ЮгоВостоку. Противотанковые ежи

Синяя Гусеница
Невзрывные заграждения
Противотанковые ежи
Противотанковые ежи сегодня , как и надолбы, практически забытый вид
борьбы с танками противника.
Хотя это, пожалуй,
единственный вид заграждения,
удостоенный чести быть навеки
запечатленным в произведении
монументального искусства
(памятник в виде трех
громадных противотанковых
ежей на въезде в Москву со
стороны аэропорта
Шереметьево).
В современных официальных
Руководствах и Наставлениях по
военно-инженерному делу о них
или не упоминается вовсе, или говорится вскользь, параметры этого вида
заграждений приводятся в корне неверные, тактика их применения не
описывается вообще.
Разумеется, с появлением систем дистанционного минирования, иных
высокоточных и эффективных средств борьбы с танками, значимость
невзрывных заграждений существенно снизилась. Однако противотанковые
ежи, как и другие невзрывные заграждения имеют и свои преимущества,
особенно в нашей нищей стране, разваленной и разоруженной армии. Ежи
многократно дешевле всех современных противотанковых средств; их можно
изготавливать, не заблаговременно в мирное время, а уже в ходе войны; для
их изготовления не требуются дорогостоящие и дефицитные материалы,
высокотехнологичная промышленная база.
Интерес к противотанковым ежам был утрачен в период обороны Москвы
осенью 1941 и Лениграда 41-43 , где они не сыграли существенной роли. Это
объясняется тем, что во-
первых, заграждения из
ежей были установлены
не на подступах, а уже на
въезде в город на
городских улицах (что
само по себе правильно).
Боев же ни на улицах
Москвы, ни Ленинграда
наши войска не
допустили. Во-вторых,
размеры изготовляемых
неквалифицированными
лицами ежей не
соответствовали самой
идее этого вида заграждения.
На снимке линия заграждений из ежей в районе Красной Пресни в Москве в
октябре 1941г.Показанные на снимках ежи не соответствуют требованиям
ни по размерам, ни по соединению. Здесь мы видим в одной плоскости две
скрещенные между собой двутавровые балки, а в перпендикулярной
плоскости пронизывающий соединение какой-то другой профиль, скорее
всего четырехгранник. Такой еж свое предназначение выполнить не может.
Внимания к невзрывным заграждениям в военной науке в послевоенный
период не уделялось. Между тем они, и в том числе противотанковые ежи, в
определенных условиях и в современной войне могут сыграть хотя и не
решающую, но существенную роль в успехе обороны одной стороны и провале
атаки другой.
Основной ошибкой при изготовлении ежей является превышение размеров.
Даже в Наставлениях высота противотанкового ежа указывается 1 м. 45 см.
Между тем, суть этого заграждения состоит в том, что еж должен иметь
высоту выше, чем клиренс танка, но ниже или равную расстоянию от грунта
до верхнего края нижнего лобового
листа танка. Примерно высота ежа
должна быть около 0.9 -1.0 метра.
Т.к. еж не закрепляется на месте и не
вкапывается в землю подобно
надолбу, то у танкиста должен
возникать соблазн сдвинуть ежа
лобовой броней своей машины. При
движении танка на ежа, последний
начинает перекатываться под ним, и в
конечном счете танк оказывается
приподнятым над землей. Его
гусеницы теряют надежное сцепление с
землей. А т.к. днище танка плоское, то
при попытке съехать с ежа назад, танк
часто оказывается неспособным сделать это.
На рисунке схематически показан принцип работы противотанкового ежа.
Красным цветом выделен корпус машины, синим противотанковый еж.
Разумеется, у танкистов есть приемы освобождения от такого положения.
Например, можно закрепить трос за обе гусеницы и и при вращении обеих
гусениц вперед или назад танк выдернет из под себя ежа.
Но заграждение должно прикрываться ружейно-пулеметным, минометным
огнем, огнем противотанковых средств. Иначе танкисты, не мудрствуя
лукаво, просто с помощью буксирных тросов растащат в стороны ежи и
проедут. А вот что -либо сделать под огнем не так-то просто.
В этом и состоит суть заграждения из ежей: задержать противника, создать
для своих противотанковых огневых средств благоприятные условия для
уничтожения танков.
Ну а если танки противника, заметив ежи, не пойдут вперед, то тем более
заграждение выполнило свою роль.
Грунт в месте установки ежей должен быть как можно более твердым. Лучше
всего подходит асфальтовое покрытие городских улиц, но не бетон. По
бетону еж будет скользить и свое предназначение не выполнит.
Ежи имеет смысл устанавливать в один ряд, иногда в два ряда, но не более.
Расстояние между ежами должно быть около 2/3 ширины танка. Под ежами и
между ними есть смысл устанавливать противотанковые мины, а подступы
прикрыть противопехотными минами, чтобы затруднить работу саперов
противника. Ежи можно соединять между собой цепями, тросами, проволокой
и привязывать к местным предметам с тем, чтобы затруднить возможность
оттаскивания с места установки. Соединять ежи между собой балками в
единое целое нецелесообразно, т.к. каждый еж работает сам по себе, а
жесткое соединение их между собой превращает данное заграждение совсем
в иное сооружение (нечто вроде забора).
Обязательно прикрытие заграждения хотя бы ружейно-пулеметным огнем и
огнем гранатометов, огнеметов
Противотанковые ежи изготавливаются из двутавровых стальных балок с
номером профиля не менее 20. Оптимальными считаются профили №25-40.
Иные профили (тавр, швеллер, уголок)для изготовления ежей не годятся из-
за их недостаточной жесткости. Особое внимание должно уделяться
прочности соединения отрезков балок между собой. Еж должен представлять
из себя абсолютно жесткое соединение с прочностью не менее 60 тонн.
Наилучшим способом соединения считаются заклепки на косынках.
Возможно соединение с помощью сварки, но толщина косынок в этом случае
должна быть значительно больше.
Ежи имеют то преимущество, что они сравнительно легко могут быть при
необходимости сняты с одного участка обороны и переброшены на другой.
Требуется лишь транспорт и грузоподъемные средства.
Источники и литература
1. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное
издательство МО СССР. Москва. 1982г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное
издательство МО СССР. Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов , В.И.Корнев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя.
Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
4.А.М Андрусенко, Р.Г.Дуков, Ю.Р.Фомин. Мотострелковый (танковый) взвод
в бою. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное
издательство МО СССР. Москва. 1984г.
6.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное
издательство МО СССР. Москва. 1989г.
7.Г.Гудериан. Танки вперед!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
8.Г.Гудериан. Внимание -танки!. Военное издательство МО СССР. Москва.
1967г.
9.O.Rule.Der Kampf mit den Panzrer auf Der ostlichen Front. Berlin. 1944
10. Журнал "Die Wehrmacht" №№ 11, 12-42, 4,6,9-43