Перегуд

Сергей Домашев 15
      ХL11

Будни закружили-завертели,
Старое вплетая в новизну.
Вожаков секрет и в самом деле
Нины жизнь вверх дном перевернул:
Новенький горшочек, без глазури,
Простенький, каких полно везде,
На ростовском рынке в будний день
Страсти всколыхнул, подобно буре,
Тем, что, стоя в полдень на жаре,
Воду сохранял, как в ноябре,

Безо льда, а всё ж такой холодной,
Что ломило зубы.
              И любой,
Чтобы убедиться, мог свободно
"Жертвовать неверию собой".
Воду по напёрстку выпивали,
Удивлённо пучили глза.
Или крякали на весь базар.
Глэчик тёплым квасом наливали
И, прождав толпой примерно час,
Ледяной отведывали квас*.

Диву чувства новые на смену
Вдруг пришли.
           И вот аукцион,
Самодельный, дал такую цену
За кувшин,
       что будь, к примеру, он
До краёв червонцами наполнен,
Выше не была б его цена.
Нине - радость. Но лишилась сна:
К зависти народец шибко склонен...
Говорил же строго ей вожак -
Дел своих не разглашать никак.

Но на первый раз сошло.
                У Нины,
Понимавшей свойства новизны,
Вскоре заменён был круг старинный,
По возможностям её казны.
Для станка, двух печек и замеса
Не хватало её пары рук.
Мастерица наняла подруг,
Ради повышенья интереса,
Чем нарушила вторй наказ -
Избегать непосвященных глаз.

Сам же старичок был аккуратен
В обещаньях, и горшки скупал
Точно в срок. И при такой оплате,
Что любой завидовать бы стал.
Так же, к сроку, привозили дочу,
Справную, с довольствием на год.
И корили Нину, что народ
О её богатстве лясы точит.
Значит, много шику напоказ.
Лучше класть под рубище запас.

         *   *   *

Папа Лизы в гуще Сталинграда
Задержался.
          Там он был знаком
С бывшей ученицей Алли-Вада   
И дружил со всем её кружком.               
Некогда мелькавшие не сценах
Риторы**, актёры, циркачи,
Неудачно сделавши почин,
Видели несчастья в переменах
И, во всём виня советский строй,
Собирались мрачною гурьбой

В будуаре экс-аристократки,
Умной и почти что молодой,
Не богатой, но и не в упадке,
Не гордячкою и не простой,
Да, к тому ж, не красной и не белой.
Ей на революции плевать,
И царизм она не хочет знать,
Не её это, девичье, дело.
Сцена, блеск, хвалы газетной хор -
Вот где мысль её и кругозор.

С детства очень много претерпела,
Постигая всякие азы.
Чуть проклюнутся успехи дела -
Ан, глядишь, уже другой позыв!
Многие искусства перебрала -
Там не весело, тут - не резон...
Вдруг наткнулась на иллюзион!
"Боже мой! Как раньше-то не знала!
Вот оно, искусство всех времён,
И бальзам души - иллюзион***!"

Прихоть обспечена, как надо;
Были б деньги, будет и факир...
В роли ассистентки Алли-Вада
С радостью объехала весь мир.
Вот оно, великое призванье!
Вот и сцена, и арены круг!
Блеск, восторг...
              Захватывает дух...
Пусть пока не ей рукоплесканье.
Скоро грянет и её черёд,
Опыт-батюшка своё берёт.

Но успех украли войны-смуты.
Ей достались этот будуар,
Да кружок немного шибанутых
Риторов, признавших её дар.
Да и то:
       беседы о прекрасном -
Лишь до первой рюмки. А затем -
Полосканье надоевших тем
В споре, приглушенном и опасном,
О сплоченьи Братьев во Христе****
И о сверженьи нынешних властей.

Эти люди, излагая кратко,
Оказались вдруг в ОГПУ.
Лишь цыгАн и экс-аристократка
Временно остались на плаву.
Внешне они будто б и не пара,
Но, сплетя реальность и мечты,
В качестве обвенчанной четы,
Прибыли в шатёр из будуара.
Вскоре цирк, впитавши её дар,
Свой преобразил репертуар.

Фокусница - и росточком кроха,
И лицом не вышла.
                Но при ней
В цирке будто новая эпоха
Началась.
        По семь и восемь дней
В городишках маленьких стояли.
И все дни народ гужом валил.
А горшочки, что вожак дарил,
С волшебством весь цирк
              отождествляли.
Шли доходы. Табор ликовал.
Папа Лизы дочь к себе призвал.

Фокусница быстро оценила
Хватку Лизы.
          Не сочтя за труд,
Часто с ней уроки проводила
Весело и ловко, как игру.
Лиза, неулыба от природы,
Рассмешить умела хоть кого.
И в манипуляции *****  "бегом"
Проносилась там, где тратят годы.
Рад и папа, и она сама,
А учительница - без ума!

А потом отец сказал:
                "Отныне -
Все, кто слышал, должен понимать -
Лиза не поедет больше к Нине,
В таборе её отец и мать".
Горько Нине.
          Только - по закону
Дочку увели, хоть как прикинь...
Так зимой случайная теплынь
Не способна возразить сезону.
...Горько не свои права признать,
Ещё горше маму тётей звать.

          *   *   *

В ту же осень, когда первый иней
Приукрасил жухлую траву,
Поутру явилась Лиза Нине,
Нынче не во сне, а наяву.
Носиком холодным ткнулась в руки,
Пахнущие глиной и золой.
Чувствовался след, хоть и не злой,
И непрородолжительной разлуки.
И в приветствии одной из двух
Слово "тётя" резануло слух.
_________________
*Охлаждающие глиняные сосуды были известны ещё в древнем Египте. Изготовлялись они просто: в гончарную глину добавляли мелко нарезанную траву, тонкую, как волос. При обжиге посуды эти частицы сгорали и оставляли в стенках посуды мельчайшие отверстия - поры. Вода сквозь них не вытекала, но кувшин потел и тут же высыхал на солнце. А при испарении расходуется много тепла, поэтому вода охлаждалась. В средневековой Европе эта посуда не имела распространения из-за нападок инквизиции, объявившей её дьявольской и грозившей костром изготовителям. Потому секрет "холодильников" был забыт.
**Ритор - оратор; здесь - любитель красивых, высокопарных фраз о политике, философии и пр.
*** Иллюзион - один из видов искусства фокуса. Требует от сполнителя не только ловкости рук, но и наличия специального инвентаря - реквизита.
**** В первые годы советской власти Братьями во Христе, ради конспирации, называли себя многие контрреволюционные группировки, маскируясь под религиозные секты.
*****Манипуляция - Основной вид искусства фокуса, где артист работает мелкими предметами, находящимися у него в руках или спрятанными в одежде.