Эксп. обзор. Светлана Бестужева-Лада. Апрель-2014

Большой Литературный Клуб
Взгляд из Серебряного века

Прошу прощения за несколько претенциозное заглавие, но на самом деле так оно и есть. Правда, помимо Гумилева и Ахматовой я неизлечимо больна стихами Тушновой и Тарковского, но мое поэтическое мировоззрение от этого не меняется.
Откровенно признаюсь: некоторые современные произведения просто не понимаю. То есть отдаю должное пластичности авторов, сумевших вывернуться наизнанку и завязаться морским узлом, иногда даже восхищаюсь такими виртуозами. Но – не понимаю. За это прошу меня простить.
Еще заранее прошу прощения за то, что у меня гипертрофированное чувство юмора и мне не всегда удается держать его под контролем. Если какие-то мои высказывания покажутся обидными людям с нормальным чувством юмора или вообще отсутствием такового – сорри. Имеем то, что имеем.
Поэтому предупреждаю, что прямо сейчас пошучу, прежде чем перейти к собственно экспертированию (помилуй меня, Господи!) стихов. После прочтения всего шорт листа появилось стойкая депрессия, переходящая в мимолетное желание немедленно удавиться от безысходной серости и убогости окружающего мира. Хорошо, что за окном все-таки апрель, деревья покрываются настоящими зелеными листочками, а не царапают сухими корневищами полы (образ взят из одного из стихотворений) и ветер доносит запах весны, а не несвежего лошадиного дыхания (образ из другого стихотворения).
А теперь перейду к тому, для чего меня, собственно, сюда позвали. К высказыванию собственного мнения (фамилий авторов не узнавала сознательно, дабы не усугублять).
С вашего позволения, господа, я начинаю.


1. АНАСТАСИЯ ОРЛОВА "Ляли и гули"
http://www.stihi.ru/2014/03/31/7528 номинатор Алексей Ефипов

Луч света в сумеречном царстве. Этому стихотворению я обязана тем, что окончательно раздумала вешаться. Очаровательная зарисовка, жанровая сценка без вывертов, жаргонных словечек и прочих штучек, от которых ум за разум заходит. Для меня – безусловный фаворит.


2. ЕВГЕНИЙ СЕЛЬЦ "Старый порт"
http://www.stihi.ru/2014/04/05/6420 номинатор Геннадий Руднев

Привет от Николая Гумилева, как многие уже догадались. Но автору удалось избежать откровенного подражания и создать собственную картину с собственными же находками, типа «Чайки, как сухая штукатурка, в воду осыпаются с небес». Сравнение «Мутная вода изводит камень с медленной жестокостью жены» вызвало неподдельное сочувствие к автору (пардон, к его ЛГ). Концовка же просто порадовала точностью и незатасканностью образов.


3. АННА АРКАНИНА «Про Это»
http://www.stihi.ru/2008/03/02/2393 квота Главной редакции

Одна-единственная претензия – треснувший голос то ли рояля, то ли Дебюсси. Если уж быть точным, то нужно было бы – «надтреснутый», не чашка все-таки. К тому же с незапамятных времен в нашем доме стоит беккеровский рояль, не просто старый, а древний. Рояль действительно местами треснувший, но вот звук… Глуховат, иногда фальшивит (дело, впрочем, поправимое, хотя настройщика найти с каждым годом труднее), но только не треснувший. А в результате - впечатление фальшивой ноты в начале почти безупречного в остальном стихотворения.


4. ЛЕНА РЫШКОВА "профиль стиха"
http://www.stihi.ru/2012/04/10/3846 отборочный тур БЛК для резидентов

Краткость – сестра таланта, пардон за банальность. Но в коротком стихотворении заложен глубокий смысл, изложенный четкими строфами. Если бы у автора не было идиосинкразии к заглавным буквам… Но я уже предупреждала, что – старомодна.


5. ТЕЙТ ЭШ "Ода истопнику"
http://www.stihi.ru/2011/12/01/9942 отборочный тур БЛК для резидентов

Со вкусом и размахом написанное стихотворение. Со вкусом – в смысле, что его вкусно читать, просто похрустывает на зубах, как мятный леденец. С размахом – в смысле, что вся Россия серебрится у ног обыкновенного истопника, которого – кормильца! – ожидает печь. В стихотворении явно не один слой, но… пусть их поищут другие эксперты и сами читатели. Я же увидела то, что увидела.


6. АЛЛЕС ЛЮГЕ (МАРИНА ЛЕБЕДЕВА) «neverная Нева»
http://www.stihi.ru/2008/09/09/951 номинатор Юлия Вольт

Отдельное спасибо автору, что хотя бы Неву и хотя бы в заглавии написал с большой буквы. Жаль только, что знаки препинания упразднены декретом Совнаркома. Или я опять чего-то остромодного недопонимаю.
Очень интересное по исполнению стихотворение, хотя профессиональные пародисты могут придерживаться иного мнения. Но мне понравилось, например, вот это: «нева-нева-неважное топи его в неве». Или вот это: «не ве-не ве-не верится не верится неве».
Но вообще-то…
«Не вы не вы не вы меня
И я, увы, не вас…
Чужие буквы имени
И вечный was ist das».
Другими словами, лично «мне нравится, что Вы больны не мной, мне нравится, что я больна – не Вами».


7. СЕРГЕЙ САМОЙЛЕНКО «Ночь, как сказано, нежна»
http://www.stihi.ru/2014/04/09/2835 номинатор Геннадий Руднев

Собственно, все сказано в первой строчке. Дальше уже идет закрашивание контуров разными цветами, преимущественно черным, серым и белым. Хотя, если быть справедливой, «белизна в моих мозгах» - это заявка на Нобелевку, причем сразу от литературы и медицины.
Без «бля», конечно, никак, это словечко для современных поэтов – как сметана для борща, без него вкус не тот. То же самое относится и к внезапно вошедшему в моду «мин херцу», но есть у меня грустное подозрение, что это – из-за сомнительного звучания второго слова.
А напоследок я скажу: последнее четверостишие стоит целого стихотворения, ибо афористично и интересно.


8. ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА "я не хочу об этом"
http://www.stihi.ru/2013/11/07/10639 отборочный тур БЛК для резидентов

Про заглавные буквы уже говорилось выше. Здесь же даже есть несколько знаков препинания, но логика их расстановки остается нераскрытой. Как теорема Ферма.
«До краешка души меня раздень» - не хорошо, а просто очень хорошо, хотя автор очень долго шел к этой строчке, бормоча заклинание «я не хочу об этом говорить». Это нежелание красной нитью проходит через все произведение, зато терпеливый читатель оказывается вознагражден неожиданной концовкой:
«я хочу тебе дарить
мою Москву - чужую и святую
прими её из маленькой горсти
прости меня, капризную, прости
что я ещё жива от поцелуя»
P.S. Объясните, Христа ради, кто ввел эту моду писать без знаков препинания?!?!


9. АЛЕКСАНДР ПАНКОВ «Орбита»
http://www.stihi.ru/2014/04/18/4914 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру

Вы будете смеяться, но мне отчаянно не понравился эпиграф. Хотя он на месте и в нем сконцентрирована суть стихотворение. Но оно – стихотворение – почти понравилось, а эпиграф – категорически нет. Хотя, как сказал в одном из интервью тот же Наумов (чей эпиграф), «… никто не отменял такого фактора, как художественное самовыражение». Верно, не отменял, равно как и то, что о вкусах не спорят.
В самом стихотворении мне понравилось московское время, которое «спряталось в маленькой стрелке». И образ страны, где «Каждый второй – Цицерон, каждый первый – Янус». И просто порадовал «микс Амадея с Версаче».
Прошу прощения за отсутствие особых восторгов, но данное стихотворение мне понравилось больше, чем большинство произведений Юрия Наумова. Хотя миру это, безусловно, до фени.


10. СЕРГЕЙ СМИРНОВ-ЯМБУРГ "Памяти музыкального центра "Вега-119" 
http://www.stihi.ru/2014/01/06/6861 отборочный тур БЛК для резидентов

Тысяча извинений, но это стихотворение вошло в обзор только потому, что обозреть нужно было десять произведений. Те, что в обзор вообще не вошли, мне понравились еще меньше. Ну, и еще интересный взгляд на изменение звуконосителей – от пластинки  с иглой до компьютерного диска. По-любому поэтичнее, чем несвежее дыхание лошади, которое воспевалось в одном и стихотворений, оставшихся за кадром.

Ну вот, как-то так. Еще раз прошу прощения, если кого-то невольно обидела. Ей-богу, не по злобе, а от безмерной легкости ума, сиречь – легкомыслия.
Удачи всем и побед в новых конкурсах – неважно, что при этом будет с прописными буквами и знаками препинания. Да и вообще,  мин херц с ним, с русским языком. Главное – поэтическое самовыражение :))