Псалмы мир и война

Ольга Лютых-Грицаенко
Псалмы Царя Давида "Мир и война": 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143



                Псалом 26
                Псалом Давиду, прежде помазания


1. Кто может меня застращать,
боязнь на меня навести,
когда Сам Господь обещал
по жизни меня провести?
2. Когда приближались враги,
желая меня погубить,
слабея на обе ноги,
спадали, как рваная нить.
3. И если поднимется полк
и грянет войной на меня,
то рядом Всесильный Господь –
надежда моя и броня.
4. Одно я у Бога просил,
одно я по жизни искал –
чтоб Он меня в Дом Свой пустил,
чтоб я красоту увидал.
5. И в день испытаний лихих
Он скрыл меня тайно в Дому
от зла и бесчинствия их,
в высоком закрыв терему.
6. И ныне вознёс Он главу
мою на злодеев моих,
пою я Ему похвалу
у скинии – радостный стих.
7. Услыши, Господь, голос мой,
которым к Тебе я воззвал,
помилуй и Божьей росой
омой мой высокий привал.
8. К Тебе мое сердце речет:
Тебя лишь ищу я всегда,
лицо Твое. Тихо течет
исканий вседневных вода.
9. Прошу Тебя: не отвернись,
и в гневе меня не отринь,
помощником сильным явись,
Своих не лиши Ты святынь.
10. Оставил меня мой отец
и мать от меня отреклась,
но Ты, мой предвидя венец,
принял меня, Имущий власть,
11. и дал мне Закон всех веков,
ведя меня правой тропой
сквозь стан лицемерных врагов,
что замерли мерзкой толпой.
12. Неправедным судьям меня
в объятия не отдавай,
они свои жертвы манят,
чтоб ложью ударить в набат.
13. Я верю – увижу край благ
Господних при жизни вполне.
14. Надейся на Господа всяк,
и сердце окрепнет вдвойне!


                Псалом 33

 1.Давид пророк, я, ловко претворяся
   безумцем пред царем Авимелехом,
   отпущен был и тем удачно спасся,
   но знаю, в Боге ключ того успеха.
 2.И непрестанно, и без передышки
   я славлю Бога за Его участье,
   не станет никогда хвала излишком
   и только в ней юдоль моя и счастье.
 3.Хвалы мои о Господе услышьте
   и веселитесь, кроткие, повсюду
 4.и возвеличьте Господа, и выше
   мы разнесём Святое Имя люду.
 5.Взыскавший Господа в дни скорби черной,
   услышан был и милостью отмечен,
 6.и от стыда греховности позорной
   избавлен и навек очеловечен.
 7.Кто нищий духом, не кичись богатством,
   Господь всех видит насквозь и всех слышит,
 8.и Ангелов пошлет небесным братством
   вокруг боящихся лишь кары Свыше.
 9.Причастниками станьте Его Тела
   и Крови Его, данных в литургии.
 10.Святыми станьте в делании дела,
    вложите Божий Страх в умы тугие.
 11.Богатство в мире – тлен, как всё земное,
    и только в Боге – вечно благо веры.
 12.Придите и учитеся со мною
    бояться и любить Его без меры.
 13.Всяк человек все дни о жизни молит,
    и хочет знать вкус благ, не вкус страданий,
 14.и тот, кто языком зла не глаголит
    и лести не плетет, тот свят заране.
 15.Кто мимо зла, тот к доброму направлен,
    тот мира взыщет и пожнет прощенье,
 16.Христос его призыв исповедальный
    увидит и услышит Сам мгновенно.
 17.Творящим зло Господь не оставляет
    и даже следа имени земного,
 18.но праведников вечно восхваляет,
    и от скорбей избавит он любого.
 19.Кто в сердце сокрушается о страсти,
    кто смирно переносит искушенья,
 20.кто в скорби переносит все напасти,
    тот от Христа получит исцеленье.
 21.Хранит Господь всех праведников кости,
    на коих укрепилась прочно вера.
 22.А грешников оставит на погосте
    навечно для наглядного примера.
 23.Да укрепит Он души всех зовущих,
    и прекратится грех к Нему идущих.

                Псалом 132.
Песнь степеней, 132
Четырнадцатая степень: любовь к Богу и ближнему.

1. Нет выше добра нажитого
светлей заповета святого,
и счастья нет выше и краше,
чем жить в мире с братией нашей.
2. Как миро, согласие с братом
тончайшим хмельным ароматом
летит из священнейшей чаши –
от брата до брата, и дальше.
3. Росой Аермонской на гору
Сиона легли омофором
любви благодать и вниманье,
друг друга забот пониманье.




фото:
http://www.segodnya.ua/ukraine.html


               
                Псалом Давиду, прежде помазания, 26
                Оригинальный текст

1 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?
1 Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь?

2 Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша.
2 Когда приближались ко мне злодеи, чтобы съесть плоть мою, притеснители мои и враги мои, – они сами ослабели и пали.

3 Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.
3 Если построится против меня полк, не убоится сердце моё; если поднимется на меня война, и при этом я надеюсь.

4 Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Е
4 Одного просил я у Господа, этого буду искать, чтобы обитать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню и посещать храм святой Его.

5 Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя.
5 Ибо Он скрыл меня в обители Своей в день бедствий моих, сохранил меня тайно в скинии Своей, на скалу возвысил меня.

6 И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви.
6 И ныне, вот, Он возвысил главу мою против врагов моих: обошёл я скинию Его и принёс в ней жертву хвалы и восклицания; буду петь и воспевать Господа!

7 Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я воззвал, помилуй меня и услышь меня.

8 Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу.
8 Тебе сказало сердце моё: "Господа взыщу". Взыскало Тебя лицо моё; лица Твоего, Господи, взыщу.

9 Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой.
9 Не отврати лица Твоего от меня, и не уклонись во гневе от раба Твоего. Будь мне помощником, не отринь меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой.

10 Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь принял меня.

11 Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради.
11 Дай мне закон, Господи, на пути Твоём, и направь меня на стезю прямую ради врагов моих.

12 Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе.
12 Не предай меня душам теснящих меня, ибо восстали на меня свидетели неправедные – но неправда обманула себя.

13 Верую видети благая Господня на земли живых.
13 Я верю, что увижу блага Господни на земле живых.

14 Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.
14 Надейся на Господа! Мужайся, и да укрепляется сердце Твоё, и надейся на Господа!

                Псалом 33
                Оригинальный текст и толкование

1 Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом,
и отпусти его, и отъиде, 33
Богоотец пророк Давид, исполненный величайшей благодарности за избавление от грозившей опасности, высказывает намерение всю жизнь прославлять Господа, приглашая и всех верующих ко хвалению Бога: ибо видел этот муж благочестивый, что вся его хитрость, которую он употребил для спасения жизни своей, притворяясь безумным, нимало не помогла бы ему без помощи и благоволения Божия (Василий В.).
2 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.
ЖЖ Возможно ли это? – Возможно, ибо у внутреннего человека есть некие духовные уста, которыми он может всегда благодарить Господа. Мысль о Боге, утвержденная в уме, может быть названа похвалою Божиею. Выну – т.е. непрестанно хвала Господня в устах верного, особенно после причастия животворящих Тайн Христовых (Василий В.).
3 О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся.
Хвалиться о Господе – значит все относить ко Господу, как сказано: да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим. Но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа Бога своего (Иер. 9, 23-24). Кротцыи – это незлобивые или бедные, которые, если находятся в злоключениях – то пускай возвеселятся, увидев мое чудесное спасение от врагов силою Божиею за мое незлобие (Василий В., Феофан).
4 Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
Как можем мы, смиренные, возвеличивать Господа, великого более всякой твари и постижения? – Ни чем иным, как если будем делать, говорить и помышлять достойно величия, славы, великолепия и святости Бога. Ибо как оскверняется имя Божие скверными поступками и нечистыми помыслами безчестных людей, так и освящается нашими действиями и помышлениями. Почему и Спаситель говорит в молитве: да святится имя Твое, чтобы оно святилось в нас нашими святыми мыслями и делами (Анфим, Дидим).
5 Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.
Взыскание Господа – есть болезненное к Нему вопияние. Искати же Господа наиболее необходимо постом и молитвою, милостью и всякими добродетельми, которые от всех временных и вечных скорбей человека избавляют. Святой Давид – муж по сердцу Божию (1 Цар. 13, 14); однако же и ему дано было испытать крайние скорби, ибо совершенное отстранение от них было бы неполезно. Ибо если скорбь терпение соделовает, терпение же искусство (Рим. 5, 3), то избегающий скорби лишает себя опытности (Василий В., Феофан).
6 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
Господь везде есть: но как к Нему приступить? – Болезненным докучанием в усердной молитве, подобно евангельской вдовице, докучавшей неправедному судье (см. Лк. 18). Кто с таким искренним постоянством приступает к Богу, тот будет услышан. Блажен, у кого совесть не осквернена порочными делами. А те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление содеянных грехов. Ужасное слово о стыде грешников: быть может страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, в котором вечно пребывают грешники, имея пред своими глазами следы плотских грехов, непрерывно продолжающихся в душевной памяти их, как бы от некоторой неизмывающейся краски (Василий В., Феофан).
7 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.
Святой Давид поучает здесь, как можно быть услышанным у Господа. Если ты взывал и не был услышан, то потому, что богатым являлся пред Богом. Взывай как нищий и услышит тебя Господь. Не присвояй себе никаких достоинств, а сознавай себя жалким и бедным, и это до тех пор, пока не стяжешь Того, Кто богатит всякого призывающего Его. Всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета имеет отличительным признаком свободное произволение (Августин, Василий В.).
8 Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.
Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил успокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому, человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых (ангелов). Сказано: ангельские ополчения окрест боящихся Его. Каждому христианину со времени крещения приставляется от Бога святой ангел-хранитель для хранения от врагов видимых и невидимых, разве только скверными греховными делами не прогонит его человек от себя. Ибо как пчел отгоняет дым, так и ангела-хранителя отгоняет греховный смрад человека. Как духовные, ангелы видят душу, и внимают молитвам нашим с готовностью оказать всякую благовременную помощь. Поэтому как разумно и обязательно наше обращение к ним в молитвах (Макарий В., Феофан).
9 Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань.
Особенный источник вкушения благости Божией святые отцы усматривают в причащении божественных Тайн. Этот стих и поется в Церкви, во время причастна на литургии Преждеосвященных Даров. Упование свойственно не тем, которые живут в нерадении и безпечности, а тем, которые день и ночь неусыпно трудятся в подвигах и доброделании. Не обольщайся: надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. И в христианстве можно человеку вкушать благодать Божию. Вкушение же это – есть в несомненности действенная сила Духа, совершающая свое служение в сердце. И таковые подвижники ничему не научаются у людей – сама благодать пишет на сердцах их законы Духа (Феофан, Исаак, Макарий В.).
10 Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.
Святый же есть тот, кто освятил и совершенно очистил внутреннего человека. Воздержание от видимых худых дел не есть еще совершенство, но очищение ума – вот совершенство! Ибо если страх Божий не управляет нашей жизнью, то невозможно произойти освящению в теле. Богобоязненный ни в чем не согрешает, потому что ничего не презирает. Поработай Господу усердно – и законно будешь искать от Него всякой помощи (Макарий В., Василий В., Феофан).
11 Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.
Не толкуй этого места буквально, но разумей блага духовные, невидимые для очей, но вкушаемые сердцем. Бывшие прежде богатыми духовными дарованиями иудеи лишились всего этого за свое нечестие против Христа. Взыскающии же Господа те, которые добровольно пренебрегают благами мира. Они имеют дерзновение пред Богом за свою богобоязненную жизнь и чистую совесть. Под богатыми в настоящем веке можно разуметь и тех, которые во всем полагаются на свой разум и силу, деньги, связи или положение (Василий В., Августин, Феофан, Максим Грек).
12 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.
Это голос искреннего Учителя, с отеческим милосердием призывающего к учению. У Пророка не свое училище, а училище Духа Святаго, как он сам и исповедал: Дух Господень глаголет во мне, и слово Его на языке моем (2 Цар. 23, 2). Это знание выше всех знаний и требует неусыпного изучения. Страху Господню может научить только тот, кто имеет сам истинный страх Божий (Василий В., Златоуст).
13 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи;
Все ли истинно понимают, в чем счастье и как его достигнуть? – Не ищи здесь дней благих. Ибо на земле все жили в труде и тесноте. Читай Писания, которые написаны в наше утешение и наставление, и убедишься в том. Вот, во дни пророка Илии – страшный голод, такой, что матери жарили детей своих (см. 4 Цар. 6, 2630). Апостол Павел благие ли дни имел, когда известно, что проводил он их почасту в алчбе и жажде, в холоде и в голоде (см. 2 Кор. 11, 27). Да и Сам Владыка не имел благих дней в земной жизни, но терпел поношения и заушение, крест и всякое зло. А обетования Пророка относятся к будущей жизни: там будут и дни благи (Августин).
14 Удержи язык твой от зла, и устне твои еже не глаголати льсти.
Жизнь наша наполнена грехопадениями языка и все почти действуют языком сплеча, как попало. Многи падоша острием меча, но не якоже языком (Сир. 28, 16). Ибо только обуздаваяй язык тихо, смиренно поживет, и блажен, иже не поползнется усты своими (Сир. 19, 6). Удерживать язык свой от зла значит: не уязвлять чем-либо совести ближнего, не злословить, не раздражать. А устнама своими еже не глаголати льсти значит не обольщать ближнего, ибо лесть – есть скрытое злодейство против ближнего, совершаемое под личиною добра (Василий В., Дорофей).
15 Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и.
Не твори убо зла и не постигнет тя зло: отступи от неправды, и уклонится от тебя (Сир. 7, 12). Держись миролюбия со всеми усилиями и, аще возможно, еже от вас, со всеми мир имейте (Рим. 12, 18). Мир – то же, что любовь всеобъемлющая. О каком мире говорит Пророк? О внутреннем или внешнем, о мире сердца или о мире с ближними? О том и другом. Ибо мир с ближними невозможен, если нет его в сердце. Очисти сперва сердце от страстей и умиротворись в себе, и тогда мир, водворившийся в твоем сердце, разольется вокруг тебя и во вне. Ищущий мира – ищет Христа, Той бо есть мир наш (Еф. 2, 14). А искание Христа невозможно без молитвы. Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, например: если кто был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то должен не только не гордиться, но и смиряться, – а это и значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель (Василий В., Феофан, Дорофей).
16 Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.
Праведным называет здесь добродетельного. Как всякое дело такого мужа достойно зрения Божия, так и всякое слово его, ибо праведный говорит без празднословия, сильно и действенно. Прежде воззвания, – Я отвечу: он еще будет говорить, и Я уже услышу (Исх. 65, 24) – говорит Господь Бог (Василий В., Григорий Нисский).
17 Лице же Господне, на творящыя злая, еже потребити от земли память их.
Давид изображает здесь определение Самого Бога: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и до четвертого рода ненавидящим Мене (Исх. 20, 5). Нечествовавших при праведном Ное – потоп потопил всех; содомлян и гоморрян – огонь истребил всех. Кто остался из потомства возмутителей Дафана и Авирона, которых с жилищами их поглотила земля? Вымер, по прописанному Закону Правды Божией весь род Саулов, Ахаавов, Иезавелин, Иродов и множество подобных примеров представляет священная история (Феофан).
18 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Взывание праведных – мысленное, и оно произносится в потаенности сердца и достигает до самого слуха Божия. И как взыскуют они великого и небесного, то Господь внимает их голосу, не столько освобождая их от огорчений, сколько укрепляя их выше всего приключающегося (Василий В.).
19 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.
Преимущественно же печется Бог о тех, которые водятся о себе скромными мыслями, ибо таковых и назвал сокрушенными сердцем. Таковым же является и плачущий о грехах своих, ибо умиление и слезы весьма сокрушают сердце и мысль. Также и тот, кто чужд всякого надмения и ничем человеческим не гордится – сердцем сокрушен и духом смирен (Василий В., Феодорит).
20 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
Божии человеки должны приуготовлять себя к борению и подвигу: должны переносить скорби, внешние и внутренние брани, чтобы, принимая на себя удары, побеждать их терпением. Таков путь христианства. Где Дух Святый – там, как тень, следует гонение и брань. Видишь, как пророки, хотя в них и действовал Дух, всегда гонимы были единоплеменниками. Видишь, как Господь, который есть Путь и Истина, гоним был не иным народом, но своим. Поэтому не должны мы изумляться: истине необходимо быть гонимою (Макарий В.).
21 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.
Не лучше ли понять это о внутреннем человеке? Ибо костями назвал Пророк помыслы. Как на костях, которые тверды, держится тело, так и душа через достойные помыслы приобретает спасение. И как бы ни были сильны скорби – внутренний строй праведников остается несокрушимым. Не поддаются они ни малодушию, ни ропоту, ни колебанию в вере. Уместно понимать слова этого стиха и в буквальном смысле: именно о нетлении святых мощей угодников Божиих и о будущем воскресении и прославлении всех праведных в день будущей кончины мира (Василий В., Феодорит, Анфим).
22 Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.
Как любители добродетели наслаждаются столькими благами, так живущие порочно приимут сообразную жизни смерть. Они ненавидят праведника, потому что сами живут во грехах, а нравы праведников, как прямизна правила, обличают их. Не терпя обличения, ненавистно обращаются к праведнику... Много предлогов у грешных к ненавидению праведных, но главный тот, что праведный самим видом своим и присутствием обличает грешных (Василий В., Феодорит).
23 Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него.
Избавит, т.е. укрепит Бог в терпении души рабов Своих от злоумышлений порочных людей и демонов. И не прегрешат, т.е. не подвергнутся тяжелому душевному бедствию уповающие на Него, потому что сохраняются благодатью Божиею через покаяние. Ибо надежда на Бога (упование) удерживает от увлечения страстями (Кассиан, Афанасий).



                Псалом 26. Толкование
В Септуагинте и Вульгате этому псалму предшествует надпись: "До помазания". Также и ряд внутренних свидетельств в тексте, говорит в пользу того, что псалом был написан до помазания Давида на царство и, значит, скорее всего, в годы преследования его Саулом.

Пс. 26:1 Здесь мы видим выражение веры, сильной и искренней, избавляющей верующего от страха перед земными бедствиями. В Господе спасение, Он - крепкая основа жизни.

Пс. 26:2-3 Давид изображает исступленную злобу Саула против него как желание пожрать его плоть. Но враги Давида, охотящиеся за ним, преткнутся и падут. Давид надеется и верит в то, что и целый полк врагов не одолеет его, потому что на его стороне Господь.

Пс. 26:4 Любовь Давида к Господу так высока и глубока, что главное его желание - пребывать в доме Господнем во все дни жизни, т. е. иметь к нему постоянный доступ, чтобы наслаждаться духовной красотой богослужения (созерцать красоту Господню). Под "храмом" в этом стихе понимается скиния.

Пс. 26:5-6 В день бедствия Давид обрел бы полную безопасность в святилище (в потаенном месте селения Божьего), потому что в скинии враги не могли бы схватить или убить его. "Он вознес бы меня на скалу" - это выражение надежды, что Господь не оставит Своего избранника в унизительном положении гонимого, но прославит и утвердит его (стих 5). Продолжение этой же мысли в стихе 6 дополненно обещанием славословия и радостного пения в честь Господа.

Пс. 26:7-10 Уверенный в помощи Господа, Давид, тем не менее, усиливает свое молитвенное обращение к Нему (стих 7); он понимает, что желание приближаться к Господу (искать лица Его) вложено в его сердце Самим Господом (стих 8). И вот Давид вновь и вновь просит Его, чтобы Он не отвратил лица Своего во гневе (который Давид может невзначай вызвать у Него), чтобы не отверг и не оставил раба Своего (стих 9). стих 10 можно рассматривать как одно из внутренних свидетельств в пользу того, что Псалом 26 был написан Давидом до его коронации на царство. Он говорит здесь, что отец и мать оставили его, подразумевая, возможно, что и его близкие боялись показать свою любовь к нему, потому что царь Саул ненавидел и преследовал его. Но оставленный ими, Давид надеется, что он не будет оставлен Господом.

Пс. 26:11-14 Искренняя, проникновенная молитва псалмопевца достигает здесь высшей точки. Он просит у Господа чистоты и праведности, потому что враги своей злобой искушают его. Но не удастся им столкнуть его со "стези правды", заставить его совершить преступление (стих 11). В стихи 12-14 мольба Давида о том, чтобы Господь защитил его от произвола лживых и злых врагов (стих 12).

В стихе 13 выражается вера в то, что небесный Защитник даст Давиду в полной мере ощутить Свою благость на земле живых и не допустит его гибели (схождения в шеол, "землю мертвых").

В стихе 14 псалмопевец и себя и других призывает к надежде на Господа, к укреплению в Нем.



                Песнь степеней, 132

1 Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе;
2 Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его:
3 Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.

                Толкование. Песнь степеней, 132
                Четырнадцатая степень: любовь к Богу и ближнему.

1 Кто же эти братия? Это Христос и человек: ибо Сам Царь Небесный не стыдится причислять Себя к числу этих братий. От сожительства братий много пользы бывает для людей благоразумных. И Павел увещевал не оставлять взаимного общения. Этим-то мы и отличаемся от зверей. Вкупе жити – не просто пребывать вместе, в одном доме, но в согласии и любви; потому что отсюда происходит единодушие. Добро – указывает на достохвальность жизни, а красно – на веселие от единомыслия. Кто во всей точности проходит жизнь сию, тот есть ревнитель высочайшей добродетели. Он твердо помнит, что нам надлежит сострадать Христу в том убеждении, что без теснот и скорбей никто не получит венца победы. И об учениках Господа говорится в Деяниях, что у них бе сердце и душа едина (Деян. 4, 32). Мы самим опытом дознали, что нет ничего приятнее братского согласия! (Иоанн Тобольский, Василий В., Златоуст, Пахомий, Симеон Благоговейный, Феодорит).

2 Миру (елею) уподобил Давид братское согласие. Этот архиерейский елей составлялся из многих благовоний: но ни одно из них не издавало само по себе такого благоухания, как в совокупности. Аарон, будучи первосвященником, помазывался этим миром, которое источалось со всех сторон, и от этого помазания он был весьма любезен и приятен для взиравших на него. Итак, как священное миро, стекавшее с головы чрез бороду на край одежды, исполняло священника благовонием, так и польза от согласия объемлет всех, простираясь от начальника до подчиненных. Миро на главу, браду и одежды знаменует благодать Святаго Духа; глава – ум, брада Ааронова – слово благодатное (Златоуст, Феодорит, Максим).

3 Жизнь в согласии и любви также спасительна и приятна, как роса, приносимая с горы Ермона на горы Сионския. Во время зноя, умеряя жар, она способствует плодородию земли. Роса чистая – благодать Духа Святаго, сходящая на святую Церковь – Сион, в которой благословение и вечной жизни пища Тело и Кровь Христовы. Яко тамо (где согласие) заповеда Господь благословение и живот до века (Феодорит).