Из забытых талантов... Александр Годунов

Светлана Галуненко
              (ИЗ ПРОЧИТАННОГО)

 ...Его обнаружили на третий день после смерти в собственной квартире. Он сидел в кресле и как будто заснул. Его белокурые волосы свисали до
плеч и закрывали часть... лица, светлая рубашка была расстегнута, руки
лежали на коленях. Никаких следов насилия, ни на теле, ни в квартире.
Врачи констатировали Полное одиночество и загадочная смерть. В 1995
году Александру Годунову было всего сорок пять...


Саша хотел стать военным, как его отец, но мать Лидия Студенцова,
забрав двоих сыновей, в 1952 году переехала с острова Сахалин в Ригу.
Ему было три года, когда разошлись родители. Он был в детстве ниже
сверстников и по настоянию мамы в 9 лет пошел учиться в
хореографическое училище. Мальчик стоял последним у станка, пропустив
вперед такого же коротышку, Мишу Барышникова. Они были ровесниками и
быстро подружились, оба мечтали вырасти, литрами пили сок, чтобы
догнать сверстников. И спустя несколько лет произошло чудо, Александр
за лето вытянулся на тринадцать сантиметров и превратился в статного
красавца. Барышников так и остался маленьким, но смешным и прыгучим
чертенком.

Когда им было по 16 лет, их пути разошлись, Сашу пригласил в Москву
знаменитый балетмейстер Игорь Моисеев - и не в ансамбль народного
танца, а в элитную группу. Московский балет. Миша был принят в
ленинградское Вагановское хореографическое училище, которое готовило
танцоров для ленинградского Театра оперы и балета им. Кирова.

Годунов шел в гору: начались гастроли, зарубежные поездки, о нем
быстро заговорили в балетном мире Москвы. Жизнь готовила ему победы не
только на театральных подмостках, но и на личном фронте. Судьба
подарила ему женщину, которая сделала его счастливым на целых восемь
лет. Звали ее Людмила Власова. К тому времени она была примой Большого
театра и объездила с труппой весь мир. Ему 21 год, ей 28.

;Я пришла в ВТО на показ фильма, в котором исполняла балетные
миниатюры, - вспоминала Власова. - Почувствовала боковым зрением, что
кто-то смотрит в мою сторону, повернулась и увидела блондина, который
пристально на меня смотрел. Я спросила друзей: Кто это? И мне
говорят:;Разве ты его не знаешь? Это же Годунов из
;Московского балета, все о нем только и говорят. Александр стоял в
фойе,прислонившись к колонне. Он неотрывно смотрел на Власову и от волнения
крутил пуговицу на замшевой куртке. Людмила заговорила первой:
;А увас пуговица болтается. Если потеряется, будет очень жалко, она
красивая ;А вы не поможете ее пришить? Может быть,когда-нибудь.

Эта была любовь с первого взгляда. После просмотра я подошла к нему и
позволила себя проводить, от неожиданности он смутился. Мы сели в
троллейбус и проехали пару остановок, вышли на улице Сивцев Вражек и
прошлись пешком. Говорила я, много шутила, он все больше молчал. На то
были причины;.

Александр в тот день был подавленным. Накануне он вел переговоры с
Юрием Григоровичем о своем будущем. Знаменитый балетмейстер хотел его
видеть в труппе Большого театра. Годунов пошел в Минкультуры, а там
ему сказали: <<В Большой захотел? Ишь, какой наглый! А в армию не
хочешь?

;Он был ярким и независимым, а это раздражало многих, в особенности
тех, кто рулил культурой, -рассказывала Людмила. - Саша покинул
министерство весь бледный и шел куда глаза глядят, так и дошел до ВТО,
где мы и встретились. Когда мы прощались у подъезда, он робко спросил:
;Я могу позвонить?;Можете, только если я буду вешать трубку, это
будет означать, что муж рядом и я не могу говорить.

В Большой театр Годунов попал в 1971 году после конкурсного экзамена.
Его педагогом стал выдающийся танцовщик Алексей Ермолаев. Впоследствии
Александр скажет, что Ермолаев заменил ему отца. Первый настоящий
успех к нему пришел после того, как он исполнил роль Принца в
;Лебедином озеpe. Молодого танцовщика пригласила в партнеры сама Майя
Плисецкая. Артистам ее уровня позволялось самим выбирать, с кем
танцевать.

Александр и Людмила стали встречаться, вырывая друг у друга каждую
свободную минуту. Так продолжалось несколько месяцев, и наступил
момент, когда скрывать отношения стало глупо. Она мучительно уходила
от мужа: разрывать с человеком, который помог ей стать примой Большого
театра, было тяжело. Спустя полгода после встречи с Годуновым Власова
переехала к Александру. Просторную двухкомнатную квартиру, набитую
антиквариатом, она сменила на однокомнатную клетушку на юго-западе
столицы. Александр оценил этот поступок и
 поклялся сделать ее счастливой. Первое время молодые люди экономили
на всем, Годунов как танцор кордебалета получал 98 рублей в месяц.
Людмиле пришлось продать шубу и золотой браслет. Александр страшно
переживал, но, стиснув зубы, работал. Вскоре его дела пошли в гору.
После того как он станцевал Вронского с Майей Плисецкой в ;Анне
Каренине, ему положили солидный оклад - 550 рублей. В 1970-е
такие
деньги зарабатывали профессора и академики. Годунов купался в лучах
славы. Последовали новые роли: Базель в ;Дон-Кихоте
затем Спартак Иван Грозный. Публика 70-х в Большой ходила на
Годунова. Его партнершами, помимо Плисецкой, были такие звезды
советского балета, как Нина Сорокина, Людмила Семеняка. Семейная жизнь
Годунова налаживалась, но в театре появились недоброжелатели. И КГБ
видело в нем потенциального перебежчика. Именно в это время сбежал на
Запад во время гастролей его лучший друг Михаил Барышников. А Годунова
мечтали заполучить в Париже, Лондоне, Токио и других мировых столицах,
не говоря уже об Америке. В 1976 году Годунову присвоили
 звание заслуженного артиста РСФСР, и он несколько раз все-таки
съездил в Нью-Йорк и Париж. Потом опять стал невыездным Такая же
участь постигла и Людмилу Власову. Александр страшно переживал, что
из-за него рушится карьера жены.

Саша мечтал танцевать у Мориса Бежара, мечтал работать за границей, -
говорит Людмила. -Кагэбэшники сами провоцировали его на побег. Я ему
твердила: потерпи, не дергайся, еще пару лет и ты будешь в советской
элите, как Плисецкая, Рихтер, Карпов, Бондарчук. Я была уверена, что
его станут отпускать за границу. А он не верил.

Всегда быть рядом не могут люди - эту яркую и трагическую песню
зрители впервые услышали в новогоднюю ночь 1979 года. Фильм 31 июня;
мелькнул на телеэкранах, ошарашил звездным составом и... пропал на
долгих 10 лет, переломав по пути несколько судеб. История любви
современного художника Сэма Пенти и средневековой принцессы Мелисенты.
Многие из тех, кто работал над этим безумно красивым музыкальным
фильмом, называют его роковым. И не зря.

Александр Годунов сыграл самую трагичную роль в фильме -- музыканта
Лемисона. Людмила Власова, была своенравной леди Нинет, отвергшей его
любовь. Эти двое во многом повторили сюжет картины. В фильме ;31
июня есть эпизод, когда Лемисон признается в любви леди Нинет. Та
издевается над ним. И вдруг, предчувствуя трагедию, опускается на
колени. Но Лемисон отворачивается и исчезает в темном коридоре.

В их жизни все произошло, как в кино...

Спустя полгода после премьеры фильма 31 июня, в 1979 году состоялась
премьера балета Сергея Прокофьева ;Ромео и Джульетта; в постановке
Юрия Григоровича, в котором Годунов стал первым исполнителем партии
Тибальда. Теперь без него гастроли Большого с классическим репертуаром
были немыслимы. И, предварительно побеседовав с ним в Минкультуре, ему
наконец дали добро на выезд в США.

Труппа прилетела в Нью-Йорк и остановилась в гостинице Mayflower рядом
с Центральным парком. Спектакли в Метрополитен-опера шли на ура, в
свободное время Мила и Саша гуляли по городу, покупали подарки
близким. Их люксовый номер был забит аппаратурой и дефицитным в СССР
ширпотребом. Мечты приобретали реальность: успех, материальное
благополучие и поездки за границу. В один из дней в Нью-Йорке
объявился Михаил Барышников, он специально прилетел из Бразилии, чтобы
увидеться с другом детства. Он познакомил Сашу и Милу со своей
 женой, голливудской актрисой Джессикой Ланг.

19 августа 1979 года около 9 часов вечера из номера нью-йоркской
гостинцы Mayflower вышел высокий блондин, спустился в просторный холл
и направился к выходу. На следующее утро газеты вышли с его
фотографиями на первой полосе: солист Большого театра Александр
Годунов по-просил политического убежища в США. В это время Людмила
Власова находилась в советском консульстве, где от страха дрожала не
она, а сотрудники КГБ, проморгавшие Годунова. ;Умоляю, отправьте
меня mаме сегодня - сказала Власова им. - Я хотела домой. Я хорошо
знала ситуацию с Нуреевым: только спустя много лет Рудольф смог на
мгновение увидеться с мамой, уже умирающей. Ее не выпускали к
сбежавшему сыну. Вы забыли, что тогда значило эмигрировать? Это
значило НАВСЕГДА. А я выбрала Родину: и Москву, в которой я выросла, и
Большой театр, и моего брата Алика, и маму! Я знаю, что мама не
упрекнула бы меня, останься я с Сашей. Но она бы тихо угасла... Я бы не
смогла с этим жить.

На следующий день Власову тайком из консульства повезли в аэропорт
Кеннеди. Кагэбэшники боялись, что ее выкрадут по дороге, долго петляли
вокруг терминала, затем таможня, паспортный контроль, и наконец, салон
самолета, где уже сидела вся труппа Большого. Несколько минут до
взлета: это конец, они никогда больше не увидятся... Ее мысли прервал
голос стюардессы по громкой связи: Вылет задерживается... Американские
власти запретили взлет. Годунов в это время находился в микроавтобусе
с затемненными окнами, с ним были сотрудники
 ФБР. Через несколько минут двое из них подошли к трапу и потребовали
впустить их в самолет или выпустить из него Власову. Они утверждали:
Александр Годунов уверен, что его жену, Людмилу Власову, вывозят из
страны силой. Она не может улететь от него, они слишком друг друга
любят... Власова сидела в первом салоне среди пустых кресел и не хотела
ни с кем говорить, кроме Григоровича, который ее успокаивал.

По мотивам истории побега Годунова в Америку в 1985 году в СССР был
снят фильм ;Рейс 222. В кино героиня к исходу третьих суток вышла к
мужу и, стоя у трапа, жестко дала понять ему, что не останется в чужой
стране. На их расставание смотрели представители ФБР и КГБ. В
реальности ничего подобного не было, они так и не увиделись. Судьба
Людмилы Власовой решалась на уровне Белого дома и Кремля. В итоге
американцы сдались, и 23 мая в 17 часов по местному времени рейс
SU-316 вылетел в Москву.

В те дни весь мир с вниманием следил за судьбой двух человек. В прессе
их окрестили ;Ромео и Джульетта холодной войны. После побега
Александр Годунов стал больше известен не как замечательный танцовщик,
а как человек, чья любовь стала разменной картой в большой
политической игре. Но когда ажиотаж стих, перед танцором встал вопрос:
что делать дальше?

Они встретились в аэропорту Кеннеди. Оба выходцы из Риги, оба
невозвращенцы и суперзвезды балета: Михаил Барышников и Александр
Годунов. Теперь сам бог велел им держаться вместе. И Барышников, к
тому времени директор ;Американского балетного театра, поддержал
коллегу и предложил ему контракт - для начала 250 тысяч долларов в
год. Узнав о сумасшедшем гонораре, труппа озверела, таких денег никто
из артистов балета не получал. Американцы объявили 6-месячную
забастовку. Целых полгода Годунов не мог выйти на сцену. Для него этот
 перерыв был тяжелым, он маялся от скуки и одиночества и спустя месяц
позвонил в Москву Миле: Мила, я тебя не предал..

На сцену Александр Годунов вышел спустя полгода в Чикаго, в роли
Дон-Кихота и допустил обидную ошибку в па-де-де. Он был явно не в
форме: разлука с Власовой и одиночество выбили его из колеи. Годунов
стал срываться и незаметно пристрастился к алкоголю. Работа в труппе
Барышникова не складывалась. Контракт с ним не продлили. Покинув
Американский балетный театр, Александр Годунов создает собственную
труппу ;Годунов и звезды. Всего за полтора месяца гастролей по
американским городам танцовщик зарабатывает больше миллиона
 долларов, затем его приглашают в зарубежное турне: Израиль, Италия,
Япония, Аргентина... За несколько лет он сумел станцевать на самых
престижных сценах мира.

Однажды, на гастролях в Италии, Годунов после спектакля ужинал с
другом в ресторане. Тот неожиданно вскочил и быстрым шагом направился
в сторону дальнего столика. Через три минуты вернулся с очаровательной
молодой женщиной, лицо которой Александр где-то видел.
Знакомься, это Жаклин Биссет, - произнес приятель. Их роман сразу начали
обсуждать в колонках светских новостей, фотографии Александра и Жаклин появились
на обложках журналов. <<Живя в Америке, имеет смысл штурмовать
только те вершины, которые носят название
 голливудских холмов - сказала ему как-то Жаклин. Годунов переезжает
в Лос-Анджелес. И практически сразу начинает получать приглашения на
съемки. Первым фильмом Александра Годунова стала картина Питера Уэйра
Свидетель с самим Харрисоном Фордом. Русского актера заметили, и
спустя короткое время он получает еще одно заманчивое предложение -
сняться в фильме Крепкий орешек

После успеха Крепкого орешка Годунову начали звонить и искать с ним
встреч русские, живущие в Голливуде. Но Александр не хотел общаться.
Годунов перестает говорить на русском языке - так он борется с
акцентом, - и не общается с бывшими соотечественниками, защищая себя
от ненужных и неверных друзей. За десять лет Александр сыграл в
Голливуде 8 ролей. Вполне достаточно, чтобы считать себя одним из
самых успешных русских актеров. Но его раздражают роли пустые,
плоские. Годунов отказывается от десятков предложений: персонажи
 все одинаковы, как будто написаны под копирку.

Время шло, но интересной работы не было. Начались проблемы и в личной
жизни. Прожив вместе 8 лет, Александр расстался с Жаклин. Снова
началась депрессия. Он стал отказываться даже от хороших ролей. Снялся
лишь в эпизодической роли в фильме Зона в 1995 году, да и то потому,
что картина снималась в Будапеште. Оттуда Годунов на несколько дней
вырвался в Ригу, чтобы повидать родителей и старшего брата. Он долгие
годы ждал этой встречи.

...25 мая 1995 года друзья Александра собрались у траурного зала без
опозданий, но служащий, пряча глаза, объяснил, что тело кремировали
ночью, без свидетелей... По завещанию прах должен был быть разделен на
три части (одна -- матери, другая --Жаклин Биссет и третья -- друзьям
Годунова - Алле и Виталию), однако даже прах исчез. От чего умер
великий танцовщик, и была ли кому-то выгодна его смерть, до сих пор
остается загадкой. Неизвестна судьба его архивов, ценнейшей библиотеки
и денег - по слухам, около миллиона долларов.

Людмила Власова спустя пару лет после разрыва с Годуновым вышла замуж.
Сегодня она тренирует фигуристов. С Александром она так и не
увиделась, но познакомилась с Жаклин Биссет. Голливудская звезда
приезжала в Москву посмотреть на женщину, которую безумно любил
Александр. Жаклин и Людмила, встретившись, бросились друг к другу,
обнялись и долго стояли молча...

                10.05.14г.