Явление Господа Ваманадева

Андрей Адикави
[ Написано по просьбе Ачьюта Аравинды прабху
(ученика Его Святейшества Гопал Кришна Госвами Махараджа)
 на основе лекции  Его Святейшества Радханатхи Свами Махараджа
 «Явление Господа Ваманадева»]

Адикави дас (IDS)
г. Ростов-на-Дону


I.
В столице рая – ликованье.
Поют гандхарвы,  слышен смех.
Со всех сторон – рукоплесканье.
Сегодня праздник здесь для всех!

Средь праздничной толпы – он главный -
Царь Индра – рая властелин.
Творцу Вселенной почти  равный…
Живущим - лучший господин.

Почет и славу принимая,
Царь Индра ехал на слоне,
И гимнам в  честь свою внимая,
взгордился мненьем о себе.

При этом  Индра мимоходом
Дурвасу Муни оскорбил
и перед  всем  честным народом
свою надменность проявил...

О, как коварна горделивость!
Дурваса Муни с себя снял
гирлянду и затем, как милость,
царю небес ее подал.

Своей гордыне потакая,
Царь Индра - рая властелин,
почтения не проявляя,
забыл,  что брахман – Господин.


Ведь  тот, кто дважды смог родиться,
достоин всяческих похвал.
Обязанность пред ним склониться
пример Сам Вишну подавал.

Итак, Судьба распорядилась:
гирлянду Индра получил,
и милость на него пролилась,
но он ее не оценил.

Считая, что гирлянда – повод
служить, а дал ее вассал,
швырнул с презреньем дар на хобот,
а слон – к ногам, и растоптал!

Святые могут избежать
последствий совершенной кармы,
другим же надо пожинать
плоды греха и даже дхармы.

Да, оскорбление свершилось...
Мудрец смиренно промолчал.
Но в следствие, что так случилось,
внезапно Индра слабым стал.

Об этом   демоны   узнали.
Смекнув, что Индра ослабел,
они весь рай завоевали,
и каждый грабил, что хотел.

Да, кстати, демонами правит,
представьте, Господа слуга,
и Бали Махараджа славит
Шри Вишну мысленно всегда.

Вот потому – он сильный воин
и лично Индру победил.
Сидеть на троне тот достоин,
кто силу честью укрепил.



Нет славы, даже нет и дома
у проигравших бой богов.
Не пьют они напиток  сома,
Судьбы не избежать оков.

Все ж полубоги не смирились
и к Брахме, как всегда, идут.
С мольбою перед ним склонились,
как поступить совета ждут.

Брахмаджи, боль их понимая,
сказал, что лишь Господь спасет.
«К живущим милость проявляя,
лишь Вишну знает, что вас ждет»!

Господь сказал: «Вы притворитесь
бессмертными хотите стать.
Затем, с врагами примиритесь,
чтоб вместе океан пахтать».

На это боги удивленно
спросили Господа: «Зачем?
Когда пахтать? Иль в ночь иль денно?
И сколько нам пахтать? И  чем»?

Господь сказал: «Горой Мандарой
Молочный океан пахтайте.
Дождитесь амриты, как дара,
ее по капле выпивайте.

Для этого вы попросите
гору Мандару быть мутовкой.
Ее усиленно крутите
гигантским змеем, как веревкой.

Нектар бессмертия вернет
былую силу, славу, доблесть.
К победе хитрость приведет
и пусть не мучает вас совесть.

Еще должны остерегаться
даров, что будут появляться.
Не смейте ими привлекаться -
нектар, иначе, не дождаться.

Но должен вас предупредить:
вы амриту должны сберечь -
нектар лишь боги могут пить.
На этом Я закончу речь».

Да,  воле Бога все подвластны…
Враги на время примирились.
Бессмертными кто стать согласны,
трудиться вместе вдохновились.

Гора Мандара согласилась
мутовкой для пахтанья быть.
Но затруднение открылось:
не хватит сил ее тащить.

И не впервой богам молиться,
у Вишну помощи искать,
а демонам пришлось учиться
пред Богом голову склонять.

Шри Вишну – Он Господь и знает,
на самом деле что свершится
и тем быстрее помогает,
кто искренне решил взмолиться.




II.

Летит Шри Вишну на Гаруде,
держа Мандару за верхушку.
Мечтающие же о чуде,
бредут, взирая друг на дружку.

Их ждет тяжелая работа
Молочный океан пахтать,
но новая у них забота:
как на плаву гору держать?

Так соискателям нектара
вновь затруднение дается:
не плавает гора Мандара
и к Господу взывать придется.

И в это раз, всех удивляя,
Шри Вишну Черепахой стал,
Мандаре спину подставляя,
Себя прославить пожелал.

Когда Бог хочет поиграть,
не всем известно, что случиться.
Желая Курмадевой стать,
Он повод дал Им восхититься.

Змей Васуки быть согласился
веревкой для мутовки и
вокруг Мандары он обвился -
такой вот длинный Васуки!

Покрепче боги ухватились
за голову его тянуть,
но демоны вдруг возмутились:
ведь демонов не обмануть

несправедливостью такой -
хвоста держаться не хотят,
и, чтобы сохранить покой,
пришлось местами всех менять.

Вот закипело их старанье
Молочный океан пахтать.
Лишь так исполниться желанье
нектаром жизни обладать.

Поочередно змея тянут
за хвост, за голову «Эх! – Ах!»,
уверуя, что скоро станут
неисчисляемы в летах.

Но вскоре змей стал нагреваться
и изо рта дым повалил,
затем огонь стал вырываться
и демонов он опалил.

От жара демоны чернеют,
ожогами покрылись, но
протестовать еще не смеют
и тянут змея все равно.

Веревка-змей от долготренья
огня стал больше изрыгать,
и демоны, лишась  терпенья,
вскричали, что нет сил страдать!

Вновь полубоги обратились
к Шри Вишну змея охладить.
Внезапно тучи появились,
дождь благодатный начал лить.

Прервав работу, все вздохнули.
Затем, старанье продолжали,
но, видно, мало отдохнули,
гору все медленней вращали.

Решив помочь полубогам,
Господь, как Аджита, явился.
Представьте только, Вишну Сам
за Васуки хвост ухватился.

Взбивание быстрей пошло
и океан все ж разделился.
И что же там произошло?
О, первым яд вдруг появился!!!

И неизбежностью смертельной
яд кала-кута загрозил.
Спасти всех жителей Вселенной
у Шивы лишь хватило сил.

На океан Он бросил взгляд
и весь яд в каплю превратил,
(ведь Шиве не опасен яд)
и эту каплю проглотил.

Так просьбу Вишну выполняя,
смог Шива яд в Себя вобрать.
Так Вишну, подвиг прославляя,
стал Шиву Нила-кантхой звать.

Ш.

Желая амриту вручить,
как Дханватари Бог явился,
и чтобы ею наградить,
к ним подошел и удивился:

ведь демоны не могут ждать
и дар из Божьих рук украли,
и стали меж собой решать,
кому пить первым, но не знали,

что все за них уже решив,
Сам Вишну к спорщикам явился,
и образ женский применив,
в Мохини-мурти обратился...

Внезапно стихло пререканье.
Ее узрев, все онемели.
К ним шло Само Очарованье,
в мечтах увидеть что не смели.

Мохини-мурти им сказала:
«Героев видеть рада, но,
признаться, я не ожидала,
и, значит, так Судьбой дано».

И асуры Ей отвечали:
«Нектар бессмертия здесь есть.
Мы меж собой сейчас решали,
кому пить первым будет честь».

И каждый демон, возмечтав,
что девушка в него влюбиться,
решил, что мужем Ее став,
нектаром первый насладиться.

Так под влияньем  вожделенья
они Ей стали предлагать:
«Прими нелегкое решенье,
кому бессмертным первым стать»!

Прекраснейшая отвечала:
«Мой долг героям помогать,
но вот ошибкой бы не стало
Судьбу красавицам вручать».

Да, разум в плене обольщенья
плохой советчик в жизни и ,
не оценив предупрежденья,
вручили Ей нектар они.

Мохини-мурти согласилась,
сказав: «Должны Мне подчиниться».
Затем она распорядилась
богам и демонам садиться.

Как будто с этим соглашаясь,
не стали демоны ругаться,
а полубоги, ободряясь,
сигнала ждут начать сражаться.

( Еще мы можем рассказать,
как демон Рагху умудрился
всех обманув, бессмертным стать,
и средь богов сесть изловчился.

Он полубогом обернулся,
гирлянду свежую надел, -
как будто он в семью вернулся, -
и даже рядом с Индрой сел.

Вот Рагху каплю получил
нектара, что все так желали,
но не успел, не проглотил,
как Индра с Сурьей закричали:

«О, Вишну, вор здесь, помоги»!!!
и голова на землю пала.
С тех пор они всегда враги -
ведь голова бессмертной стала.

Планета Рагху всем мешает,
особенно на Солнце злится,
собою Солнце закрывает,
не хочет с участью смириться).

Итак, нектар из лучших рук
сейчас не демоны испили,
и избавление от мук
вначале боги получили.

Лишь боги амриту вкусили,
красавица исчезла и
во гневе демоны вскочили,
но поздно – слабые они.

К богам вернулась доблесть, сила -
легко  им демонов разить.
Так хитрость глупость победила
и некому здесь слезы лить.

IV.

Есть Гуру демонов, не став,
мириться с этим пораженьем,
тела всех демонов собрав,
их оживил своим уменьем.

Был первым к жизни возрожден
царь Бали – демонов властитель.
И хоть он Индрой был сражен,
урок извлек мудрец-воитель.

Пред Гурудевом он склонился,
прося принять свое служенье,
и с благодарностью молился
за столь чудесное спасенье.

Довольный Шукрачарья дал
ему свои благословенья
и вдохновленный Бали стал
искать возможность для служенья

и Шукрачарье и другим,
кто дважды в жизни смог родиться,
и Шукрачарья мог своим
учеником теперь гордиться.

Мы знаем, демоны живут
на нижних уровнях Вселенной.
Туда святые не идут -
у них нет вкуса к жизни бренной.

Но вскоре мудрецы узнали,
как служит брахманам царь Бали.
Потомки Бригу Муни   сами
к нему спуститься  пожелали.

Служа тем брахманам почтенным,
царь Бали святость подтвердил,
и поведением смиренным
достойно славу укрепил.

Потомки Бригу Муни стали
для Бали ягйи проводить.
Ему же брахма-теджас дали,
а это надо заслужить!

И взглядом Бали одобряя,
благословеньем одарили.
Довольные его смиреньем
и колесницей наградили,

вручили множество доспехов,
оружия и снаряженья
и, пожелав ему успехов,
вернулись в мир, где нет сраженья.

Реванша армия желает.
Кто смеет их остановить?
Безбожники, вот как бывает,
хотят вновь рай поработить.

V.

В небесном царстве было тихо,
царь Индра мирно отдыхал,
внезапно Бали, словно лихо,
сияющий пред Индрой встал.


И Бали было что сказать:
«Возмездия час наступил.
Тебя не буду убивать,
хоть ты обманом победил.

Не вижу смысла вам сражаться -
ты только посмотри на нас.
Я предлагаю вам убраться.
Отныне рай - , но не для вас.

И видя, как сияет Бали,
признал царь Индра пораженье.
Все боги тоже промолчали;
в глазах их было изумленье.


Опять нет славы, нет и дома
у опозоренных богов.
Им вновь не пить напиток сома -
Судьбы не избежать оков.


VI.

О, как была огорчена
Адити – мать полубогов.
Живет с надеждою она,
найти, кто помощь дать готов.

Как раз, аскезу завершив,
Кашьяпа Муни возвратился,
и, боль Адити ощутив,
к супруге мягко обратился:

«О, досточтимая жена,
твоя жизнь для меня бесценна.
Ты свету истины верна,
со мной всегда ты откровенна.

Довольна ли как наделил
тебя Господь мирским богатством?
А, может, кто-то оскорбил
тебя умышленным злорадством?

Адити отвечала так:
«О, муж великий, не молчи!
Есть Бали – демонов вожак.
Как свергнуть Бали научи!!!

Кашьяпа Муни отвечал,
Супругу верно понимая:
«Пусть тот, кто Вишну прославлял,
свою судьбу Ему вручая,

смиренно ягйю совершит
во исполнение желаний,
и страждущих освободит
от неизбежности страданий".

Адити, ягйю совершив,
Шри Вишну сердце покорила.
Он, милость на нее пролив,
пред ней явился, как просила.

Она взмолилась: «Дхармы Бог,
для преданных лишь ты защита.
Тебе подвластен жизни рок,
судьба живых Тебе открыта.

Прошу, спаси моих детей.
Верни полубогам их царство.
Прости виновных сыновей,
верни им славу и богатство.

Но, мой Господь, Ты понимаешь,
чужого горя не желаю.
Моих детей, хотя спасаешь,
за жизнь других я умоляю.

Детей сестры ты пожалей,
оставь им жизнь и наслаждений.
Ведь если будет горе ей,
то не стерпеть мне огорчений".

Довольный Вишну обещал
всех демонов в живых оставить,
а план Свой тонко подгадал,
чтоб Бали на века прославить.

Господь ее благословил.
Ведь Он – успехов всех причина.
Затем Кашьяпу вдохновил,
посредством мужа дав ей сына.

Как сын Адити Бог явился.
Он – карлик-брахман, Индры брат.
Так Тривикрама насладился,
стопой направив Бали в ад.


Примечания:

Гандхарвы — полубоги, певцы и музыканты на райских планетах.

Индра - полубог, царь райских планет (то что обычно называется Раем).

Дурваса Муни - мудрец, отшельник. Частичное воплощение Господа Шивы. Обычно легко приходит в состояние гнева, но удивительно, что в этот раз не наказал Индру силой своего могущества.


1. Дваждырожденный - первое рождение такой личности происходит после проведения родителями специального ритуала зачатия ребенка, именуемый "Гарбхадхана-самскара" - обряд очищения семени отца перед зачатием в лоне жены. (пост, очистительные мантры, немного ритуалов). Вторым рождением считается брахманическая инициация - посвящение в брахманы с вручением брахманического шнура и правом чтение Брахма-гаятри мантры.
Иными словами, оскорбление такой возвышенной личности очень опасно как для духовного здоровья, так, иногда, даже и для физического!

2. Карма - свершенные действия на основе религиозных Писаний. Закон кармы - справедливое воздаяние за  мысли и поступки, как в этом воплощении, так и в следующих. Викарма - действия, не на основе религиозных писаний, т.е. - атеистические, можно сказать - демонические. Угра-карма - последствия викармической деятельности, которые невозможно предотвратить: землетресения, цунами, ураганы, войны и т.п.


3. Дхарма - предписанные обязанности человека на основе религиозных Писаний.


4. "стал Шиву Нила-кантхой звать" - когда Господь Шива проглотил океан яда, уменьшенный до размеров капли, то Он задержал эту каплю в горле и там ее полностью растворил. После этого горло Господа Шивы посинело ( приобрело синий цвет). "Нила" - синий, "кантха" - горло. Следовательно: "Нила-кантха" - почетное имя Господа Шивы, означающее Синешеий (Тот, у которого горло синего цвета) - в честь Его подвига по спасению всей Вселенной.

5. "И в это раз, всех удивляя,
Шри Вишну Черепахой стал,
Мандаре спину подставляя,
Себя прославить пожелал" -  у Господа Вишну есть 10 регулярных воплощений на планете Земля в течение 4млн. 300 тыс. лет. Т.е. каждые 4млн. 300 тыс. лет.(и так 1000 раз подряд, потом перерыв и все заново) Господь Вишну в строгой последовательности проявляется на нашей планете в десяти особых формах. Итак, Форма гигантской Черепахи - Курмадев- вторая из десяти регулярных воплощений Господа Вишну.

6.Аджита - не регулярная форма (Инкарнация) Господа Вишну, в которой Он берет замуж Лакшми-деви. Хотя Лакшми-деви - вечная супруга Господа Нараяны, Вишну, но по сценарию игр Верховного Господа, Она появляется из Молочного океана при его пахтании.

Еще из Молочного океана после яда, выпитого Господом Шивой, появились:  небесная корова - Камадхену, которая была подарена полубогам Господом Вишну. Затем появился конь по имени Учашрава, её отдали Императору демонов Бали. После этого был Слон Айравата, которого отдали Индре. Пятым возник Каустубхамани - драгоценный камень, его взял сам Господь  Вишну. Божественное дерево с цветами, называемое Париджата (небесное дерево), было шестым подарком, и который Боги вернули на небеса. Седьмой появилась прекрасная дева по имени Рамбха, которая пожелала жить сперва на Земле, а затем на Небесах. Затем из воды появилась Шри Лакшми, Богиня изобилия. Между двумя сторонами разыгралась борьба, кому достанется этот подарок, но Шри Лакшми пожелала остаться со Шри Вишну (Аджитой).

7. Кашьяпа Муни - отец полубогов и демонов в нашей Вселенной. У него в женах две сестры: Адити - мать полубогов и Дити - мать демонов.

 8. "Стопой направив Бали в Ад" - Во Вселенной есть 14 уровней планетных систем. Земля находится в планетной системе на седьмом уровне, т.е. посередине. Кстати, именно из этого положения Земли и существует выражение "побывать на 7-м небе". Иными словами, чтобы попасть на высшую планету нашей Вселенной - Сварга-локу (Планету Господа Брахмы), надо пройти 7 небес.
Итак. Когда Бали Махарадж спросил у юного брахмана, в форме которого Шри Вишну пришел в гости к императору демонов, что Он хочет, то мальчик-брахман сказал: "Дай мне столько земли, сколько я пройду тремя шагами". Бали Махарадж согласился и тогда Шри Вишну, приняв Свою гигантскую форму, первым шагом покрыл всю Землю, вторым шагом Он перешагнул всю Вселенную и затем спросил у Бали Махараджа куда Ему сделать третий шаг.

Царь Бали подставил свою голову, т.к. другого места или земли,принадлежащих ему и  которые оставались бы во Вселенной в его собственности, уже не было. Наступив на голову Бали Махараджа, Господь Вишну вдавил его в землю, но сохранил ему жизнь. Сейчас Бали Махарадж управляет демонами на планетной системе Сутала, которая ниже Земли (находится на 9-м из 14-ти уровне). Дело в том, что планетные системы ниже Земли именуются демоническими и называются
Подземный Рай, хотя условно говорится, что  царь Бали был направлен в Ад.

Тривикрама - одно из имен Господа Вишну = Тот, Кто прошел всю Вселенную тремя шагами.