понимали, что власть болшевиков не легитимна, но это всё таки была власть. И только этой власти удалось спасти Россию от развала уже тогда. 
  Красная армия разгромила Белую гвардию. Нравственные аспекты этой победы  на одинаково высоком художественном  уровне нашли отражение в творчестве М. Булгакова и М. Шолохова. При том, что первый до конца своих дней оставался как бы внутренним эмигрантом, а второй сознательным коммунистом. Советская власть неоднократно висела на ниточке. Она терпела поражение и опять побеждала. Но самое главное  поражение Советской власти в условиях гражданской войны прошло как бы незаметным. Расстрел царской семьи явился крупным поражением власти, претендовавшей на звание народной и самой справедливой. Царь, действительно, был непопулярен в народе, а первыми его предали  люди из его же окружения, Но зверская расправа над ним и его близкими в том числе детьми не могла быть оправдана никакой революционной  целесообразностью. Это было начало конца. Начало сбываться  художественное пророчество  Фёдора Достоевского. 
     Начало НЭПа было воспринято противоречиво! Отчаянные головы, привыкшие   
к рубке голов в условиях гражданской войны, восприняли это как отступление. Последние действия Владимира Ленина (гениального государственника даже по признанию его идейных врагов), уже больного к этому времени, противоречивы. С одной стороны он осознаёт страшную культурную отсталость страны. Его основной призыв, обращённый  к молодой России звучит так: учиться, учиться и учиться. Что означает усвоение лучших достижений мировой культуры,
овладение самыми передовыми методами ведения хозяйства, в том числе и в первую очередь у буржуа. Он осознаёт, что молодая народная власть может попасть в объятия бюрократизма и там раствориться, т.е. потерять свой народный характер. С другой – выступает инициатором высылки большой группы учёных, профессоров за границу из-за их идеологических разногласий с ними.
 Худшие ленинские опасения относительно перспектив характера советской власти оправдались. Несмотря на грандиозные усилия по преодолению  массовой неграмотности страна оставалась и продолжала оставаться культурно (технологически, технически) отсталой, и бюрократизм восторжествовал. Как восторжествовали в конце концов три главных врага «коммунистов», объявившихся в стане самих коммунистов, когда они пришли к власти: 1. «коммунистическое чванство»; 2. «безграмотность»; 3. «взятка». Увы! Определённая степень чванства была свойственна и самому Ильичу и, если судить по тону и стилю многих  статей, самому основоположнику научного коммунизма, Карлу Марксу…
«…Христиан, мусульман и буддистов
Дух сомнения,  воля мечты
Породили на свет коммунистов,
Самых страстных из всех атеистов,
С верой яростной в Рай Бедноты.

Подвело отреченье ль от Бога,
Отступленье Добра перед Злом?
Затерялась в изгибах дорога,
Что вела прямо к райским порогам.
Или кровью ее залило…»
Неудача с созданием «Рая Бедноты» в России не означает конца идеи коммунизма (социализма) в мире. Наиболее вероятно сохранение этой идеи в практике конвергенции…  Но что делать современной России?...
3.Продолжать духовно-нравственную революцию, предложенную Иисусом Христом.
          «Идеи-кресты нести нелегко
           Так гнёт крестоносцев усталость.
           Пригнуло и наших большевиков…»
     Функция морали как параметра порядка как раз и состоит в «творении других областей», за счет которых расширяется пространство человечности,  вмещающее вечные общечеловеческие ценности. Разрушаются традиционные системы социализации. И в тоже время многое из  наработанных за последние две с половиной тысячи лет ценностей общечеловеческой культуры, особенно нравственной культуры, остаются не освоенными. Сегодня много говорят о необходимости совершенствования экономической системы, политической системы, а о моделях систем, совершенствующих души людей, то есть систем нравственно-моральной социализации   политическая элита и не заикается. Для современной элиты в России её народ – «генетическое отребье». Похоже, что функцию совершенствования души человека целиком возложили на религиозные институты. Религиозные организации, конечно,  имеют огромный  опыт как положительного, так и отрицательного воздействия на души человека. Однако сегодня его недостаточно. Без современной системы  совершенствования человеческих  душ, под которой необходимо понимать систему просвещения как систему презентации и усвоения лучших достижений мировой и национальной культуры, совершенствование общества невозможно. Правда в том, что властвующая элита в буржуазном, скроенном по западным моделям, общества не заинтересована в том, чтобы дать народу качественную культуру.  Отсюда и ломка нашей школы, всей системы нашего образования, превращение его в конвейер по производству специализированных роботов. Высокопоставленные чиновники совершенно не стесняются называть желаемых им по качеству выпускников системы образования «хорошим продуктом».
    Поэтому, мы полагаем, что цивилизованный выход России из её тупиковой или даже катастрофической ситуации состоит в обращении к реализации  идеи конвергенции (идеи, кстати, близкой А.Д. Сахарову). Вокруг этой идеи может сплотиться большая часть народа. Реализация идеи конвергенции позволит более плавно связать досоветскую, советску и постсоветскую Россию.
               Конвергенция развёртывается по следующим направлениям:  производственно-технологическому (модернизации), экономическому, социальному, политическому, геополитическому и главному, в нашем контексте,   –  идеологическому или духовно-нравственному. Надо, опираясь на всё лучшее культурное и этическое в  наследие России, в том числе и в её советском периоде, стремиться определить смысл существования современной России. Этот смысл не может определить один человек, будь он семи пядей во лбу, этот смысл не может придумать и так называемая властвующая элита. Смысл бытия страны определяется её народом…

Поэзис этики III. Этос в социальной клиницистике. 
УДК:    СОЦИАЛЬНАЯ  ИНЖЕНЕРИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В       
                РОССИИ
                Ерошенко Т.И. РГСУ, Ерошенко И.П.
   С незапамятных времён в социальной деятельности люди использовали социальную инженерию и социальную терапию. Социальная инженерия (инженеринг) на Западе уже фактически является социальным институтом. Мы попытаемся переосмыслить эти два понятия во взаимосвязи  друг с другом.
     К социальной инженерии следует отнести деятельность социальных акторов, которые в соответствии со своими возможностями и социально-классовыми или групповыми представлениями о совершенном обществе, направляют её, свою «деятельность», на «совершенствование» или коренную перестройку социальных макросистем в соответствии со своими представлениями о «совершенстве» и своими классовыми интересами. Сюда следует отнести как крупные общественные реформы, проводимые как правило без значительного употребления насилия, так и радикальные преобразования (революционные и контрреволюционные перевороты, гражданские и прочие войны), сопровождаемые обычно значительным применением или угрозой применения военной силы. В целом  же современную социальную инженерию можно определить как направление «искусственного» вмешательства на макроуровне в социальные процессы с  тенденцией постепенного ограничении применения насилия. Впрочем, последнее будет зависеть от того насколько «среднему классу» удастся ограничить в сфере социальной инженерии роль и влияние олигархических групп.
    К социальной терапии или клиницистике  следует отнести деятельность социальных акторов, которые в соответствии  со своими социально-классовыми или групповыми представлениями о норме, идеале и т.д., направляют её (деятельность) на совершенствование  социальных микросистем (малые социальные группы, личности) в том числе и самих себя. Соответственно следует различать групповую и личностную социальную терапию. Классическим примером первой следует признать социальные опыты Р. Оуэна и Э. Мэйо. Элементы же личной социальной терапии содержатся в практике психоанализа. И всё-таки следует дифференцировать психоанализ, который со времён Фрейда   уже стал медико-психологической службой, от практики личностной социальной терапии, которой, по-нашему мнению, ещё предстоит институализироваться.
      Как в сверхсложной системе, в социуме присутствует постоянная потребность в нормализации функционирования, отклоняющихся от нормы элементов и подсистем. Социальная клиницистика в отношении личности предварительно может быть определена  как практика нормализации социальными методами социальных отклонений (социальных патологий, девиаций, социальной недостаточности) в поведении личности как объекте и социальном субъекте одновременно. Относительность и разнонаправленность понимания социальных патологий и девиаций порождает проблему определения предмета «врачевания».
    Социальная клиницистика, видимо, «врачует» то, что в личности (общности) «ответственно за  социальное, точнее перед социальным». Оно, «ответственное  перед социальным», должно обладать свойствами стороннего судьи, находящегося внутри человека (общности) и осуществляющего непрерывный суд над его действиями. Эту функцию выполняет в человеке совесть, интериоризирующая в себе идеалы должного. Человек живёт одновременно в двух мирах: как обособленный индивид, самостоятельная вселенная  и как элемент, клеточка социума. Человек также одновременно живёт в настоящем, реальном пространстве - времени и потенциальном воображаемом пространстве - времени должного.
      В данных заметках предпринята попытка выявить объективно функционировавшие и функционирующие формы личностной социальной клиницистики. Значение личностной социальной терапии в настоящее время возрастает. В связи с происходящими колоссальными изменениями в мире, глобализацией, информатизацией нарушением традиционных общинно-семейных форм социализации. Сталкивающиеся противоположные системы социализации дезориентируют носителей «социального», появляется эффект десоциализации. Появляется масса асоциальных, деструктивно настроенных, «недосоциализированных» индивидов. Возникает потребность в  институционализации социальной терапии.
    Итак, в каких формах существует явно или неявно в настоящее время реальная «практика» социальной терапии? Полагаем, что прежде всего в различных  формах социализации. Социализация приобретает всё в большей степени характер «терапии» как дополнительной социализации. Если Г.Тард определил типовое отношение социализации «учитель – ученик», то в настоящее время в развитых обществах в системе социализации параллельно устанавливается отношение по форме «врач – пациент».  В разных исторических и социокультурных условиях это отношение приобретает разнообразные конкретные виды и формы выражения и роли субъекта и объекта: субъект как «отец», «мать», «учитель» «врач», как манипулятор, как судья; объект как добровольный «пациент», как индивид, сопротивляющийся социальной «терапии», воспринимающий её как практику манипулирования им, как индивид,  манипулируемый, но  не подозревающий о том, что им манипулируют.       
     Ребёнок, появившейся на свет, с точки зрения социальных требований является «неполноценным». С первых дней своей жизни он, в нормальных условиях, включается в первичную социализацию, которая в значительной степени может характеризироваться как «интенсивная социальная терапия». Качество этой «терапии» зависит от качества её субъектов – родительской семьи, детского дома, приёмной семьи и т. д. Главным «социальным терапевтом» в это время выступает его мать и другие самые близкие люди. Его учат навыкам общения, взаимодействию с другими людьми. И в процессе этого «обучения» преодолевается его «неполноценность». Индивид приобретает «социальное здоровье», главным признаком, которого являются усвоенные личностью нравственные нормы и признаваемые ею моральные ценности.
В связи с плюрализмом ценностно-нормативных систем, функционирующих в обществе и в связи с их динамикой в социальном пространстве, социальное здоровье даже полноценных индивидов нуждается в постоянной поддержке, коррекции. Нужда в социальной терапии может ощущаться как  объектами, так и субъектами «социальной терапии». Очевидно, что личностной социальной терапии человек подвергается в течение всей жизни прежде всего  следующими социальными институтами: семья, первичный коллектив, школа [См.:1.] , церковь, суд, тюрьма, искусство (особенно литература, театр, кино). Все существующие формы социальной терапии (социальной клиницистики) следует дифференцировать на существовавшие ранее, выполнявшие социальную терапию хотя бы латентно,  и новые, возникающие.  При  определённых условиях личность сама становится для себя агентом социальной терапии. И занимается «социальным самолечением». Нормальный здоровый организм постоянно сам поддерживает себя с помощью такого естественного самолечения.
     В 50-х г.г. в Великобритании возникает практика социальной терапии как формы реабилитации инвалидов.[См.: 2.]  Инвалиды, т.е.  люди с ограничениями в выполнении человеческих физиологических функций, автоматически ограничены и в выполнении функций социальных. Возникает потребность в их социальной реабилитации на основе социальной терапии, которая позволяет им включится в социальную жизнь вместе с другими. Следует отметить уникальный опыт реабилитации в России слепоглухих детей.
     Однако и физически здоровые люди могут приобрести «социальное нездоровье», стать «социальными инвалидами». К таким индивидам, которые «приобрели» в процессе своей жизнедеятельности социальную неполноценность относятся наркоманы, алкоголики, педофилы, хулиганы, серийные убийцы и т.д. Следовательно, существующие в настоящее время какие-то формы социального воздействия на этих людей с целью их исправления также правомерно считать современной практикой социальной терапии. Проблема слабой эффективности существующих форм только подчёркивает актуальность рассматриваемой нами темы. 
    Конечно, социальное здоровье – в историческом, социально-культурном и в классовом  отношениях «величина» переменная. Однако через тенденцию ориентации на моральные ценности «среднего класса»,  как его индикаторам социальное здоровье как величина тяготеет к стабильности. Средний класс можно рассматривать как современную ипостась марксистского понятия «гегемона», движущей социальной силы, как всех, кто занят  общественно-полезным высококвалифицированным интеллектуальным и физическим трудом.       Господствующие политически и экономически классы, их элиты всегда стремились и стремятся подчинить систему социализации и социальной терапии, как и социальной инженерии, своим эгоистическим интересам. Их цель превратить систему социализации и социальной терапии или их отдельные подсистемы в конвейер по производству послушных  им индивидов. В «идеале»  –  это  киборг-роботы. Такова суть  реформирования образования в современной России.
     Итак, социальная терапия не может быть ограничена только проблемами  реабилитации инвалидов. Феномен «социальной терапии» пронизывает социальное пространство, выступает инструментом классовой борьбы. Назрели условия для его институционализации в нашей стране, что позволит социологии, социологии морали и другим социально-гуманитарным наукам играть большую роль в практике совершенствования российского общества.
ЛИТЕРАТУРА
1.Коровайко О.Н. Профессиональное и социальное самоопределение молодёжи в условиях модернизации образования.// Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы Первой Международной научно-практической конференции (24-26 ноября 2010г., Россия, Ростов-на-Дону). – Ростов н/Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. С.398 – 401.
2.http://www. turmaline.ru./metodika/html



В Советской России была широко распространена практика разборов поведения людей в различных общественных организаций.
 ( Подробнее , +  и –  )
Телефоны доверия ( психологическое и социальное). Биржи труда. Социальные работники.