Литературный семинар- 2014

Валентина Томашевская
Вариант для прессы
Семинары Литературного общества немцев из России в Оерлингхаусен (Oerlinghausen) проводятся традиционно два раза в году, весной и осенью,  вот уже скоро 20 лет.  Литературная организация  была основана в 1995 году и возглавлялась писательницей Агнес Госсен-Гизбрехт в течение 12 лет.
Состоялась такая встреча и мае этого,  2014 года.

 Радость встреч, ознакомление с творчеством друг друга при вечерних авторских чтениях, с музыкальным сопровождением, общение с издателями и  обретение новых друзей, но прежде всего – это  литературная учёба, диспуты, собрание Литературного общества , выборы нового председателя и состава руководства, приём новых членов, утверждение программы работы на год.
«Литературный круг немцев из России - с твердым групповым ядром в 20 человек (всего примерно 50 членов) - хочет быть связующим звеном между русской и немецкой культурой. – Члены литературного общества хотят совершенствоваться и позиционировать себя для "большего количества профессионалов," - так определил цели общества вновь избранный его председатель Артур Беппле (Artur Bоеpple), автор книги « planet germania»,  опубликованной в 2011 году под псевдонимом Artur Rosenstern.

Каждый год союз опубликовывает литературный альманах. К этому семинару подоспел альманах - 2014 «Литературные страницы» - редактор и составитель Лариса Ульяненко, писатель и журналист, руководит русскоязычной секциeй «Проза».
Занятия в  немецкоязычная группе  «От личных воспоминаний к литературе» - о жанрах прозы и её выразительных возможностях - вела  Мартина Леон, писатель, актриса и сценарист из Бонна.

Естественно, каждому участнику  памятно что-то свое, но  несомненно одно: все получают заряд энергии, импульсы совершенствования и углубления своего творчества.
Мне запомнились встречи с писателями: Райнгольдом Шульцем и Генрихом Раном, с которыми я была знакома лишь заочно. Райнгольд Шульц  мастер рассказов, яркого слова, много пишет о русских немцах.  Лауреат  литературной премии «Золотое перо Руси», автор известных книг «Перелетные птицы», «Режим тишины. Армейские новеллы»,  «Воскресение» и др. Осенью этого года Райнгольд Шульц отметит свое 65-летие. Заранее поздравлять не будем, но будем иметь в виду!

Также знаменательна и встреча с Генрихом Раном - писателeм и  человеком высокой культуры.   Поняла это, общаясь заочно,  прочитав  его книгу «Таинственный зов. Путь к себе. Стихотворения и поэмы». Писатель не спешит исправлять написанное ранее: так в юности чувствовалось и думалось. Генрих Ран – aвтор двух романов на немецком языке: "Der Jukagire" ("Юкагир") и "Aufzug Sued-Nord" ("Лифт Юг-Север") Из рассказов, которые переведены на русский язык, можно выделить "Die Kreatur" - "Креатура", перевод эссе есть в электронном журнале «Крещатик».

В секции «Поэзия», которую ведет Анна Цаяк, филолог, поэт, прозаик и публицист. Тема этого занятия «Рифма» (рифма -  звуковой повтор).  Звучали высокие имена поэтов  и их стихи: Игорь Северянин и Вероника Тушнова.   Всем присутствующим были предложены для анализа заранее отобранные и отксерокопированные стихи  поэтов-участников семинара. Aнализировались стихи Ренаты Вольф, Анны Шаф и Владимира Шульца.

Осознала: стихотворение не столько для выражения информации, сколько  для выражения чувств.  Стихи могут быть разные, но стоит стремиться к высоким образцам, а рифма - дополнительное средство художественной выразительности.

Особо запомнилась мне встреча и с Валентиной Шиман-Карташовой,которая приехала на семинар из Берлина.
Она подарила мне свой сборник "Дороги не кончаются"(с ладонь величиной, 63 страницы) и показала сборник своих стихов, который уже разошелся по читателям. Ксерокс не работал, и я   переписала понравившиеся мне стихотворения  от руки   в блокнот. Одно из них посвящено ее мужу, Альберту.

Валентина показала мне фото своего мужа, сказав при этом:"Вот мой красавец. Вместе прожили 57 лет, мы были одногодки". Альберт Иванович Шиман  умер два года назад в возрасте 77 лет». Ему Валентина посвятила свою повесть «Дороги не кончаются», стихи:

"Голубые-голубые /лучезарные  глаза / что со мной вы натворили: / присушили навсегда /."

Прочитав книгу  Валентины Шиман-Карташовой, узнала, что семья некоторое жила в Сибири, в Тобольске,  и подумала: какая замечательная была подарена встреча: автор, интересная женщина,  пишет, делится пережитым, хранит любовь и память . Удивительно, что в таком возрасте – 79 лет – она пишет лирические стихи.

Хотелось бы поблагодарить  всех его участников и организаторов семинара. И прежде всего вновь избранного руководителя Литературного общества немцев из России Артура Беппле , Мартину Леон, Ларису Ульяненко и Анну Цаяк.

А также хотелось бы поблагодарить Анну Шаф за экскурсию по парку, по горе, у подножия которой  и находится Дом св. Ядвиги (1174 , Андекс, Бавария -  15.10.1243 , монастырь Trebnitz в Силезии) , Heimvolkshochschule St. Hedwigs-Haus, где и собираются литераторы. Вот уже более 60 лет здесь находится государственная народная школа для взрослых аузидлеров и эммигрантов, имеющая католическую направленность. Фактически школа открыта для любого человека, желающего посещать семинары в уютном спокойном месте. Дом расчитан на 50 человек и прекрасно оформлен,  имеются одноместные и двухместные номера для проживания, залы для занятий и большой каминный зал.
Дом был основан в 1955 г. Необходимость его создания была вызвана тем, что после Второй мировой огромное количество немецкого населения вынуждено было покинуть места своего проживания в Восточной Европе, затем переселенцы из бывшего СССР и из стран Средней Европы, Верхней Силезии и Румынии.
Переселенцам оказывали поддержку.

Справа -  небольшая церковь – церковь беженцев. У алтаря ее стоят вазы с майской сиренью.  Кто войдет в церковь годы спустя после нас?...

Мы прошли все вместе по философской тропе, минуя шахматную доску с фигурами едва ли не в полный человеческий рост, с левой стороны.

Идя вверх, на гору,  читали памятные слова – надписи, сделанные на камнях, вернее надписи читала вслух Элла Шварцкопф, приехавшая на семинар из Майнца. Она играет в городском театре роль Екатерины Второй (литературно-художественное чтение).   Дивились огромной пропасти- воронке, на дне которой дружно растут высокие сосны, а зеленые склоны углубления являют древние пласты скальных образований.  Каково происхождение этой воронки, кто знает? Неповторимый уголок природы   в самом сердце Товтобургского леса.

У памятника Павшему воину: четырехугольные кирпичные колонны, зал, открытый ветрам , и он, воин Первой мировой, вечно лежит на постаменте, - задумаемся о мире в дне сегодняшнем, будем бдительны.

Вниманию читателей предлагается интернет страничка Литературного общества немцев из России:

http://www.literaturkreis-autoren-aus-russland.de/

Валентина Томашевская-Арндт

Газета "Европа-Экспресс" стала журналом,
моя статья о семинаре в Оерлингхаусене на 6 странице. Europa- Ekspress N 22  02.06.-  08. 2014.


 Художник (60), пишущий, признался потом: стал забывчив,  забыл встретить.
А я, к сожалению, не записала ни адреса, ни телефона, помнила только: Дом  St.Hedwig , Дом святой Ядвиги (это уже потом я нашла в интернете
годы жизни святой Ядвиги(1174 , Андекс, Бавария -  15.10.1243 , монастырь Trebnitz в Силезии) - но, к счастью, рядом оказалась  участница семинара, которая, как и я приехала с опозданием, и мы заказали такси в кафе.
Всё есть урок, надо всегда иметь запасной вариант, тем более номера телефонов иметь надо.
Потом женщина забыла свой чемоданчик в такси, но удалось найти.

Улучшив минутку на перерыве, спросила о книге своих стихов. Анна Цаяк доброжелательно о ней отозвалась, но сказала, что нужно накануне, за день-два сообщать, сделать распечатку своих стихов для анализа,
чтобы у всех они были перед глазами.  Уровень.

Тема  семинара  «Рифма».
Верлибр - вольный, свободный стих свободен от рифмы.
Рифма - звуковой повтор (простые рифмы, охватывающие одно слово:  молодой - большой, молодая - святая, -вая - вая, -кой -  кой, составные, охватывающие два слова:

"Без пользы в пустыне цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы".
М.Лермонтов. Три пальмы

Расположение рифмы между строк (аавв- авав и т.д.).

 Из стихотворения Вероники Тушновой «Сто часов счастья» .

Сто часов счастья...
Разве этого мало?
Я его, как песок золотой,
намывала,
собирала любовно, неутомимо,
по крупице, по капле,
по искре, по блестке,
создавала его из тумана и дыма,
принимала в подарок
от каждой звезды и березки...
Сколько дней проводила
за счастьем в погоне
на продрогшем перроне,
в гремящем вагоне,
в час отлета его настигала
на аэродроме,
обнимала его, согревала
в не топленном доме.

Рифма необычная, но все определяется мерой таланта. Стараться разнообразить свой творческий поиск.

Сколько дней проводила (а)
за счастьем в погоне (б)
на продрогшем перроне,(б)
в гремящем вагоне,(б) (в)
в час отлета его настигала (в)
на аэродроме,(б)
обнимала его, согревала (в)
в не топленном доме. (в)
 
Рифма и в стихах Бродского была, поэт хорошо чувствовал ритм стиха.

Осознала: стихотворение не для инфо - для чувства! 
Осознала: надо стремиться к более совершенным формам, постоянно читать хорошую поэзию, и чтобы сборники стихов рядом лежали, везде.
Осознала: рифма: дополнительное средство художественной выразительности.

Ритм возникает как волна на море и - ты в нем купаешься, плывешь,
а рифма - это как повтор волны, определенной волны и - словно с небес,
с мира иного тебе дается, промелькнув, как искорка между словами!
вот это и ценится, не так, чтоб за уши притянуто, придумано,
а свыше дано. Как озарение.
Вслушайтесь: ритм, рифма, риф...
Морская лексика.

Напротив меня за столом сидит и читает свои произведения папа Шульц
(Райнгольд Шульц) -   мастер яркого слова, анекдота, много пишет о русских немцах. Импозантный, интересный.  Лауреат премии Золотое перо Руси.
Была знакома с ним заочно, впервые вижу  вблизи. Он приехал вместе с женой.

Анна Шаф. Ее лицо излучает свет. Она охотно говорит о стихах коллег, читает свои стихи. За этим чувствуется и опыт общения, и желание слова, ответного...

Я выразила восхищение ее  переводом "Это зависит от тебя" с немецкого языка в нашем новом сборнике, спросила, где она нашла текст. Дочка дала.


Одна-единственная песня может заставить глаза заблестеть.
Oдин цветок может разбудить мечту.
Одно дерево со временем может стать лесом.
Одна птица может воспеть весну.
Одна улыбка может стать началом большой дружбы.
Один хлопок аплодисментов может обрадовать человека.
Одна звезда может указать дорогу кораблю.
Одно слово может достичь цели.
Один голос при голосовании может изменить целую страну.
Один луч солнца может осветить целое помещение.
Одна свеча прогоняет тьму.
Один смешок побеждает уныние.
Одним словом начинается молитва.
Один-единственный проблеск надежды дает нам силы.
Одно движение может показать, что о тебе заботятся.
Один голос может сказать всю правду.
Одно сердце может знать истину.
Одна жизнь может что-то изменить –
Видишь, все зависит только от тебя.

Анна провела в перерыве экскурсию по медитативной тропе - философской.
Мы поднялись на горку, читая надписи на памятных камнях,  подошли к каменным четырехугольным колонам, среди которых лежал погибший воин. Скульптура.

Анна сказала: очень жаль, что ни для кого это не урок, могли бы и прислушаться к погибшему воину.

- Меня приглашают во Львов, - сказала я женщине, приехавшей из Украины.
- Там - спокойно,-  сказала она.
Особо запомнилась мне встреча и с Валентиной Шиман-Карташовой,которая приехала на семинар из Берлина.
Она подарила мне свой сборник "Дороги не кончаются"(с ладонь величиной, 63 страницы) и показала сборник своих стихов, который уже разошелся по читателям. Ксерокс не работал, и я   переписала понравившиеся мне стихотворения  от руки   в блокнот.

Валентина показала мне фото своего мужа, сказав при этом:"Вот мой красавец. Вместе прожили 57 лет, мы были одногодки". Альберт Иванович Шиман  умер два года назад в возрасте 77 лет».  Ему Валентина посвятила свою повесть «Дороги не кончаются», стихи:

"Голубые-голубые /лучезарные  глаза / что со мной вы натворили: / присушили навсегда /."
 
Голубые-голубые
лучезарные  глаза
что со мной вы натворили:
присушили навсегда.
Вот уже шестой десяток
я с присушкою живу.
Эхо спросит:"Надоело?"
Я в ответ шепчу. "Люблю".

Из рассказа, который прочла по дороге, узнала, что Валентина и Альберт жили одно время в Тобольске, Альберт работал в МВД. О нем говорили: "Это не милиционер, это человек!"

Ехала в автобусе, читала сборник и думала: какая замечательная была подарена встреча:  пишет, хранит любовь, и память у нее хорошая, помнит свой такой большой  номер телефона. Обменялись телефонами. Сказала: "Я вам почитаю свои стихи".

Творчество - это самовыражение, - думала я,-  и стихи могут быть разные.
Но поэзия, камертон которой ритм и рифма, вершина.